header left
header left mirrored

По следам цивилизации

Фэн Линюй, Ши Вэйминь. Издательство "Синьсин", 2001 г.
Перевод - "АБИРУС"

 По следам цивилизации

Китайская цивилизация имеет более чем пятитысячелетнюю историю. Из четырех крупнейших мировых цивилизаций, центрами которых стали древние государства, до сих пор не прервалась только китайская цивилизация. И по нынешний день, где бы ни находился китаец, он постоянно несет на себе не стираемую печать этой традиционной цивилизации. 

Хотя на протяжении нескольких тысячелетий Китай претерпевал исторические перемены, однако его структура как многонационального государства с многополярной культурой не изменилась и продолжает существовать по сей день. 

Китайские иероглифы - это уникальная смысловая письменность. Несмотря на различные изменения в их произношении, тем не менее люди разных эпох и разных национальностей по-прежнему могут пользоваться ими для общения. 

Китайцы изобрели бумагу, полиграфию, компас и порох. Вместе с фарфором и шелком эти изобретения распространились по всему миру. Активно функционируя более тысячи лет, Шелковый путь оставил глубокий след в культурном обмене между Китаем и Западом. 

Как один из символов древней культуры, китайская традиционная архитектура в виде столичных дворцов, храмов, жилых зданий, парков и т.д. отразила характер и облик исторических эпох, вобрала в себя особенности идеологического мышления и культурного духа китайцев. 

На протяжении более двух тысяч лет китайцы жили под влиянием конфуцианского учения. Просвещение и система экзаменов, в основе которых лежали конфуцианские каноны, оказывали непосредственное влияние на функционирование политической власти феодального государства и на развитие культурного воспитания. 

В поэзии, живописи, музыке, танце, театре китайцы создали своеобразную форму самовыражения. Пристальное внимание к нравственной этике и горячая любовь к природе стали духовным ядром китайской литературы и искусства. 

Китайцы не отторгают зарубежные религии и умудряются сделать так, что различные религии мирно уживаются друг с другом. Стремление охватить без разбора все культуры, пришедшие из-за рубежа, и огромная способность к их ассимиляции привели к тому, что китайская культура непрерывно развивается. 

Для лечения болезней китайцы прибегают к лекарственным травам, акупунктуре и прижиганиям, а также имеют многочисленные способы поддержания здоровья. Принципы и методы лечения болезней с помощью китайской медицины ярко воплотили особенности мышления в древнем Китае. 

Летоисчисление, применяемое китайцами, имеет тесную связь с сельскохозяйственным производством. Разнообразные праздничные мероприятия у разных национальностей представляют собой отрывки красочной летописи древних обычаев и нравов каждой национальности. 

Китайцы питают особые чувства к дракону и фениксу, придают природным вещам определенное культурное значение. Психологические проявления их стремления к удаче и счастью многообразны и самобытны. 

Истоки цивилизации

Китай является одной из колыбелей человечества. И для каждого этапа развития человечества в археологических раскопках на его территории находят соответствующие следы культуры. 

Повсюду на территории Китая имеется более двухсот мест, где выявлены сохранившиеся останки культуры эпохи палеолита. Уже известно, что самый ранний в Китае человек, способный ходить в вертикальном положении, проживал на территории провинции Юньнань примерно 1.7 млн. лет назад. Находка в 1929 году окаменевшего черепа синантропа стала сенсацией в археологических кругах мира. Синантропы жили примерно 700-200 тысяч лет назад, сбиваясь в колонии, вели пещерный образ жизни, использовали грубые каменные орудия, занимались сбором дикоросов и охотой. Они уже умели пользоваться природным огнем и поддерживать его. В пещерах, расположенных в горах Лунгушань около местечка Чжоукоудянь к юго-западу от Пекина, были обнаружены четыре сравнительно большие кучи пепла с растрескавшимися от огня камнями и костями животных. 

Примерно 8000 лет назад Китай вступил в эпоху неолита. Люди начали использовать каменные орудия, изготовленные методом обточки. Источником пищи были уже не только охота на животных и сбор дикоросов, но и выращивание растений и разведение скота. Вследствие этого люди начали отходить от кочевого и переходить к оседлому образу жизни с упором на сельскохозяйственную экономику. Благодаря хорошим природным условиям, обширные территории Китая благоприятны для возделывания сельскохозяйственных культур. И наибольшее развитие культура сельскохозяйственного производства получила в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В долине Хуанхэ прежде всего выращивали просо и чумизу, а в долине Янцзы рис. Кроме того, на севере Китая в долине реки Ляохэ и в южных его районах найдены следы культуры сельскохозяйственного производства, существовавшей 7000 лет назад. 

Предшественником эпохи неолита был период существования матриархального общества, представителем наивысшего расцвета которого является культура Яншао, распространенная в бассейне реки Хуанхэ (5000-3000 лет до н.э.). Свое название эта культура получила по имени деревни Яншао в уезде Мяньчи провинции Хэнань, где впервые были обнаружены ее следы. Существовало несколько видов данной культуры, каждый из которых развивался в свое время. Руины древнего поселения Баньпо в городе Сиань провинции Шэньси как раз и представляют один из этих видов. Как видно из материалов археологических раскопок, жители Баньпо уже могли строить дома, вели оседлый образ жизни и образовывали поселения определенных масштабов. Рядом с поселением имеется общее кладбище и печи для обжига глины и получения керамических изделий. Жители Баньпо использовали керамическую утварь для приготовления горячей пищи и хранения вещей, они изготавливали керамические ножи. В одном из кувшинов, оставшихся от них, были найдены семена капусты или что-то подобное семенам горчицы. На месте поселения из-под земли было извлечено немало керамической посуды. Дно этой посуды обычно красного цвета, а сверху нанесены черные или коричневые узоры, напоминающие человеческие лица и рыб. Поэтому данная керамика называется цветной. Здесь же было извлечено прядильное колесо, свидетельствующее о том, что уже в то время холщевые ткани были предметом быта. 

Открытие в нижнем течении Янцзы культуры Хэмаду (5000-4000 лет до н.э.) имеет важное значение в археологии эпохи неолита на территории Китая. Свое название эта культура получила от названия деревни Маду на реке Юйяохэ в провинции Чжэцзян, где впервые и была обнаружена. Извлеченные здесь из раскопок керамические изделия имеют черный цвет. Это и миски, и тазы, и горшки, и кувшины, имеющие особую форму, редко наблюдаемую в других культурах. Многие производственные и бытовые изделия из камня, кости, дерева, в том числе конструкции древних ткацких станков, тканые изделия из волокон растений, лакированная деревянная посуда, резьба по слоновой кости отражают уровень производственной технологии того времени. Среди руин особое внимание привлекают деревянные сооружения на столбах с высоко поднятой жилой площадью, огороженной перилами, а также останки деревянного колодца квадратной формы. Здесь также обнаружили сохранившиеся зерна выращиваемого скороспелого риса, кости домашних свиней, собак и буйволов, а также плоды многих растений. Обнаружение и изучение культуры Хэмаду доказывает, что бассейн реки Янцзы, как и бассейн реки Хуанхэ, тоже был колыбелью древней культуры китайской нации. 

Примерно 5000 лет назад Китай вступил в эпоху патриархата, представителем которой является Луншаньская культура, существовавшая на территории провинции Шаньдун в бассейне реки Хуанхэ в период 2500-2000 лет назад. Сравнительно развитой была и культура Лянчжу в период 3300-2200 лет назад на территории провинции Чжэцзян в бассейне реки Янцзы. В культуре Лянчжу уже произошло отделение части таких ремесел как производство керамики, изготовление изделий из нефрита и т.д. от сельскохозяйственной деятельности. Из содержимого погребений, относящихся к среднему и к конечному периоду этой культуры, уже заметно разделение между людьми по богатству и рангу. В больших могилах находятся культовые регалии цун из яшмы в виде восьмигранника с круглым канальцем посередине, олицетворяющие духовную власть, нефритовые алебарды, олицетворяющие право убивать, а также большое количество плоских колец из яшмы. В то же время в небольших могилах находятся одно-два керамических изделия повседневного быта и орудия из камня, а то и вовсе нет ничего. И могильные курганы, и жертвенные алтари, и священные знаки говорят о том, что уже во времена культуры Лянчжу появились первоначальные признаки осознания духовной и светской власти, которое получит дальнейшее развитие в последующие эпохи. 

Из всех древних культур, существовавших на заре зарождения китайской цивилизации, обнаруженная в пригороде города Чифэн автономного района Внутренняя Монголия культура Хуншань (примерно 3500 лет назад) , не только отличалась от культур центральных районов Китая в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ (включая большую часть провинции Хэнань, западную часть провинции Шаньдун, южные части провинций Хэбэй и Шаньси), но была сравнительно развитой и имеет оттенок таинственности. Наиболее известна эта культура своими жертвенными алтарями, храмом богинь и могильными курганами из каменных глыб. Останки этих трех достопримечательностей расположены на площади 50 квадратных километров и образуют огромный центр жертвоприношений. Масштабы такого родового поселения несравнимы с обычным поселением. Археологи полагают, что фоном вокруг этой территории с жертвенными алтарями, храмом и могильниками должно было быть крупное объединение, более целостное общество. И хотя здесь не найдены места проживания людей, однако ряд признаков, вытекающих из этой культуры, свидетельствуют о зарождении в ту пору нового общества. 

И такие местные археологические культуры как культура Хуншань, стоящие рядом с культурой центральных районов Китая, можно найти на всем протяжении от Северо-Восточного Китая до бассейна реки Чжуцзян на юге страны и все они имеют свои истоки и свои основные особенности. Как сказал известный китайский археолог профессор Су Бинци "Начало китайской цивилизации - это не одинокая свеча, а это многочисленные звезды, усеявшие все небо". И хотя различные районы и различные национальности, кто раньше, а кто позже, кто одинаковой, а кто и разной поступью переступали порог цивилизации, однако своими культурами, отличающимися своеобразием, они сформировали богатейшую китайскую цивилизацию и потому все они являются ее созидателями.

Продолжение и развитие цивилизации

Примерно в 21 веке до нашей эры на территории, охватывающей западную часть нынешней провинции Хэнань и южную часть провинции Шаньси, появилось первое в Китае царство - династия Ся (примерно 21 - 16 века до н.э.). История этой династии отражена в исторических документах и записках. Согласно преданиям, жившие в ту пору люди уже занимались укрощением водной стихии для обеспечения сельскохозяйственного производства и разработали календарь для определения сроков сельскохозяйственных работ. На протяжении нескольких десятков лет в местах их наиболее ранней деятельности непрерывно находят следы культуры той эпохи, которые соответствуют тому, о чем говорится в исторических документах о династии Ся и ее географическом положении. Хотя история царства Ся постепенно находит археологическое подтверждение, однако до сих пор археологических предметов и вещей, которые могли бы стать действенными вехами в цивилизации того времени, далеко не достаточно. И ключевой проблемой здесь является отсутствие остатков большого столичного города и неопровержимой письменности династии Ся. 

История Китая, подтверждаемая письменностью, начинается с династии Шан (примерно 16 - 11 века до н.э.). Царство Шан возникло в северной части бассейна реки Хуанхэ, столица его много раз переносилась с места на место и в конце-концов закрепилась в городе Инь (сегодняшний город Аньян в провинции Хэнань). На сегодня здесь вскрыты из под земли десятки фундаментов храмовых дворцов и царских могил. В развалинах города Инь обнаружены письмена, вырезанные на панцирях черепах и на костях животных, которые так и были названы панцирно-костной письменностью. Именно она стала прямым прообразом современных иероглифов. Большая часть этой письменности уже прокомментирована в исследованиях наших современников, что может служить доказательством непрерывности китайской цивилизации. 

В письменах на панцирях и костях имеется немало записей, имеющих отношение к сельскому хозяйству, например, молебны о ниспослании урожая, о ниспослании дождя и т.д., что говорит о внимании правителей царства Шан к сельскому хозяйству и к погоде. Кроме того, зерно шло не только на еду, но и на производство алкоголя. В династию Шан уже занимались разведением шелкопряда и превращали тончайшие его нити в шелковые ткани, из которых изготавливались одежды. В эту пору значительного уровня достигла технология бронзового литья. Ритуальная утварь, используемая правителями царства во время жертвоприношений предкам для хранения мяса, зерна, вина и т.д., была изготовлена из бронзы. В династию Шан и в определенный период времени после нее бронзовая утварь широко использовалась в ритуалах, связанных с жертвоприношениями, в дворцовых церемониях, на пиршествах в честь гостей, при погребении. Но ее роль не ограничивалась только хранением продуктов. Она также говорила о владельце, его ранге, была своеобразным символом власти и общественного положения. 

На смену династии Шан пришла династия Чжоу (11 век - 256 год до н.э.). Государи царства Чжоу отдавали в удел земли и живших на них подданных своим родственникам и отличившимся государственным деятелям , жалуя их княжескими титулами. Князья в определенное время прибывали на прием к государю, доставляли дань и несли ответственность и обязательства по защите царствующего дома. В полном единстве с такой ленной системой, то есть системой наделения уделами, находилась и патриархальная система - система разделения членов семьи по происхождению. Согласно этой системе, посты государя, называвшегося Сыном неба, и князей могли наследоваться только старшим сыном главной (законной) жены. Другим же сыновьям жаловались титулы князей, высших сановников и ученых. Позднее эта ленная  система была упразднена, однако патриархальная система продолжала оказывать влияние на китайское общество на протяжении более двух тысяч последующих лет. 

В 771 году до н.э. царство Чжоу захватили кочевники, которые пришли с северо-западной стороны. На второй год династия Чжоу перенесла столицу царства из западной части Хуанхэ в восточную и продолжила свое правление. Поэтому царствовавшая до 771 года до н.э. династия называется Западная Чжоу, а последующая называется Восточная Чжоу. По традиции Восточная Чжоу делится еще на два периода: с 770 по 476 год до н.э. - это период Чуньцю, а с 475 по 221 год до н.э. - эпоха Воюющих царств. 

Хотя история Восточной Чжоу была долгой, однако стабильное управление там так и не было установлено. Различные вассальные княжества пренебрегали номинальным положением правителя Чжоу как общего руководителя и непрерывно вели между собой войны, стремясь добиться гегемонии над остальными. Тем не менее, благодаря использованию более эффективных железных орудий, внедрению вспашки с помощью буйволов и возведению ирригационных сооружений заметно выросли производственные силы в сельском хозяйстве, расцвели торговля и города, началось обращение медных денег. Вовлечение крестьян в ряды купцов и торговцев, оставление крестьянами сельскохозяйственного производства и уход их в торговлю вызвало беспокойство у правителей, поэтому многие вассальные княжества стали проводить политику большего внимания сельскому хозяйству и торможения торговли. 

Несмотря на политическую нестабильность, философия и культура в Восточной Чжоу получили большое развитие. Была разбита монополия аристократии на учебу, вышедшие из простого народа ученые совершали турне по княжествам, устраивали дискуссии между князьями. Особенно это касается эпохи Воюющих царств, когда в обществе происходили резкие перемены. Представляя интересы различных слоев общества, ученые писали книги, создавали учения, свободно высказывая различные точки зрения в вопросах философии, логики, управления страной и создавая различные школы, вследствие чего возникла атмосфера свободного соперничества ученых. В такое оживленное и творчески богатое время возникшие в ходе дискуссий идеологические теории в области политики, философии, литературы, искусства, военного дела и т.д. заложили научную и культурную основу Китая на последующие две с лишним тысячи лет. Особенно это касается созданного Конфуцием учения, которое благодаря пропаганде со стороны правителей различных времен превратилось в китайском обществе в ортодоксальную идеологию. 

В 221 году до н.э. царство Цинь объединило Китай. Правитель царства Ин Чжэн назвал себя Ши Хуанди. Он заменил ленную систему династии Чжоу строго организованной имперской структурой, согласно которой обширные государственные земли разграничивались в административные районы, и в каждый административный район направлялась группа чиновников, назначенных центральным правительством. Такая структура централизованной власти просуществовала вплоть до 1911 года, когда была свергнута последняя феодальная династия.  Одновременно с этим в Циньскую династию были сведены к единой системе письменность, деньги, меры и веса, использовавшиеся в разных царствах, построены по единым стандартам государственные дороги.  Все это способствовало экономическому и культурному обмену между различными районами, содействовало их развитию.  Однако прославившийся своим самодержавием Ши Хуанди нанес большой урон китайской философии и культуре.  Он издал указ сжечь книги.  Согласно этому указу, за исключением правительства, всем простолюдинам разрешалось хранить только книги по китайской медицине, по гаданиям, по возделыванию сельскохозяйственных культур, все же остальные книги положено было сжечь в общих кострах.  Идеологический контроль в Циньскую династию покончил со свободным соперничеством ученых со времен Восточной Чжоу, и таким образом золотой век в истории древнекитайской философии закончился. 

Для предотвращения набегов кочевых племен с севера, Ши Хуанди отдал приказ соединить вместе уже существовавшие ранее на границе разрозненные стены и продолжить строительство стены в восточном и западном направлениях общей длиной более 5000 километров, чтобы она превратилась в целостное военно-оборонительное сооружение.  Это и есть известная в стране и за рубежом Великая китайская стена. 

Очень тщеславный Ши Хуанди не желал оставаться после смерти в одиночестве и скуке, и потому, с одной стороны, он направлял людей за моря, чтобы добыть эликсир вечной жизни, а с другой, возводил громадную усыпальницу. На внешнем периметре усыпальницы Ши Хуанди, которая находится в местечке Линьтун недалеко от города Сиань провинции Шэньси, уже в наши дни было извлечено из под земли свыше 7000 терракотовых фигур воинов, более 600 коней и свыше 100 боевых колесниц, а также большое количество разнообразного оружия. Фигуры воинов, ростом около двух метров каждая, лицами не похожи друг на друга. Из всей структуры сооружения видны гигантский размах проектирования и тщательность проработки мельчайших деталей. И до сих пор никто не знает, сколько еще драгоценных культурных памятников захоронены вместе с Ши Хуанди, так как раскопки ведутся на площади менее одной четверти территории всей усыпальницы. 

Хотя период существования Циньской династии был очень коротким, однако оставил в истории Китая глубокий и стойкий след. 

После смерти циньского правителя вспыхнула война, и через несколько лет была образована династия Хань, которая в свою очередь также делилась на Западную Хань (206 год до н.э. - 8 год н.э.) и на Восточную Хань (25 - 220 год). 

Ханьская династия тоже проводила политику поощрения сельскохозяйственного производства и сдерживания торговли. В первоначальный период этой династии императоры некоторое время в году проводили в полях, занимаясь земледелием, а императрицы разводили шелкопрядов и сажали тутовые деревья, являясь примером для Поднебесной в отношении к сельскому хозяйству. С другой стороны, царский двор запрещал купцам носить шелковые одежды, не разрешал купцам и их детям становиться чиновниками, облагал их тяжелыми налогами. В Ханьскую эпоху китайцы изобрели технологию изготовления бумаги, стали производить настоящие фарфоровые изделия. В первом веке нашей эры население ханьского царства составляло 59,5 млн.человек. Изображения на кирпичах в ханьских усыпальницах описывают нам эпизоды из общественной жизни того времени: семья представляет собой основную организацию сельской экономики, а обычным занятием женщин является разведение тутового шелкопряда и тутовника; ткачество является домашним ремеслом северян, а местные органы власти всемерно развивают деятельность мастерских; зажиточные семьи развлекаются песнями и танцами, а цирки и фокусники дают представления. 

Хотя Ханьская династия была мощной, однако на протяжении долгого времени она испытывала с северного направления угрозу от кочевых соседей - гуннов. Они не только продвигались на юг и беспокоили царство Хань, но и контролировали ряд небольших государств в районе Сичэн (сегодняшний Синьцзян и Средняя Азия). Император У Ди, находившийся на троне в 141 - 81 годах до н.э., обладавший огромными талантами и грандиозными планами, одну за другой отправил несколько экспедиционных армий и в конечном счете вынудил племена гуннов либо капитулировать, либо уйти на запад. Начиная с 138 года до н.э., У Ди дважды отправлял своего представителя Чжан Цяня в качестве посла для налаживания отношений с государствами района Сичэн. Династия Хань передала в Сичэн технологии плавки чугуна и рытья каналов, отправляла туда шелковые изделия, а оттуда завозила фрукты и овощи, музыкальные инструменты и другие предметы культуры, существовавшей за пределами Великой китайской стены. 

После того как в западном направлении было проложено несколько сухопутных дорог, начала развиваться торговля между Китаем и Западом, в которой наибольшей популярностью пользовались китайские шелка и шелковые изделия. 

Поскольку ханьская культура оказывала огромное влияние на окружающий мир, то азиатские и более отдаленные страны того времени стали называть китайцев ханьцами. 

Династия Хань открывала в центре и на местах различные школы и сделала конфуцианское учение своей ортодоксальной идеологией. Именно в это время впервые появился прообраз системы отбора и назначения чиновников по результатам экзаменов. 

В 1 веке до н.э. по торговым путям буддизм проник на восток в Китай, где получил поддержку правителей и стал быстро распространяться. Своя собственная китайская религия даосизм зародилась и получила развитие в народе. 

Летопись в Китае издавна была очень развитой. В "Исторических записках" летописца из Западной Хань Сыма Цяня (145 - приблизительно 90 год до н.э.) описывается история Китая на протяжении примерно 3000 лет от мифологических времен правителя Хуан Ди до ханьского правителя У Ди. Это была первая в древнем Китае общая история, оказавшая огромное влияние на дальнейшую историографию и культуру. 

После эпохи Хань Китай погрузился в длительный период раскола и хаоса. Сначала он вступил в период Троецарствия, образованного царством Вэй (220 - 265 гг) на севере, царством Шу (221 - 263 гг) на юго-западе и царством У (222 - 280 гг) в нижнем течении Янцзы. Проведя несколько десятилетий во взаимных войнах, царство Вэй наконец разбило царство Шу. Но вскоре не уцелело и само царство Вэй. Диктатор-временщик Сыма Ши узурпировал царский трон и изменил царство Вэй в царство Цзинь, которое в истории называется Западная Цзинь (265 - 316 гг). В 280 году царство Цзинь уничтожило царство У, и наступило кратковременное объединение Китая. 

Но чтобы заполучить трон, восемь князей царства Западная Цзинь воевали между собой в течение 16 лет. В результате войн и хаоса жизненные силы царства были полностью истощены и в 316 году оно прекратило существование. На следующий год новый царь, поддерживаемый бежавшей на юг аристократией установил свое правление, которое получило историческое название Восточная Цзинь (317 - 420 гг).  Более ста лет Восточная Цзинь правила в южных районах Китая. С исчезновением царства Восточная Цзинь и до 589 года весь Китай снова оказался объединенным. Юг в это время пережил четыре династии, в том числе Сун, Ци, Лян, Чэнь, столица которых располагалась в нынешнем Нанкине. В истории этот период получил общее название Южные династии. 

На севере пять небольших национальностей и ханьцы в юго-западной части Китая с 304 по 439 годы основывали в разное время несколько царств, и этот период получил историческое название Шестнадцатицарствие. В 439 году династия Северная Вэй объединила север, но вскоре в свою очередь была заменена новой политической властью. В общей сложности с 439 по 581 год на севере правили пять династий, и потому этот период получил общее название Северные династии. Северные и Южные династии сосуществовали друг с другом и получили объединенное название Южные и Северные династии (420 - 589 гг). В этот период раздробленности страны Юг и Север время от времени с переменным успехом воевали друг с другом. 

Поскольку в 3 - 6 веках войн и хаоса на юге было сравнительно мало, то в этот период китайской истории возникла первая крупномасштабная миграция населения. Северяне переезжали на юг, и тем самым не только увеличивали численность рабочей силы, но и приносили с собой более современные производственные технологии, в результате чего экономика в районах южнее Янцзы получила быстрое развитие. В свою очередь на севере быстрыми темпами шел процесс национального слияния. Со времени Восточной Хань, многие кочевые народности, находившиеся на северо-западных окраинах, непрерывно продвигались внутрь страны и устраивались на жительство бок о бок с ханьцами. Постепенно эти народности переходили к сельскохозяйственному или полусельскохозяйственному образу жизни, заимствовали у ханьцев политическую систему, устанавливали законы, открывали школы, брали на вооружение конфуцианское учение и вступали в браки с ханьцами. А с другой стороны, культура и обычаи различных малых народностей также оказывали влияние на ханьцев. В процессе национального слияния заметно изменялись языки различных национальностей, их одежда и украшения, их бытовые обычаи и нравы. 

"Что для страны несчастье, то для поэта счастье". Этой фразой можно было бы охарактеризовать ситуацию в культурной жизни, сложившейся в период Троецарствия, двух династий Цзинь, Южных и Северных династий. Беспорядки и хаос, царившие на протяжении нескольких веков, вовсе не привели к культурному застою Китая. Напротив, это был период стремительного развития китайской литературы и искусства. В каллиграфии и живописи появились несколько мастеров эпохального значения. Трудности исторического периода вызвали не только появление группы отшельников из числа мастеров культуры, но и увлечение всего общества буддизмом и даосизмом. И сегодня можно увидеть многочисленные каменные пещеры, такие как Юньган около города Датун в провинции Шаньси, Лунмэнь около города Лоян в провинции Хэнань, в которых, начиная с 5 века, высекались каменные статуи Будды и другие скульптурные изображения. 

История династии Суй (581 - 618 гг) в некоторых аспектах схожа с династией Цинь, существовавшей до этого 8 веков назад. После объединения всей страны в 589 году, династия усилила контроль центра на местах. По меньшей мере в двух областях общественной жизни династия Суй установила такие системы, которые использовались в дальнейшем и другими династиями. Во-первых, в центральной власти было образовано шесть министерств, которые ведали вопросами подготовки кадров, образования, права, военного дела и т.д. Во-вторых, была внедрена система отбора путем проведения государственных экзаменов и отменена прежняя форма отбора и выдвижения чиновников по рекомендации и по знатности. С этого времени стал использоваться метод отбора и выдвижения чиновников на должности по результатам экзаменов по различным предметам. Кроме того, в период правления династии Суй был открыт для судоходства Великий канал, который пересек страну с севера на юг и соединил сегодняшний Пекин с городом Ханчжоу в провинции Чжэцзян. Этот канал длиной в две тысячи километров проработал более тысячи лет. А на некоторых его участках судоходство продолжается и по сей день. 

Несмотря на процветание, Суй, как и Цинь, оказалась очень кратковременной династией. На смену ей пришла самая яркая в истории древнего Китая династия - династия Тан (618 - 907). 

Начальный период династии Тан ознаменовался закладкой фундамента для реальной экономической и открытой государственной политики, появлением различных видов до крайней степени самонадеянных и снисходительных культур. Примеров такой внешней открытости в древней истории Китая, какую демонстрировала династия Тан, было очень мало. В то время по сухопутным и морским путям с Китаем торговали более 70 стран. Танское правительство поощряло прибытие иностранных купцов в Китай для торговли, не позволяло чиновникам взваливать на них дополнительное налоговое бремя, разрешало иностранным купцам надолго селиться в Китае, вступать в смешанные браки с местным населением или, выдержав экзамены, становиться чиновниками. Сегодняшние города Гуанчжоу и Цюаньчжоу в те времена стали международными портами. Столица Чанъань (сегодня г.Сиань в провинции Шэньси) с населением более одного миллиона человек еще больше напоминал международный центр. Сюда съезжались торговцы, дипломаты и студенты из Персии (нынешний Иран), из Даши (название арабского мира, данное жителями царства Тан), из Тяньчжу (общее название стран на нынешнем полуострове Индостан), из Японии, из восточных районов Римской империи и других стран мира. Через них технологии изготовления бумаги и фарфора, технология ткацкого дела попала в Даши, а оттуда распространилась во многие страны Африки и Европы. Японцы, особенно тяготевшие к китайской культуре, во многих областях копировали династию Тан: от политической системы до архитектуры, от женских украшений до облавных шашек. Поэтому на японских памятниках культуры имеется такой большой налет танской культуры. 

В то время династия Тан пользовалась огромным авторитетом в мире, и во многих странах китайцев начали называть «танцами». В некоторых странах это название сохранилось до сих пор. 

Открытость династии Тан и ее уверенность в своих силах нашли заметное отражение и в религии. Правительство гарантировало религиозную свободу, и потому пришлые и местные религии сосуществовали на равных правах и имели своих верующих. Именно в это время достиг наивысшего расцвета и влияния буддизм, укоренились ислам из арабского мира и несторианское учение из Средиземноморья. 

Одновременно с экономикой процветали наука и культура. Образование пользовалось пристальным вниманием со стороны правящих кругов. В эту сферу привлекались дети из аристократических слоев национальных меньшинств и соседних государств. В учебных заведениях обучение велось по различным специальностям, таким как медицина, математика, астрономия и т.д. Появившаяся в династию Суй техника ксилографической печати в эпоху Тан получила широкое применение. В сотни раз повысилась эффективность репродукции буддийских сутр и календарей, печатались для продажи на рынках произведения крупных поэтов. Соединение техники печати и ранее изобретенной бумаги ускорило распространение культуры. В конечный период династии Тан порох начал применяться и в военном деле. Позже порох вместе с даосскими исследованиями в области изготовления пилюли бессмертия и знаниями из китайской медицины попал в арабские страны, а в 13-ом или 14-ом веках через арабов распространился в Европе. 

В династию Тан китайская поэзия, каллиграфия и высечение буддийских храмов в скалах вступили в свой золотой век, а в живописи появились известные мастера. Существующая и поныне храмовая пещера Могао около города Дуньхуан в провинции Ганьсу породила в китайской культуре особый красочный стиль, отличающийся от традиционных искусства и культуры, от общественных ценностей. Танцы и музыка династии Тан вобрали в себя пришлую культуру, и многие их составные части отражают расширявшиеся зарубежные связи того времени и частоту контактов с внешним миром. 

С окончанием династии Тан политическая жизнь в Китае утратила свой центр тяжести, и снова появилась раздробленность страны. В центральных равнинных районах в период с 907 по 960 годы один за другим возникли пять династий, поэтому данный отрезок истории называется периодом Пяти династий. На юге в это время возникло 9 царств, которые либо сосуществовали друг с другом, либо приходили на смену друг другу. Если принять во внимание еще и царство на севере страны, то в период Пяти династий существовало еще и 10 царств. 

В 960 году в городе Кайфэн на территории нынешней провинции Хэнань родилась династия Сун, которая покончила с периодом Пяти династий и десяти царств и начала проводить смелые реформаторские эксперименты, которые, к сожалению, не были доведены до успешного конца. Вместе с этим династия Сун постоянно испытывала угрозу со стороны властей, которые были сформированы на севере несколькими кочующими народностями, обладавшими сравнительно большим сельскохозяйственным опытом и уже ставшими наполовину ханьцами. В 1127 году, в ходе их широкомасштабного военного вторжения, сунские власти были вынуждены переехать на юг и обосновать свою столицу в городе Ханчжоу на территории нынешней провинции Чжэцзян. Поэтому просуществовавшая до этого времени династия Сун называется Северной Сун, а после этого и до 1279 года - Южной Сун. 

Хотя в военном и дипломатическом отношениях династия Сун была сравнительно слабой, однако в экономике проявился, пожалуй, самый значительный в истории Китая прогресс. Поскольку с 10 по 13 века войн на юге страны было относительно мало и ситуация была сравнительно спокойной, то снова началась крупная миграция населения Китая с севера на юг. Уровень сельскохозяйственного производства на юге постепенно превзошел северный, получило развитие морское и речное судоходство. Стала расти и концентрация населения. Юг начал превращаться в экономический центр всей страны. 

Вслед за развитием промышленности и торговли вокруг городов и около главных дорог в сельской местности появилось много поселков. Одни из них были местом перевалки грузов, другие были центрами печатания, третьи занимались производством фарфоровых изделий. Примерно в 1008-1016 годах 16 богатых торговых семей в Сычуани совместно выпустили в обращение «цзяоцзы» - самые ранние в мире бумажные деньги. Именно в эпоху Сун начал формироваться новый городской уклад жизни. Жители могли свободно покупать различные предметы быта и другие товары, могли посещать коммерческие увеселительные заведения, чтобы «развлечься». Здесь же были театральные и цирковые представления, демонстрации боевых искусств ушу и выступления искусных рассказчиков различных историй. Все этим неповторимым ароматом была переполнена столичная жизнь. 

Как в Северную так и в Южную Сун процветала внутренняя и внешняя торговля. Как говорят исторические материалы, в середине 12-го века государственная казна получала 15 % своих доходов от внешней торговли. На побережье Юго-Восточной Азии, на берегах Индийского океана и Аравийского полуострова, на восточном побережье Африки - везде были следы присутствия китайских морских судов. В то время уровень китайского кораблестроения и мореходства занимал ведущее место в мире. В эпоху Сун китайские суда ходили более чем в 20 стран и районов мира. Именно китайцы первыми начали в больших масштабах напрямую вести внешнюю торговлю, не опираясь больше на иностранных посредников. 

Династия Сун стала апогеем развития древней науки и техники в Китае. В сунскую эпоху появилась такие изобретения, как технология наборной печати, компас для мореплавания, ткацкий станок с гидроприводом, непромокаемая обшивка судов и т.д. Все эти изобретения распространились потом в других странах и районах Европы и Азии. Английский философ Фрэнсис Бэкон 

(1561- 1626) в своем трактате «Новый органон» писал: «Мы должны рассматривать различные изобретения с точки зрения мощи, эффективности и последствий, которые они дали. И самыми наглядными примерами здесь являются техника печатания, порох и компас… Эти три вещи изменили облик и положение дел во всем мире: первая - в литературе, вторая - на войне, третья - в мореходстве, породив тем самым бесчисленные перемены. И эти перемены настолько огромны, что ни одна империя, ни одно религиозное течение, ни один самый знаменитый человек не могли бы в сравнении с этими тремя техническими изобретениями продемонстрировать в делах человечества еще большую силу и влияние». 

И в культуре достижения династии Сун также очевидны. Конфуцианское учение вобрало в себя содержание буддизма и даосизма, став неотъемлемой частью политической философии, в результате чего идеологическое влияние стало еще большим. Система государственных экзаменов для получения права на государственную службу стала более совершенней, выросло количество абитуриентов, получило широкую практику частное преподавание. Немалое число учебных заведений сохранилось до наших дней. Было очень развито государственное и частное книгопечатание. Жанр ритмической прозы «сунцы», живопись и каллиграфия сунского периода стали вторым апогеем в культуре и искусстве Китая после династии Тан. 

На смену сунской династии пришла династия Юань (1206 - 1368), которая была первой в истории Китая единой во всей стране властью, созданной малой народностью. В начале 13-го века, объединив Монголию, Чингисхан начал крупномасштабные завоевательные войны. Его преемники, помимо продвижения на юг, развернули наступление в западном направлении, достигнув бассейна реки Дунай и создав гигантскую империю, раскинувшуюся в Европе и Азии. Однако очень скоро она раскололась на несколько независимых ханств. В 1271 году правившие монгольские власти изменили название династии, дав ей имя Юань, и основали столицу в Даду (нынешний Пекин). Хотя потом феодальные династии в Китае менялись несколько раз, однако Пекин продолжал оставаться столицей страны. 

Время от периода Пяти династий и до династии Юань включительно было временем дальнейшей ассимиляции народностей Китая. В династию Тан немало персов и арабов, исповедавших ислам, поселились в Китае. С конца 13-го века в Китай снова в большом количестве стали прибывать персы и арабы. Они жили вперемешку с ханьцами и монголами, вступали в смешанные браки и постепенно слились в единое целое, формируя новую национальность - хуэй. 

В династию Юань новое развитие получили текстильная промышленность и производство фарфора. Основным материалом для одежды, которую носили южане, стали хлопчатобумажные ткани. Шелковые и фарфоровые изделия широко продавались не только внутри страны, но и за рубежом, став основными статьями китайского экспорта. Юаньская династия поддерживала торговые отношения со многими странами Азии, Африки и Европы. Город Цюаньчжоу стал в то время самым большим морским портом, в котором постоянно находились под погрузкой и разгрузкой сотни морских судов. Купцы из Персии и арабских стран основали в городе особый район проживания, поставив там мусульманские мечети. И вообще в династию Юань было много иностранцев, которые путешествовали и жили в Китае. Они не только занимались торговлей, но некоторые даже находились на правительственной службе. Самым известным среди них был итальянский путешественник Марко Поло. Он прожил в Китае более десяти лет и посетил многие районы страны. В книге «Путешествия Марко Поло» с записями его об увиденном и услышанном на Востоке, описывается процветание Даду, Ханчжоу и других городов. Эта книга пробудила у европейцев большой интерес к Востоку. 

Юаньская эпоха стала важным периодом в развитии китайской литературы и искусства. Особенно поразительными были успехи в развитии театрального искусства. Центром театральной жизни стал город Даду, в котором сконцентрировались многие известные в ту пору драматурги, поэты, художники. За 300 лет до появления Шекспира китайский драматург Гуань Ханьцин (? - 1279) написал свыше 60 драматических произведений. Его влияние на историю китайского театра настолько велико, что его прозвали «восточным Шекспиром». 

В династию Юань живопись и каллиграфия стали особенно популярными среди интеллигенции. Художники больше обращались к таким темам как «горы и вода», «цветы и птицы», чтобы выразить свои мысли. Живопись мастеров-интеллигентов, или так называемая салонная живопись, постепенно развивалась и со временем стала основным течением, которое оказало значительное влияние на дальнейшую историю китайской национальной живописи. 

Династия Мин (1368 - 1644) прогнала последнего юаньского императора в северные районы пустыни Гоби и стала единственной в истории Китая южной династией, которая одержала победу над династией северной. В самом начале династии Мин государство отличалось своим могуществом и процветанием и именно в этот период мореплавание в Китае достигло своего апогея. В 1405 году император Юн Лэ отправил мореплавателя Чжэн Хэ (1371 - 1435) в Западный океан (в настоящее время это побережье Юго-Восточной Азии и Индийского океана к западу от Брунея). К 1433 году Чжэн Хэ совершил семь дальних плаваний, побывал более чем в 30 странах и районах Азии и Африки. В своем самом далеком плавании он достиг восточных берегов Африки и побережья Красного моря. Каждый раз, отправляясь в дальнее плавание, флотилия под его командованием насчитывала свыше 200 больших и малых судов, а численность людей на борту составляла примерно 27 тысяч человек. Они везли с собой шелка и изделия из светло-голубого фарфора, которые пользовались большим спросом, а возвращались с драгоценными камнями, пряностями и лекарственным сырьем. Выдающаяся техника мореплавания и поразительные морские маршруты говорят, что в то время Китай занимал в мореходстве ведущее положение в мире. После императора Юн Лэ минский двор запретил дальние плавания. 

В 16-м веке из-за рубежа в Китай были завезены сахарный тростник, кукуруза, арахис и табак, которые очень быстро распространились по стране. На основе накопленного опыта техника фарфорового производства была поднята на новую высоту, и дальнейшего развития получил центр фарфорового производства город Цзиндэчжэнь. В середине правления династии Мин в текстильной промышленности появилась мануфактура, при которой владельцы текстильных машин стали делать инвестиции, а работники, обслуживающие машины, предлагали свои услуги, и при которой между владельцами машин и работниками возникли отношения найма и увольнения. В это время в развитии общественной экономики стали появляться новые тенденции. Однако под влиянием прежней политики упора на сельское хозяйство и пренебрежительного отношения к торговле промышленность и торговля облагались тяжелыми налогами и сдерживались различными условиями и указами. Кроме того, правительство и местные власти узурпировали производство и распределение многих товаров, а китайские торговцы не имели таких политических прав и такого общественного положения, какие были у западных торговцев. Поэтому с самого начала товарная экономика страны развивалась с трудом. 

Вплоть до 15-го века китайская наука и техника по-прежнему занимали передовое место в мире, но в дальнейшем для их развития движущей силы явно не хватало. Однако в возведении гидротехнических сооружений и в медицине у Китая по-прежнему были сравнительно большие достижения. Появились такие энциклопедии как «Антология управления земледелием», «Божественные творения и открытия», «Травоведение» и т.д., носившие обобщающий характер и касающиеся сельского хозяйства, технологии мануфактурного производства и фармацевтических препаратов. В литературе и искусстве отмечается бурное развитие художественной прозы, которая постепенно становится основным литературным течением. Необыкновенно бурно развивается театральное искусство, и особенно это наблюдается к югу от Янцзы, где повсюду распространены местные пьесы. Именно они и становятся основной культурной деятельностью для городского населения. Каллиграфия и живопись по-прежнему распространены среди интеллигенции, которая в совершенстве владеет этими видами искусства. 

И сегодня можно видеть сооружения, сохранившиеся с династии Мин, в том числе отремонтированную в то время Великую китайскую стену, дворец Гугун в Пекине, ансамбли в Пекине с жилыми пристройками по всем четырем сторонам двора, которые представляют бытовые условия северян, и богатые дома с парками в Сучжоу, представляющие бытовые условия южан. Немало строений, возведенных в династию Мин, призваны отразить разницу в общественном положении и в сословных рангах. С одной стороны это конструкция императорского дворца, форма его крыши, цвет здания и его украшения, а с другой - это дом простого человека с жилыми пристройками по всем четырем сторонам двора. 

Основанная маньчжурами династия Цин (1644 - 1911) была последней в истории Китая феодальной династией. На протяжении первых ста с лишним лет правления династии Цин страна находилась в состоянии мира и процветания. В то время внешняя торговля была выгодной для Китая, который продавал в Европу, в Японию и Россию чай, фарфор, шелк-сырец, продукцию из шелка, лаковые изделия. По сравнению с династией Мин промышленность и торговля тоже были более развитыми, в которых по масштабам производства, по разделению труда, по техническому уровню страна достигла самого высокого уровня в истории древнего Китая. Однако в социальном и экономическом планах в Китае по-прежнему господствовало соединение мелкого сельского хозяйства и домашних ремесел, где все производилось только для собственного потребления и практически не было поставок на рынок. 

В сравнении с эпохой Мин династия Цин добилась огромного развития в художественной прозе, драматургии и в строительстве. Именно в это время появились известные нам роман «Сон в Красном тереме», пекинская опера, парк Ихэюань и т.д. В первый период правления династии Цин появились выдающиеся ученые, одно время в зачаточном состоянии существовали идеи демократического просвещения. Но идеология, которой следовало цинское правительство, довлела над политическими установками, а идеологические и культурные круги по-прежнему тонули в конфуцианских канонах. Ряд зарубежных миссионеров привезли с собой в Китай достижения западной науки и культуры, в том числе достижения в области математики, астрономии, летоисчисления, физики и т.д. Император Кан Си, находившийся на престоле в 1662 - 1723 годах лично сам изучал западные науки, но цинское правительство не пропагандировало их с должным рвением. Образованные люди были связаны старой системой государственных экзаменов и не стремились к реальным знаниям, поэтому естественные науки долгое время находились в загоне. Если на Западе в результате промышленной революции до и после 1800 года цивилизация получила мощное развитие, то цинское правительство всячески ограничивало внешнюю торговлю и проводило политику закрытых дверей. Тем самым оно остановило экономический и культурный обмен между Китаем и зарубежными странами, препятствовало научному и культурному прогрессу Китая. Постепенно Китай отставал от остального мира и превратился в объект для битья. В 1840 году Англия вторглась в Китай и развязала опиумную войну. Спустя 20 лет объединенные войска Англии и Франции атаковали Пекин, сожгли парк и летний дворец Юаньминюань в окрестностях столицы, разграбили памятники культуры, произведения каллиграфии и живописи, археологические памятники. После этого Англия, Франция, Япония, Германия, Россия, США и другие сильные державы начали бешеный раздел Китая. 

В 1911 году цинское правительство кануло в небытие, и вместе с ним закончилась более чем двухтысячелетняя история монархической системы в Китае. После этого на протяжении еще более 30 лет китайский народ вел тяжелую национально-освободительную войну и внутреннюю революционную войну за независимость и демократию, за возрождение богатой и сильной страны. В результате этого в 1949 году была образована Китайская Народная Республика, и в истории страны была открыта новая страница.  

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования