header left
header left mirrored

Китайские художники - Ма Юань

Ма Юань

馬遠 (упрощ.кит. - 马远), Ма Яо-фу 馬遙父, прозвание Цинь-шань 欽山, «Гора Цинь». Точные данные жизни и смерти не установлены. Родился около  1170, г. Цяньтан 錢唐 (пригород совр. г. Ханчжоу 杭州, пров. Чжэцзян), - ок. 1240(по др.данным 1225 или 1227). Один из крупнейших живописцев эпохи Южная Сун (Нань Сун 南宋, 1127-1279), традиционно относимый к когорте Нань Сун сы цзя 南宋四家, «Четырех [великих] мастеров Южной Сун».
 
Ма Юань происходил из семьи потомственных художников, уроженцев северного Китая (совр. уезд Юнцзисянь 永濟縣 пров. Шаньси). Родоначальником этой художественной династии традиция называет Ма Бэня 馬賁 (вт. пол. XI – начало XII вв.), заслужившего у современников почетное прозвание «мастер изображений буддийских персонажей и лошадей» (фо сян ма цзя 佛像馬家) и, судя по сохранившимся названиям его произведений - «Бай лу ту» 百鹿圖 («Сто оленей»), «Бай юань ту» 百猿圖 («Сто обезьян»), «Бай янь ту» 百雁圖 («Сто гусей»), наиболее ярко проявившего себя в масштабных анималистических композициях. Придворными живописцами, дослужившимися до чина дай-чжао 待詔 («ожидающий императорских указаний») в Академии живописи (Хуа-юань), были также его дед Ма Синцзу, дядя Ма Гун-сянь, отец Ма ши-жун и старший брат Ма Куй. Нашествие чжурчжэней, частичное завоевание страны и гибель династии Северная Сун (960-1127) мало сказались на общественном положении семейства Ма: его члены перебрались вслед за двором на юго-восток Китая и обосновались в новой столице (г.Линьань, современный город Ханчжоу пров. Чжэцзян). Отец, дядя и старший брат Ма Юаня служили в южносунской Академии живописи, где, следуя семейным традициям, прошел обучение и Ма Юань, оставшись затем в ней работать. За годы службы он тоже поднялся по служебной лестнице до чина дай-чжао и получил немало высоких наград. Сохранилось около 90ь работ, включая свитки и альбомные листы, приписываемые художнику(часть из них признается безусловными подлинниками). Они представлены в музейных коллекциях Китая, Тайваня, Японии и западных стран, прежде всего в США (в т.ч. в Галерее Фрира, Вашингтон; Музее изящных искусств, Бостон).

В начале творческого пути Ма Юань откровенно следовал манере художников-академистов эпохи Северная Сун, прежде всего стилю своего учителя Ли Тана, отчего его ранним пейзажам, например, свитку «Сюэ шань ту» 雪山圖 («Заснеженные горы», 182х52,7 см, шелк, тушь, краски. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй), присущи величественность, сложность и многоплановость композиции, обусловленные наличием подвижной точки зрения.
 
Лучшее произведение Ма Юаня, вторящее работам Ли Тана, но в полной мере отмеченное авторским своеобразием и силой живописного дара, - свиток «Та гэ ту» 踏歌圖 («Пляски и песни», другой вариант перевода названия - «Песни в честь урожая», 192,5х111 см, шелк, тушь, краски. Национальный исторический музей, г. Пекин). Посвященный китайскому Новому году - Празднику весны (Чунь-цзе 春節), он воспроизводит величественный пейзаж с поросшими сосновым лесом горными пиками специфической «столбообразной» формы, которые словно упираются в небесные выси, теряясь в облаках. Передний план занимают огромные валуны и начинающие зеленеть деревья, отделенные от далей нежной, словно пропитанной весенним теплом, дымкой. В самом низу картины, на фоне валунов, изображены фигурки людей - участников народного гулянья, развернувшегося на горной дороге. Крохотные размеры фигур не помешали художнику точно воспроизвести внешний вид и движения персонажей. Особенно колоритно выглядит показанная в нижнем правом углу картины группа из четырех подвыпивших стариков, один из которых старается сохранять присутствие духа и упорно идет вперед, опираясь на короткий посох, тогда как трое остальных валятся с ног и с трудом делают каждый шаг, держась друг за друга. Масштабный контраст между размерами человеческих фигур и пейзажа, гротескность сцен крестьянского веселья, оттененная спокойным величием природы, выступают осознанными художественными приемами, позволившими мастеру подчеркнуть безличную власть мироздания в первых проявлениях наступающей весны и божественную красоту пробуждающейся природы. Хотя выполненный Ма Юанем ландшафт производит впечатление «сказочного» пейзажа, столбообразные пики имеют реальный прототип (например, в формах гор знаменитого массива Хуаншань 黃山, пров. Аньхой), свидетельствуя о том, что Ма Юань мог в этом случае  использовать не только традиционный художественный опыт и собственное воображение, но также и вправду увиденные им картины природы.
 
Постепенно все более важную роль в его творчестве стали играть изображения знакомых художнику мест: сохранились сведения, что им были созданы 10 видов озера Сиху 西湖 – одного из красивейших в Китае; на берегу Сиху располагалась столица империи Южная Сун. Вместе с тем, очевидно возрастающее влияние на Ма Юаня «южной» пейзажной школы (нань-цзун 南宗, в современной терминологии - наньфан-шаньшуй-хуапай  南方山水畫派, «южное пейзажное направление»), и непосредственно «туманно-облачного стиля» (юньу-яньай  雲霧煙靄) Ми Фу и Ми Ю-жэня, что особенно заметно в горизонтальном свитке «Сюэ ту» 雪圖 («Снег», шелк, тушь. Музей Гугун, г. Пекин). В нем следы кисти занимают малую часть художественного пространства, в эскизной технике рисуя берег с одинокими соснами и рыбачью лодку на переднем плане левой части свитка и сохраняя почти пустой остальную поверхность шелка, на которой легкими размывами передана туманная дымка и возникающие из нее вершины заснеженных гор.
 
«Пустотность» как художественный прием – «пассивный» способ изображения пространства, еще более полно обыгрывается в горизонтальном свитке «Хань цзян ду гоу ту» 寒江獨鉤圖 («Одинокий рыбак на замерзшей реке», шелк, тушь. Национальный музей, г. Токио), где показана только лодка с сидящим на корме рыбаком на фоне еле заметных размывов, которые намечают водную гладь, словно застывшую от морозного воздуха.
 
Хотя художественная индивидуальность Ма Юаня позволяла ему продуктивно обыгрывать возможности «туманно-облачного стиля», постепенно в его творчестве утвердились иная композиционная схема и определенный набор сюжетов и образов, сводящийся в основном к изображениям горы, сосен, нависших над обрывом, водного пространства, туманных далей и поникших над водой ветвей ивы, которые, правда, тоже имели аналоги в живописи его предшественников и современников, являясь авторскими находками лишь отчасти.
 
Дальнейшее развитие в его живописи получил также и сюжет «любования природой», опробованный Ли Таном. Акцентируя настроение уединенности созерцателя, Ма Юань заменяет пару друзей, типичную для картин Ли Тана, единичной мужской фигурой, показанной в обществе второстепенного персонажа, чаще всего мальчика-слуги, и превращает ее в доминирующий элемент композиции. Одновременно художник предельно сужает роль живописи как таковой, освобождая пространство, благодаря чему пейзаж превращается в камерную композицию из нескольких выразительных деталей, и настойчиво применяет ассиметричное диагональное построение сцены, усиливая роль фона и среды. С помощью этих приемов и мягкой, приглушенной колористической гаммы Ма Юань добивается впечатления пространственности, воздушности и лиричности картин. К числу наиболее известных его произведений, выполненных в такой манере, относятся вертикальный свиток «Юэ е ту» 月夜圖(«Лунная ночь», шелк, тушь, легкая подцветка. Музей Хаконэ, Япония) и альбомный лист «Шань цзин чунь син» 山徑春行 («Весенняя прогулка по горной тропе», другой вариант перевода названия - «Прогулка по пути весной», 27,3х43,1 см, шелк, тушь, легкая подцветка. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй). 
 
Картина «Лунная ночь», являясь аллюзией на тему, исключительно популярную в китайской поэзии. Она изображает поэта, созерцающего луну, фигура которого - полулежащего прямо на земле, у подножия небольшого холмика, вынесена на передний план. Справа от холмика виднеется крохотная фигурка мальчика-слуги. В левом углу картины смутно вырисовывается силуэт огромной скалы. От ее склона, словно врезаясь в ночное небо, протягиваются могучие, корявые ветви сосны. Всю остальную часть свитка занимает небо, опускающееся так низко, что, кажется, будто у самых ног поэта начинается бездонная пропасть. Композиция мастерски уравновешена линиями темных ветвей сосны, пересекающими свиток по диагонали, диском луны, висящим высоко в небе, и пологим холмиком, чернеющим внизу картины.
 
На альбомном листе «Весенняя прогулка» все изображения – ива с обнаженными, тонкими ветвями и стоящий рядом с ней на краю обрыва человек – поэт или философ – сосредоточены в левом углу картины, на фоне еле видных очертаний уходящих вдаль гор; справа – тоже едва намечена теряющаяся в дымке тропа. Свободное пространство в правой части листа удерживается резко прочерченной диагональю ивовой ветви, выделяющей по смыслу и композиционно   фигуру человека и изображение только что взлетевшей с дерева птицы.
 
Художественный потенциал, очевидный в последней вещи Ма Юаня, проявился в произведениях жанра «цветы и птицы» - хуа-няо (хуа) 華鳥 (畫), «живопись/изображения цветов и птиц» -   «классических» композициях, сводящихся к изображениям отдельных растений, например - тонко выписанной цветущей ветки абрикосового дерева в альбомном листе «И юнь сянь син» 倚雲仙杏 («Бессмертный абрикос, опирающийся на облака», 25,8 х 27,3, шелк, тушь, краски. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй). То же самое можно сказать о зарисовках, использующих элементы ландшафта в качестве фона, образцом которых выступает свиток «Мэй ши си фу ту» 梅石溪鳧圖 («Дикая слива, камни, ручей и утки», другой перевод названия - «Утки, скалы и мэйхуа», 173,9х98,8 см, шелк, тушь, краски. Музей Гугун, г. Пекин). Художественное пространство этого свитка, подобно пейзажным картинам, подчиняется диагональному построению. Правая часть заполнена изображениями валунов, на склонах которых растут сливовые деревья с причудливо изогнутыми стволами и ветвями; помещенное в центре дерево растет как бы «сверху вниз», и его ветви простираются над водной гладью, образуя основную диагональ свитка; левую часть занимает вода, а на переднем плане внизу картины плещутся утки с утятами, оживляя неподвижность деревьев и камней.
 
Ма Юань в совершенстве владел живописной техникой, свободно варьировал разные приемы, используя прозрачные размывки и капельный способ нанесения туши, а также линеарный рисунок, удерживающий всё богатство каллиграфической линии – плавной и округлой или, напротив, резкой, острой, изломанной, в чем  он считался непревзойденным мастером. Известно, что художник использовал жженую тушь в живописи скал и деревьев, изображая ветви и листья «сжатой» кистью, а для передачи фактуры горных пород применял специальные штрихи, наносимые разбавленной тушью. Рисуя одежду людей в альбомных листах и небольших свитках, он пользовался чёткими линиями «подобными мышиным хвостам» (жу шу вэй   如鼠尾), в картинах крупного формата обыгрывал потенциал мазков, нанесенных прозрачными красками. Эталонным для китайской живописи считается его способ изображения сосны – шоуин жу цюйте 瘦硬如屈鐵 («тонкое, но энергичное письмо, словно изогнутая железная [проволока]»), позволяющий показать сосны с жесткими, как будто металлическими, иглами. В этом случае Ма Юань обходился кистью с обрезанным концом (цзянь би  減筆, «усеченная кисть»). Его манера передачи стволов и ветвей деревьев, тоже получила специальное название секэ-яньдянь  斜科偃蹇 («система согнутых [стволов и ветвей]»). Сочетание этих оригинальных и виртуозных техник ввело Ма Юаня в круг основоположников особого живописно-каллиграфического направления – шуймо-цанцзин-пай  水墨蒼勁派 («школа/направление четко-кряжистого почерка»). Творчество Ма Юаня и его современника, другого прославленного живописца эпохи Южная Сун – Ся Гуя, еще при жизни этих художников было объявлено новым для национальной живописи направлением и высшим достижением станковой живописи эпохи, получившим название «стиль Ма-Ся» 馬夏.
 
Литература:
Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972; Виноградова Н. А Искусство Китая, Альбом. М., 1988; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Николаева Я. С. Художник, поэт, философ Ма Юань и его время. М., 1968; Осенмук В. В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж в период Южная Сун (XII-XIII века) в Китае. М., 2001; Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X - ХIII вв. М., 1976;  Дэн Бай, У Фу-чжи. Ма Юань юй Ся Гуй (Ма Юань и Ся Гуй). Шанхай, 1958; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 3. Пекин, 1986; Чжунго лидай хуйхуа. Гугун боугуань цзан хуацзи (История китайской живописи. Коллекция живописных произведений из собрания Музея Гугун). Т.3. Пекин, 1982; Cahill, J. The Arts of Southern Sung China. N.-Y.-Tokyo, 1962;  Loehr M. The Great Painters of China. Oxford, 1980; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 2-3. L., 1958; Sullivan M.The Ats of China. Berkly - Los Angeles – L. 1984.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 658-660.

Автор: Кравцова М.Е.


Ма Юань (ок. 1170-ок. 1240) 

Ни одна из популярных книг о классической китайской живописи не обходится без упоминания имени Ма Юаня с преувеличенными эпитетами типа "в творчестве Ма Юаня как в фокусе собрано все лучшее, чем была богата философская мысль и искусство средневекового Китая, десятки произведений Ма Юаня радуют зрителя и по сей день в государственных и частных собраниях земного шара". Все это так и не нуждается в опровержении, но уточнения все же уместны. Так, из 81-й картины, атрибутированных его именем большинством каталогов, больше половины (а именно 43) не сохранились или находятся неизвестно где; лишь 33 работы имеют подпись художника, а остальные приписываются ему по традиции на основании стилистических признаков. Причем среди этих произведений есть весьма отличные друг от друга по манере исполнения, по трактовке мотива и по качеству. Ряд имеющих подпись Ма Юаня свитков безусловно не может считаться его подлинными работами, ибо знаменитого мастера не обошли вниманием стервятники-имитаторы. А с другой стороны, достоверно известно, что сам Ма Юань в конце жизни подписывал свои картины именем сына — Ма Линя, желая повысить престиж уступавшего ему в дарованиях отпрыска. Этой цели он, кстати, достиг — в средневековой Японии, где Ма Юаня ценили очень высоко, его сына, согласно художественному трактату 15 века "Кундайкан саютёки", ставили еще выше. Таким образом, полную и безусловную характеристику творческой физиономии Ма Юаня выяснить нам не дано. Его путь мало документирован, хотя он всегда находился в центре художественного процесса своего времени. Ученые не пришли даже к единому мнению о точных датах его жизни, что, разумеется, не должно помешать нам почтить здесь его память.

Родился художник в Хэчжуне (провинция Шаньси) в семье профессионального живописца. Семейство Ма дало китайской истории искусства несколько мастеров живописи в пяти поколениях подряд — художниками был прадед Ма Юаня, дед, отец, дядя, старший брат и сын. Подобно им всем Ма Юань служил в Академии живописи при императорском дворе в должности официального художника. Уже в молодые годы он за талант и умение получил чин дайчжао ("ожидающий повелений"), а позднее ему был пожалован почетный пояс с золотой рыбкой.

Хотя за редкими исключениями картины Ма Юаня не датированы, в общих чертах можно проследить эволюции его стиля. Начал он всецело в традициях академической школы, ориентируясь на пейзажистов 11 -12 веков и особенно на творчество выдающегося мастера Ли Тана. Ряд его композиций отличается плотной заполненностью пространства картины, наличием многих планов, громоздящихся друг над другом и разделенных горизонтальными плоскостями воздушной дымки. Точка зрения в работах этого типа находится высоко над землей — словно на вершине крутой скалы. Такой взгляд с высоты птичьего полета позволяет развернуть широкую панораму гор, лесов и вод. Композиционное мастерство и уровень владения техникой кисти весьма высоки в работах традиционного, или типического, толка. Достижения китайской пейзажной живописи 10-12 веков, в которой изображение природы трактовалось в каждой картине как модель мироустройства, где в каждом конкретном мотиве был заложен космический формульный характер, — эти принципы были сполна усвоены Ма Юанем и доведены им до совершенства.

Но наиболее значительные произведения Ма Юаня выполнены в иной манере. Его новаторский вклад в пейзажную живопись заключался в создании новых композиционных приемов, повысивших лирическое начало картины и показавших новые отношения человека и природы. Изображения людей присутствуют практически во всех работах Ма Юаня. Однако в его традиционных композициях, полных космической мощи, возвышенной тишины и величественного покоя, люди вносят лишь какие-то частные акценты, пусть важные, но не основные. Философский смысл мироздания, раздумья о жизни выражались в эпических панорамных пейзажах, где основные слагаемые мира природы — горы и воды — говорили сами за себя. В работах другого, более позднего типа у Ма Юаня изменилось соотношение масштаба человеческой фигуры и окружающего ее пейзажа. Точка зрения художника резко снижается, в результате повышается горизонт и сильно ограничивается пространство. В поле обзора попадает лишь малая часть прежних панорамных видов — кусок горы, дерево. Деление на традиционные три плана исчезает, средний и дальний отсутствуют, а в ближнем появляется крупная фигура человека. Все это придает картине черты камерности.

Образцом такого стиля может служить картина "Ученый, созерцающий луну", хранящаяся в музее японского города Хаконэ. В пространстве вытянутого по вертикали свитка доминирует старая сосна, под которой полулежа задумчиво расположился ученый-поэт. Основанием служит часть крутой скалы, написанной резкими сочными штрихами. Все изображенное в картине сдвинуто в один угол, большую часть ее поверхности занимает не заполненный изображением фон. Подобная этой резкая асимметрия ранее была фактически неизвестна в китайской живописи, хотя отдельные элементы такой композиционной системы были еще в творчестве глубоко ценимого Ма Юанем Ли Тана. У Ма Юаня принцип асимметричного построения композиции достиг степени формообразующего приема. Недаром за его творчеством закрепилась характеристика "одноугольного стиля". Такая композиция, оставляя большую часть свитка свободной от изображения, наделяла пустое пространство особой значимостью. Противопоставленное заполненному, оно представало в качестве абсолютной реальности, вечной и неизменной, которая вмещает в себя временное и преходящее — людей, деревья и даже кажущиеся незыблемыми горы. Но люди приходят и уходят, деревья увядают, и горы в свой срок рассыпаются в пыль. Пустота маюаневских пейзажей оказывается, таким образом, воплощением вечности и неизменности бытия. Это на символическом уровне, а на художественно-выразительном обилие пустоты позволяет с особой наглядностью выявить неповторимость и красоту отдельных элементов природы. Укрупнение мотива дало возможность Ма Юаню подчеркнуть декоративное начало изображенных объектов. Ветви его сосен образуют сложную вязь разнонаправленных линий, прихотливо переплетаясь в подвижном музыкальном ритме. Лаконизм и экономия выразительных средств, экспрессивность разнообразных динамических мазков значительно отличаются от типических академических картин и тяготеют к принципиально иной стилистике — к живописи чаньских художников. Хотя Ма Юаня нельзя объединить с художниками-монахами школы чань, в его работах есть определенное созвучие их эстетической программе. Именно поэтому Ма Юаня очень любили в Японии. В отличие от Китая, где чаньская струя была лишь одной и при этом не главной в культуре, в Японии учение чань (в местном произношении дзэн) определило характер всей средневековой культуры. Японцы превозносили "одноугольный стиль" Ма Юаня и усиленно подражали ему. Интересно отметить, что когда стиль Ма Юаня через Японию стал в новое время широко известен на Западе, с подачи японцев он был сочтен типически китайским и наиболее характерным для сунских пейзажей. Но такое сложившееся в европейской науке мнение было глубоким заблуждением. Сами китайцы восприняли новации Ма Юаня отнюдь не однозначно положительно. Ценя его за умелые академические композиции и виртуозную технику, то есть за все типическое, китайские авторы порицали Ма Юаня за нетрадиционное и парадоксальное. Но масштаб его дарования никогда не подвергался сомнению. Многим его ближайшим потомкам он представлялся вознесшимся драконом живописи. В китайской диалектической картине мировой гармонии вознесшийся дракон олицетворял высший предел, выше которого подниматься было некуда, за вознесением неизбежно следовало падение. Такого апогея Ма Юань достиг в освоении поэтики классического академического панорамного пейзажа; исчерпав полностью заложенные в нем возможности, он почувствовал необходимость изменить манеру — и тем самым пал в невиданные и не всеми сразу одобренные парадоксы "одноугольного стиля".

Техника Ма Юаня всегда была предметом изучения и подражания. Всех поражало разнообразие его приемов, например, лишь в складках одежды он использовал до 18 типов штрихов. "Кисть его была строгой и твердой, — писали старые трактаты, — рисуя деревья и скалы, он пользовался жженой тушью, ветви и деревья он рисовал сжатой кистью, скалы делал острыми и угловатыми, с морщинами, подобными следам большого топора... Сосны он делал высокими и сильными, словно из железной проволоки. Иногда же рисовал кистью с обрезанным концом". Весьма виртуозно использовались Ма Юанем тональные размывы туши — особенно это видно в знаменитом свитке "Одинокий рыбак на зимнем озере" (Токио, Национальный музей). Мягкие и бледные штрихи на золотистом фоне тонко сбалансированы в негромкую симфонию, каждая нота-штрих которой гармонично вплетается в картину сосредоточенного медитативного покоя. Эта картина, может быть именно потому, что в ней меньше всего нарисовано, является наиболее полным и совершенным творением Ма Юаня. Ее можно назвать квинтэссенцией китайской средневековой духовности.

Евг.Штейнер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1990 год. М.: Советский художник, 1989. - http://www.art-100.ru/text.php?id_texts=3725

Ссылки

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования