header left
header left mirrored

К истории живописи

Дополнительная информация о китайской живописи

В тексте статьи частично содержится информация, которую читатель мог встретить в статье Китайская живопись (краткий очерк), изложенная другими словами и другим стилем, что однако не только не снижает информативную ценность, а наоборот помогает запомнить некоторые факты еще лучше.

Содержание статьи:

Традиционная китайская живопись (国画 guohua)

Традиционная китайская живопись не похожа на западную. Для написания картин в Китае используют бумагу «сюань» или шелк, китайские кисти, тушь и минеральные или растительные краски. Чтобы достичь успехов в этом виде искусства, необходимо долго и упорно тренироваться, пока рука не начнет чувствовать кисть, бумагу и тушь.

Прежде чем художник дотронется кистью до бумаги, он должен четко представить рисунок в голове и прочертить его в уме. А если он начал рисовать, то должен закончить картину в один подход, так как у него не будет возможности исправить неточные штрихи. Бумага «сюань», как было сказано выше, отлично подходит для живописи. Ее текстура позволяет кисти свободно двигаться на ней, делать некоторые штрихи темнее или светлее. Так на бумаге появляются человеческие фигуры, цветы, птицы, рыбы или насекомые.

Многие китайские художники в то же время были и поэтами, и каллиграфами. Поэтому на многих картинах можно увидеть начертанные стихи, сочиненные художником, и оттиски печати. Полученное творение обычно соединяет все четыре китайских искусства – поэзию, каллиграфию, живопись и гравировку печатей.

Китайскую живопись можно условно разделить на два направления: «сеи» (свободный стиль) и «гунби» (тонкий, детальный стиль). «Сеи» характеризуется простыми и широкими штрихами, с помощью которых создается общее подобие предмета. А в «гунби» работа кисти более мелкая и особое внимание придается деталям. Но, несмотря на использование различных техник, обе школы стремятся достичь одного результата – создать красоту.

Трудно сказать, как долго существует китайская живопись. Уже 5000-6000 лет назад горшки украшали изображениями растений, животных и других предметов, отражающих жизнь первобытного общества. Эти творения может считать и истоками китайской живописи. 2000 лет до н.э. Китай достиг этапа рабовладельческого строя. И хотя не осталось ни одной картины этого периода, можно говорить о существовании живописи и скульптуры, так как тогда была создана великолепная бронзовая культура, которая неотделима от этих видов искусств.

В 1949 году в гробнице эпохи Борющихся Царств (475-221 гг. до н.э.) было найдено шелковое полотно (30 см на 20 см) с изображениями людей, драконов и фениксов. Это самая ранняя картина на шелке, найденная в Китае. По ранним картинам можно утверждать, что древние китайцы уже были знакомы с кистью. Для картин этого периода характерны религиозные и мифологические мотивы.

Живопись на бумаге возникла значительно позже, так как от изобретения шелка до появления бумаги прошел длительный период. В 1964 году в гробнице эпохи династии Цзинь (265-420) в городе Астана, что в Синьцзяне, была обнаружена цветная картина на бумаге. На ней было изображено солнце, луна и созвездие Большой Медведицы, а под ними – владелец гробницы, сидящий со скрещенными ногами на кушетке с веером в руке. Это уникальный в Китае портрет феодального землевладельца (106.5 см на 47 см) на бумаге.

Оформление картин (装裱 zhuangbiao)

Традиционные китайские картины или работы каллиграфов нельзя просто повесить на стене, не оформив. Поэтому вслед за развитием китайского искусства появилось и художественное оформление картин. Процесс оформление, в двух словах, состоит из приклеивания грубой бумаги «сюань» с оборотной стороны картины. Это не только защищает картину от повреждений, но и улучшает внешний вид. Далее картину окаймляют дамастом (шелк с узорами) подходящего цвета. И, в конце концов, на оборотной стороне картины приклеивают еще один лист бумаги.

При оформлении вертикального свитка внизу прикреплялся деревянный валик. Если картину вывешивали, он служил грузом для фиксации ее на месте. Если требовалось перенести картину, ее сворачивали вокруг этого валика. Иногда валик с двух сторон украшали. А вверху приклеивали горизонтальную планку, к которой крепились шелковые ленты. С помощью них картину и вешали на стену.

Если с помощью качественного оформления, можно работу художника довести до совершенства, то некачественное оформление может все испортить. Пословица гласит: « 30 % успеха картина зависит от таланта художника, а 70 % - от работы оформителя». Хотя это, конечно, преувеличение, но доля истины в этом есть.

Китайские оформители украшают не только новые картины. Лучшие мастера заняты и заменой старой бумаги на древних полотнах. Работа реставраторов требует огромного мастерства и состоит из 12 этапов. Надо аккуратно убрать старую оклейку, подобрать новую, идентичную по цвету и текстуре, восстановить испорченные края картины. Только представьте насколько это трудоемкая работа.

Новогодние картинки (年画 nianhua)

Название говорит само за себя. В Китае существует традиция во время празднования Нового года (Праздника Весны) расклеивать картинки. О ней упоминается еще в исторических записках династии Сун (960-1279). Особенно эта традиция распространена в сельской местности, где перед праздником в каждом дворе наводят порядок и расклеивают картинки или фигурки, вырезанные из бумаги, на дверях, окнах, стенах и даже печах.

Традиционные новогодние картинки обычно были отпечатаны с помощью деревянных клише. Рисунок был простой, а краски – яркими. Процесс изготовления состоит из нескольких этапов: рисование и копирование, гравировка клише, печать, окрашивание и иногда оформление. Новогодние картинки являются особым направлением в традиционном народном искусстве, объединяя особенности печати и живописи.

Мотивы для новогодних картинок могли варьироваться: от пухлых младенцев до бога Долголетия, от пейзажей до птичек и цветов, от пастбищ весной до сбора урожая осенью. Картинки всегда символизировали удачу, процветание и исполнение желаний. Часто изображали журавля или персик (символы долголетия), сливу или пион (символы богатства и счастья). Самые популярные цвета – красный, зеленый, фиолетовый, желтый и черный. Чтобы удовлетворить спрос на картинки огромного крестьянского населения Китая, их производство существует во всех районах страны. Но ведущие производители расположены в деревнях Янлюцин около Тяньзиня, Таохуау около Сучжоу и Вэйфан в Шаньдуне.

Железные картины (铁画 tiehua)

Железные картины – уникальный вид искусства в Китае, это что-то среднее между живописью и скульптурой. Считается, что первая такая картина была создана кузнецом Тан Пэном, жившего в Уху, провинция Аньхуэй, в середине 17 века. Наковальня служила ему чернильницей, а молот был его кистью. Он из железной проволоки и планок выковывал картины, следуя традиционным принципам китайской живописи. Это искусство развивалось в течении 3 веков. Железные картины, как правило, черного цвета, удивительно смотрятся на светлой стене. Пейзажи, цветы и растения на железных картинах кажутся объемными.

Существует легенда, как Тан Тяньчи (Тан Пэн) озарила идея делать железные картины. По соседству с ним жил известный художник Сяо Юнь. И кузнец с талантом к живописи часто навещал его и наблюдал за его работой. Но художник лишь посмеивался над простаком. Это привело кузнеца в ярость, так что он решил создавать картины из железа.

Картины в табакерке (鼻烟壶内画 biyanhuneihua)

Табакерки были завезены в Китай итальянским иезуитом Маттео Риччи, который работал при пекинском дворе в 17 веке. Но живопись внутри табакерок является уникальным искусством, изобретенном именно в Китае. Существует легенда о происхождении искусства. При династии Цин один чиновник, пристрастившийся нюхать табак, остановился передохнуть в маленьком храме. Когда он достал свою хрустальную табакерку, то обнаружил, что она уже пустая. Тогда он попытался соскрести немного табачной пыли с внутренней стенки табакерки при помощи тонкой бамбуковой палочки. От чего на стенке остались царапины, видимые извне. Молодому монаху, наблюдавшему за происходящим, и пришла в голову идея рисовать внутри табакерок картины. Таким образом, и родилось новое искусство.

«Кисть», которой пользуются художники в наше время для рисования внутри табакерок, не слишком отличается от самой первой. Это тоненькая бамбуковая палочка, такая же тонкая как спичка, но значительно длиннее. Ее кончик похож на маленький крючок. Окунув в краску кончик в форме крючка, палочку вставляют в бутыль и рисуют ей на внутренней поверхности.

Это искусство достигло своего расцвета в конце правления династии Цин, в начале нового века. Скупщики антиквариата стала предлагать за табакерки с рисунками хорошие цены. Табакерки по размеру небольшие: 6-7 см в высоту и 4-5 см в ширину. Поэтому лишь немногие художники способны на столь ограниченной площади создавать картины с традиционными пейзажами, портретами, цветами и птицами, а также писать иероглифы. Знаменитый художник современности Лю Шоубэнь изобразил таким образом портреты 108 персонажей классического романа «Речные заводи» внутри одной табакерки.

Живопись танкха (唐卡 tangka)

«Танкха» - транслитерация тибетского слова, которым обозначают свитки картин на крашеной парче. Живопись «танкха» - это одна из роскошных жемчужин тибетского искусства наравне с тибетскими фресками. Длина «танкхи» около 1 м, хотя некоторые из картин достигают из нескольких десятков метров. За свою духовную ауру и уникальный художественный стиль к «танкха» в Тибете относятся как к драгоценности. Существует множество художественных мотивов, которые можно разделить на несколько категорий:

1) Школа «танкха» Махашанхика также как и это направление в буддизме особое внимание придает Сакьямуни, Майтрея и 18 архатам. Картины этой школы можно встретить во многих тибетских храмах.

2) Эзотерическая школа живописи отличается изображением фигур огромных размеров. Еще одна отличительная особенность – сплетение тел двух фигур.

3) Индийская школа «танкха». Здесь буддийских святых изображают с оголенными торсами, тонкими талиями и полными бедрами. Изображение лиц на картинах отличается спокойствием и мягкостью.

4) Школа Богинь отличается от ханьской традиции буддизма, практически лишенного буддийских богинь. Это школа исключительно занимается изображением богинь.

Кроме этих 4 категорий, существует множество других разновидностей «танкха», связанных с народными местными традициями и обычаями, тибетской медициной и историческими рассказами. Картины «танкха» вывешивали на стенах или хранили сложенными. Существует несколько видов «танкха»: на ткани, вышитые, гобелены на шелке, шитье золотом и мозаика из жемчужин. Подбитая вышивка - это настоящее произведение искусства. Для нее требуется сотни и даже тысячи лоскутков парчи. «Танкха» с жемчужной мозаикой является уникальной в мире и редко встречается.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования