header left
header left mirrored

Мосты

            Старинннные китайские мосты являются национальным наследием и занимают важнейшее место в мировой истории строительства. За долгую историю страны было построено бесчисленное количество мостов. Только лишь каменных арочных насчитывается более 4 млн. В южных провинциях с множеством рек и озер мосты являются неотъемлимой частью ландшафта.

1.       Каменные арочные мосты (石拱桥 shigongqiao)

Каменные арочные – самые распространенные мосты в Китае. Согласно исторических записям, первый каменный мост «лужэньцяо» (мост странников) был построен в 282 году недалеко от древнего дворца в городе Лоян, то есть более 1700 лет назад. Позже в лоянской гробнице, относящейся к эпохе династии Чжоу, археологи обнаружили вход в гробницу арочной конструкции. Это доказывает, что каменные арки существовали в Китае уже в 250 г. До н.э.

            Самый знаменитый каменный арочный мост – Аньцзи через реку Цзяохэ в уезде Чжаосянь, провинции Хэбэй. Его также именуют Чжаочжоу в честь старого названия уезда. Он был построен в 591-599 годах каменщиком Ли Чунем и до сих пор используется для переправы. Так что это один из древнейших и ныне используемых мостов в мире. Его ширина 9 м, а длина 50.82 м, длина главного пролета 37.4 м. На двух «плечах» главной арки находятся две малые. Они не только украшают облик моста, но и способствуют снижение давления на его основание. Во время разлива реки малые арки облегчали движение потока, ослабевая его воздействие на основу моста. Превосходство данной конструкции было проверено веками, так что сейчас его можно признать образцовым каменным арочным мостом.

            Через широкие реки и озера строили многоарочные мосты. Одним из таких мостов является и Лугоуцяо (более известнй на западе как мост Марко Поло). Он был построен в 1189-1192 годах в южном предместье Пекина. Общая протяженность моста составляла 265 м, а длина каждого из 11 пролетов – 16-20 м. На 280 балясинах были выгравированы из камня сидящие львы, за что мост иногда именуют мостов Львов – «Шицзыцяо».

            Мост Баодайцяо (Драгоценный пояс) через Великий канал в Сучжоу тоже многоарочный – 53 пролета. Его протяженность 317 м. Три пролета построены выше других, чтобы лодки могли проплывать беспрепятственно по каналу. Благодаря тому, что поверхность моста ровная и гладкая, лодки можно было легко через него перетаскивать. Этот мост был построен на деньги, полученнные от продажи драгоценного пояса, пожертвованного губернатором Сучжоу при династии Тан Ван Чжуншу, за что и получил свое название.

            В течение веков арочные мосты служили декором для многочисленных садов и парков. Возьмем к примеру мост Юйдайцяо (Яшмовый пояс) в Летнем Дворце. Это одноарочный мост с мраморными балюстрадами. Он выгнут настолько, что напоминает горб верблюда.

            Но еще более типичный пример декоративного моста – это 17-пролетный мост в том же Летнем Дворце. 150-метровый мост был сооружен в 1750 году между восточным берегом и остравком Наньху. Он напоминает изящную радугу над водой. Мдоль каменной балюстрады сидят 554 льва, выгравированных их камня.

            После основания КНР были достигнуты технические усовершенствования. В 1966 году был построен однопролетный мост в Исяньтянь на железнодорожной ветке Чэнду-Куньмин. Это самый большой подобный мост – 63.2 м длиной и 26 м высотой. И снова в 1971 году был построен каменный мост в Цзюсигоу, что в уезде Фэнду провинции Сычуань. Длина его главного пролета 116 м – до сих пор это длиннейший одноарочный мост в стране.

            Каменный мосты менее подвержены губительному влиянию природнх явлений. Для их строительства материал – камень – можно найти в любой местности. Поэтому даже в наше время наряду с современными технологиями строят мосты и по этой традиционно китайской.

2.       Зигзагообразные мосты (曲折桥 quzheqiao)

Декоративные зигзагообразные мосты можно встретить во мнгих китайских парках. Они придает особое очарование панорамам озер и являются излюбленным местом для прогулок. Мосты. Как правило. имели 3, 5 и более зигзагов. Типичне пример такого моста – Цзюцюйцяо (Мост 9 изгибов) в шанхайском парке Юйюань. Он расположен на озере. И расстояние по прямой между его крайними точками – 30 м, а если учитывать все повороты – более 100. В середине мост расположен павильон, где можно, поднявшись наверх, выпить чаю и полюбоваться прекрасным видом.

      Еще один знаменитый зигзагообразный мост расположен на прекрасном острове Гуланюй, что недалеко от города Сямэнь, провинция Фуцзянь. Он построен вдоль южного берега озера, напротив сада. С моста открывается вид на изящные павильоны: «Наблюдения за рыболовами», «Тысячи волн» и «Луны на воде».

3.       Крестообразные мосты (十字形桥 shizixingqiao)

Подобные мосты – настоящая редкость в Китае. Возможно, до наших дней сохранился лишь один крестообразный мост. Юйчжаофэйлян (Летящий мост над рыбным прудом) находится перед залом Богини в храме Цзиньцы, провинция Шаньси. Этот мост с «крыльями» напоминает крест. Размеры основной части моста – 18 на 6 м, а каждого «крыла» - 6 на 4 м. Раскинувшись над прудом, где резвяться рыбки, он напоминает огромную птицу. Зайти на него можно с четырех сторон.

            Согласно историческим записям, подобные мосты начали строить при династии Северная Вэй (386-534 гг.) А единственный сохранившийся мост был построен при правлении Северной Сун (960-1127) тогда же, когда был сооружен зал Богини. И уже около 1000 лет он является настоящей жемчужиной среди китайских мостов.

4.       Мосты с павильонами (亭桥 tingqiao)

Это неотъемлемый компонент архитектурных ансамблей парков и садов. Мосты с павильонами строили на озерах: там можно было отдохнуть и спрятаться от палящего солнца или дождя.

Мост с Пятью павильонами «Утинцяо» в городе Янчжоу провинции Цзянсу был построен в 1757 году. Он словно пояс на тонкой талии озера Шоусиху. На 55-метровом мосте расположено 5 павильонов. Средний павильон выше других и двухкарнизных, в то время как 4 боковых павильона имеют крышу с одним карнизом. Углы черепичных крыш «баодин» всех пяти павильонов вздернуты вверх и сложены из зеленой черепицы, а сами крыши – из желтой. Павильон соеденены между собой крытыми галереями. Внутри потолок обшит декоративными панелями, а перекладины и столбы украшены резьбой. Мост состоит из 15 пролетов, достаточно высоких, чтобы через них могли пройти лодки. В сравнении с изящными павильонами опорные столбы кажутся простыми и грубоватыми.

Еще один знаменитый мост с павильонами – Чэнъян, также известный как Фэнюйцяо (мост Ветра и Дождя) на реке Линьси в автономном округе народности дун Саньцзян, что в Гуаньси-Чжуанском автономном районе. Он был построен в 1916 году из дерева и каменных столбов. Его длина 70 м, а ширина – 10 м. На нем находится 5 павильонов с черепичной крышей в виде пагод, которые связаны между собой длиной галереей.   У 5-этажных павильон ов несколько карнизов с вздернутами вверх концами. Стены павильонов и галереи украшены традиционной дунской резьбой. Все планки, обрешетины и балки деревянной конструкции соеденены посредством шипов и пазов – павильоны построены без единого гвоздя.

      В Китае множество мостов с павильонами и галереями, большинство которых находится на юге. А некоторые из таких павильонов настолько большие, что позволяют устраивать встречи и рынки .


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования