header left
header left mirrored

Фарфор Китая

Китайский фарфор является частью китайской традиционной культуры и издавна хорошо известен всему миру. Английское слово «china» значит и «Китай» и «фарфор». На арабском языке смысл слова «фарфоровый предмет» означает «китайский», «из Китая». Фарфор являются одним из величайших достижений древнего Китая, которое неразделимо с названием страны-происхождения и распространено по всему миру. В течение многих тысяч лет фарфоровые изделия дарили дружественным странам, дипломатам от имени государства, их преподносили друзьям, знати. Посредством этих подарков укреплялась связь Китая с внешним миром, устанавливалась крепкая международная дружба народов и распространялась китайская культура.

Изделия из китайского фарфора – это предметы не только обихода, но они являются и произведениями искусства. Все изделия выполнены изящно и точно, формы и линии четки и плавны. Любой человек, увидев эти бесхитростные, но такие причудливые формы, не может пройти равнодушно мимо и не заметить их блистающую красоту, великолепие, величественность, изящность, богатую раскраску.Китайский фарфор и его образование Во времена эпохи неолита наши предки, люди первобытного общества, уже знали, как производить и пользоваться гончарными предметами.

Более 5000 лет тому назад во времена эпохи Шан на основе непрестанного совершенствования производства образовалась китайская специфическая керамика. Процесс обжига гончарных и фарфоровых предметов почти одинаковый. Первобытные фарфоровые предметы получались путем обжига каолина. Во времена эпохи Шан и Чжоу появилась глазурь. Сначала она была одноцветная (сине-голубая), т.к. растворителем являлся оксид кальция и использовался известняк. Но уже во время династии Хань (25–220 гг.) численность расцветок увеличилась, т.к. стали применяться и оксиды свинца. Технология производства керамики и фарфора получила большое развитие в период династии Тан (618–907 гг.). Знаменитый фарфор того времени обжигали гончарные печи (Юйяо – название группы гончарных печей) в Шаосин пров. Чжэцзян. Мастера-гончары строго соблюдали технологию производства (установленные нормы, правила, порядки) и добавляли необходимые компоненты, т.е. различные оксиды в определенном количестве.

Китайский фарфор и история его развития

Самые ранние предметы из фарфора сине-голубого цвета были обнаружены в регионах провинций Хэнань (Синьян), Чжэцзян (Шанюй), Цзянсу (Исин и Нанкин) при раскопках древних захоронений времен эпохи Восточной Хань, Троецарствия, династии Восточной и Западной Цзинь (25–420 гг.). Предметы хорошо сохранились и по ним с точностью можно определить, что стадия первобытного обжига уже давно ушла в прошлое. Все предметы из китайского фарфора привлекают внимание людей, но самое особое внимание уделяют яркой и уникальной расцветке глазури, которая при обжиге получается разноцветной в зависимости от добавок разных компонентов. Цвета, рисунки, изображения, узоры на фарфоровых предметах – это отражение своего времени.

В эпоху Южных и Северных династий (420–589 гг.) традиционные фарфоровые предметы обычно покрыты белой глазурью, но во времена династии Тан производство стало развиваться по двум направлениям, т.е. в основном стали выпускать изделия из белого и сине-голубого фарфора. В 1958 году, обнаруженные при раскопках, предметы времен династии Тан (местность Цзиньдэчжэн, Мэйтин) по качеству обжига уже почти равнялись современному стандарту.

Можно сказать, что времена династии Сун (960–1279 гг.) – это период созревания технологий и производства китайского фарфора. Знаменитые гончарные печи для обжига того времени выпускали продукцию, имеющую оригинальные узоры и цветную глазурь. К примеру, провинция Хэнань (уезд Юй) известна своими печами, т.к. выпускала свою продукцию, на которой, в отличие от других провинций, где преобладал сине-голубой и белый цвет, была в основном глазурь синего, красного и фиолетового цвета.

В истории развития китайского фарфора, времена династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) – это период расцвета. Раннее производство было налажено в естественном порядке. Но к этому времени оно уже было упорядочено, пополнились формы различных предметов, и обогатилась расцветка глазури. К примеру, Цзиндэчжэнь в период династии Мин на основании красной глазури серии Дяояо разработал красную глазурь Сюаньхун (т.е. предметы, покрытые глазурью такого цвета, используются при церемонии поклонения), а на ее основе разработана глазурь Ланъяохун, имеющая ярко-красный, рубиновый цвета. Но всех превзошли мастера гончарного искусства из Цзиндэчжэня, т.к. они уже умели производить очень тонкий полупрозрачный фарфор, через него можно было даже увидеть ноготок пальчика. Во времена династии Мин процесс производства шел в естественном порядке, но во времена династии Цин процесс производства непосредственно стал идти сознательно, под руководством мастеров-умельцев, которые уже приступили к прикладному искусству при изготовлении предметов из фарфора. К примеру, имитация дерева, бамбука, бронзы, жемчуга – это технические новшества в развитии китайского фарфора.

Знаменитые фарфоровые изделия династии Тан

Во времена династии Тан фарфоровые предметы назывались общим именем Тансаньцай. Преобладали белый, зеленый, желтый, синий и фиолетовый цвета, но в основном белый, желтый и зеленый. Эти предметы находили широкое применение в повседневной жизни (вазы, чайники, кувшины, тарелки, чашки и т.д.). Изготовлялись различные фарфоровые статуэтки (люди разного социального положения, возраста и пола, чиновники, военные, охраняющие могилы чудовища, зодиакальные знаки года рождения человека и т.д.).

Прекрасная глазурированная керамика, богатая раскраска, разнообразные изображения в полной мере отражали культуру китайского фарфора и высокое мастерство производства.

Китайский фарфор и его известные гончарные печи

1. Династия Тан

Фарфоровые изделия этого периода разделены на северный и южный стили.

Известные керамические заводы в истории:

-Гончарные печи Синьяо (в уезде Цю провинции Хэбэй), выпускали тонкий белый фарфор со светлой глазурью.

-Гончарные печи Юеяо (в районах Шаосинпровинции Чжэцзян) выпускали тонкий фарфор сине-голубого цвета. В связи с большим потреблением чая обычаями и привычками населения, среди знати правящих кругов постепенно возник большой спрос на специфические чайные и столовые сервизы. Это стимулировало керамическое производство страны в период династии Тан.

-Гончарные печи Цюняо (в уезде Цюнлай провинции Сычуань) производили фарфор сине-голубого цвета, на котором имелись коричневые, зеленоватые пятнышки, и на предметах явно просматривался колорит местности. В этот период фарфор в основном был белого или сине-голубого цвета, хотя уже появилась разноцветная глазурь, которую производили гончарные печи Чанша.

2. Династия Сун

В истории производства китайского фарфора это был период бурного развития, появились гончарные, известные своей продукцией, и образовались несколько направлений, имеющих свои технические особенности. Фарфоровые изделия назывались именами пяти известных гончарных печей того времени (Жуяо, Гуаньяо, Гэяо, Цзюньяо и Динъяо). Гончарные печи Динъяо находились на территории уезда Ян провинции Хэбэй. Керамические изделия Динъяо унаследовали особенности продукции Синьяо времен династии Тан и продолжали непрестанно совершенствовать технологию производства белого тонкого фарфора.

Фарфоровые изделия не только традиционно назывались именами гончарных печей, но и развивались по 6-ти направлениям, непрестанно улучшая свою технологию производства. Они подразделялись на северные (Динъяо, Цычжоуяо), на южные (Цзиндэчжэньяо, Лунцюаньяо) и центральные (Цзюньяо).

Известные гончарные печи этого времени:

-Гончарные печи Динъяо (в уезде Ян провинции Хэбэй) выпускали фарфоровую продукцию в основном белого цвета, но уже появилась черная, коричневая, зеленая глазурь. Легкие глиняные заготовки после обжига превращались в замечательные фарфоровые изделия, тонкие, но не прозрачные, с блестящей стекловидной глазурью. Технология производства Динъяо времен Сун унаследовала традиции, сохранившиеся со времен династии Тан, и продолжала совершенствоваться. Гончарные печи Пиндинъяо, Мэнсяньяо, Янчэнъяо (провинции Шаньси), Пэнсяньяо (провинции Сычуань) относились к этой категории производства.

-Гончарные печи Цзюньяо (провинция Хэнань), Дунгоуяо (провинция Хэнань) выпускали глиняные заготовки коричневого цвета, которые покрывались толстым слоем глазури. Следует отметить, что производилась и разноцветная глазурь, например, сквозь голубоватую синеву проглядывал алый цвет, подобно разливающей вечерней заре.

-Гончарные печи Цзиндэчжэнь находятся в г. Цзиндэчжэнь провинции Цзянси. Во времена династии Сун здесь были основаны казенные гончарни, производящие знаменитый сине-голубой и белый фарфор. Такие же фарфоровые изделия выпускали и Цзичжоуяо (провинция Цзянси), Дэхуаяо (провинция Фуцзянь). После обжига сквозь белизну фарфора проглядывал сине-голубой цвет, глазурь лежала блестящим тонким слоем.

3. Династия Мин

При династии Мин уже были известны многие гончарные печи. К примеру, Юнлэяо (в годы Юнлэ), выпускающие знаменитые фарфоровые изделия изумрудно-зеленого, красного цветов, Сюаньдэяо (в годы Сюаньдэ) – изделия Чэнхуаяо и Цзяцзинъяо, известные своими изяществом и цветами. Эти предметы главным образом применялись при церемонии поклонения.

Во времена династии Мин возникли Шиваньяо (провинция Гуанду, г. Фушань), их называли и Гуанцзюнь. Это были небольших размеров мастерские, где создавались предметы прикладного искусства, статуэтки различных животных и людей. Можно с уверенностью сказать, что это проявление художественного реализма древних времен.

В последние годы династии Сун появились печи для обжига Исиньяо, технология которых получила большое развитие в период династии Мин. Гончарные печи Исиньяо главным образом производили чайную посуду из песчанистой гончарной глины. Чай, заваренный в таком чайнике цвета пурпурного песка, не терял свои вкус, аромат и остывал очень медленно. Чайники и чашки были термостойкие, не давали трещин, когда наливали кипящую воду и не обжигали рук, т.к. их теплопроводность была очень малая. При длительном использовании чайники пропитывались ароматом настолько, что приятно пахли чаем даже тогда, когда его просто наполняли кипятком.

4. Династия Цин

Во времена династии Цин большинство знаменитых гончарен стало государственными предприятиями. В годы правления императора Канси их называли «казенные Кансияо». В годы правления императора Юнчжэн фарфоровые изделия достигли совершенства, пополнился не только ассортимент, мастера гончарного искусства умели производить изделия, подражая технологии Сюаньдэяо, Чэнхуаяо, Ланъяо (династия Мин). В годы правления Цяньлун была разработана технология покрытия глазурью цвета жадеита и пурпура.

Кроме вышеуказанных государственных гончарен, по всей стране были основаны и другие гончарни, имеющие свою специфику. К примеру, в провинциях Гуандун, Хунань, Сычуань. Фарфоровые предметы отличались не только богатой расцветкой, красивыми узорами, но имели практическое применение и производители уже умели использовать различную гончарную глину для выполнения разнообразных фарфоровых изделий, богатых по содержанию и раскраске.

Китайский фарфор и традиционная культура

Китайское керамическое искусство глубоко отражает нравы, обычаи народа, жизнь общества, проявляет человеческое отношение, эстетическое восприятие и стремление к прекрасному в жизни. Китайский народ во все времена и при любых обстоятельствах всегда стремился к счастью и согласию. Основная тема керамического искусства – изображение праздничных событий, эпизоды счастливой повседневной жизни.

Традиционные понятия о счастье, высоком общественном положении, здоровье, радости, дружбе отражалось на фарфоровых изделиях. К примеру, изображение дракона, льва и слона символизировало власть, силу и предзнаменовало счастье; изображение оленя символизировало высокое общественное положение; феникс означал богатство и почести, успех и верность в любви; белые аисты символизировали благородство и долголетие. Изображения скворцов, сорок, уток-мандаринок, орлов, карпов обозначали возвышение и богатство, верность и любовь. Изображения растений также имели разное значение: пионы означали богатство, лотос означал благородство и чистоту, орхидеи и чудотворная линчжи означали большое потомство и долголетие… Бамбук и цветы, абрикосы и сливы, гранаты и персики и пр. – все имели свои символические значения.

Китайский фарфор и культура чая имеют тесную взаимосвязь. Многие поэты в своих стихах воспевали прекрасные чайные приборы и особенно знаменитый чайник для заварки чая из песчанистой гончарной глины цвета пурпурного песка. Китайский фарфор имеет тесную связь и с религией. На фарфоровых предметах можно увидеть божественные лики «алоханов» и многих святых, можно увидеть статуэтки знаменитых людей, картины из сказок и буддийских или даоских преданий.

В художественных фарфоровых произведениях часто встречаются красавицы-фэйтянь, свободно летящие по небу и 8 святых, любимые персонажи из народных сказок, на которых народ возлагал свои надежды...

Китайский фарфор и его историческое значение

Изобретение и непрестанно совершенствование технологии производства фарфора в Китае стимулировали развитие керамического производства в мире. Это большой вклад в мировую культуру человечества.

В истории Китая «Шелковый путь», пересекающий моря и океаны, как и проходящий на суше, имел огромное значение. Это был путь, по которому китайский фарфор уходил в далекие заморские страны. Люди называли его «фарфоровый путь». Во времена династии Тан фарфоровые предметы уже были хорошо известны в мире. В развалинах древних городов Индии были обнаружены черепки посуды, которую выпускали тогда Синьяо (знаменитый белый фарфор северного стиля) и Юеяо (голубоватый фарфор южного стиля).

Появление китайского фарфора во многих странах оказывало влияние на образование и развитие фарфорово-фаянсовой промышленности в этих регионах. В 18 веке, когда европейцы еще выясняли тайны керамики, путешественник Марко Поло, возвратившись на родину, в своем дневнике подробно описал китайский фарфор и технологию его производства.

В 1712 г. один из миссионеров-французов посетил Цзиндэчжэнь. Через 7 лет спустя он возвратился в Европу, увез с собой образцы заготовок, глазури, технический материал, относящийся к обжигу фарфора.

Знаменитая керамика династии Тан (Тансаньцай) в Корее стала основой возникшего цветного корейского фарфора, которую назвали Синьлосаньцай.

В середине времен правления династии Мин, японец (китайское имя У Сянжуй) прибыл в столицу фарфоровых изделий Цзиндэчжэнь для того, чтобы перенять мастерство производства китайского фарфора. Через 5 лет, в 1513 г., он возвратился на родину и организовал свое производство. На основании Тансаньцай возникла цветная японская глазурь, которую называли Найлянсаньцай. В 1223 г. японец, перенявший мастерство керамического производства в провинции Фуцзянь, через 5 лет возвратившись на родину, стал производить фарфоровые изделия, покрытые черной глазурью, которые имели большой спрос.

Источник: TIANSHANNET

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования