header left
header left mirrored

"Китайская живопись - отражение истории"

Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн, Континентальное издательство Китая, 2001 г.

[3] Орудия труда художника и внешнее оформление картин

Традиционная китайская живопись отличается от западной, в частности, по применяемым художником орудиям труда и по способу внешнего оформления картин. Главные орудия труда, называемые в Китае "четырьмя сокровищами кабинета" - это бумага, кисть, тушь и тушечница.  Китайцы не используют грунтованный холст - обязательный атрибут масляной живописи.  В древности китайские художники писали на шелке, в силу его слабой водопроницаемости линии получались очень тонкими, а краски создавали яркий колорит.  В 13-14-м веке в провинции Аньхой была изобретена технология изготовления особого сорта бумаги - "сюаньчжи".  Постепенно "сюаньчжи" стала главным материалом для рисования. Изготавливается "сюаньчжи" из древесной коры и рисовой соломы по особой технологии.  Бумага эта имеет чистую поверхность, мягка по фактуре и стойка против вредителей - насекомых и плесени.  Картины на "сюаньчжи" хорошо сохраняются.  Благодаря хорошей водопроницаемости и восприимчивости к тушевому раствору бумага "сюаньчжи" позволяет получать в зависимости от приемов, к которым прибегают художники, целую гамму оттенков: от густокоричневого до светло-серого.

 

Китайские художники добиваются выразительности не с помощью таких приемов западной живописи, как изменение светотени, линейное перспективы и пропорций, а главным образом с помощью разнообразия линий, пятен и штрихов, наносимых тушью.  Говорят, что в изображении складок одежды, которую носили китайцы в старину, можно различить по меньшей мере 18 разновидностей линий.  С помощью разнообразных линий, пятен и штрихов художник добивается правдивой передачи фактуры объекта, создает пространственный эффект, передает состояние статичности или динамичности.  В этом фундаментальная специфика китайской живописи.  Что касается цветного колера, то в глазах китайских художников он играет лишь второстепенную роль по сравнению с ролью, которую играют линии. От художника требуется хорошее владение темпом и ритмом движения кисти, умение очень точно выбрать нужную силу нажима.  Кисть, употребляемая китайцами для письма и рисования, имеет бамбуковый или деревянный стержень, на конце которого укреплен пучок волосков из животного меха.  Кисть должна быть мягкой и упругой.  Такая кисть позволяет получать широкую гамму различающихся по интенсивности линий и пятен: они могут быть мощными и легкими, широкими и тонкими, резкими и слегка обозначенными.  Особый эффект достигается приемом, когда художник внезапно делает паузу, а вслед за тем делает кистью как бы движение вспять.  Говоря о виртуозности художника, люди часто применяют эпитет "волшебная кисть".  Действительно, делая, казалось бы, незамысловатые движения, художник создает удивительные художественный образы, передает свои чувства и настроение. 

 

Картина-свиток

Отличается китайская живопись от западной и по способу внешнего оформления картин.  Если на Западе принято заключать картины в багетные рамки, то китайцы наклеивают свои картины на плотный лист бумаги, оставляя по бокам довольно широкие обрамляющие полосы, иногда обклеенные шелком.  По способу внешнего оформления различают три вида картин: вертикальный свиток, горизонтальный свиток-рулон и плоские картины, сброшюрованные в альбом.  Картина в форме вертикального свитка обычно вешается на стену или укрепляется на створке ширмы; горизонтальный свиток свертывается в рулон, а рассматривается путем постепенного разворачивания, причем смотреть картину надо слева направо.  Для лучшей сохранности свернутая в рулон картина помещается в специальный футляр.  Наконец, картина может быть оформлена в виде листа небольшого формата, несколько картин объединяются в альбом.  До нас дошли в хорошем состоянии картины-свитки тысячелетней давности, что свидетельствует о высокой эффективности описанного способа внешнего оформления.  К тому же в случае возникновения порчи от насекомых или плесени картину можно оформить заново.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования