header left
header left mirrored

Чжан Цзай

  Чжан Цзай

Родился:  1020 г., Кайфын (пров. Хэнань), Китай.

Умер:  1077 г.

Основные труды:  «Чжэнмэн» («Исправление юношеского невежества»), «Си-мин» («Западные надписи» (часть 17 главы «Чжэнмэн»), «Цзинсюэ лику» («Принципы изучения классики»), «Ишоу» («Комментарии к «Книге перемен»).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Нужно возродить древнюю экономическую систему «колодезных полей».

Великий Предел - это и есть пневма ци, и можно проследить источник силы-энергии от Великой пустоты к силе-энергии Великой гармонии.

Великая пустота и Великая гармония - это и есть Путь (Дао).

Вселенная едина, но у нее множество проявлений. Негативные и позитивные сверхъестественные явления (духн - гуй шэнь) - результат спонтанной активности двух аспектов силы-энергии.

Между космическими принципами и человеческими желаниями, следует проводить четкое различие.

Единство природы вещей (человека) и сознания осуществляется благодаря рассудку.

Источник всех вещей - наша природа. Реальность обусловлена искренностью.

Между исследованием вещей и самосовершенствованием существует прямая связь.

Небо и Земля - родители всех людей; любовь - всеобщая добродетель. Человек, сумевший воплотить в себе любовь, равно любит всех живых существ и равен Небу и Земле.

Чжан Цзай (Чжан Цзыхоу, современники называли его также «учитель Хэнцюй») родился в столице сунской империи, городе Кайфын. Однако он рано уехал оттуда, поэтому его часто называют уроженцем Чанъани (совр. Сиань, пров. Шэньси). Чжан Цзай был сыном префекта, с детства увлекался воинскими искусствами. В двадцать один год он обратился с просьбой о приеме к известному ученому и чиновнику Фань Чжунъяню (989-1052). Тот принял его и был поражен способностями юноши. Фань рекомендовал ему изучать «Чжун юн», и с этого текста начался духовный поиск Чжан Цзая.

Сначала его не слишком устраивало конфуцианство, и он несколько лет занимался буддизмом и даосизмом. Однако и здесь он не нашел ответа на волнующие его вопросы и снова вернулся к конфуцианству, особенно много внимания уделив «Книге перемен» («Канону перемен»), а также «Чжун юну», и именно эти тексты стали основой для его версии неоконфуцианства.

В 1057 г. Чжан Цзай получил ученую степень цзиньши и был назначен работать в магистрат. Он читал лекции по «И цзину», и среди его студентов были такие видные деятели китайской культуры, как знаменитый министр Сыма Гуан (1019—1086), а также два его племянника - братья Чэн Хао (Чэн Миндао, 1032-1085) и Чэн И (Чэн Ичуань, 1033-1107), впоследствии виднейшие представители неоконфуцианства.

В 1069 г. император, которому понравилась концепция управления государством, выдвинутая Чжан Цзаем, назначил его на важный пост в императорскую библиотеку. Однако тот, в конце концов подал в отставку, так как не поддерживал радикальных реформ, проводимых Ван Аньши (1021-1086). Чжан Цзай был сторонником архаической экономической практики и настаивал на возрождении системы «колодезных полей», в соответствии с которой большой земельный участок делился на девять квадратов, из которых восемь обрабатывались крестьянами для самих себя, а урожай с девятого, совместно обрабатываемого участка шел в качестве налога государству.

В 1076 г. Чжан Цзаю приснился странный сон, он написал о нем своим ученикам и решил изложить письменно суть своего учения. Так возникла книга «Чжэнмэн». В 1077 г., возмутившись политикой правительства, он ушел в отставку с поста директора Управления императорских жертвоприношений. Вскоре после возвращения домой он умер.

ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ И СИЛА-ЭНЕРГИЯ

Подобно многим неоконфуцианцам, Чжан Цзай вдохновлялся «Книгой перемен», однако создал оригинальную теорию космогенеза, происхождения Вселенной. Напомним, что Чжоу Дуньи (1017-1073) в начало всего помещал Великий Предел, из которого возникали две силы инь и ян, а затем пять элементов (пять фаз - дерево, огонь, металл, вода, земля), из их смешения возникали два жизненных начала - мужское и женское, а они дают начало тьме вещей. Шао Юн (1011-1077) также помещал в начало всего Великий Предел, далее возникали позитивная и негативная силы ян и инь, из их сочетания возникал дух (нуминозная сила), дух порождал числа, затем возникали формы, а уже после форм возникали реальные вещи.

Чжан Цзай отождествлял Великий Предел с силой-энергией, пневмой ци. Инь, ян и пять элементов - не творческие силы, а просто видоизменения изначального ци. Ци существует в состоянии Великой пустоты еще до возникновения единства Вселенной. Эту концепцию не следует смешивать с буддийскими или даосскими идеями «пустоты» или «небытия», так как у ци есть другая функция - Великая гармония, в которой соединяются активность и покой, соединение и разъединение. Великая пустота и Великая гармония приравниваются Чжан Цзаем к Пути (Дао) и Единому.

Ключевой в философии Чжан Цзая является идея о том, что Вселенная едина, но проявлений у нее множество. Чжан Цзай постоянно стремился найти единство во множестве и множество в единстве. Великая гармония подлежит всем процессам взаимодействия противоположностей - возвышению и падению, движению и покою и т.п.; иное название Великой гармонии, согласно Чжан Цзаю, - Дао, или моральный закон. Иначе можно выразить эту идею так: пневма ци может проявляться в самых разных формах, однако в мире существует только одно ци и только один принцип ли, управляющий деятельностью первого.

Важный вклад Чжан Цзая в неоконфуцианскую философию заключается в демифологизации представлений о душе и загробной жизни. Согласно традиционным представлениям, души предков продолжали существовать после их смерти в бестелесной форме. Чжан Цзай, опираясь на идеи «Книги перемен», интерпретировал появления злых и добрых духов (гуй шэнь) как спонтанные проявления двух основных форм ци. По сути, ци едина, но у нее есть множество функциональных проявлений. Конкретные люди появляются и исчезают, но существует неразрушимый образец человека, подлежащее ему ци. Когда человек появляется на свет, то ци функционирует в форме шэнь, когда он умирает, ци растворяется и возвращается в форму гуй.

Таким образом, Чжан Цзай считал личность смертной, подверженной разрушению - но не до конца. Он стремился создать концепцию, при помощи которой конфуцианство могло бы конкурировать с концепцией личного бессмертия в даосизме и буддийской идеей переселения душ.

НЕБО И КОСМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

Чжан Цзай первым среди неоконфуцианцев провел четкое разграничение между человеческими желаниями и космическим принципом (тяньли), разграничение, которое сохранялось в китайской философии вплоть до цинского периода. Чжан Цзаю принадлежит известное высказывание:

«Единство человеческой природы и сознания возможно благодаря рассудку». Это положение подверг критике Чжу Си за то, что в нем проводится разделение между природой человека и сознанием. Вообще не ясно, почему Чжан Цзай, всегда стремившийся найти единство во множестве, разделял эти понятия,

Однако Чжан Цзай подчеркивал, что природа человека играет здесь ведущую роль. Причем это присуще не только человеку (тем более конкретному человеку). Это источник всех вещей. Когда великий человек совершенствует свою природу, он приходит к пониманию необходимости любви ко всему живому и охотно делится своими знаниями с другими, помогает всем людям.

Между природой человека и искренностью существует тесная взаимосвязь. Чжан Цзай (как и другие неоконфуцианцы) рассматривал искренность не как только свойство человеческой морали, а как космический принцип: искренность заложена в основании действительности.

Комментируя раздел 25 «Чжун юна», Чжан Цзай пишет:

Когда говорят, что «просветление ведет к искренности», имеют в виду, что следует развивать и совершенствовать свою природу до высшего предела, а когда говорят, что «искренность ведет к просветлению», то имеют в виду, что следует исследовать вещи, и тогда можно развить свою природу.

Таким образом, между полным раскрытием и совершенствованием своей природы и исследованием вещей существует прямая связь.

«ЗАПАДНЫЕ НАДПИСИ»

Важную роль в философии Чжан Цзая и в неоконфуцианстве в целом играют идеи, изложенные в эссе «Западные надписи», получившем свое название потому, что этот текст был начертан на западной стене зала, где преподавал Чжан Цзай. Основное содержание этого текста заключается в том, что Вселенная - это одна семья и гуманность - это космическая добродетель. Иными словами, тот, кто действительно любит людей, любит и все живые существа и в конечном итоге отождествляется с Космосом (Небом и Землей).

Текст открывается следующей фразой: «Небо - мой отец, Земля - моя мать, и даже у такого малого существа, как я, есть местечко между ними».

Далее Чжан Цзай утверждает, что «все люди - братья и сестры, все вещи - мои товарищи». Следует подчиняться космическому принципу: «наслаждаться Небом и не тревожиться - вот в чем суть сыновнего почтения». Тот же, кто нарушает этот принцип, «разрушает добродетель».

Как писал Чжань Вэнчжи, если комментарии Чжоу Дуньи к схеме Великого Предела не без основания считаются основой неоконфуцианской космологии и философии, то «Западные надписи» могут считаться основой неоконфуцианской этики.

Джеймс Д. Селлман


   Ссылки

Википедия

Wiki

BaiduBaike

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования