header left
header left mirrored

Традиционные развлечения

Краткий очерк (АБИРУС, перевод)

Некоторые популярные развлечения

Театр теней (皮影戏 piyingxi)

Столь популярный драматический жанр театра теней или пьесы кожаных силуэтов берет свое начало в Поднебесной.

Как гласит легенда, император Уди пребывал в глубокой печали после смерти своей наложницы леди Ли. Чтобы помочь ему пережить утрату, придворный гадатель сделал деревянную куклу, полностью повторяющую фигуру леди Ли. Силуэт любимой на занавеске вселил в императора уверенность, что его навещал ее дух. Этот случай считают началом искусства театра теней.

Современные куклы для театра теней делают из кожи, т.к. она легче и удобнее в управлении. Вот как проходит изготовление кукол: ослиную или овчинную кожу, очищенную от волосяного покрова, чистят и подвергают химической обработке для придания ей необходимой прозрачности. Затем куски кожи покрывают тунговым маслом, сушат и вырезают фигурки персонажей пьес. Тело, голову и конечности куклы вырезают отдельно, затем скрепляют с помощью нитей, а в руках кукловода игрушки оживают, полностью повторяя движения человека. Затем кукол раскрашивают в разные цвета, обозначая их основные качества – доброту или злобу, красоту или уродство. Во время представлений куклы держат близко к белому экрану цветной стороной, освещая тыльную сторону ярким светом.

Кукловоды управляют разными частями тел кукол с помощью специальных спиц. Представление сопровождается музыкальным аккомпанементом и пением самих кукловодов. Некоторые пьесы иллюстрируют довольно драматические события. Что до героев сказок и историй в стиле кунфу, они часто выполняют необыкновенные трюки, например, катаются на облаке или демонстрируют чудеса боевого искусства, доставляя особое наслаждение детской аудитории.

Рост популярности театра теней начался еще с период династии Сун (960 – 1279 гг.), когда на празднествах устраивались многочисленные «теневые» представления. А в период династии Мин (1368 – 1644 гг.) в одном лишь Пекине насчитывалось до 50 трупп театра теней.

В 13 в. театр теней стал лучшим развлечением в юртах монгольских племен. Затем с их завоевательными походами этот вид искусства распространился на более отдаленные страны – Персию, Аравийский п-ов и Турцию. Позже театр теней также был представлен народам Юго-восточной Азии.

В Европу театр теней привезли французские миссионеры в 1767 г., устроив представления в Париже и Марселе, вызвавшие бурный восторг зрителей. Со временем ombres chinoises – «китайские тени» (фр.) прижились, приобрели местный колорит и стали ombres francaises – «французскими тенями» (фр.). В настоящее время более 20 стан мира имеют свои труппы театра кукол.

Заявления некоторых людей о том, что китайский театр теней положил начало киноискусству, несомненно, является преувеличением, однако пииньси бесспорно внес свой вклад в развитие индустрии развлечений. В наше время повсеместного распространения кино и телевидения, туристы по-прежнему желают видеть представления этого древнего драматического искусства.

Сами куклы доступны в продаже в сувенирных лавках станы.

Кукольный театр (木偶戏 muouxi)

Кукольный театр «куйлэйси» (кит. «марионетка, петрушка») более известен в Китае как «муоуси» (кит. «муоу» - «деревянная кукла»). Происхождение кукольного театра описано в традиционной песне: однажды князь Му государства Чжоу (ок. 10 в. до н.э.), возвращаясь с большой охоты в горах Куньлуна, увидел представление известного плотника Яньши – деревянные куклы собственного изготовления в руках мастера пели и плясали. Однако первое упоминание о муоуси как о самодостаточном виде развлечения датируется лишь династией Хань. Тем не менее возраст кукольного театра в Китае насчитывает по меньшей мере 2000 лет.

Так же, как и в большинстве других стран, китайские кукольные представления бывают 3 видов: куклы, управление которыми осуществляется с помощью специальных спиц-рычагов, марионеточные представления и куклы-перчатки. Самым распространенным видом кукольных представлений в Китае остается первый из вышеперечисленных. При этом рост кукол, как правило, не превышает метра в высоту, мастера делают их максимально «живыми». Кукловод поднимает куклу над собой, одной рукой управляя корпусом муоу, а другой – парой спиц, отвечающих за движения рук. Ноги кукол чаще всего остаются закрытыми.

От кукловода требуется особая сноровка при ведении куклы, т.к. ему необходимо держать неподвижном или перемещать по сцене предмет весом ок. 2-3 кг. Только так игра другими частями тела куклы будет достаточно убедительной.

Марионетки появляются перед аудиторией во весь рост. Голова, плечи, талия, руки и ноги куклы подвижны и управляются с помощью проволоки, тянущейся от каждой части тела куклы к единому мосту, скрытому от публики, с помощью которого кукловод и управляет ее движениями.

Куклы-перчатки или наручные куклы очень похожи на русского Петрушку, также именуются «куклы-мешки» в Китае. Они самые маленькие из 3-х видов кукол, в длину достигают ок. 20 см. Их наряды – маленькие мешочки, которые кукловод одевает на руку и управляет положением куклы и ее движениями.

Воздушный змей (风筝 fengzheng)

Китайский воздушный змей называют предшественником современного самолета. В выставочном зале Национального музея аэронавтики и космоса (Вашингтон, США), посвященном летательным аппаратам, находится памятная табличка следующего содержания: «Первыми летательными аппаратами стали китайские воздушные змеи и ракеты».

Но китайские фэнчжэн не только игрушки. Они внесли большой вклад в развитие науки и производства. В 1782 г. знаменитый американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин изучал грозу и молнию с помощью воздушных змеев, после чего изобрел молниеотвод. Многие рыбаки до сих пор закидывают приманку в море, используя воздушных змеев. А фотографы пользуются китайским изобретение для съемок с высоты птичьего полета.

Первые воздушные змеи в Китае были деревянными и назывались «муюань» - «деревянные змеи», их появление относят к периоду Воюющих государств (475-221 гг. до н.э.), т.е. как минимум 2000 лет назад. После изобретения бумаги, муюань превратились в чжиюань (кит. «чжи» - «бумага»).

В то время они служили военным целям. Согласно историческим записям, фэнчжэны были огромных размеров, а некоторые велики на столько, что выдерживали человеческий вес. На таких змеях разведчики поднимались в воздух и обозревали расположение вражеской армии. Кроме того их использовали для распространения листовок над ставкой врага. В древней работе «Записи удивительных событий» говорится, что когда Сяо Янь, император Уди (464 – 549 гг.) династии Лян, был окружен непокорными племенами под Хоу Цзин, сигнал о помощи он подал на воздушном змее.

В период династии Тан (618–907 гг.) к корпусам воздушных змеев стали прикреплять бамбуковые планки, которые в воздухе под порывами ветра начинали издавать мелодичный звон, похожий на звуки чжэна – традиционного струнного инструмента. С тех пор воздушных змеев в Китае принято называть «фэнчжэн» - «ветряной чжэн». В некоторых районах Поднебесной к ним принято прикреплять шелковые или резиновые полоски, чтобы заставить их «петь» в небе.

Во время правления последней династии Цин (1616-1911 гг.) люди верили, что отпущенный в небо змей заберет с собой все печали и невзгоды человека. И наоборот, поднявший потерянного другим человеком фэнчжэн возьмет на себя все его заботы и неприятности. Конечно, это всего лишь суеверие, но и в нем может содержаться рациональное зерно: подумайте, как полезно человеку с тяжелым грузом на душе, больному побыть на свежем воздухе, запуская змея в высь.

Некоторые предпочитают пускать фэньчжэн ночью. Они подвешивают в ряд фонарики с зажженными свечами, затем мерцающие в темном небе.

Существует 2 основных вида китайских воздушных змеев: со съемными крыльями и с крыльями, закрепленными на корпусе. Первые легко разбираются, хранятся и транспортируются в коробках, что делает их удачным подарком. Вторые лучше держатся в воздухе, поднимаются намного выше в небо. В соответствии с их дизайном и некоторым другим параметрам воздушных змеев подразделяют на более 300 видов, включающих человеческие фигуры, рыб, насекомых, птиц, животных и иероглифические надписи. Размер также может варьироваться от 304 м до 30 см в размахе крыльев.

Не каждому под силу смастерить хорошего воздушного змея. В первую очередь необходимо правильно подобрать вид бамбука для изготовления рамки. Для крупных фэнчжэн берут толстый и прочный бамбук, способный выдержать давление ветра. Для миниатюрных змеев чаще используют тонкие бамбуковые полоски.

Вторым шагом станет выбор покрытия для рамки. Как правило, это делают с помощью бумаги, однако змеи с шелковым покрытием более надежны и имеют более высокую художественную ценность.

На заключительном этапе обтяжку украшают росписями. При массовом производстве их печатают на бумаге до закрепления на рамке. Но в соответствии с традицией змеев расписывают уже после закрепления материала на рамке в ручную. Зачастую на поверхности змеев пишут пожелания удачи. Так, например, сосна и журавль символизируют долголетие; изображения летучих мышей и персиков служат пожеланиями доброй удачи и долгой жизни и т.п.

В 1983 г. в г. Тяньцзинь во время проведения крупномасштабных соревнований по запуску воздушных змеев группа рабочих Тяньцзниньского завода изобразительных искусств в составе 5-6 человек заставила плясать и виться в воздухе фэнчжэн в форме дракона, состоящего из сотен отсеков, в длину насчитывавшего сотни метров. Японский гость запустил воздушного змея длиной 300 м (270 отсеков). Эти, а также другие выступления привлекли всеобщее внимание и вызвали бурю аплодисментов.

Широкую известность получил ежегодный фестиваль воздушных змеев в пров. Шаньдун. Приобретя статус международного, этот фестиваль каждый год собирает участников из всех стран мира.

Не далее как два десятка лет назад был снят фильм «Воздушный змей», рассказывающий о укреплении франко-китайских отношений через «приключения» воздушного змея.

Хлопушки (鞭炮 bianpao)

Как известно, по праздникам и другим знаменательным случаям в Китае повсюду слышны залпы хлопушек.

Их называли по-разному в разные времена в разных частях страны. Изначально звуки рвущихся хлопушек должны были отпугивать диких животных, в том числе и мифического единорога Нянь, появлявшегося каждый год в конце зимы – начале весны и наводившего ужас на людей. Тогда еще не существовало пороха, поэтому китайцы поджигали сухие бамбуковые палки, издающие такой звук. Поэтому первые хлопушки прозвали «баочжу» - «трещащий бамбук», сохранившие это название до сих пор в некоторых книгах.

Совершенно случайно, имя волшебного единорога, появлявшегося ежегодно, стало обозначать «год». А традиция взрывать хлопушки в конце года закрепилась во всех частях страны. Ее начало было положено более 2000 лет назад.

После изобретения пороха, порожние бамбуковые палки стали заполнять им, что делало взрывы более громкими, а хлопушки стали называть «баочжан» - «взрывающиеся палочки». Этим именем их продолжают называть по сей день в некоторых районах Китая. Согласно книге «Происхождение вещей» (работа периода дин. Сун), впервые набить порожний бамбук порохом предложил Ма Цзюнь, живший в период Троецарствия (220 – 265 гг), т.е. ок. 1700 лет назад.

Дальнейшее развитие мастерства изготовления хлопушек привело к появлению первых бумажных свитков с порохом, дававших единственный взрыв. Затем появились хлопушки «двойного взрыва» - «эртицзяо», а также хлопушки, подвешенные рядами. «Двойные» хлопушки, с плотным бумажным корпусом, состоят из двух отсеков: взрыв 1-го запускал хлопушку высоко в воздух, а затем окрестности оглушал взрыв 2-го отделения петарды. В настоящее время продолжается совершенствование искусства фейерверка: добавляя различные вещества, хлопушки научились делать цветными, расцвечивающими вечернее небо миллионами ярких огней.

Пуски хлопушек по случаю Нового года, свадьбы, победы национальной сборной на международных соревнованиях стали излюбленным занятием детворы и юношества. По-видимому, китайская традиция фейерверков распространяется на все большее число наций, как цветные огоньки фейерверка разлетаются по небу.

Китайские шахматы (象棋 xiangqi)

Эта традиционная игра до сих пор популярно среди китайцев. Играющих в шахматы можно встретить повсюду: на заводах, в школах, деревнях и во дворах домов. Также часто в шахматы играют в парках и вдоль дорог. Как правило, вокруг игроков собирается толпа любопытствующих. Шахматная доска в китайских шахматах разделена 9 вертикальными линиями и 10 горизонтальными, которые образуют 90 пересечений. Среднюю линию называют «река Чу».

Участки на шахматной доске с диагональными линиями называются «Девять дворцов», где находится полководец и его гвардейцы.

Шахматные фигуры, в основном, делают из дерева. В китайских шахматах фигурки круглые. Всего насчитывается 32 фигурки, половина из которых – черные, а половина – красные. У каждого игрока есть полководец, два гвардейца, пары ферзей, пушек, лошадей, две колесницы и 5 солдат. Каждый игрок стремится уничтожить фигурки соперника и завладеть его полем. Если одна фигура оказывается в опасном положении, ее следует как можно скорее передвинуть в безопасную зону. Но если это невозможно, ей на помощь необходимо отправить другого «воина». Главной целью игры является захват армии соперника. Тот, кому это удалось, становится победителем.

Мацзян (麻将 majiang)

Мацзян в Китае имеет долгую историю. Так как в игре используются плиточки, похожие на домино, но с выгравированными китайскими значками и иероглифами, мацзян также называют игрой «по укладке кирпичей». Согласно легенде, мацзян изобрели китайские военные стратеги, которые использовали «кирпичи», чтобы воссоздать расположение войск во время битвы. Полный набор мацзяна состоит из 136 плиток: 36 с изображением черты (или бамбука), пронумерованных от 1 до 9 (каждого «числа» – по 4 штуки), 36 с кругом (или точкой), 36 с ломанной (или иероглифом), 12 наград (4 красных, 4 зеленых и 4 белых дракона) и 16 ветров (4 восточных, 4 южных, 4 западных и 4 северных). В основной набор не включаются 8 цветов, которые добавляют в середине игры.

Чертой обозначаются копья, точкой – щиты, а ломаной – войска. Ветрами обозначаются генералы войск в 4 позициях. Иероглифом «чжун» отмечен главнокомандующий, а «фа» - его адъютант. Белые плиточки используются для обозначения резервных сил. В игре участвует 4 человека, каждому из которых достается по 13 плиточек. Цель игры – собрать все комплекты плиток: победителем становится первый игрок, который заполучил 4 комплекта. Раньше в мацзян играли на деньги, теперь эта традиция сохранилась лишь в деревнях. В 20-е годы 20 века игра из Китая попала в страны Запада и Японию, где в наше время она пользуется огромной популярностью.

Облавные шашки (围棋 weiqi)

Родиной облавных шашек считается Китай. Возможно, их изобрели стратеги древности для военных целей. По-китайски облавные шашки называются «вэйци». Цель игры – участники должны захватить территорию на квадратной деревянной доске, занимая свободные точки своими шашками. Их история насчитывает более 4000 лет, но широкое распространение они получили лишь в период Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.). При династиях Суй и Тан (581-907) шашки попали и в Японию. В последние десятилетия, с развитием международных связей и культурного обмена, шашки распространились в Европе и Северной Америке. Сначала шашечная доска была поделена 11 вертикальными линиями (затем их число возросло до 15, 17, а, в конце концов, 19) и 19 горизонтальными, образующих 361 пересечение.

В игре принимают участие два человека: у одного – 181 черная шашка «ши» (камень), а у другого – 180 белых. Первый ход делает игрок с черными шашками (если игра ведется между равносильными игроками). Если кто-то слабее, а кто-то сильнее, то первым ходит игрок с белыми шашками. Игрок должен стремиться, чтобы число занятых окруженных точек было меньше шашек, которые были захвачены противником. 19-линейную доску можно часто встретить на традиционных китайских картинах эпохи Тан (618-907).

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования