[23] Современные художники - "Сто школ и направлений" |
---|
С наступлением 20-го века в мире китайской живописи сложилась обстановка "ста школ", то есть существования разных стилей и направлений. Одни художники продолжали творить в согласии с традициями прошлого, другие же все больше поддавались новым, в том числе западным веяниям.
Фу Баоши. Девушка с лютней. Свиток, бумага. |
Сюй Бэйхун
Сюй Бэйхун (1895-1953) родился в Исине (Цзянсу) в семье художника-самоучки. Сюй Дачжи - отец Сюй Бэйхуна - был первым наставником сына. В детстве он любил срисовывать иллюстрации к книге "Сад горчичного зерна", всякий раз поражаясь мастерству автора - художника Жэнь И. Достигнув совершеннолетия, он отправился в Шанхай в надежде продать так кое-какие из своих картин и поучиться европейской манере живописи. Однако, получив известие о болезни отца, он вынужден был вернуться и у себя на родине занял должность преподавателя рисования. В 1919 году он выдержал экзамен, дававший право поехать за казенный счет учиться в Париж, в Национальную Высшую Художественную школу. За годы учебы он овладел техникой рисования с натуры, потом он совершил поездки в Германию, Бельгию, Швейцарию и Италию, где знакомился с полотнами великих западных мастеров.
Сюй Бэйхун. Галопирующий конь. Свиток, бумага, тушь. |
В 1928 году Сюй Бэйхун вернулся в Китай, где по приглашению занял должность профессора кафедры живописи в Центральном университете в Нанкине. Позднее занял пост декана Художественного факультета Пекинского университета. Он выступал за реформу художественного преподавания, за введение в учебный курс западно-европейской техники живописи. По его приглашению профессором Нанкинского университета был назначен также Ци Байши. На 30-е годы приходится первый кульминационный период в творчестве Сюй Бэйхуна. Он пишет маслом такие шедевры, как "Тянь Хэн и 500 разбойников", "Цзюфангао", "Весенний дождь на реке Лицзян". Каждая его картина становилась событием в среде любителей живописи. В годы Китайской Народной Республики Сюй Бэйхун занимал пост ректора Центральной академии художеств, воспитал плеяду художников нового Китая.
Сюй Бэйхун. Тянь Хэн и 500 разбойников. Масло. |
Сюй Бэйхун ратовал за реформирование традиционной живописной техники на основе внедрения западно-европейских элементов. Один из его наиболее популярных шедевров, изображающий галопирующего коня, считается образцом сочетания приемов китайской и европейской манеры рисования.
Пань Тяньшоу - хранитель классических традиций
Пань Тяньшоу (1897-1971) происходит из Нинхая (пров. Чжэцзян). В детстве был подпаском, ходил в частную школу "сышу", а потом в уездную школу. Когда ему было 19 лет, он покинул отчий дом и в 1915 году на "отлично" выдержал вступительные экзамены в Первое педагогическое училище провинции Чжэцзян. К тому времени у него появился большой интерес к классической китайской живописи. В училище преподавали видные педагоги Цзин Хэнъи, Ли Шутун и другие. Пань Тяньшоу овладел техникой каллиграфии и резки по дереву. По окончании училища Пань Тяньшоу работал преподавателем в Аньцзи. Позднее поселился в Шанхае, заняв пост профессора Шанхайского художественного училища. Он вел курсы "Традиционная живопись" и "История традиционной живописи". В Шанхае он познакомился с У Чаншо, в общении с которым почерпнул много полезного. В 1928 году был приглашен на пост профессора в Ханчжоуское национальное художественное училище, где до конца своих дней оставался деканом факультета китайской живописи.
Пань Тяньшоу. Сидящие птицы. Свиток, бумага. |
Свои работы Пань Тяньшой писал в часы досуга. Большое внимание на него оказали Чжу Да и Юань Цзи. Тематика работ включала главным образом "горы и воды", "цветы". Картины его отличаются большой изобразительной силой и резкими контрастами, композицию он строил в соответствии с требованиями южносунского академического стиля. Наибольшей популярностью пользуются его полотна "После дождя", "Цветы на горе Яньдан", "В горах после дождя" и другие. Кроме того, Пань Тяньшоу известен как мастер рисовать пальцем вместо кисти.
Линь Фэнмянь
Линь Фэнмянь (1900-1991) родился в уезде Мэйсянь пров. Гуандун в семье камнерезчика. Отец также рисовал "народные" картинки. В детстве будущий художник воспитывался дедом. С юных лет полюбил живопись. В 1919 году, когда он окончил среднюю школу, до него дошла весть о том, что известный педагог Цай Юаньпэй организует группу китайских учащихся для поездки на учебу во Францию. Линь Фэнмянь немедленно подал заявление, и в апреле 1921 года он приступил к занятиям в Дижонской художественной школе, а полгода спустя поступил в Парижское высшее училище тонких искусств. В училище Линь Фэнмянь познакомился с различными направлениями современного западного искусства. В 1925 году он вернулся в Китай и работал преподавателем сначала в Пекинском художественном училище, а потом в Ханчжоуском художественном училище. На своих уроках он ознакомил слушателей с западным искусством, кроме того, делал попытки классификации китайской традиционной живописи. Горя желанием возродить былое великолепие живописи, он опубликовал немало своих и переводных статей. В пожилом возрасте он уехал в Сянган.
Линь Фэнмянь. Натюрморт. Бумага. |
Линь Фэнмянь выступал за сочетание в живописи приемов китайской и западной живописи, надеясь таким образом создаст качественно новое направление. В отличие от Сюй Бэйхуна он особый интерес проявлял к новейшим западным течениям типа "модернизма". Эта тенденция была принята в штыки некоторыми авторитетами китайской живописи, которые вообще не признавали за этим течением права называться искусством. Однако по мере либерализации подхода к новым веяниям в отношении к концепции Линь Фэнмяня возобладала справедливость. Линь Фэнмянь внедрил в китайскую живопись некоторые приемы масляной живописи стиля "модернизма", получившего распространение на Западе. Его картины составили особый, модернистский раздел современной китайской живописи.
Ли Кэжань
Пейзажист Ли Кэжань (1907-1989) родился в Сюйчжоу (пров. Цзянсу). Родители - люди, не получившие приличного образования, однако постарались создать все условия для учебы сына. Когда ему было 7 лет, он поступил в частную школу "сышу". В детстве он проявил большой интерес к живописи и нашел первого учителя в лице одного старого художника. В 16 лет он поступил в частную Художественную школу в Шанхае. В 22 года он стал слушателем Исследовательского отделения Художественного института Сиху в Ханчжоу. Здесь он систематически изучил технику рисунка и масляной живописи. Окончил он с отличием, причем заслужил большую похвалу Линь Фэнмяня и одного своего французского коллеги. В 1946 году Ли Кэжань по приглашению Сюй Бэйхуна занял должность преподавателя в Пекинском художественном училище. Воспользовавшись рекомендацией в лице Ци Байцши и Хуан Биньхуна, занятия с которым помогли ему овладеть традиционными приемами китайской живописи. В 50-х годах он в основном рисовал пейзажи на натуре. Он объехал почти всю страну и сделал многочисленные зарисовки. Его девизом было: "составить летопись гор и рек Родины". Возвращаясь из очередной поездки, он на основе зарисовок писал картины в жанре "горы и воды", которые выставлял на отчетных выставках. Всякий раз специалисты и любители давали восторженные отзывы. В 80-х годах слава Ли Кэжаня достигла кульминации, он стал большим художником, признанным в стране и за рубежом.
Ли Кэжань. Подпаски и буйволы. Бумага. |
В преклонном возрасте Ли Кэжань продолжал писать пейзажи, кроме того, превосходно писал буйволов. В его стиле соблюдение традиции сочеталось с новаторством, его картины проникнуты большой выразительностью.