В парке Чжуншань, что в центре Пекина, находится насыпь из почвы 5 различных цветов. Это алтарь Земли и Зерна, также известный как Усэту (Земля пяти цветов).
Первоначальное значение иероглифа «шэ» - бог Земли или Почвы, а иероглифа «цзи» - бог Зерна. На алтере Шэцзитань китайские императоры проводили службы и приносили жертвы данным божествам и молились о богатом урожае.
Стены квадратного 3-ярусного алтаря покрыты белым мрамором. Пять видов почв различного цвета расположены по кругу: зеленая обращена на восток, красная – на юг, белая – на запад, черная – на север, а желтая находится в центре круга.Подобное расположенеие олицетворяет древний принцип «вся земля в Поднебесной принадлежит императору».
Также пять цветов алтаря можно соотнести и с пятью элементами (металл, дерево, вода, огонь и земля), из которых, согласно китайским верованиям, состоит Вселенная. Также алтарь можно принять и за модель, демонстрирующую распределение различных видов почв в Китае. Если мысленно соотнести алтарь и карту Китая, то можно представить, какой цвет почвы (соответсвенно и тип) преобладал в определенном районе страны.
Стоит обратить внимание, что в центре алтаря расположена почва желтого цвета. Ведь в старом Китае это цвет почитался больше других, так как желтый – цвет вод Хуанхэ, колыбели китайской цивилизации. Также китайцы считают себя потомками Желтого Императора, легендарного правителя доисторического Китая.
Кроме того, желтый – цвет спелого зерна, богу которого и приносили жертву на Шэцзитань. Земля и зерно составляли материальную основу императорской власти, поэтому желтый считался в Китае цветом императора.
Изначально в центре алтаря находилась каменная квадратная колонна, что символизировало сплоченность империи. Но 1950 году она была смещена.
Алтарь Земмли и Зерна был построин в 1421 году при династии Мин. И с тех пор здесь дважды в год, весной и осенью, устраивались жертвоприношения вплоть до падения цинской династии в 1911 году.