header left
header left mirrored

Ван Янмин

  Ван Янмин

Родился:  1472 г., Юйяо, ныне в пров. Чжэцзян. 

Умер:  1529 г., на пути в Юйяо из пров. Гуанси. 

Основные труды:  “Чуаньси лу” (“Записи преподанного и воспринятого”) (часть 1 закончена в 1514 г., часть 2 — в 1521—1527 гг.), “Дасюэ вэнь” (“Вопросы к “Великому учению”) (1527). 

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Каждый человек может стать совершенномудрым. 

Каждый человек обладает “внутренним знанием блага”; источник добра — внутри человека, а не вне его. 

Внутреннее благо “направлено наружу”, проявляясь в естественных чувствах любви к себе и своей семье, своей общине и всем прочим живым существам. 

Моральное поведение — естественное выражение внутреннего знания того, что является благом.

Ван Янмин (настоящее имя Ван Шоужэнь) родился в семье потомственных чиновников и ученых и с самого детства готовился к государственным экзаменам, к тому, чтобы стать чиновником. С 1313 г. на экзаменах обязательно требовалось знание “Четверокнижия” и, разумеется, “Пятиканония” в интерпретации сунского неоконфуцианца Чжу Си. Основанная Чжу Си “школа принципа” (ли сюэ) и неоконфуцианская программа обучения доминировали в интеллектуальном климате Минской эпохи. Ван Янмин всегда старался преодолеть мешавшие ему рамки официальной ортодоксии и в то же время чувствовал, скольким он обязан сунцам. 

Постоянный внутренний конфликт между социальными обязанностями (государственной службой) и культурным наследием сунцев был основным двигателем духовного развития Ван Янмина. Его творческая, критическая мысль оказала колоссальное влияние на философскую мысль всей последующей китайской истории. Ван Янмину принадлежит слава основателя “школы сознания” (или “школы учения о сердце”, синь сюэ) минского неоконфуцианства, характеризующейся особенным пристрастием к самоанализу. Отец Ван Янмина однажды сказал о сыне, что он “неукротим духом”, и это определение как нельзя лучше подходит для янминистов всех последующих поколений.

Три события определили жизнь Ван Янмина. В 1492 г., в возрасте 20 лет, Ван Янмин попытался осуществить на  практике учение Чжу Си и предался медитации в бамбуковой роще, стараясь проникнуть в суть вещей. Чжу Си писал, что интуитивное понимание "принципал” — интеллигибельный порядок вещей и онтологическое основание всего — достижимо путем упорной концентрации на “внешних объектах и делах”. Это было необходимо для правильного понимания своего “я”, своей природы (син), которая, по сути, неотличима от “принципа”.  Медитация не удалась Вану, и эта неудача стала причиной глубокого психологического кризиса, который выразился в срыве на экзаменах. 

Второй кризис произошел в 1502 г., когда Ван Янмин сдал наконец успешно экзамены и получил хорошее место в столице. Из-за переутомления его охватила глубокая депрессия, и он подал в отставку. В это время он вообще отошел от конфуцианства, начал исследовать даосизм и буддизм. Именно в то время Ван Янмин и назвал себя “Янмином”, по названию рощи, где он упражнялся в медитации и где собирались его ученики. 

Третье событие произошло после ссылки (1506—1508), в период которой он служил главой уездного магистрата в окраинном “национальном” уезде на юго-западе Китая. Обретенный им духовный опыт позволил ему прозреть благость и чистоту сознания (синь) как источник всякой добродетели и основу знания. Ван Янмин понял, что совершенная добродетель кроется только внутри, а вовсе не заключена в окружающем мире. Это положение стало основой “Записей преподанного и воспринятого” (Чуаньси лу), которые он завершил уже после окончательного ухода со службы. 

ВНУТРЕННЕЕ ЗНАНИЕ БЛАГА (БЛАГОСМЫСЛИЕ) 

Наиболее принципиальное различие между сунским и минским вариантами неоконфуцианства, “школой принципа” и “школой сознания” (или “учением о принципе” и “учением о сердце”), заключается в сущности метода, ведущего к совершенномудрию (“пути совершенномудрого”, шэн дао), главного идеала всех конфуцианцев. Для Чжу Си и братьев Чэн (Чэн И и Чэн Хао) проникновение в суть под лежащего всем вещам принципа (ли) возможно только благодаря исследованию (выверению) вещей (гэ у). Гэ у предполагает постоянное размышление о “принципах вещей” путем чтения, подражания мудрецам прошлого и общественной деятельности (службы). Только так можно “очистить сознание”, то есть овладеть чувствами, которые приводят к субъективности восприятия и эгоизму. 

Ван Янмин отвергает мысль о том, что самосовершенствование требует изучения внешних объектов, “принципов внешнего”. Он по-иному интерпретировал само выражение гэ у, утверждая, что речь идет о самоочистительной деятельности сознания (“очищение” сознанием, а не сознания). Для этого необходима положительная оценка чувств, не только естественных, но и необходимых для процесса самосовершенствования. 

Чжу Си утверждал, что чувства должны контролироваться ради достижения “принципа”, тогда как Ван Янмин считал, что чувства изначально правильны и гармоничны. Ван Янмин возродил учение Мэн-цзы о “начатках чувств”, являющихся основой, на которой строится приближение к состоянию совершенномудрого. В “Чуаньси лу” Ван Янмин постоянно подчеркивал, что стремящийся к достижению этого состояния способен самостоятельно достичь правильного состояния сознания, гармонии сознания, и для этого не требуется какое-то особое “исследование внешних вещей”. 

Вот почему Ван Янмин проводил такое различие между природными чувствами и эгоистическими желаниями, в том числе желаниями славы, добра и “самой жизни”, которые только омрачают рассудок. Гэ у для Ван Янмина означало именно искоренение такого рода желании. 

[ Слово гэ]... означает устранение всего, что неправильно в сердце, с целью способствовать сохранению правильности его изначальной сущности. 

“Изначальная сущность” сердца-сознания и есть врожденное знание того, что является благим, то есть благосмыслия (лянчжи). Последнее Ван Янмин связывал с “начатками чувств” - термином, заимствованным у Мэн-цзы. Лянчжи — это внутренняя способность интуитивно распознавать добро, вот почему, писал Ван Янмин, “вне сердца нет никаких принципов...” Обращаясь к своему сердцу, каждый человек способен познать, что правильно, а что — нет. 

ЕДИНСТВО ЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ

Итак, вместо того чтобы утверждать, что доброе и злое познаются благодаря анализу действительности, Ван Янмин настаивал на том, что благое уже содержится внутри сердца-сознания, и поэтому его легко превратить (“распространить”) в действие. Практика благознания названа Ван Янмином “распространением благосмыслия до предела” (чжи лянчжи), это означает, что человек “должен всегда поступать так, как подсказывает ему сердце”. 

Исходя из внутреннего понимания благого, доброта распространяется на семью, друзей и общину, а также на все живое. Таким образом, “благосмыслие” становится основанием для интеграции личности во внешний мир. Это может быть описано как ощущение единства со всем окружающим миром — от собственных детей до чужестранцев и даже вплоть до черепицы на крыше и камней. “Даже Небо и Земля не могут существовать как таковые без человеческого благосмыслия”.

Хотя стиль рассуждений в “Чуаньси лу” очень близок к тому, что мы называем идеализмом, на самом деле автор стремится возможно ярче выразить представление о том, что моральные ценности берут исток во внутренней гармонии чувств, в сердце человека. По сравнению с рационалистическим, экспериментальным подходом Чжу Си Ван Янмин скорее ближе к этике интуитивизма. Моральные ценности обретаются внутри сознания и затем распространяются на внешний мир, а не извлекаются из какого-то внешнего принципа (ли). 

Оптимистическое представление сознания побуждало Ван Янмина черпать знания из любого доступного источника. Он был неплохо знаком с буддийскими и даосскими текстами и постоянно использовал их в своей работе. Однажды он даже заставил своих учеников “учиться мудрости простого народа” — ведь она является продолжением сознания человека, а не внешним знанием. 

ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ ВАН ЯНМИНА 

Проведенное Ван Янмином различие между врожденно добрыми чувствами и эгоистическими “желаниями”, отуманивающими сердце, стало основанием для дальнейшей практики тщательного самоанализа и поиска личных грехов в “школе Ван Янмина” минского Неоконфуцианства. Примерно полтора века в китайской философии преобладало стремление к самоанализу, к философскому осмыслению и реализации в общественной и экономической сферах индивидуалистических тенденций. 

Примерно через сто лет после смерти Ван Янмина его школа разбилась на Восемь меньших школ. Различия между ними сводились в основном к двум интерпретациям того, что понималось под “благосмыслием” (лянчжи). Первая интерпретация может быть определена как этический субъективизм, ее сторонники утверждали, что “изначальное сознание”, по сути, является ни добрым, ни злым. В своем отрицании каких бы то ни было “общих идей” они в значительной мере опирались на практику чань-буддизма. 

Эта точка зрения ярче всего представлена учеником Ван Янмина Ван Цзи (1498-1583), а затем членами “тайчжоуской школы”, особенно Ван Гэнем (1483-1540) и Ли Чжи (1527-1602), которые проповедовали “естественную свободу” сердца-сознания, спонтанность выражения чувств и восхваляли “простых людей”. В практической сфере эти мыслители тяготели к отрицанию необходимости чтения книг, участия в государственных экзаменах и даже самой государственной службы. Даже когда речь шла о чтении классических сочинений, они утверждали, что их следует изучать без всяких комментариев либо составлять 

собственные комментарии, основанные на интуитивном понимании текстов. 

Сторонники соперничавшей “дун-линьской академии” осуждали своих тайчжоуских оппонентов за “сумасшедшую приверженность чань-буддизму”. Сами они, напротив, понимали благосмыслие как призыв к активному служению обществу в соответствии с универсальными представлениями о добре, которые можно извлечь из собственного сердца. 

Эти неоконфуцианские “активисты” посвятили себя общественной деятельности, реформам общества, чем сильно отличались не только от тайчжоусцев, но и от сунских неоконфуцианцев, сторонников “учения о принципе”. Многие из них оставили после себя обширное творческое наследие, в том числе весьма самокритичные автобиографии, этические трактаты, пособия по управлению и по народному образованию. Они очень критически относились не только к тайчжоусцам, но и к последователям буддизма и даосизма. 

Сильное влияние школы Ван Янмина ощущалось вплоть до эпохи правления династии Цин (1644—1912). Однако в Японии воздействие философии Ван Янмина (емэйгаку) ощущалось вплоть до конца эпохи Токугава (1615—1867), то есть вплоть до конца XIX в. Идеи Ван Янмина легли в основу идеологии движения Реставрации (Мэйдзи) в 1867 г. 

Рэндолл Л, Надо

Ссылки на источники в Интернете:

http://iph.ras.ru/elib/0554.html 

http://baike.baidu.com/view/22488.htm (кит.)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD_%D0%AF%D0%BD%D0%BC%D0%B8%D0%BD

http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VAN_YANMIN.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1906/%D0%92%D0%B0%D0%BD

http://en.wikipedia.org/wiki/Wang_Yangming (англ.)

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования