header left
header left mirrored

Историография и Историческая периодизация

 [ 2 ] Историческая периодизация

Отцом китайской истории считается Сыма Цянь (145 – 86 гг. до н.э.), который на основе исторических преданий, очищенных им от мистики, и уцелевших к его времени документов создал громадный труд объемом более чем в полмиллиона иероглифов – «Исторические записки» (Ши цзи), историю страны от мифических эпох до своего времени.   Труд Сыма Цяня делится на 5 частей:

1. «Основные записи» – хроника царствования отдельных династий и правителей в масштабах всей страны; 

2. Хронологические таблицы; 

3. Записи об отдельных царствах и уделах; 

4. «Трактаты» – самая интересная для науки часть, подробный анализ разных сторон общественной жизни, от экономики до астрологии, от костюма до музыки (о том, что все это тоже входит в компетенцию исторической науки, европейцы догадались сравнительно недавно); 

5. «Официальные биографии» выдающихся лиц – министров, полководцев, поэтов, ученых, даже мятежников и др.   При этом Сыма Цянь еще мог позволить себе заканчивать разделы своего труда личными оценками («Я, тайшигун (придворный историограф), скажу так:…»), нередко очень глубокими и тонкими; для его преемников такая вольность была уже опасной. 

«Исторические записки» стали образцом, по которому Бань Гу позже составил «Историю Ранней Хань», а Фань Е в V в. – «Историю Поздней Хань».   При Танах официальная историография была поставлена на прочную основу.   В государственных архивах собирались все сведения, которые могли понадобиться для династийной истории – указы, доклады, статистические данные, биографии (заказанные правительством) и др.   После падения династии ее преемники назначали редакторский коллектив, который за 2-3 года обрабатывал этот сырой материал и после утверждения правительством выпускал в свет громадную компиляцию по образцу труда Сыма Цяня.   Последним изданием такого рода была «История династии Мин» (Мин ши), отредактированная при маньчжурах;  материалы, собранные для истории последней – Цинской династии были изданы вскоре после революции в необработанном виде.   Теоретических обобщений в таких трудах очень мало, и чаще всего они формальны (чего иного и ожидать от официозного издания), зато они составляли громадный сборник фактов, на который опиралась богатая конфуцианская историософская традиция.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ 

Начиная с китайского «отца истории» Сыма Цяня (145 – 86 гг. до н.э.), история страны делится на периоды по царствующим династиям.   Как и в Египте (и в отличие от Европы), династия в Китае – не просто царствующий род, а преемственный политический режим, смена которого знаменовала действительно важные перемены в жизни страны.   Поэтому все попытки уйти от «феодальной историографии» и создать иную, нединастийную периодизацию истории Китая оказались неудачными.   Ниже приводятся основные эпохи китайской истории в том виде, в каком их выделяет традиционная историография.   Приводимые даты можно считать точными с 841 г. до н.э. 

А.  ДОИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ 

1. «Три правителя» и «Пять императоров»: мифическая эпоха Золотого Века, на которую, однако, конфуцианцы ссылались в своих теоретических рассуждениях так же, как христиане – на Книгу Бытия. 

2. Династия Ся (XXI – XVI вв. до н.э.).  От этой эпохи дошли мифические сведения и ряд археологических памятников; соответствие между теми и другими устанавливается гипотетически.

3. Шан (Инь): XVI – XI вв. до н.э.   Первые письменные памятники.

4. Западное Чжоу (ок.1027 – 770 до н.э.).  В представлении конфуцианцев – золотой век.  На деле – весьма рыхлая государственность, закончившая феодальным распадом.

5. Лего – «Отдельные Царства» (770 – 221 до н.э.):  время феодальной раздробленности.   В рамках этой эпохи выделяются также:  Восточное Чжоу (770 – 256); Чуньцю («Весны и Осени», по названию летописи, отредактированной Конфуцием: 770 – 475 или 403;  Чжаньго (Сражающиеся Царства) – 475 или 403 – 221, период борьбы семи сильнейших государств (Цинь, Чу, Чжао, Вэй, Хань, Ци, Янь) за объединение страны.   Эпоха философской классики, зарождение расцвет конфуцианства и даосизма.

Б. ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ 

1. Цинь (221 – 207 гг. до н.э.).   Правление Цинь Ши-хуана (царь Цинь с 241, император с 221) – складывание аппарата бюрократической империи.

2. Западная (Старшая) Хань: 206 (фактически 202) г. до н.э. – 8 г.н.э.   Вершина политического, экономического и военного расцвета древнего Китая.   Складывание социальной структуры империи.   Установление связи с западными странами по Великому Шелковому пути.

3. Синь (правление узурпатора Ван Мана): 9 – 23 гг.н.э.

4. Восточная (Младшая) Хань: 25 – 220.   Кризис древнекитайской государственности, завершившийся грандиозным восстанием «Желтых повязок» и разделом страны между военачальниками и местными помещичьими кликами.

5. Троецарствие: 220 – 280.   Междоусобная борьба царств Вэй, Шу-Хань и У.

6. Западная Цзинь: 265 – 316 (объединила страну в 280).   Власть военщины.

7. Восточная Цзинь: 317 – 420.   Владела только Югом, так как Север к 317 г. был захвачен кочевниками; здесь сложилось «16 государств пяти северных племен», соответствующие «варварским королевствам» в Европе.

8. «Северные и Южные дворы»: 420 – 589.   На Юге сохраняется древнекитайская, постепенно деградирующая государственность – династии Сун, Ци, Лян и Чэнь; вместе с прежним царством У и Восточной Цзинь их обычно объединяют под именем «Шести Династий».   Эпоха Шести Династий – переломный момент в истории китайской культуры: кризис конфуцианства, недолгое торжество буддизма, формирование основ средневековой художественной культуры.   На Севере господствует держава одного из сяньбийских племен – Тоба-Вэй, в рамках которой кочевники быстро китаизируются; в 534 она раскалывается.   В 589 одно из северных царств – Суй покорило Юг и заново объединило страну.

9. Суй: 581 – 618.   Возрождение конфуцианства, агрессивные войны.

10. Тан: 618 – 906.   Политический расцвет, сменяющийся с середины VIII в. упадком.   Система центрального управления, право, образование (в том числе экзаменационная система) получают классические формы, сохраняющиеся при последующих династиях и заимствуемые другими странами.   Китайские армии контролируют Корею, Вьетнам, временами – Степь и Среднюю Азию.   Золотой век поэзии: Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй, Бо Цзюйи.   Идейные вершины китайского буддизма.   Начало реформы конфуцианства.   В конце эпохи – крестьянская война Хуан Чао.

11. Пять Династий: 907 – 960.   Северный Китай управляется сменяющими друг друга эфемерными режимами и подвергается нашествиям монгольского племени киданей (в русских источниках – «китаи»), которые завоевывают район Пекина.   Юг раздроблен на «Десять Царств».

12. Северная Сун: 960 – 1127.   Китай един, но во внешнеполитическом и военном отношении слаб.   «Золотой век» конфуцианского чиновничества.   Складывается своего рода «конституционная» монархия, в которой власть императора ограничена верхушкой бюрократии и чиновничьей инерцией.   Оформление неоконфуцианской философской системы.   Расцвет поэзии в жанре цы, появление городской новеллы.   Бурный расцвет экономики, правительственный контроль над которой заметно ослабел по сравнению с танским временем.

13. Южная Сун: 1127 – 1279.   Владела только Югом; Север находился вначале под властью чжурчжэньской (древнеманьчжурской) «Золотой империи» Цзинь (1115 – 1234), а затем монголо-татар, при Чингис-хане завоевавших районы севернее Хуанхэ, а к концу XIII в. – всю страну.

14. Юань: 1271 – 1368.   Основана Хубилаем, внуком Чингис-хана (это в его царство искал путь Колумб!).   Власть монголо-татар, свергнутая общенациональным восстанием «красных войск» (1351 – 68).   Упадок классических литературных жанров и начало расцвета более демократичных: драма, ария, роман.   В конце XIII в. Марко Поло «открыл» Китай для Европы.

15. Мин: 1368 – 1644.   Основатель – Чжу Юаньчжан, сын нищего крестьянина, затем – участник восстания «красных войск».   «Крайне абсолютистский» (по выражению проф. Шан Юэ), самодержавный политический режим неограниченного произвола императоров и их временщиков.   Попытки широкой внешнеэкономической и военной экспансии, пик которых приходится на начало XV в. (плавания Чжэн Хэ вплоть до Африки, захват Вьетнама, поощрение внешней торговли в ее специфическом виде) с 1436 сменяются курсом на самоизоляцию страны.   Вместе с тем эпоха Мин – последний период политического, экономического и духовного расцвета старого Китая.  Конец правлению династии Мин положила крестьянская война под руководством Ли Цзычэна, итогом которой стало завоевание страны маньчжурами.

16. Цин: 1644 – 1911.   Маньчжурская династия, завоевавшая, кроме Китая, также Монголию, Уйгурию и Тибет.   В 1842 Нанкинский мир, оформивший поражение Китая в «первой опиумной войне» с Англией, положил начало превращению страны в полуколонию и глубокому кризису всего традиционного китайского общества.   Правление этой династии завершилось Синьхайской буржуазно-демократической революцией, которая считается концом всего Старого Китая.   Провозглашение Китайской Республики состоялось в Нанкине 1.01.1912. формальное отречение последнего богдыхана (маньчжурского императора) Пу И – 12.02.1912. 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования