header left
header left mirrored

Фэн Юлань

    Фэн Юлань

Родился:  1895 г., пров. Хэнань, Китай.

Умер:  1990 г., Пекин, Китай.

Основные труды:  «История китайской философии» (1930, 1934); «Новый рационализм» («Синь лисюэ») (1939); «Путь Китая к свободе» («Синь шилунь») (1939); «Новый трактат о жизни» («Синь шисюнь») (1940); «Новый трактат о природе человека» («Синь юаньжэнь») (1943); «Дух китайской философии» («Синь юаньдао») (1944); «Новый трактат о метафизике» («Синь чжиянь») (1946).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Вещи существуют благодаря тому, что их принцип ли постоянно воплощается в пневме ци.

Существуют четыре сферы бытия: сфера невинности, сфера практики, сфера этики, сфера трансцендентного.

Философия призвана помочь людям достигнуть высших сфер бытия.

Метафизика методологически двояка: настоящий философ начинает с позитивного метода и завершает негативизмом.

Фэнь Юлань - один из выдающихся китайских философов и историков философии XX в. Он родился в провинции Хэнань, а когда ему исполнилось три года, его отец сдал очередные экзамены и был переведен управлять магистратурой в провинции Хубэй. Фэн Юлань учился в Шанхайском университете и уже тогда увлекся западной философией, однако вскоре убедился, к своему великому огорчению, что его учителя имеют весьма отдаленное представление об этом предмете.

В 1915 г. он уехал в Пекин, чтобы изучать западную философию у преподавателя, прошедшего подготовку в Германии. Но, увы! профессор умер, прежде чем Фэн Юлань приступил к занятиям, и ему пришлось перевестись на отделение истории китайской философии. Затем он отправился учиться в Америку и в 1923 г. защитил диссертацию в Колумбийском университете. После этого Фэн Юлань преподавал философию в Университете Цинхуа, Юго-Западном объединенном университете, Пенсильванском и Гавайском университетах и, наконец, в Пекинском университете. Помимо всего он был деканом гуманитарного факультета Юго-Западного объединенного университета, президентом академического общества Университета Цинхуа, академиком Китайской академии наук.

В 1949 г., после основания КНР, он отказался эмигрировать на Тайвань с гоминьдановцами и остался в Пекине, подобно многим китайским интеллектуалам приняв участие в идеологической реформе. По его собственным словам, он «открыл для себя марксизм!» Однако, несмотря на неоднократные публичные отречения от собственной философии, Фэн Юлань так до конца и не стал марксистом. В период антиконфуцианской кампании 70-х годов Фэн Юлань даже выступал советником радикально настроенной группировки в ЦК, в которую входила и Цзян Цин (жена Мао Цзэдуна). Можно сказать, исполнилась его мечта стать духовным наставником лидера страны. Он стал членом Политического консультативного комитета КПК и оставался им до смерти, последовавшей в 1990 г.

В 30—40-е годы Фэн Юлань разработал собственный философский метод, изложенный в работах: «Новый рационализм» («Синь лисюэ») (1939); «Путь Китая к свободе» («Синь шилунь») (1939); «Новый трактат о жизни» («Синь шисюнь») (1940); «Новый трактат о природе человека» («Синь юаньжэны») (1943); «Дух китайской философии» («Синь юаньдао») (1944); «Новый трактат о метафизике» («Синь чжиянь») (1946), хотя на Западе он известен в основном как автор двухтомной «Истории китайской философии». Перечисленные выше работы Фэн Юлань назвал «шестью поворотными книгами», имея в виду то, что они должны были произвести переворот в китайской культуре.

ФИЛОСОФИЯ: НОВЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ

По мнению Фэн Юланя, наиболее существенным вкладом западной философии в современную китайскую стала логика: логический метод был именно тем, чего всегда недоставало традиционной китайской философии. При помощи этого метода Фэн Юлань построил новую систему философии, названную им синь лисюэ, то есть «новое учение лисюэ». Термин лисюэ используется обычно для обозначения неоконфуцианства - учения, созданного в Сунский (960—1279) и Минский (1369-1644) периоды Чэн И и Чжу Си. Фэн Юлань считал себя наследником этой традиции, но прибавил к названию школы определение «новый», тем самым указывая на радикальную перестройку системы.

Философское кредо Фэн Юланя, изложенное в «Новом рационализме», включает в себя четыре основных понятия: принцип (ли), пневма (ни), Путь (Дао) и Великое целое (да цюань). Эти четыре понятия вводятся во фрагментах, начинающихся словом: «существует». Вот первый фрагмент:

Вещь не может не быть определенной. Определенная вещь не может не принадлежать к определенной категории. Если существует определенная категория, то именно благодаря ей каждая вещь становится тем, чем она является.

Термин «благодаря ей» (и чжао) обозначает здесь принцип ли. Например, гора является горой «благодаря тому», что в ней содержится то, что делает ее горой. Точно так же фраза «определенная вещь» подразумевает наличие у нее ли. Вполне возможно существование ли, для которого не существует воплощающей его вещи, но не существует вещи, у которой не существует ли. Таким образом, ли логически предшествует вещи, и может быть намного больше принципов, чем вещей, так как могут существовать принципы без воплощающих их вещей, но не наоборот.

ПНЕВМА

Вторая серия фрагментов посвящена пневме ци - тому, без чего вещи не смогли бы воплотиться в реальность. Причем активную роль здесь играет ци - именно пневма должна актуализировать вещи, поэтому-то и возможно существование ли без реальных вещей, воплощающих это ли. Ци как чистая материя — это нечто такое, о чем мы ничего не можем сказать. Только после того как оно воплотит какой-то принцип, мы можем сказать что-то о ци, однако это будет уже не истинное первозданное ци.

ВЕЛИКОЕ ЦЕЛОЕ

В третьей группе фрагментов Фэн Юлань описывает то, что называется «телом Дао». Речь идет о совокупности всех процессов актуализации принципов ли. Таким образом, идея тела Дао включает в себя представление о непрерывном изменении и обновлении Космоса. Вселенная, согласно Фэн Юланю, не простое материальное образование, а органическое целое, включающее в себя все существующее. Вот почему оно еще называется «Великое целое».

Великое целое содержит в себе не только существующие вещи, но и еще не реализованные принципы. Тут возникает определенный парадокс - если Великое целое может стать объектом сознания, а объект сознания не включает в себя самой мысли о нем, то получается, что в Великое целое не включена мысль о нем, то есть оно включает не все. Фэн Юлань разрешал этот парадокс следующим образом: о Великом целом невозможно думать, оно не может быть предметом мысли, но к этому нужно постоянно стремиться, нужно думать о нем, чтобы понять, что оно немыслимо. Иными словами...нужно думать о немыслимом, но как только пытаешься это сделать, оно начинает ускользать от тебя. Это самое поразительное в Великом целом и самое трудное в философии.

ЭТИКА: ЧЕТЫРЕ СФЕРЫ БЫТИЯ

Согласно Фэн Юланю, люди отличаются от животных тем, что наделены сознанием, и поэтому их деятельность осмысленна. Смыслы, которыми человек наделяет свою деятельность, образуют «сферы бытия». Так как разные люди наделяют свои поступки разными смыслами, то сфер бытия несколько. В «Новом трактате о природе человека» Фэн Юлань пишет о четырех сферах бытия: сфере невинности, сфере практики, сфере этики и, наконец, сфере трансцендентного.

Сфера невинности - низшая сфера, пребывая в которой человек действует механически, по естественному побуждению или в соответствии с обычаями своего общества, не осмысляя, свои поступки. Поэтому его поступки «невинны» в том смысле, что не несут моральной нагрузки.

Во второй сфере, сфере практики, человек уже наделен сознанием, он начинает осознавать себя как личность. Но такой человек приносит пользу только себе самому. Это, в общем, не столь уж большой грех, кроме того, его поступки могут быть полезны и другим. Однако все-таки он руководствуется пока только эгоистическими побуждениями. В третьей, моральной, сфере человек уже отдает себе отчет в том, что он не одинок, что он - член коллектива, или общества. Такой человек действует исключительно на благо общества, его поступки всегда моральны.

Высшую сферу бытия Фэн Юлань назвал «трансцендентной» - сознание человека, находящегося в этой сфере, расширяется далеко за пределы общества, до пределов Вселенной. Именно тогда человек начинает понимать, что он всего лишь часть Великого целого. Такой человек может отождествить себя со Вселенной и посвятить ей всю жизнь. О таком человеке говорят, что он обладает «небесным знанием» (чжи тянь) и может «служить Небу» (ши тянь), «соединяться с Небом» (тун тянь) и в конце концов постигает «небесную радость» (лэ тянь). Сфера трансцендентного фактически и есть сфера конфуцианской гуманности (жэнь).

Первые две сферы относятся к «природным», то есть к примитивным и некультурным, людям. Сферы морали и трансцендентного представляют этический идеал человека. Разница между этими сферами заключается не в том, что конкретно человек делает, а в том, что он думает. Поэтому совершенномудрый человек в жизни ничем не отличается от простых смертных, он не совершает чудес. Просто он придает своим поступкам больше смысла.

Функция философии как раз и заключается в том, чтобы помочь людям достичь состояния просветления, переместиться в высшие сферы бытия. В сферу морали нельзя попасть без постижения принципов морали, а в сферу трансцендентности нельзя попасть, не причастившись к Дао Вели кого целого. А это возможно только благодаря философии. Такие философские концепции, как концепции ли, ци. Дао и Великого целого, не дают положительных знаний о реальном мире, они просто помогают понять смысл жизни и нашу роль в этом мире, осознать наше высшее предназначение. В конце «Духа китайской философии» Фэн Юлань пишет:

Если философия может помочь людям причаститься к мудрости (сфере трансцендентного), то в этом и заключается ее польза. А если благодаря этому он сможет достичь понимания высшего предназначения человека, то в этом заключается польза пользы философии. Вот эта-то польза и есть высшая степень полезности.

МЕТОДОЛОГИЯ: ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ

В «Новом трактате о методологии философии» Фэн Юлань утверждает, что существуют два основных метода философии. Суть позитивного метода состоит в том, чтобы предельно подробно описать предмет философии. Суть негативного метода состоит в том, чтобы раскрыть его сущность, не говоря ничего позитивного. Этот метод способен открыть исследователю нечто недостижимое при помощи позитивного метода. Сущностью этого метода является молчание.

Фэн Юлань утверждал, что в западной философии преобладает позитивный метод, а в традиционной китайской философии - негативный. В особенности это характерно для даосизма. Тексты Лао-цзы и Чжуан-цзы учат нас не тому, что есть Дао, а тому, чем Дао не является. Однако лучше всего было бы соединить эти методы, причем начинать с использования позитивного метода, а завершить исследование с помощью негативного. Если начинать с негативного метода, то в итоге ничего нельзя будет сказать, такое исследование ведет к мистицизму.

С другой стороны, сама философия учит нас тому, что ее высший объект, Абсолют, недостижим для аналитического описания. Это понятие так же ускользает от мышления, как и понятие Великого целого. Однако философ, постигнув не-мыслимость Абсолюта, может передать свое понимание аудитории и тем самым привести ее к просветлению.

В «Пути Китая к свободе» Фэн Юлань излагает идеи относительно социального, экономического, культурного и политического преобразования общества. В «Новом трактате о жизни» он изложил этические принципы, а его понимание исторического прошлого Китая нашло выражение в «Духе китайской философии» и «Истории китайской философии». Большинство работ Фэн Юланя включены в «Собрание работ из Зала трех сосен», изданное в 80-е годы.

Философия Фэн Юланя представляет собой наиболее интересный и оригинальный вариант неоконфуцианства в XX в. На него оказали сильное влияние как дух конфуцианского учения, так и западная философия. Несмотря на то что в поздние годы Фэн Юлань утверждал, что он всего лишь историк философии, в истории китайской философии он навсегда останется в качестве выдающегося философа.


   Ссылки

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования