header left
header left mirrored

Тун Син: Происхождение

Происхождение (мира)

В библейской Книге Бытия рассказывается о сотворении мира.  Похожие истории можно найти у любого народа, ведь люди всегда стремились раскрыть тайну возникновения жизни и Вселенной. Приводимая ниже китайская версия повествует о создании мира Паньгу.

Вначале не было ничего, кроме одной первозданной, напоминавшей огромное куриное яйцо массы, в которой царил хаос, и вселенского принципа инь-ян, первопричины и духовной сути материи и жизни.  Именно силы инь и ян извлекли из хаоса творца Вселенной Паньгу.  На протяжении 18 000 лет Паньгу девять раз изменялся, и в то же время он титанически трудился.  Вместе со своими помощниками — драконом, черепахой, единорогом и фениксом — он лепил из первозданной массы Землю.  В процессе этого акта творения светлые и чистые элементы, соединившись, образовали звезды, Солнце и Луну, а темные и грязные элементы уплотнились в сгусток, превращенный Паньгу в Землю.

Земля и небо с каждым днем становились все больше.  Рос и сам Паньгу, пока не превратился наконец в гиганта.  По прошествии тысячи лет, когда небо достигло высочайшего предела, а земля прочно утвердилась на своей основе, Паньгу умер.  После его кончины тело Паньгу претерпело удивительные трансформации.  Его плоть превратилась в землю, кровь — в реки и озера.  Его дыхание стало ветром, капли пота — дождем, волосы стали растениями, левый глаз — Солнцем, а правый глаз — Луной.  Голос Паньгу обратился в гром.  Насекомые же, которые ползали по его телу, стали человеческими существами разных рас.

Китайские мыслители, и в особенности даосские философы, признают, что вселенский принцип инь-ян существовал всегда.  И этот принцип не только лежит в основе всей китайской философии, науки и медицины, но и пронизывает всю общественную и личную жизнь китайцев.

Однако, хотя легенда о Паньгу и может вызывать определенный интерес у китайского крестьянства, она, конечно же, никогда не воспринималась всерьез китайскими мудрецами.  Даосы не уподобляли людей богам и, тем более, богов людям, а все верования такого рода считали наивными или даже чрезмерно претенциозными.  Они никогда не придерживались взгляда на Вселенную как на мир, управляемый неким божеством, наделенным человеческими качествами.  У них были иные представления о вселенской гармонии.

Даосы тяготеют к здоровому агностицизму, «не обожествляя, но и не пренебрегая Небесами», по словам Конфуция.  Они считают, что природа сама себя создает, сама себя упорядочивает и имеет свое собственное духовное начало.  Любая сила и любое движение в природе есть проявление этой духовности.  Постижение природы и ее постоянной деятельности более полезно, чем стремление к познаниям, поскольку человек никогда не сможет обрести абсолютное знание.  И даже самые мудрые из нас вряд ли смогут раскрыть тайну происхождения Вселенной.  Хотя, возможно, у Вселенной и не было начала.  Если она развивается циклично, как утверждал Эйнштейн, у нее не может быть ни начала, ни конца.  Но как все есть на самом деле, мы не знаем, поскольку мы не обладаем всемогуществом и нам не дано постичь непостижимое.  Даосизм, возможно, является единственной религией, которая не опирается на слепую веру — враг разума.  Для мыслящих людей здесь есть над чем подумать.

К оглавлению

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования