header left
header left mirrored

"Китайская живопись - отражение истории"

Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн, Континентальное издательство Китая, 2001 г.

[23] Современные художники - "Сто школ и направлений"

С наступлением 20-го века в мире китайской живописи сложилась обстановка "ста школ", то есть существования разных стилей и направлений.  Одни художники продолжали творить в согласии с традициями прошлого, другие же все больше поддавались новым, в том числе западным веяниям.

Фу Баоши. Девушка с лютней. Свиток, бумага.

Сюй Бэйхун

Сюй Бэйхун (1895-1953) родился в Исине (Цзянсу) в семье художника-самоучки.  Сюй Дачжи - отец Сюй Бэйхуна - был первым наставником сына.  В детстве он любил срисовывать иллюстрации к книге "Сад горчичного зерна", всякий раз поражаясь мастерству автора - художника Жэнь И.  Достигнув совершеннолетия, он отправился в Шанхай в надежде продать так кое-какие из своих картин и поучиться европейской манере живописи. Однако, получив известие о болезни отца, он вынужден был вернуться и у себя на родине занял должность преподавателя рисования. В 1919 году он выдержал экзамен, дававший право поехать за казенный счет учиться в Париж, в Национальную Высшую Художественную школу.  За годы учебы он овладел техникой рисования с натуры, потом он совершил поездки в Германию, Бельгию, Швейцарию и Италию, где знакомился с полотнами великих западных мастеров.

Сюй Бэйхун. Галопирующий конь. Свиток, бумага, тушь.

В 1928 году Сюй Бэйхун вернулся в Китай, где по приглашению занял должность профессора кафедры живописи в Центральном университете в Нанкине.  Позднее занял пост декана Художественного факультета Пекинского университета.  Он выступал за реформу художественного преподавания, за введение в учебный курс западно-европейской техники живописи.  По его приглашению профессором Нанкинского университета был назначен также Ци Байши.  На 30-е годы приходится первый кульминационный период в творчестве Сюй Бэйхуна.  Он пишет маслом такие шедевры, как "Тянь Хэн и 500 разбойников", "Цзюфангао", "Весенний дождь на реке Лицзян".  Каждая его картина становилась событием в среде любителей живописи.  В годы Китайской Народной Республики Сюй Бэйхун занимал пост ректора Центральной академии художеств, воспитал плеяду художников нового Китая.

Сюй Бэйхун. Тянь Хэн и 500 разбойников. Масло.

Сюй Бэйхун ратовал за реформирование традиционной живописной техники на основе внедрения западно-европейских элементов.  Один из его наиболее популярных шедевров, изображающий галопирующего коня, считается образцом сочетания приемов китайской и европейской манеры рисования.

Пань Тяньшоу - хранитель классических традиций

Пань Тяньшоу (1897-1971) происходит из Нинхая (пров. Чжэцзян).  В детстве был подпаском, ходил в частную школу "сышу", а потом в уездную школу.  Когда ему было 19 лет, он покинул отчий дом и в 1915 году на "отлично" выдержал вступительные экзамены в Первое педагогическое училище провинции Чжэцзян. К тому времени у него появился большой интерес к классической китайской живописи. В училище преподавали видные педагоги Цзин Хэнъи, Ли Шутун и другие.  Пань Тяньшоу овладел техникой каллиграфии и резки по дереву.  По окончании училища Пань Тяньшоу работал преподавателем в Аньцзи.  Позднее поселился в Шанхае, заняв пост профессора Шанхайского художественного училища.  Он вел курсы "Традиционная живопись" и "История традиционной живописи".  В Шанхае он познакомился с У Чаншо, в общении с которым почерпнул много полезного.  В 1928 году был приглашен на пост профессора в Ханчжоуское национальное художественное училище, где до конца своих дней оставался деканом факультета китайской живописи.

Пань Тяньшоу. Сидящие птицы. Свиток, бумага.

Свои работы Пань Тяньшой писал в часы досуга. Большое внимание на него оказали Чжу Да и Юань Цзи.  Тематика работ включала главным образом "горы и воды", "цветы".  Картины его отличаются большой изобразительной силой и резкими контрастами, композицию он строил в соответствии с требованиями южносунского академического стиля.  Наибольшей популярностью пользуются его полотна "После дождя", "Цветы на горе Яньдан", "В горах после дождя" и другие. Кроме того, Пань Тяньшоу известен как мастер рисовать пальцем вместо кисти.

Линь Фэнмянь

Линь Фэнмянь (1900-1991) родился в уезде Мэйсянь пров. Гуандун в семье камнерезчика. Отец также рисовал "народные" картинки.  В детстве будущий художник воспитывался дедом.  С юных лет полюбил живопись.  В 1919 году, когда он окончил среднюю школу, до него дошла весть о том, что известный педагог Цай Юаньпэй организует группу китайских учащихся для поездки на учебу во Францию.  Линь Фэнмянь немедленно подал заявление, и в апреле 1921 года он приступил к занятиям в Дижонской художественной школе, а полгода спустя поступил в Парижское высшее училище тонких искусств.  В училище Линь Фэнмянь познакомился с различными направлениями современного западного искусства.  В 1925 году он вернулся в Китай и работал преподавателем сначала в Пекинском художественном училище, а потом в Ханчжоуском художественном училище.  На своих уроках он ознакомил слушателей с западным искусством, кроме того, делал попытки классификации китайской традиционной живописи.  Горя желанием возродить былое великолепие живописи, он опубликовал немало своих и переводных статей.  В пожилом возрасте он уехал в Сянган.

Линь Фэнмянь. Натюрморт. Бумага.

Линь Фэнмянь выступал за сочетание в живописи приемов китайской и западной живописи, надеясь таким образом создаст качественно новое направление.  В отличие от Сюй Бэйхуна он особый интерес проявлял к новейшим западным течениям типа "модернизма".  Эта тенденция была принята в штыки некоторыми авторитетами китайской живописи, которые вообще не признавали за этим течением права называться искусством.  Однако по мере либерализации подхода к новым веяниям в отношении к концепции Линь Фэнмяня возобладала справедливость.  Линь Фэнмянь внедрил в китайскую живопись некоторые приемы масляной живописи стиля "модернизма", получившего распространение на Западе.  Его картины составили особый, модернистский раздел современной китайской живописи.

Ли Кэжань

Пейзажист Ли Кэжань (1907-1989) родился в Сюйчжоу (пров. Цзянсу).  Родители - люди, не получившие приличного образования, однако постарались создать все условия для учебы сына.  Когда ему было 7 лет, он поступил в частную школу "сышу".   В детстве он проявил большой интерес к живописи и нашел первого учителя в лице одного старого художника.  В 16 лет он поступил в частную Художественную школу в Шанхае.  В 22 года он стал слушателем Исследовательского отделения Художественного института Сиху в Ханчжоу.  Здесь он систематически изучил технику рисунка и масляной живописи.  Окончил он с отличием, причем заслужил большую похвалу Линь Фэнмяня и одного своего французского коллеги.   В 1946 году Ли Кэжань по приглашению Сюй Бэйхуна занял должность преподавателя в Пекинском художественном училище. Воспользовавшись рекомендацией в лице Ци Байцши и Хуан Биньхуна, занятия с которым помогли ему овладеть традиционными приемами китайской живописи.  В 50-х годах он в основном рисовал пейзажи на натуре.  Он объехал почти всю страну и сделал многочисленные зарисовки.  Его девизом было: "составить летопись гор и рек Родины".  Возвращаясь из очередной поездки, он на основе зарисовок писал картины в жанре "горы и воды", которые выставлял на отчетных выставках.  Всякий раз специалисты и любители давали восторженные отзывы.  В 80-х годах слава Ли Кэжаня достигла кульминации, он стал большим художником, признанным в стране и за рубежом.

Ли Кэжань. Подпаски и буйволы. Бумага.

В преклонном возрасте Ли Кэжань продолжал писать пейзажи, кроме того, превосходно писал буйволов.  В его стиле соблюдение традиции сочеталось с новаторством, его картины проникнуты большой выразительностью.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования