header left
header left mirrored

"Китайская живопись - отражение истории"

Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн, Континентальное издательство Китая, 2001 г.

[12] Символика цветов и птиц

Цветы и птицы как аллегорические символы

Цветы и птицы - традиционная тема китайской живописи.  Но в глазах китайских художников цветы и птицы - это не просто предмет любования, но и аллегорические символы.  Исходя из традиционного представления о "гармонии человека и природы" и подметив особенности некоторых видов фауны и флоры, китайские художники персонифицировали их, наделили человеческими качествами.  Так, например, сосна олицетворяет долголетие, цветы сливы - умение стойко переносить невзгоды и чистоту помыслов, пышные цветы пионов - богатство и роскошь, бамбук - непреклонность и моральную стойкость, олень-марал - удачную карьеру и связанное с ней благополучие и т.д.  Имея в виду связанную с отдельными представителями фауны и флоры символику, художник изображает их для того, чтобы через эту символику передать свою нравственную позицию либо пожелание. Таким образом картины на тему "цветы и птицы" почти всегда наполнены скрытым идейно-эмоциональным смыслом.

Вэнь Тун. Бамбук. Свиток. Шелк.

Особенно популярными являются такие растения, как цветущая слива, орхидея, бамбук и хризантема.  Они получили название "четырех благородных мужей".  В этих растениях ценятся несгибаемость, прямота стебля, стойкость к морозу, тонкий аромат.  Художники многих поколений изображали эти четыре вида растения на своих полотнах.

"Деревенская слива" - картина Ян Уцзю

Цветущая слива "мэй" - излюбленная тема китайских художников.  Ее высоко ценят за стойкость к неблагоприятным условиям - как известно слива распускается раньше других цветов, когда еще стоят мороза, за чистоту цветков, отличающихся неброской красотой и тонким ароматом, что ассоциируется с такими человеческими качествами, как чистота помыслов и скромность при наличии внутренних благородных черт характера.

Ян Уцзю. Распустились цветы (фрагмент). Шелк.

Разумеется, разные художники изображают сливу по-разному.  Прежде всего различают картины с изображением "деревенской сливы" и картины с изображением "дворцовой сливы".  Одним из мастеров "деревенской сливы" был художник Ян Уцзю (1097-1169) по прозвищу "житель Цзыяна".  Хотя он и не занимал официального служебного поста, но был человеком хорошо образованным и высоконравственным.   В то время большое влияние при дворе обрел премьер-министр Цинь Хой (1090-1155), проводивший капитулянтскую политику в отношении цзинов.  Он покрыл себя позорной славой за то, что оклеветал и погубил известного военачальника - героя в антицзиньской войне - Юе Фэя (1103-1142).  Прослышав о таланте Ян Уцзю, Цинь Хой трижды обращался к нему с предложением занять подле себя место советника, но каждый раз получал отказ.  Человек высокой нравственности, Ян Уцзю предпочел жизнь отшельника, но решительно отказался служить одиозному правителю.  Как-то Цинь Хой увидел картину кисти Ян Уцзю, изображавшую цветы сливы.  Картина ему явно не понравилась. "Деревенщина", - сказал он презрительно.  Когда об этом рассказали Ян Уцзю, он нарочно сделал на картине подпись: "Деревенская слива", выразив таким образом, что принимает прозвище, данное ему императором и в то же время отнюдь не считает это прозвище позорным. В этом поступке, требовавшем известной смелости, сказался независимый характер художника.

Картина Ян Уцзю "Слива под снегом"

Картина-свиток "Слива под снегом" (музей "Гугун") заслужено считается выдающимся произведением Ян Уцзю.  Мы видим на картине падающий снег и уже расцветшую сливу, а рядом бамбук.  Нарочито грубыми мазками нарисован ствол сливы, оставленные белыми пятна создают эффект корявости ствола; цветки сливы изображены легкими касаниями кисти, причем очень нежно выглядят тычинки, рисуя бамбук, художник затушевал лишь половинки листьев, оставив другие половинки белыми - получились хлопья снега.  Все полотно заретушировано слабым раствором туши, исключение составляют места, где "лежит" снег.  На зрителя так и веет пронизывающим холодом.

Ян Уцзю. Цветущая слива. Шелк.

Для непосвященного зрителя на картине изображен прелестный уголок природы, а для китайцев в ней содержится глубокий аллегорический смысл.  Как мы уже упоминали выше, слива, распускающаяся ранней весной, когда еще случаются заморозки, символизирует стойкость к неблагоприятным условиям.  А бамбук с его гибким и прочным стеблем олицетворяет несгибаемость и сильный характер.  Художник использовал эту символику для выражения своей жизненной позиции, провозгласив свою решимость не сгибаться под нажимом со стороны Цинь Хоя.  Такой прием весьма популярен в китайской живописи.

Еще несколько слов о бамбуке.  Персонифицируя бамбук, китайцы используют игру слов: дело в том, что иероглиф, обозначающий коленце бамбука - "цзе" имеет то же звучание и написание, что и иероглиф "цзе", означающий нравственный устой.  Поэтому к изображению бамбука китайский художники прибегают в тех случаях, когда хотят подчеркнуть важность соблюдения высоконравственных устоев, будь то в политике или в быту.  Человек, не сохранивший нравственные устои "цзе", не может считаться благородным мужем и достоин осмеяния.

Ло Пинь. Бамбук и камни. Свиток. Бумага.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования