header left
header left mirrored

Дай Чжэнь

  Дай Чжэнь

Родился:  1724 г., уезд Сюнин, пров. Аньхуэй, Китай. 

Умер:  1777 г., Пекин, Китай. 

Основные труды:  “Юаньшань” (“Обращение к началу добра”) (1754—1766);   “Мэн-цзы цзыи шучжэн” (“Значения слов “Мэн-цзы” в комментариях и свидетельствах”) (1772—1777).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Дао (Путь) — это непрерывное движение, постоянное чередование инь и ян.

Природа (син) вещей определяется уникальной комбинацией инь, ян и пяти элементов.

Природа человека включает в себя кровь (сюэ), пневму (ци) и орган познания.

Принцип совпадает с безошибочностью чувства.

Принцип - это принцип дифференциации, внутренняя идея и образец вещей и дел.

Понимание начинается с “вчувствования” и стремления постичь все путем испытания.

В интеллектуальном климате Китая XVIII в., где доминировала установка на прагматизм и фактографию, где конечной целью познания считался филологический комментарий, Дай Чжэнь (Дай Дунъюань) выглядел белой вороной. Этот автор многочисленных комментариев к классическим текстам, энциклопедист, признанный знаток практически всех основных отраслей знания (астрономии, математики, фонологии, этимологии, географии, ирригации, ритуала) сознательно отрекался от лавров величайшего экзегета своего времени. Сам он больше всего мечтал о том, чтобы его считали оригинальным мыслителем. Странное желание в эпоху, когда большинство цинских ученых презирали философию и дезавуировали любые попытки проникнуть в сущность вещей или идей (принципов), считая их тщетными и бессмысленными! 

Дай Чжэнь родился в 1724 г. в горной местности провинции Аньхуэй. Его отец был бродячим торговцем полотном, слишком бедным, чтобы открыть лавку на своей родине. Несмотря на то что уже в детстве Дай Чжэнь проявил необычайные способности к учению, семья была слишком бедна, чтобы нанять для него частного учителя, так что он посещал только деревенскую школу, а в остальном учился самостоятельно. Впоследствии он очень гордился тем, что был самоучкой и что у него никогда не было настоящего учителя. Когда Дай Чжэнь стал знаменитым ученым, он отказывался принимать учеников, сделав исключение только для своего младшего коллеги Дуань Юцая (1735—1815), который донимал его просьбами до тех пор, пока тот не согласился. 

Дай Чжэнь никогда не подчинялся никаким авторитетам и не желал, чтобы кто-либо склонялся перед его собственным авторитетом как учителя. Некоторые современники считали эту позицию безответственной и даже предосудительной, однако Дай Чжэнь оставался верен своей позиции в отношении подлинного учения — человек должен учиться самостоятельно, а если ему необходима помощь, то не следует обращаться к вышестоящему, потому что только помощь равного способствует созданию свободной и естественной атмосферы учебы. 

Уже в семнадцать лет мыслитель понял, что больше всего ему нравится точное гуманитарное знание — такое, какое воплощено в ханьских словарях “Шо вэнь цзе цзы” (“Объяснение слов и изъяснение изображений”) и “Эр я” (“Приближение к классике”). И тогда же он поставил перед собой цель —сконцентрироваться на “слушании Дав”. После тридцати лет ему удалось сблизить цель жизни и любимое занятие — в 1763 г. он закончил свой первый философский трактат “Обращение к началу добра” (ему было тридцать девять лет). В 1766 г. он издал переработанную версию этого трактата, а в 1777 г., всего за несколько месяцев до смерти, закончил “Значения слов “Мэн-цзы” в комментариях и свидетельствах”, самую любимую свою работу. 

Однако до этого на протяжении почти двадцати лет он писал трактаты по самым различным областям знания — комментарии к древним математическим и естественнонаучным трактатам, древним словарям и справочникам по диалектам, труды по географии, ирригации и календарю, а также принимал участие в составлении нескольких историй местностей, а главное — в колоссальном энциклопедическом проекте, начатом по распоряжению императора Цянь-луна, — проекте “Полного собрания книг “четырех сокровищниц”. 

Дай Чжэнь был весьма плодовит вследствие необычайного трудолюбия и стремления к глубокому познанию множества предметов, он был необыкновенно талантлив. При этом надо добавить, что он всегда испытывал финансовые трудности — у него никогда не было постоянного места службы, дававшего приличный доход, и, подобно своему отцу, да и многим другим цинским ученым, он вынужден был торговать плодами своего труда, чтобы выжить. Шесть раз он пытался сдать экзамен на высшую ученую степень цзиньши и трижды проваливался, пока наконец в 1775 г. император Цянь-лун особым указом не присвоил ему это звание (вероятнее всего, за его вклад в составление “Полного собрания книг “четырех сокровищниц”). 

Личность Дай Чжэня была (и остается) чрезвычайно противоречивой. Он отдавался таким идеям, которые в его время считались глупыми и наивными. Он резко критиковал философию Чэн И и Чжу Си, утверждая, что их концепция принципа (ли) просто “убийственна”. Его обвиняли в плагиате — якобы он украл у другого ученого мысли, изложенные в комментарии к древнему сочинению по ирригации “Шуйцзинчжу”. 

Последнюю загадку разрешить не так-то просто — обвинение в плагиате возникло только через несколько лет после смерти Дай Чжэня, так что как обвинителям, так и защитникам было непросто приводить свои аргументы. Что же касается противоречивого на первый взгляд сочетания стремления проникнуть в суть вещей и неприязни к Чэн И и Чжу Си, двум сунским  философам, одержимым тем же стремлением, то это говорит только о том, что Дай Чжэнь, с одной стороны, не хотел, чтобы его рассматривали как еще одного представителя популярного в то время “ханьского учения” (представители этой школы ставили филологию на первое в ин теллектуальной деятельности место), а с другой — не желал, чтобы его рассматривали как последователя сунцев. У него был свой путь, на котором он стремился использовать свои ученость и эрудицию для выявления вечного и неизменного. 

ФИЛОСОФИЯ ДАЙ ЧЖЭНЯ 

В начале и в конце философского странствия Дай Чжэня стоит фигура Мэн-цзы: об этом свидетельствуют уже заглавия его первой и последней работ. Однако в Мэн-цзы его занимало отнюдь не учение о доброте природы человека. Больше всего его привлекала мысль Мэн-цзы о том, что сущность вещей неотделима от самих вещей — невозможно отделить событие или ситуацию от ее принципа. Сам Дай Чжэнь утверждал: “Принцип совпадает с безошибочностью чувства”, считая, что именно таков смысл концепции морального принципа (и ли) у Мэн-цзы. 

Первый и последний трактаты Дай Чжэня связаны с Мэн-цзы, однако ни один из них не является, как это ни странно, комментарием к “Мэн-цзы”. В предисловии к “Значению слов “Мэн-цзы” в комментариях и свидетельствах” Дай Чжэнь говорит о том, почему он написал эту книгу: точно так же, как Мэн-цзы приходилось бороться с теориями Ян Чжу и Мо-цзы, ему самому пришлось сражаться с теми искажениями философии Мэн-цзы, которые многие считали ортодоксальными конфуцианскими теориями. 

Под “искажениями” он имел в виду интерпретации Чэн Хао, Чэн И и Чжу Си, то есть тех философов, что считались в его эпоху большинством современников “выдающимися учеными, совершенномудрыми и героями”. Дай Чжэнь, напротив, утверждал, что эти сунские мыслители слишком легкомысленно относились к учениям Лао-цзы, Чжуан-цзы и буддийских философов — вплоть до того, что использовали их применительно к идеям Мэн-цзы, так что Дай Чжэню пришлось взять на себя ответственность и исправить положение. 

Его последний трактат — это остро полемическое философское сочинение, в котором он пытается опровергнуть учение сунских философов vi возродить правильное понимание Пути, Дао Неба, принципа, природы человека и искренности в свете подлинного конфуцианства эпохи Сражающихся царств. Основой для этого критического сочинения стала его более ранняя работа “Обращение к началу добра”, где он изложил свое понимание Пути Неба и его связи с “надформен-ным” и “доформенным”, а также взаимоотношений судьбы и природной необходимости. 

В “Значении слов “Мэн-цзы” в комментариях и свидетельствах” Дай Чжэнь использовал строгий филологический метод, доведенный им и его современниками до совершенства, чтобы показать, что его философское учение намного ближе к первоначальным концепциям Конфуция и Мэн-цзы, нежели интерпретации Чжу Си и Чэн И. Последние, по его мнению, все переврали, сначала связав понятие принципа с понятием божественного в даосизме и буддизме, а потом возведя его в абсолют. 

Сунцы все время пытаются разделить мир — идет ли речь о земном или небесном мирах — на две составляющие: неизменное и подверженное переменам, совершенное и преходящее,, в результате чего противопоставляются категории ли и ци, принципа и желаний, морального сознания и рассудка. Даже природу человека они стремились поделить пополам, вычленяя изначальную природу и физическую, благие побуждения, дарованные Небом, и физические желания. 

Сам Дай Чжэнь утверждал, что природа человека едина, она представляет собой нераздельное единство крови, пневмы и органа познания (сердце). Уникальность каждого существа определяется характером комбинации сил инь-ян и пяти элементов. Нет двух одинаковых людей, нельзя также говорить (как это делали Чэн И и Чжу Си) о том, что в природе человека заложен единый принцип, дарованный ему Небом. 

Однако все люди способны к добру, но не потому, что наделены совершенным небесным принципом, а благодаря самопознанию, самоанализу, постоянному самоотчету в своих поступках. Человек наделен желанием стать добрым, и он может развить гуманность, сопереживая окружающим, стремясь найти самое правильное с этической точки зрения решение в каждой ситуации. 

Подобно Мэн-цзы, Дай Чжэнь верил, что желание добра не менее сильно, чем стремление к наслаждению прекрасными зрелищами и пищей. Однако Мэн-цзы полагал, что стремление к добру обусловлено чувствами человека, тогда как Дай Чжэнь утверждал, что оно возникает в результате рассудочной деятельности. Таким образом, если учесть, что китайский термин синь (“сердце”) обозначает одновременно и душу (сердце человека), и разум, то можно сказать, что Мэн-цзы делает больший акцент на душе, а Дай Чжэнь — на разуме, говоря об одном и том же органе. 

Этика Дай Чжэня тесно связана с его личностью. Он сам любил науку, особенноее сложнейшие области, считая, что только научная деятельность позволяет в полной мере развить свой интеллектуальный потенциал. В “Значении слов...” Дай Чжэнь сравнил развитие рассудка с развитием тела: познание расширяет способности рассудка так же, как пища укрепляет и взращивает плоть. В конце концов, развивая таким образом рассудок, можно достичь совершенномудрия, “божественного восприятия” — видеть вещи такими, каковы они есть, проникать взглядом в саму суть вещей. 

Тем не менее Дай Чжэнь отрицательно относился к чисто рассудочным теориям и схоластическому умствованию. Он считал, что такие понятия, как “принцип” школы Чэн-Чжу, возникают вследствие стремления рассудка к чему-то вечному и вневременному, и такого рода понятия могут стать опасными, если выйдут из-под контроля чувств. Сильные мира сего могут воспользоваться ими для духовного угнетения слабых, а те никогда не смогут воспользоваться ими, так как “принцип” и способность оперировать этим понятием становятся монополией интеллектуалов. 

“Когда человека казнят за то, что он нарушит закон, -- писал Дай Чжэнь, — всегда найдутся те, кто пожалеет его, но когда человека казнят за то, что он нарушил “принцип”, кто же всплакнет по нем? Увы!” 

Цинь Анпин

   Ссылки

Википедия

Wikipedia

BaiduBaike

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования