header left
header left mirrored

Чэн Хао и Чэн И

Чэн Хао и Чэн И

Родился: 1032 г.

Умер: 1085 г.

Родился: 1033 г.

Умер: 1107 г

Основные труды: «Эр Чэн цюаньши» («Полное собрание сочинений обоих Чэнов»). Сюда включены все сохранившиеся работы братьев (комментарии, стихи и письма), включая «И чуань» («Комментарий к «И цзину»), принадлежащий кисти Чэн И, и «Цуйянь» («Чистые слова»), записи бесед братьев. На европейские языки переведены лишь небольшие выдержки из этих работ.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Между совершенствованием внутренней жизни и поведения существует тесная связь.

Внешний и внутренний миры личности можно объединить при помощи искренности.

Главной темой изучения должны стать принцип и природа человека (сипли сюэ).

Вселенная - это непрерывный процесс самопорождения жизни, и его принципом является благо.

Дао - это «надформенное» (син эр шан), а конкретные вещи - это «под-форменное» (син эр ся).

Между исследованием «принципа», полным развитием природы человека и реализацией судьбы нет разницы.

Во Вселенной есть только один принцип, и он совпадает с природой человека.

Сущность всех вещей - искренность и ответственность. Исследование вещей - важный компонент самосовершенствования и морального совершенствования.

Несмотря на все индивидуальные различия, Чэн Хао (псевдоним Чэн Миндао, посмертное имя Бочунь) и Чэн И (псевдоним Чэн Ичуань, посмертное имя Чжэншу) часто выступают в своего рода «обойме» как «братья Чэн», или «два Чэна», так как они вместе преподавали, и их ученики объединили их работы.

Они учились у Чжоу Дуньи (1017-1073), дружили с Шао Юном (1011-1077), а Чжан Цзай (1020-1077) был их дядей. Чжу Си, описывая генеалогию школы братьев Чэн, ставит в начало списка Чжоу Дуньи, затем самих братьев Чэн, затем Шао Юна и Чжан Цзая. Всех этих философов принято называть «пятью великими мастерами» XI в.

Многие вслед за Чжу Си относят братьев Чэн к числу последователей Чжоу Дуньи. Однако Цюань Цзуван (1705-1755) и сравнительно недавно А. Грээм отрицали его влияние на братьев (хотя именно под влиянием Чжоу Дуньи они отказались участвовать в государственных экзаменах и от охоты). Чэны, действительно, не стали развивать характерное для Чжоу Дуньи учение о Великом Пределе, однако они разрабатывали концепцию «принципа» ли, а также не меньше учителя настаивали на важности морального самосовершенствования. Несмотря на индивидуальное своеобразие, именно братья Чэн заложили основы для развития всей последующей сунской философии.

Они родились в семье чиновника. В 1056 г. поступили в университет, где быстро завоевали славу выдающихся исследователей. Через год Чэн Хао получил степень цзиньши и был назначен на пост письмоводителя в магистратуру. Здесь он прославился тем, что предотвратил неурожай, настояв на сохранении системы каналов. С 1065 по 1067 г. он служил главой магистрата и здесь также завоевал любовь народа. В 1069 г. он стал одним из секретарей наследного принца и неоднократно встречался с императором.

Чэн Хао выступил против реформ Ван Аньши (1021-1086) и в 1078-1080 гг. снова вернулся служить в магистратуру, однако политические противники добились его отстранения. После восшествия на престол нового императора Чэн Хао снова призвали ко двору, однако он умер, не успев вступить на пост.

Чэн И получил степень цзиньши в 1059 г. Он переехал преподавать в Лоян и несколько раз отказывался от выгодных постов, в том числе от места профессора в Управлении образования в 1085 г. В 1086 г. Чэн И прочитал несколько лекций по конфуцианской доктрине самому императору и благодаря этому приобрел немало последователей.

Чэн И был намного темпераментней и агрессивней по характеру, чем его брат. Из-за этого он имел много врагов, самым серьезным среди которых был Су Ши (1036-1101), лидер «сычуаньской группировки». В 1087 г. Чэн И был даже назначен директором Управления по образованию в западной столице Сун, однако через несколько месяцев ему пришлось оставить этот пост. В 1092 г., когда он был инспектором этого же Управления, придворные цензоры несколько раз выступали за отстранение его от должности.

В 1097 г. его врагам все же удалось окончательно оклеветать его. Он был отправлен в ссылку, а его учение было запрещено. Лишь через три года император простил его и возвратил на прежний пост. Однако в это время началась борьба с различными группировками, и Чэн И был внесен в тот же черный список, что и его враг Су Ши (наряду с сотнями других ученых). Ученики отступились от него. В 1103 г. его книги были сожжены и учение снова запрещено. Однако император опять помиловал Чэн И, но это случилось всего за год до смерти философа.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ПРИНЦИП (ЛИ)

Философия братьев Чэн может служить иллюстрацией того, как сунское неоконфуцианство являет собой единство в различии. Поскольку братья прежде всего настаивали на изучении (сюэ) природы человека (сип) и космического «принципа» (ли), то их часто называют основателями «школы изучения природы и принципа» (синли сюэ). Это же название нередко используется для обозначения неоконфуцианства в целом.

Однако философские концепции братьев имели определенные отличия. Так, Чэн Хао считал более важным анализ сознания и внутреннего, духовного мира человека. Его идеи легли впоследствии в основание философии Лу Сяншаня (1139-1193) и Ван Янмина (1472-1529), которую западные исследователи часто определяют как «идеалистическую». Чэн И, напротив, возлагал большие надежды на самосовершенствование путем исследования внешних объектов, «вещей», и тем самым заложил основания для позднейшей «рационалистической» философии Чжу Си и «школы Чэн-Чжу» в целом.

Определения «идеалистический» и «рационалистический» могут служить для проведения более четких границ между идеями братьев, однако следует быть очень осторожным в применении таких терминов - они не всегда приложимы к творчеству даже западных мыслителей, не говоря уже о китайских. Сам Чжань Вэнчжи, первым использовавший вышеуказанные определения по отношению к философии братьев Чэн, признавал, что для них важнее всего было установление взаимозависимости между культивированием внутреннего мира человека и его отношениями с внешним миром.

Это стремление выразилось в постоянном цитировании обоими братьями фразы из «Книги перемен»: необходимо проявлять «ответственность для упорядочения внутренней жизни и правильность для выверения отношений с внешним миром». Чэн Хао утверждал, что «внешнее и внутреннее» можно объединить только благодаря искренности, а Чэн И добавлял, что природу человека невозможно правильно описать как только «внешнее» или «внутреннее». Вот это различие и является, с нашей точки зрения, наиболее подходящим различием между философскими парадигмами братьев.

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОГО ПОРОЖДЕНИЯ

Несмотря на стойкую приверженность космологии «Книги перемен», братья Чэн (в отличие от Чжан Цзая, Чжоу Дуньи и Шао Юна) фактически отказались от использования важной для этого текста концепции Великого Предела. Вместо этого они опирались на другое высказывание из комментария к «Книге перемен»: перемены суть непрерывное порождение (шэн шэн) вещей.

Таким образом, суть природы космоса заключается в непрерывном порождении жизни, в порождении самого порождения. Это благой принцип, и его благость влияет на все произведенное, на саму идею начала (юань), В этом заключается новизна неоконфуцианской антропологии и космологии: братья Чэн пошли дальше принципа взаимодействия инь и ян Чжоу Дуньи и принципа непрерывного движения пневмы ци Чжан Цзая. Их волновала не столько проблема космогенеза, сколько вопрос о том, как протекает процесс непрерывного взаимопорождения жизни в живой Вселенной.

В остальном Чэны обильно используют терминологию «Книги перемен» (и комментариев к ней), в особенности термины «надформенное» (сын эр шан) и «подформенное» (сия эр ся). Чэн Хао высказал предположение, что Путь (Дао), в сущности, совпадает с тем, что существует «над», то есть «до» всяких феноменальных форм, а конкретные объекты - вещи - это то, что появляется уже после возникновения форм (син).

Однако он тут же оговаривается, что, хотя и проводит такое деление, на самом деле... вещи и есть Путь, а Путь - вещи. Постольку, поскольку дело касается самого Пути, не важно, идет ли речь о настоящем или будущем или о себе или других.

Космологический принцип Чэн И (впоследствии использованный Чжу Си для объяснения утверждения Чжоу Дуньи «Беспредельное и есть Великий Предел») заключается в положении о том, что в основе космоса лежит нечто «пустое и недвижное, нет и признака жизни, а между тем отсюда пышно расцветают все вещи». Тем самым Чэны хотели подчеркнуть непрерывность и неустранимость процессов взаимопорождения и изменения вещей. Они отрицали какую-либо «остановку» в этом процессе.

В сущности, Чэн И даже порицал даосов за утверждение, что космическая пневма (ци) возникает из какой-то «пустоты». Он считал, что тут нельзя найти временной последовательности типа «сначала была пустота, а потом появилась пневма». Невозможно, чтобы сегодня на свет появилось инь, а завтра - ян. Чэн И использовал для пояснения этой мысли метафору - тень человека, которую невозможно отделить от тела. Вероятно, именно поэтому они избегали употреблять понятие Великого Предела - ведь оно само по себе предполагает некую последовательность, чередование стадий космогенеза. Братья Чэн считали этот процесс непрерывным и недифференцированным во временном отношении.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Подобно тому как непрерывен и неделим поток самовоспроизведения и самопорождения жизни, таким же непрерывным должен быть и процесс самосовершенствования. Чэн Хао утверждал, что невозможно разделить полное постижение принципа (ли), совершенное развитие собственной природы и самореализацию (реализацию своего предназначения, мин). Между ними нет временного промежутка: невозможно отделить момент полного постижения ли от самореализации.

Следовательно, речь идет не о простом увеличении знания, а о чем-то большем. Точно так же и Чэн И утверждал, что все эти три явления - постижение принципа, самореализация и самосовершенствование, - по сути, одно. Достижение полного понимания принципа знаменует окончание самосовершенствования, а это влечет за собой самореализацию.

Братья Чэн считали, что в мире есть только один принцип, и он тождествен природе человека. Благодаря наличию пневмы ци мы наблюдаем множество реализации этого принципа, но не следует обманываться разнообразием явлений - принцип их, в сущности, един. И так как все возникает из этого единого принципа, то миллиарды явлений образуют единое живое тело космоса,

Принцип присущ всем вещам, и только благодаря наличию морали можно управлять миром. Самосовершенствование и развитие моральных качеств тесно связаны с этим принципом. Вот почему необходимо, как утверждал Чэн Хао, быть ответственным, гуманным и преданным - тем самым мы действуем в соответствии с этим космическим принципом.

Братья Чэны были согласны с учением своего дяди Чжан Цзая о необходимости постоянного совершенствования гуманности (жэнь). Чэн Хао особенно настаивал на том, что настоящий конфуцианец прежде всего занимается практикой жэнь, так как человек, у которого развита гуманность, обретает одно тело с тьмой вещей, а такие моральные добродетели, как ответственность, преданность и мудрость, - всего лишь проявления жэнь. Моральный долг каждого человека - понять суть этого принципа и проводить его в жизнь, действуя искренне и ответственно.

Чэн И также утверждал, что культивирование жэнь приводит к постижению единства мира, а лучшим определением жэнь является «объективность», или «неангажированность». Объективность не тождественна жэнь, но когда человек начинает вести себя объективно по отношению к окружающим, его можно назвать «человеком жэнь». Благодаря объективности конкретная личность соединяется с другими людьми.

Другой способ практики жэнь - это любовь к окружающим, альтруизм, самоотречение. Чэн И использовал следующую метафору: сознание - это семена, а жэнь - это процесс прорастания этих семян.

Таким образом, космология братьев Чэн тесно связана с их представлением об этическом самосовершенствовании. Здесь на Чэнов, несомненно, оказал влияние такой текст их дяди Чжан Цзая, как «Западные надписи».

Чэны использовали для определения жэнь фразу из «Книги перемен»: «ответственность для упорядочения внутренней жизни и правильность для выверения отношений с внешним миром». Понятие ответственности (цзин) играет важную роль в философии братьев. Термин этот старый, он часто встречается в классических сочинениях, но только у Чэнов он приобретает особое философское значение, они подняли его на новую высоту.

Братья настаивали на том, чтобы их ученики избегали рекомендуемого Чжоу Дуньи «спокойствия», потому что это понятие слишком тесно связано с медитативными практиками даосизма и буддизма. «Спокойствие» они заменили именно «ответственностью», так как последняя подразумевает повышенную внимательность и чуткость, в отличие от даосской отрешенности и «забвения» окружающего. Они не отождествляли понятия ответственности и «пустоты и спокойствия», однако утверждали, что ответственный человек «пустотен и спокоен».

Концепция ответственности в философии братьев Чэн наполняется не только моральным, но и философским, тоже натурфилософским содержанием. Именно благодаря ответственности Небо и Земля занимают отведенные им позиции и осуществляют перемены, благодаря которым и возможна жизнь. Именно благодаря ответственности процесс космического порождения не прерывается ни на миг. Сущность всех вещей заключается в искренности и ответственности, которые являются основой всего человеческого поведения. Ответственность - это самопожертвование, отказ от себялюбия, и тем самым она связана с жэнь и объективностью.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕЩЕЙ

Основное различие между концепциями братьев заключается, как говорилось ранее, в отношении к принципу исследования (или выверения) вещей (гэ у). Сам термин гэ у появляется еще в «Да сюэ» («Великом учении»), Чэн Хао полагал, что суть исследования вещей заключается в очищении сознания, освобождении от зла. Чэн И же определял исследование вещей как рациональный логический поиск и основу для повседневного поведения. Исследование вещей — это изучение принципа и тем самым самосовершенствование и самореализация. Идеи Чэн И воспринял Чжу Си, и гэ у в его интерпретации заняло важное место в учении «школы Чэн-Чжу».

Оба брата Чэн подчеркивали важность единства: философия, этика, натурфилософия, природа, человек, принцип, сознание, природа человека, судьба и самосовершенствование, - эти понятия тесно связаны между собой. Ощущение их единства наложило отпечаток на всю философию братьев Чэн. Как писали сами братья, «высшая истина всегда заключается в постижении единства, и высший принцип только один».

Джеймс Д.Селлман


   Ссылки

Чэн Хао - Википедия
Чэн Хао - sinologia.ru
Чэн Хао - Wikipedia
Чэн Хао - BaiduBaike

Чэн И - Википедия
Чэн И - sinologia.ru
Чэн И - Wikipedia
Чэн И - BaiduBaike

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования