[21] Шанхай - город живописи позднецинского периода |
---|
Возрастание роли Шанхая и формирование шанхайской живописной школы
До 40-х годов 19-го века Шанхай был всего-навсего захолустным рыбачьим поселком, не игравшим сколько-нибудь значительной роли в экономике Южного Китая. Подъем Шанхая связан и объявлением его "открытым портом" в соответствии с Нанкинским договором, подписанным в 1842 году правительствами Китая и Британии. За несколько десятилетий Шанхай превратился в крупный торговый порт. С активизацией хозяйственной и торговой деятельности возросла роль Шанхай и как культурного центра. Здесь подвизались многочисленные деятели искусства, в частности художники, постепенно Шанхай стал важным городом живописи, затмившим Янчжоу.
Стремительный рост Шанхая сопровождался притоком в город мигрантов из окрестностей и других районов страны, которые составили разночинную прослойку, чьи вкусы резко отличались от утонченных вкусов интеллигентной элиты. Стали цениться картины, написанные в доступной, реалистичной манере и привлекающие яркостью красок. Изменили свой стиль и художники, идя навстречу требованию рынка на художественную продукцию. Эти художники составили "шанхайскую школу".
Художник Сюй Гу
Сюй Гу (он же Чжу Сюйбай) (1824-1896) родился в Шэсяне (пров. Аньхой), жил в Янчжоу. В молодости служил в цинской армии, потом постригся в монахи, взяв имя Сюй Гу. Одно время он вел жизнь бродячего художника, побывал в Сучжоу, Шанхае и других местах, где прямо на улице принимался рисовать картины экспромтом, и на них тут же находились покупатели. Писал он на темы "цветы", "птицы", портреты, пейзажи.
Написанные им в несколько гротескной манере журавли, белки и рыбы выглядели живо и пользовались большим успехом у зрителя. Портреты кисти Сюй Гу не только передавали внешнее сходство, но и верно подмечали душевное состояние персонажа. Широта тематики была необходимым атрибутом художников шанхайской школы, работавших главным образом на нужды рынка.
Жэнь Сюн, Жэнь Сюнь и Жэнь Юй
Жэнь Сюн и Жэнь Сюнь были родными братьями, а Жэнь Юй - сын Жэнь Сюна.
Жэнь Сюн (он же Жэнь Вэйчан, 1823-1857) родился в Сяошане (пров. Чжэцзян) в бедной крестьянской семье. В детстве он потерял отца. Юношей Жэнь Сюн полюбил рисование и проявил большое упорство в овладении техникой живописи. Он учился у Чэнь Хуншоу, который жил в одном с ним селе, и овладел мастерством четких и сильных линий. Тематика его работ включает человеческие персонажи, пейзаж, цветы и птиц. По его "Автопортрету" (музей "Гугун"), нетрудно составить представление о настроении художника, резко недовольного общественными нравами. Зато его картины о цветах и птицах проникнуты оптимизмом и жизнелюбием. Кроме того, Жэнь Сюн сделал немало рисунков для гравюр-иллюстраций к известным романам и повестям.
Жэнь Сюнь (1835-1893), младший брат Жэнь Сюна, был намного моложе. Когда его брат умер, Жэнь Сюню было всего 13 лет. В молодости Жэнь Сюнь был бродячим художником, побывал в Ханчжоу, Сучжоу, Шанхае, где жил за счет продажи своих картин. Наиболее продолжительное время он жил в Сучжоу. Тематика Жэнь Сюня разнообразна: цветы, животные, пейзажи, портреты.
Жэнь Юй (Жэнь Лифань, 1854-1901) был старшим сыном Жэнь Сюна, писал на разные темы, но по уровню мастерства уступает отцу и дяде.
Жэнь Бонянь
Жэнь Бонянь (истинное имя Жэнь И, 1840-1895) родился в Шаньине (Шаосин, пров. Чжэцзян). Отец был художником-портретистом. В молодости Жэнь И учился живописи в Сучжоу у Жэнь Сюня, позже переехал в Шанхай, где учился технике эскиза и моментальных зарисовок у Лю Дэчжая - сотрудника художественного отдела типографии при католическом соборе в районе Сюйцзяхой. В Шанхае, Сучжоу и Ханчжоу писал картины на продажу. Быстро приобрел популярность. В Шанхае у него появилось много друзей: Гао Юн, Ху Юань, У Чаншо. Сын и дочь Жэнь И неплохо рисовали и владели мастерством каллиграфии.
За свою жизнь Жэнь И написал множество картин на разные темы, почти в каждом жанре он оставил нетленные шедевры. Особой популярностью пользовались его картины в жанре "цветы и птицы" и картины по мотивам жизнеописаний героев устного фольклора. Своими учителями Жэнь И считал Чэнь Хуншоу, Сюй Гу, братьев Жэнь Сюна и Жэнь Сюня. Картинам Жэнь И присущи правдивость и жизненность образов, свежесть красок. Любимыми образами для него были павлин, фазан, воробей, уточки-мандаринки. Вообще говоря, в картинах, изображавших цветы и птиц, художник использовал "безкостную" технику, но в то же время ввел кое-какие новшества. Так, рисуя оперенье, художник прибегал к приему, создававшему эффект пушистости, в изображении цветов сочетал "безкостную" технику с приемом четких контурных линий. Среди картин на темы народных легенд и преданий наиболее известными являются "Магу дарует долголетие", "восемь небожителей переправляются через море", "Лаоцзы верхом на буйволе", "Су У пасет овец". В портретном жанре художник воспринял некоторые приемы европейской живописи. Можно смело сказать, что его портреты явились кульминацией этого жанра шанхайской школы. Особенно большой известностью пользуются его портреты У Чаншо.
У Южу - художник-репортер
У Южу (1840-1989) родом из Юаньхэ (Сучжоу), в 20 лет покинул отчий дом и отправился в Шанхай. С 1884 года работал художником-репортером в иллюстрированном приложении "Дяньши студио пикториал" к газете "Шэньбао", издаваемой англичанами в Шанхае. "Дяньши студио пикториал" выходил раз в 10 дней на восьми полосах, каждая иллюстрация сопровождалась пояснительным текстом. Очень скоро У Южу занял ведущее место среди художников, рисовавших для этого журнала. Хорошо известна его иллюстрация "Штурм Бэйнина", помещенная в качестве хроникальной информации о ходе Китайско-французской войне. Техника печатания - оттиски с каменных плит, на которых вырезались картины. Работы У Южу в качестве репортера-иллюстратора заложила основу китайской иллюстрированной хроники.
У Южу. Штурм Бэйнина. Бумага, литография У Южу. Даосская жертвенная церемония. Бумага, литография |