Китайская культура любования камнями восходит своими корнями по-видимому еще к неолитическим временам, когда древнему человеку жизненно необходимо было использование камней для выживания в мире природы. Что, вообщем то, свойственно не только китайской культуре. Однако именно китайцы сумели превратить простой камень в объект эстетического любования, доведя формы, разновидности и функционал природных камней до абсолютного совершенства.
«Каменная культура» китайцев перешагнула порог чисто дизайнерского применения камня, превратив многие камни практически в произведения искусства. И, соответственно, в огромный и прибыльный бизнес, который процветает в китайской среде уже не первое тысячелетие.
Понятие «удивительные/диковинные камни» (奇石)и «прекрасные камни» (美石) прочно укоренено в сознании любого китайца и является неотъемлемым атрибутом китайской культурной среды, как и повседневного быта.
Первые достоверные письменные сведения об увлечении диковинными камнями встречаются в древнем историческом трактате «Шанхайцзин» («Книга гор и морей»). В пятой главе дается описание нескольких дюжин различных камней. В другом источнике периода Воюющих Царств (403-221 гг. до н.э.) «Биография императора Му» есть строчки о том, что император три дня ходил по горам Вэньшань и собирал разноцветные камушки, которыми потом одаривал своих придворных. Уже в древности императоры и богатые вельможи начали использовать «удивительные камни» в интерьерах своих жилищ. Во время династии Тан знаменитый китайский поэт (и по-совместительству государственный деятель) Бо Цзюйи (772-846 гг.) будучи губернатором города Ханчжоу оставил такую запись в одном из своих произведений. «За три года губернаторства в Ханчжоу, я вел простую и экономную жизнь. Однажды мне посчастливилось получить два камушка с гор Тяньчжушань. Для меня они дороже тысячи золотых. надеюсь этот факт не нанесет урона мой репутации честного чиновника.» Другой знаменитый поэт Ми Фу, живший во времена династии Сун (960-1127 гг.), прославился тем, что не только коллекционировал камни, но дошел даже до их обожествления и поклонения отдельным камням. Во времена династий Мин(1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.) наступил расцвет культуры любования и коллекционирования камней. Были изданы различные каталоги, классификаторы и карты камней. Были так же создана идейно-теоретическая основа эстетики любования и обладания «диковинными камнями». Наиболее знаменитыми трудами являются книга «Строительство парков» (园冶) минского архитектора по имени Цзи Чэн (计成)и иллюстрированный «Указатель камней в простых парках» (索园石谱)автора Линь Юлинь(林有麟).
В настоящее время «каменная культура» Китая является уникальным и неповторимым феноменом. Оборот бизнеса на «диковинных камнях» исчисляется сотнями миллионов юаней.
Общие сведения о культуре камней в Китае
- Из истории "диковинных камней" в Китае
- Критерии оценки "диковинных камней"
- Искусство любования камнями
Ниже мы попытаемся дать краткое описание наиболее ценимых в Китае "диковинных камней"
Модельные камни
- Камень Линби (灵璧石)
- Камень Тайху (太湖石)
- Камень Ин (Индэ) (英石/英德石)
- Камень Кунь ши (昆石)
- Бошаньский арагонит (博山文石 )
- Камни Красной реки (红水河石)
- Камень реки Уцзян (乌江石)
- Камень реки Паньцзян (盘江石)
- Камень реки Ляо (潦河石)
- Сталактиты (钟乳石)
- Нуклеотидные камни (结核石)
- Ветровые призматические камни (风棱石)
Зернистые камни
- Камни дождевого цветка (雨花石) (Нанкинская речная галька)
- Камни трех ущелий (三峡石)
- Камни девяти драконов (九龙壁石)
- Камни трех рек (三江石)
- Камни Хуанхэ (黄河石)
- Камни гор Тайшань (泰山石)
- Камни гор Яньшань ((燕山石)
- Камни Тянь’э (天峨石)
- Хризантемные камни (菊花石)
- Пионовые камни (牡丹石)
- Камни цветка жужуба (枣花石)
- Камни Тяньцзин (天景石)
- Мрамор (大理石)
- Кварцевый алебастр (蜡石)