header left
header left mirrored

"Китайская живопись - отражение истории"

Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн, Континентальное издательство Китая, 2001 г.

[5 Картины на историческую тему

Живопись как иллюстрация истории

В Китае, как и в других странах, художники нередко запечатлевали в своих работах конкретные исторические события.  По историческим полотнам люди последующих поколений знакомятся с обликом удаленных эпох, образом жизни, чертами быта и географической средой.  Ведь любому, даже очень хорошему художнику более поздней эпохи труднее воспроизвести этот облик прошлого, чем тем, кто был ее очевидцем.  В Китае, где на протяжении нескольких тысячелетий господствовал феодальный строй, тематика исторической живописи, как правило, была тесно связана с жизнью императорского двора.  Для того, чтобы запечатлеть для потомков жизнь и деятельность императора, во время всех важных мероприятий приглашались не только летописцы, но и художники, в обязанность которых входило увековечить в художественных образах происходящее.

Янь Либэнь

Автором картины "Императорский паланкин" является известный древнекитайский художник Янь Либэнь, живший в Танскую эпоху (618-907).  Точные данные его жизни неизвестны, но судя по имеющимся документальным данным он жил в период правления Ли Шиминя (императора Тай-цзун) (627-649).  Отец и старший брат Янь Либэня были придворными художниками.  Юный Янь Либэнь вырос в атмосфере искусства, а после смерти брата занял его должность при императорском дворе.  Когда Ли Шиминь еще не был возведен на престол, в 626 году он велел Янь Либэню написать портреты своих 18 сподвижников, которые позднее помогли ему занять престол.  В 643 году, уже став императором, Ли Шиминь приказал Янь Либэню написать портреты 20 заслуженных сановников и военачальников.  Портреты были вывешены в одном из павильонов императорского дворца - "Линъяньгэ", и о них стали говорить как о "портретной галерее Линъяньгэ".

Чжоу Вэньцзюй (Х.в). Игра в шахматы на фоне ширм.

Эпоха пяти династий. Шелк

Но хотя Янь Либэнь был человеком широкой эрудиции и занимал видную официальную должность при дворе, однако в глазах императора он мало чем отличался от рядового чиновника.  Рассказывают, что однажды гуляя со свитой в саду, император обратил внимание на диковинных водоплавающих птиц, резвившихся в пруду.  Обратившись к сопровождающим, император приказал позвать Янь Либэня и велеть ему зарисовать красивых птиц, а присутствовавшему тут же поэту велел написать экспромтом подходящие к случаю стихи.  Еще не успев перевести дух от быстрой ходьбы, Янь Либэнь на глазах императора и его свиты тут же на берегу пруда принялся рисовать.  Этот эпизод заставил Янь Либэня остро почувствовать свое подневольное положение при дворе.  Вернувшись домой, он с горечью сказал сыну: "С детства я проштудировал массу книг, а нынче в глазах людей я всего-навсего художник, работа моя - прислуживать господину, то и дело приходится терпеть унижение.  Так что ты-то уж не готовься стать художником".

Картина "Императорский паланкин"

Картина "Императорский паланкин" (музей "Гугун" в Пекине) принадлежит кисти Янь Либэня.  На картине запечатлено событие важного исторического значения.  Тогда к западу от Танской империи поднялось государство Туфань (Тибет).  Желая укрепить свое положение, туфаньский царь Сронгцзамбо в 634 году направил послов ко двору танского императора с просьбой заключить матримониальный союз, а для этого выдать за туфаньского царя одну из принцесс императорской фамилии Тан.  Император Тай-Цзун благосклонно отнесся к предложению туфаньского царя и велел выдать за него принцессу Вэньчэн.  Весной 641 года в танскую столицу - Чанъань за принцессой Вэньчэн прибыл посол туфаньского царя - Лу Дунцзян.  Среди приданного невесты были трактаты по науке и технике, кроме того, вместе с ней в Туфань отправились кое-кто из ремесленников.  Они познакомили тибетцев с разного рода ремеслами, что способствовало хозяйственному и культурному развитию края. Картина "Императорский паланкин" запечатлела момент, когда император Тай-цзун в своем дворце принимает туфаньских послов.  Всего на картине изображены 13 персонажей.  Справа в паланкине, поддерживаемом шестью служанками, восседает Тай-цзун, рядом стоит три служанки, держа в руках опахало и балдахин.  В центре группы из трех мужчин, явившихся на аудиенцию, туфаньский посол Лу Дунцзян, чей наряд явно выдает в нем чужеземца, справа от него в яркокрасном одеянии - чиновник танского протокольного отдела, слева в белой одежде - чиновник по внутридворцовым делам.  Художник постарался передать в образе Тай-цзуна, слывшего священным правителем, не только державность, но и щедрость натуры.

Янь Либэнь. Тибетские (или Согдианские) посланники

перед Танским императором

Выражение на лицах чиновников по протокольным и внутридвороцвым делам серьезное, отвечающее торжественности момента; на лице у туфаньского посла, помимо почтительности, проступает и некоторое заискивание.  Зато служанки, привыкшие сопровождать императора в его приемах, держатся непринужденно и даже тихонько переговариваются друг с другом.  Словом, все персонажи изображены с выражением, соответствующим событию, что придает картине жизненность и реалистичность.  То, как решены статичность и динамика, то, как умело построена композиция, расположены персонажи и распределены световые оттенки, свидетельствует о высоком мастерстве художника.  Резонно предположить, что Янь Либэнь самолично присутствовал на описанной церемонии, что помогло ему достоверно изобразить происходившее.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования