header left
header left mirrored

Керамика, фарфор

Краткий очерк (АБИРУС, перевод)

Народные ремесла, керамические, фарфоровые изделия

Селадон ( 青瓷 цинцы)

Селадон – популярный в древности вид фарфоровых изделий светло-зеленого цвета – появился в Китае в период Пяти династий (907-960 гг.). Для него характерны простота и изящность форм, глазурование «под нефрит», высокая практическая ценность и легко узнаваемый стиль. Лучшим признаны фарфоровые изделия, производимые в уезде Лунцюань, пров. Чжэцзян, поэтому селадон известен в Поднебесной под общим названием «Лунцюань цинцы» - «Лунцюаньский селадон».

В дословном переводе с китайского циньцы означает «зеленоватый фарфор». Почему же на Западе его именуют не иначе как «селадон»?

Селадоном звали пастуха, любовника Астреи, героини одноименного романа Оноре д’Юрфе (1610 г.). Костюм молодого человека, светло-зеленого цвета, стал не менее моден, чем только появлявшийся тогда в Европе китайский цинцы. Имя прижилось, и с тех пор фарфор зеленоватых тонов стали называть не иначе как селадон.

В настоящее время ассортимент выпускаемых в Лунцюане изделий расширился и включает в себя также тончайший китайский фарфор и глазурованную роспись.

Посуда из пурпурной глины (紫砂陶器 цзыша таоци)

Город Исин (пров. Чжэцзян) признан столицей керамики, т.к. именно там изготовляется ценный вид китайских гончарных изделий – из пурпурной глины. Чайная посуда такого рода была признанна лучшей еще тысячу лет назад – в период династии Сун.

Керамику Исина отличала простота и исключительное мастерство изготовления, также ее ценили за практичность в использовании. Данная местность богата «цзыша» («пурпурным песком»), исходным материалом для производства посуды. Хотя такая глины уступает в качестве и белизне каолину, но при этом изделия не нуждаются в глазуровке, приобретая герметичность после обжига, оставаясь при этом достаточно пористыми, чтобы «дышать». Заварники Исина улучшают цветовые, ароматические и вкусовые качества приготовленного в них чая. Их стенки как будто впитывают чай, сохраняя таким образом его благоухание. Летом чайники из цзыша сохраняют свежесть чая всю ночь. Вы никогда не обожжете руку, взяв такой чайник с кипятком, т.к. красная глина - плохой проводник тепла. Это свойство обуславливает использование цзыша таоци в качестве грелок зимой, а также для приготовления отдельных видов чаев, предусматривающих кипение на медленном огне. Для истинных ценителей чая, такая посуда является идеальной.

Помимо чайников из «пурпурного песка» Исина изготовляют самую разную утварь. Керамические пароварки используют как для готовки, так и для сервировки блюда на стол. Большой популярностью также пользуются водочные и кофейные наборы из красной глины, прекрасно сохраняющие вкус напитков. Хорошей вестью для цветоводов станет тот факт, что горшки из цзыша впитывают избыточную влагу, позволяют грунту «дышать», предотвращают гниение корней, обеспечивая тем самым оптимальные условия для роста растения.

Но что становится решающим в выборе красной керамики, так это ее дизайн. Мастера Исина вырезают или гравируют на необожженной поверхности фигурки рыб и птиц, цветы и животных, иероглифы и рисунки древних печатей, превращая кухонную утварь в произведения искусства с характерными национальными чертами.

Достижения современной техники позволили разнообразить ассортимент выпускаемой в Исине продукции, предлагая потребителю пароварки, рисоварки, кастрюли, сковороды и блюда для жарки. Они обладают повышенной жаростойкостью, могут использоваться для готовки (варки, парки, жарки) на любом огне. Таким образом сфера применения традиционной керамической посуды заметно расширилась.

Трехцветная керамика (唐三彩 тансаньцай)

Тансаньцай не что иное как трехцветная глазурованная керамика периода династии Тан (618-907 гг.), расписные глиняные изделия, появление которых стало следствием развития искусства изготовления селадона. Свое название керамика получила за главенство 3-х цветов в оформлении – желтого, зеленого и белого, хотя на некоторых предметах рисунок выполнен 2 или 4 цветами. Основываясь на принципах изготовления глазурованной керамики зеленой и коричневой раскраски периода династии Хань, трехцветная керамика Тан является образчиком пика развития китайского гончарного ремесла, была широко известна в мире в свое время.

Обнаруженных при раскопках тансаньцай, как правило, представляют из себя фигурки лошадей, верблюдов, женщин, музыкантов и акробатов, кружки с крышками в форме дракона и подушки. Особое восхищение вызывают статуэтки верблюдов. Груженные тюками с шелком, несущие на себе музыкантов, с высоко поднятыми головами, ревущими, управляемые рыжебородыми погонщиками с голубыми глазами, облаченными в туники с плотно облегающими рукавами и в шляпах с отогнутыми кверху полями, точно изображающими жителей Средней Азии того времени, когда они преодолевали тяготы перехода по Великому шелковому пути под звон колокольчиков, висящих на шеях у «кораблей пустыни».

Трехцветная керамика Тан была разработана на заимствованиях достижений в китайской традиционной живописи и скульптуре, взяв за основу технику формирования фигурки наложением полосок глины на корпус и их гравировкой. Поэтому все линии выглядели мощно и прочно. Затем фигурки покрывали глазурью, в процессе обжига происходили химические реакции, глазурь растекалась так, что краски смешивались, создавая эффект плавного перехода цветов.

На вершине популярности керамика Тан продержалась сравнительно недолго – на протяжении 8 в., когда знать использовала ее в качестве погребальных объектов. Поэтому число находок Тансаньцай весьма ограничено, что делает каждую из них национальным сокровищем, ценным своей неповторимой расцветкой и живостью форм.

Производимые в настоящий период имитации трехцветной керамики Тан в г. Лоян, Сиань и др. пользуются большим спросом у туристов благодаря своему сходству с подлинниками.

Тончайший фарфор (薄胎瓷 ботайцы)

Жемчужина гончарного дела Китая, тончайший фарфор, известен благодаря своей исключительной хрупкости. Конечно, это не умаляет его безупречной белизны, полупрозрачности и звонкости при постукивании. Как правило, по этой технологии изготавливают чаши, вазы, чашки, абажуры и различные мелочи для интерьера кабинета. В какой бы форме ни был ботайцы, он неизменно завораживает очертаниями рисунка, проглядывающего сквозь тончайшие стенки с обратной стороны изделия, словно свет луны, пробивающийся сквозь небольшие облачка, или очертания зеленых холмов, едва заметных за пеленой тумана.

Предшественником тончайшего фарфора стал инцинцы - «призрачный селадон», производимый еще при династии Северная Сун (906-1127 гг.). Современное производство превосходит сунское в качестве и количестве. Совсем недавно в Цзиндэчжэне на основе техники ботайцы была изготовлена ваза высотой 75 см, а также чаша 25,7 см в диаметре, что считалось невозможным раннее.

Для изготовления такой «воздушной» посуды требуется необыкновенное мастерство. Тщательнейшим образом выбирают лучший каолин, смешивая его с остальными ингредиентами в строгом соответствии с рецептом, добиваясь нужной консистенции глины, прежде чем мастер приступит к лепке. С помощью различных режущих инструментов гончар придает стенкам изделия толщину яичной скорлупы, затем обжигают в печи при температуре выше 1300ºС.

Самым сложным в процессе изготовления, конечно, является лепка, от которой зависит, как в конечном итоге будет выглядеть предмет. Заслуженные мастера гончарного дела, целиком полагаясь на собственный слух и тактильные ощущения, решают, насколько тонкими должны быть стенки сосуда. Им приходится сдерживать дыхание, работая инструментами, т.к. малейшая ошибка может разрушить всю работу.

Ботайцы не используют в быту, он служит украшением интерьера, в том числе благодаря своей изящной росписи.

Цзиндэчжэньский фарфор (景德镇瓷器 цзиндэчжэнь цыци)

Цзиндэчжэнь, название которого ранее транскрибировалось как Чин Тэ Чэн, известен как «Керамическая столица» Китая, его имя тесно ассоциировалось с китайским фарфором.

В китайских летописях, город упоминается под разными именами – Синьпин или Чаннаньчжэн. Он расположен на северо-востоке пров. Цзянси, в бассейне реки, богатом каолином высшего сорта. Местность окружена горами, в которых в изобилии произрастают хвойные деревья – прекрасное топливо для обжига керамических изделий. Население района стало заниматься гончарным делом ок. 1800 лет назад в времена династии Восточная Хань.

В период правления Цзиндэ (1004 – 1007 гг.) император Чжэньцзун (дин. Сун) издал предписание, согласно которому мастера Чаннаньчжэна должны были изготовлять фарфор для императорского двора и на каждом предмете указывать: «Был произведен в период правления Цзиндэ». С тех пор люди стали называть все керамические изделия с такой надписью «фарфором Цзиндэчжэня».

Фарфоровое дело Цзиндэчжэна продолжало развиваться в периоды династий Мин и Цин (14 – 19 вв.): мастерство ремесленников совершенствовалось, на общем уровне качество их продукции стало заметно выше. По императорским указам устанавливали новые печи, для обслуживания заказов монарших домов.

Ведущему в производстве фарфора городу также оказывается государственная протекция как историческому центру. На его территории находятся 133 древнейших здания и культурных памятника, что делает Цзиндэчжэнь привлекательным для китайский туристов и зарубежных гостей.

Фарфоровые изделия, оплетенные бамбуковыми полосками (瓷胎竹编 цытай чжубянь)

Традиция оплетать керамические сосуды полосками из бамбука насчитывает ок. 100 лет. При этом плетение не уступает фарфору своим изяществом и лишь подчеркивает его достоинства, защищая от ударов.

Процесс плетения корзины весьма сложен и состоит из более десятка этапов. Бамбуковые полоски должны быть абсолютно ровными и достигать в длине не менее 80 см между сочленениями. Затем со ствола отщепляют тонкие как нить пряди, выход составляет ок. 1 кг на 100 кг сырья. Затем мастера сплетают полоски непосредственно на поверхности керамического корпуса в форме корзин, при этом все концы и соединения спрятаны. Наиболее изобретательные ремесленники выплетают из полосок различные рисунки, демонстрируя высочайший уровень своего мастерства. И даже если керамический сосуд разобьется, корзина сохранит свою художественную ценность.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования