header left
header left mirrored

"Китайская живопись - отражение истории"

Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн, Континентальное издательство Китая, 2001 г.

[18] Художник по прозвищу "Человек см горы Бада"

Тогда как двое из "четырех монахов" - Хун Жэнь и Кунь Цань, о которых мы рассказали выше, происходили из низов, двое других - Чжу Да и Ши Тао были, как говорится, из "голубых кровей".  Чжу Да (1626-1705) по прозвищу "бада Шаньжэнь" (человек с горы Бада) был отпрыском императорской фамилии.  Детство его прошло в провинции Цзянси в атмосфере благополучия и комфорта.  Когда же ему минуло 19 лет, в стране началась смута, вызванная нашествием маньчжуров.

В юности Чжу Да проявил незаурядные способности, наделенный чувством юмора, он порой удачной остротой привлекал к себе внимание присутствующих.  С установлением господства Цинов в социальном и материальном положении семьи произошли резкие перемены, что вызвало в душе молодого Чжу Да чувство горечи и протеста.  Он написал на воротах своего дома иероглиф "немота" и стал отказываться от речи в присутствии посетителей, отвечая на вопросы лишь кивком головы либо жестом.  Так в молчании провел он более десяти лет, а потом покинул дом и укрылся в монастыре близ Наньчана, где принял постриг.  В монастыре он выполнял работу проповедника буддийского учения, число его слушателей доходило до ста.

Чжу Да

Одно время с ним случались припадки внезапного смеха или слез, а то он пускался в дикий танец, распевая во все горло - сковывавшее его нервное напряжение требовало выхода.  Но с возрастом он стал спокойнее, большую часть времени посвящал живописи и каллиграфии.  Свои работы он подписывал "человек с горы Бада", что в завуалированной форме обозначало его фамильный иероглиф "Чжу".  Иногда он выстраивал иероглифы так, что они складывались в идеограмму "смех" или "плач".  Таким образом, он выражал свое душевное состояние, когда не знаешь, что лучше: плакать или смеяться.  Интересно, что одна из его печатей при внимательном рассмотрении представляла собой дату 19 число 3-го месяца, в тот день на горе Мэйшань в Пекине повесился последний минский император. 

Из-под кисти Чжу Да вышло немало картин на темы "цветы и птицы", "горы и воды".  Стиль его отличается лаконизмом, что, однако, не мешало автору добиваться передачи глубокого содержания.  Для животных - птиц и рыб - на его картинах характерно явно недовольное выражение, которое прежде всего передавалось выражением глаз.  Одной из известных картин художника является свиток "Цветы на реке" (Тяньцзиньский художественный музей).

Юань Цзи (Чжу Жоцзи)

Так же, как и Чжу Да, Юань Цзи (1642-1707) (в миру Чжу Жоцзи) был отпрыском императорского рода.  Но поскольку в момент смены династий он был еще слишком юн чтобы понять смысл происходящего, установление господства маньчжуров не вызвало у него столь сильной реакции, как это имело место в случае Чжу Да.  Когда был свергнут последний минский император, семья Чжу Жоцзи жила в Цюаньчжоу (Гуанси), его отец, мечтавший о восстановлении минского господства, провозгласил себя "государственным регентом", однако вскоре был убит в ходе борьбы за власть.  5-летнего Чжу Жоцзи спас от гибели один из слуг, тайно вывезший мальчика из усадьбы.  В молодости Чжу Жоцзи постригся в монахи (взяв имя Юань Цзи), совершил паломничество на знаменитые "святые" горы - Лушань, Хуаншань и др., жил в Сюаньчэне (Аньхой), Цзяннине (Нанкин) и Янчжоу (Цзянсу).

Юань Цзи. Пейзаж.

По мере того, как укреплялось господство Цинов, настроение национальной неприязни к новым правителям среди китайской интеллигенции ослабло.  Когда цинский император Канси (1662-1722), совершая поездку по Южному Китая, прибыл в Янчжоу, Юань Цзи был числе именитых граждан города, вышедших для встречи императорского поезда.  В память об этом событии он написал стихотворение, в котором выразил свои верноподданнические чувства к императору.  В 29-й год правления Канси (1690) по приглашению высокопоставленного маньчжурского военачальника Борду Юань Цзи совершил поездку в Пекин.  Втайне он лелеял мысль, что его как выходца из императорского рода назначат на какой-нибудь пост при дворе, но мечтам его не суждено было осуществиться.  Умер он в Янчжоу.

Юань Цзи. Пейзаж.

Пейзажные картины Юань Цзи отличаются вольной манерой, так как ему важно было передать душевное настроение.  Такая манера оказала глубокое влияние на художников последующих поколений, в частности на творчество "восьми янчжоуских оригиналов".  Юань Цзи ратовал за то, чтобы на основе натурных рисунков горных пиков, известных своими причудливыми очертаниями, составить сборник эскизов для начинающих художников.  Этот призыв был направлен против застойной тенденции, обозначившейся на рубеже династий Мин и Цин, когда немало художников писали как по одному трафарету, избегая новшеств.

Юань Цзи. Осень в Хуайне.

Свиток "Осень в Хуайне" (Нанкинский музей) кисти Юань Цзи изображает равнину в северном предместье Янчжоу.  Участок городской стены отделяет городскую территорию от окрестности, где видна речка, поросшая тростником.  На территории города видны неровные ряды строений, да редкие деревья.  Речка за городской стеной делает зигзаг, близ камышовых зарослей лодка, хозяин которой занят рыбной ловлей.  Техника рисования свидетельствует о верности художника традиции, и в то же время о его нежелании слепо следовать ей.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования