header left
header left mirrored

Сунь Ятсен

Сунь Ятсен (Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866-1925)


Сунь Ятсен (до 1970-х гг. по-русски писали "Сунь Ят-сен"), 孫逸仙 (по-китайски произносится "Сунь Исянь"), Sun Yat Sen, Sun Yat-sen (англ.) — китайский революционер, идеолог Синьхайской революции, основатель и первый президент Китайской республики, создатель партии Гоминьдан.

Родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн,翠亨村, ныне в городе Наньлан уезда Чжуншань провинции Гуандун. Умер 12 марта 1925 года в Пекине.

Другие имена Сунь Ятсена 

Имя, под которым Сунь Ятсен известен за рубежом, он принял, когда обратился в христианство. На литературном китайском языке оно звучит "Исянь", на кантонском диалекте "Ятсен". В детстве Сунь носил имя Вэнь, 文, Wen (англ.). Во время эмиграции в Японии жил под японским именем Накаяма Кикори, записанным иероглифами 中山樵. Китайское прочтение этих иероглифов звучит как "Чжуншань Цяо". Именно как "Чжуншань" Сунь известен в на родине.

Государственная деятельность 

С 1895 по 1911 годы Сунь и его товарищи организовали 10 неудачных восстаний. После Синьхайской революции, в которой Сунь не принимал непосредственного участия, представители провинций провозгласили 29 декабря 1911 года китайскую республику, а Сунь Ятсена объявили президентом.

1 января 1912 года Сунь Ятсен принял на себя должность временного президента. Этот день считается днем основания Китайской республики. Но угрозой применения военной силы последний премьер-министр императора Юань Шикай вынудил Суня оставить пост 13 февраля того же года. После того, как Юань Шикай объявил себя императором, Суню пришлось бежать в Японию, где он занялся реорганизацией основанной им партии Гоминьдан.

В 1921 Гоминьдану удалось захватить власть в Гуандуне, родной провинции Суня, и он возглавил правительство Южного Китая. Чтобы объединить разрозненный Китай, которому всерьез угрожало разделение, Сунь пошел на сотрудничество с коммунистами и в 1924 году привлек в свою армию советских военных специалистов. Командиры Красной Армии готовили для республики офицеров в военной школе в Вампоа, во главе которой Сунь поставил молодого офицера Чан Кайши, ставшего преемником вождя.

Почитание Сунь Ятсена после смерти 

Советское правительство сразу после известия о смерти Сунь Ятсена направило в Пекин саркофаг из меди и хрусталя — точную копию того, в котором лежало тело В.И. Ленина. Этот саркофаг и портрет остались в столичном храме Биюньсы, где выставлены в мемориальном зале Сунь Ятсена. Там же захоронены его одежда и шляпа, а тело покоится в мавзлее в Нанкине, где возведен грандиозный мемориал.

Для подготовки кадров будущей Коммунистической партии Китая в Москве открылся Китайский университет имени Сунь Ятсена. Многие выпускники этого университета (например, Дэн Сяо Пин) стали видными деятелями КПК.

Родной уезд Сунь Ятсена переименован в его честь в Чжуншань, малая родина превращена в государственный мемориальный заповедник.

На Тайване Сунь Ятсена официально называют "Отец нации", 國父 (по-китайски читается "го фу").

С 1979 года годовщину кончины Сунь Ятсена отмечают в Китае как День древонасаждения (12 марта) 

Источник - журнал "Вокруг Света"

* * *

Сунь Ятсен(кит. -孙中山, Song Zhongshang)  (12.11.1866, уезд Сяншань, ныне Чжуншань, провинция Гуандун,— 12.3.1925, Пекин, похоронен в Нанкине),  китайский революционер-демократ. В 1892 окончил Гонконгский мед. ин-т. В 1894 основал антиманьчжур, ре-волюц. организацию «Союз возрождения Китая» и выработал её устав. Преследуемый властями, эмигрировал за границу. В 1905 в Токио стал инициатором объединения кит. революц. организаций в Китайский революционный объединённый союз. С победой Учанского восстания 1911 вернулся в Китай и был избран временный президентом Кит. республики. Не сумев опереться на широкие нар. массы, С. Я. под давлением феод. реакции внутри страны и империалистич. держав извне вынужден был оставить этот пост. В 1912 создал партию гоминьдан для продолжения борьбы за утверждение демократич. респ. строя. После того как в 1913 эта партия была запрещена властями, С. Я., вновь эмигрировавший за границу, в 1914 основал новую Кит. революц. партию, стремясь восстановить демократич. республику. В 1917 вернулся в Китай и возглавил воен. пр-во Юж. Китая. Огромное влияние на взгляды С. Я. оказала победа Великой Окт. социа-листич. революции в России. Ознакомившись с сов. опытом, С. Я. пришёл к убеждению о необходимости опоры на нар. массы; это нашло отражение в новой трактовке «трёх народных принципов», разработанных нм в 1905. Под принципом национализма он стал подразумевать сплочение всех нац. сил на борьбу с империалистич. господством в Китае, уничтожение милитаристских клик, объединение страны, достижение нац. независимости; под народовластием — демократизацию гос. и обществ, системы, введение конституц. респ. правления; под нар. благоденствием — реализацию крестьянских требований «каждому пахарю — своё поле», улучшение жизни рабочих и ограничение мо-нополистич. капитала. В 1923 он взял решит, курс на сотрудничество с СССР и пригласил в Китай группу сов. воен. и политич. советников, оказавших Кит. республике помощь в создании революц. вооруж. сил, подготовке воен. кадров и в реорганизации гоминьдана. На 1-м съезде гоминьдана С. Я. выдвинул политич. установки, явившиеся органич. частью «трёх народных принципов»: союз с СССР, союз с компартией Китая и опора на рабоче-крестьянские массы. Общественно-политич. и экономич. взгляды С. Я. претерпели серьёзную эволюцию: от утопич. надежд на возможность для Китая избежать язв капитализма С. Я. пришёл к выводу о необходимости активной борьбы за ликвидацию всякого экономич. угнетения, опираясь на рабоче-крестьянские массы страны и на помощь СССР. К концу жизни он сумел преодолеть распространённые среди кит. бурж. националистов идеи великодержавного шовинизма, т. н. расовой солидарности азиатов (пан азиатизма), всё твёрже становился на позиции интернационалиста, убеждённого в необходимости союза кит. и др. угнетённых народов Востока с СССР для совместной борьбы против мирового империализма. В предсмертном обращении к ЦИК СССР С. Я. выражал надежду на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Сов. Союзом к светлому будущему человечества.

Философ

Сунь Ятсен (1866—1925) — кититайский революционер-демократ. Получил медицинское образование в Гонконге. В 1894 создал первую в Китае революционную организацию «Союз возрождения Китая». Под влиянием русской революции 1905—1907 годов Сунь Ятсен сплачивает революционные силы для свержения правящей династии, выдвинув в качестве политической программы три принципа: «принцип нации» (национальная независимость Китая), «принцип народовластия» (создание республики), «принцип народного благоденствия» (уничтожение социального неравенства). Революционно-демократическая программа С. получила высокую оценку Ленина, который, однако, критиковал утопическое представление С. о возможности «предупредить» капитализм в Китае. Победа Великой Октябрьской социалистической революции оказала большое влияние на Сунь Ятсена. Он сблизился с Компартией Китая, реорганизовал гоминьдан и поддержал требования новодемократической революции. В новых условиях три принципа С. дополнились тремя политическими установками: союз с СССР, союз с Компартией Китая и поддержка крестьян и рабочих. Экономическая программа С. включала требование «ограничения капитала», т. е. национализации крупного иностранного и местного капитала. С. был большим другом СССР, высоко ценил поддержку Советским Союзом революционного движения в Китае. Он верил, что «настанет время, когда Советский Союз как лучший друг и союзник будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных народов мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы». Философские взгляды Сунь Ятсена были теоретической основой его революционного демократизма. Он материалистически решал вопрос об отношении сознания к материи. Процесс познания С. рассматривал в связи с практической деятельностью человека, а результаты познания — идеи и принципы — он считал активной силой, помогающей преобразовать мир. В объяснении общественных явлений С. в целом оставался идеалистом. Основное философское сочинение — «Учение Сунь Вэня».Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) [12.11.1866, у. Сяншань (ныне Чжуншань), провинция Гуандун, - 12.3.1925, Пекин; похоронен в Нанкине], китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское воору- жённое выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ят-сен активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ят-сеном "Три народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики)и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г.Джорджа). В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооружённые выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. Сунь Ят-сен считал возможным избежать развития капитализма в Китае, в этом В.Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола Сунь Ят-сен вынужден был под давлением внутренней реакции сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. По просьбе Сунь Ят-сена Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов - видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером. На пост политического советника Сунь Ят-сен осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М.Бородина, при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР. Он обогатил новым содержанием "Три народных принципа"; Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием - демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке Сунь Ят-сена означал реализацию крестьянских требований: "каждому пахарю - своё поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 Сунь Ят-сен провозгласил три основные политические установки - нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью "трех народных принципов". Последним документом, подписанным Сунь Ят-сеном было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.


   Ссылки

 



 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования