header left
header left mirrored

Фа Сянь

Фа Сянь (IV-V века) - буддийский монах и путешественник.

Фа Сянь был буддийским монахом и путешественником - с 399 по 414 год объехал большую часть внутренней Азии и Индии. Полагают, что с его путешествия началось постоянное культурное сотрудничество между Китаем и Индией. Оставил о своем походе записки.

Биографические сведения о Фа Сяне скудны. Известно, что он родился в провинции Шэньси, а детство провел в буддийском монастыре. Став монахом и обнаружив пробелы в законах буддийского учения, известных тогда в Китае, Фа Сянь решил совершить паломничество в Индию за полными копиями законов.

Начиная с IV века н. э. в Китае отмечался расцвет буддизма, который проникал из Индии и распространялся в стране с I столетия. Буддизм оказал огромное влияние на развитие китайской культуры. Из Китая в Индию направлялись паломники - буддийские монахи, прокладывавшие пути через пустыни и высокогорные перевалы Центральной Азии. Одним из них и был Фа Сянь, оставивший глубокий след в исторической и географической литературе.

В 399 году с группой паломников он отправился из родного города Сиань (Чанъань) на северо-запад через Лёссовое плато и далее вдоль южного края песчаных пустынь северо-западного Китая. О сложности этого отрезка пути Фа Сянь пишет в своем дневнике: "В песчаном потоке есть злые гении, и ветры настолько жгучи, что когда с ними встречаешься, - умираешь, и никто не может этого избегнуть. Не видишь ни птицы в небе, ни четвероногих на земле". Паломникам приходилось отыскивать себе дорогу по костям тех, кто до них пускался в путешествие.

Пройдя по "шелковой" дороге до горы Босянцзы, паломники свернули на запад и после семнадцатидневного путешествия достигли блуждающего озера Лобнор. У этого озера, в районе ныне мало обитаемом, во времена Фа Сяня существовало самостоятельное государство Шеншен, и путешественник встретил здесь население, знакомое с индийской культурой.

В конце XIX века Н. М. Пржевальский при посещении Лобнора наблюдал сохранившиеся развалины Шеншена, подтвердившие существование здесь в прошлом крупного культурного центра.

Пробыв у Лобнора месяц, путешественники направились на северо-запад и, перевалив через Тянь-Шань, достигли долины реки Или, затем они повернули на юго-запад, снова перешли через Тянь-Шань, пересекли с севера на юг пустыню Такла-Макан и у города Хотан достигли подножий хребта Куньлунь. Спустя тридцать пять дней маленький караван прибыл в Хотанское царство, в котором насчитывалось "несколько десятков тысяч монахов". Фа Сянь и его спутники были допущены в монастыри. Им посчастливилось присутствовать на торжественном празднестве буддистов и браминов, во время которого по городам Хотанского царства провозили роскошно убранные колесницы с изображениями богов.

После праздника Фа Сянь и его спутники направились на юг и прибыли в холодную гористую страну Балистан, в которой, кроме хлебных злаков, не было почти никаких культурных растений. Из Балистана Фа Сянь взял путь в восточный Афганистан и целый месяц блуждал в горах, покрытых вечными снегами. Здесь, по его словам, встречались "ядовитые драконы".

Преодолев горы, путешественники взяли путь в Северную Индию. Исследовав истоки реки Инд, они прибыли в Фолуша (вероятно, теперешний город Пешавар), расположенный между Кабулом и Индом. После многих затруднений каравану удалось добраться до города Бану, который существует и поныне; затем, снова перейдя Инд в средней части его течения, Фа Сянь пришел в Пенджаб. Отсюда, спускаясь к юго-востоку, он пересек северную часть Индийского полуострова и, перебравшись через большую солончаковую пустыню, лежащую на восток от Инда, достиг страны, которую он называет "Центральным царством". По словам Фа Сяня, "здешние жители честны и благочестивы, они не имеют чиновников, не знают законов, не признают смертной казни, не употребляют в пищу никаких живых существ, и в их царстве нет ни скотобоен, ни винных лавок".

В Индии Фа Сянь посетил много городов и местностей, где собирал легенды и сказания о Будде. "В этих местах, - отмечает путешественник, описывая Каракорум, - горы круты подобно стене". По отвесным склонам этих гор древние обитатели их высекли изображения будд и многочисленные ступени. Фа Сянь в долине Ганга отыскал буддийский монастырь, где изучал и переписывал священные книги буддизма.

Пробыв в Индии продолжительное время, путешественник в 411 году отправляется в обратный путь на родину морским путем. От устья Ганга он отплыл на Цейлон, где прожил два года, и затем в 413 году на торговом судне отправился на Яву. После пятимесячного пребывания на Яве Фа Сянь возвратился в свой родной город Сиань-фу (Кантон).

Спустя несколько лет путешественник опубликовал свои записки под названием "Описание буддийских государств" ("Фогоцзи"). В этом сочинении наряду с основным содержанием религиозного характера дается краткое, но весьма выразительное описание около 30 государств Центральной Азии и Индии. Фа Сянь сообщал ценнейшие исторические, географические и этнографические сведения об этих государствах. Научное значение их в том, что они зачастую являются единственным источником для понимания обстановки в странах, виденных Фа Сянем, а также в добросовестности и точности автора "Описаний". Фа Сянь не ограничивался сообщением фактов, но всякий раз указывал источник их получения - видел ли сам описываемое или знает со слов других. Называя пункты, он указывал их точное положение и расстояния между ними, которые показывает в днях переходов, в китайских ли или, наконец, в шагах. Благодаря этой особенности труда Фа Сяня было установлено точное местоположение многих ранее известных лишь по названию городов и государств. Первый перевод "Описания буддийских государств" с китайского языка на французский сделал Абель де Ремюз в 1836 году.

* * *

источник

Фа-сянь - 法顯, Гун. Ок. 337, Уян обл. Пинъян (совр. Сянъюань пров. Шаньси), — ок. 422. Буддийский монах-паломник из го-ва Вост. Цзинь (317–420), переводчик. Осн. соч. — «Фо го цзи»(«Записки о буддийских странах»), или «Гао сэн Фа-сянь чжуань» («Жизнеописание достойного монаха Фа-сяня»). В нем содержится подробное описание его путешествия в Индию, а также приводятся ценные сведения по истоии культуры и международным отношениям в Центр., Южной и Юго-Вост. Азии. Отданный родителями в монастырь в совсем юном возрасте (ок. 3 лет), Фа-сянь уже в ранние годы проявил высокую одаренность в освоении доктринальных текстов буддийской литературы. Желание изучать санскрит под руководством инд. учителей и стремление совершить паломничество на родину Будды привели его к намерению отправиться в Индию для посещения святых мест, собирания книг и обучения в инд. монастырях.
 
Маршрут путешествия Фа-сяня проходил через Дуньхуан и по дорогам Кашгарии до Хотана. В отличие от Сюань-цзана, двигавшегося в обход горных массивов, он направился в Индию по короткому пути через Каракорум. Этот переход завершился переправой через Инд. Он посетил «буд. страну» Нагару с ее святынями — вихарой, где хранилась ушниша Будды, и «пещерой тени Будды», затем перешел южную ветвь Гиндукуша через Хайберский проход, пересек Ганг и обошел места, связанные с жизнью Будды: Кошалу, где Будда жил в монастыре Джетавана; Капилавасту, где находится ступа, возведенная на месте дворца Шуддходаны, в к-ром вырос царевич — будущий Будда Шакьямуни; Рамаграму, где дракон охраняет ступу с мощами Будды, Кушинагару — место паринирваны; Магадху с дворцом индийского царя Ашоки — покровителе буддизма, особо почитаемом паломниками, в Паталипутре. Посетив Гайю — место просветления Будды, и Варанаси — место первой проповеди, возвратился в Паталипутру, где «прожил три года, изучая санскр. тексты и санскр. язык». Здесь он приобрел необходимые книги: винаю махасангхиков, винаю сарвастивадинов, «Паринирвана-сутру» (см. «Непань цзин») и др. «В стремлении донести [индийские] правила винаи до Ханьской земли» Фа-сянь отправляется в долгий обратный путь — вниз по Гангу через Чампу до Тамралипти, где «прожил два года, переписывая сутры и копируя изображения, а затем сел на торговое судно и поплыл по морю на юго-запад», в «страну Симхалу», на Ланку, где был свидетелем буд. празднеств, наблюдал обряд погребения архата и выслушал поразившую его проповедь о патре (чаше для сбора подаяния) Будды, к-рую полностью изложил в «записках». Здесь он прожил еще два года, приобрел новые буд. тексты. По прибытии в Китай, он прежде всего посетил Нанкин, где «представил учителям сутры и «Винаяпитаку».
 
Фа-сянь провел в странствиях ок. 16 лет (399–414). Вскоре после своего возвращения Фа-сянь перевел «Махапаринирвана-сутру» («Да бо нихуань цзин») и нек-рые др. из привезенных книг. Целеустремленный буддист-паломник, самоотверженный путешественник, книжник и эрудит, Фа-сянь свои посл. дни провел в Цзинчжоу в монастыре Синь-сы, где умер в возрасте 86 лет.
 
Источники:
Si-Yu-Ki. Buddhist Records of the Western World. Fa-hsien / The Travels of Fa-hsien (399–414) or Record of the Buddhistic Kingdoms / Re-transl. by H.A. Jiles. L., 1956; A Record of Buddhistic Kingdoms. Being an account by the Chinese Monk Fa-Hien of his travels in India and Ceylon (A.D. 399–414) in Search of the Buddhist Books of Discipline / Tr., annot. and with a Corean Recension of the Chinese Text by J. Legge. Oxford, 1886 (переизд.: N.Y., 1965).
 
Литература:
Самозванцева Н.В. (Александрова Н.В.) Буддисты-паломники // Религии древнего Востока. М., 1995.
Автор: Александрова Н.В. 

Источники:
Фа-сянь чжуань (Предание о Фа-сяне). Пекин, 1955; Чжан Сюнь. Фа-сянь чжуань цзяо чжу («Предание о Фа-сяне», сверенное и прокомментированное). Шанхай, 1985; Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. М.Е.Ермакова. Т. 1. М., 1991, с. 161 – 165, указ.; Abel-Rémusat J. (tr.). Foě kouě ki ou relation des Royaummes Bouddhiques. P., 1836; A Record of the Buddhist Countries by Fa-hien. Peking, 1957.
 
Литература:
Рукописная книга в культуре народов Востока. Кн. 2. М., 1988, указ.; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Кн. 2. Шанхай, 1989, с. 44 – 47.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 642-643.
 
Автор: Александрова Н.В.


Ссылки


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования