header left
header left mirrored

Цзян Цзинго

Цзян Цзинго (1910-1988). Сын Чан Кайши от первой жены Мао Фумэй

Цзян Цзинго (1910-1988). Сын Чан Кайши от первой жены Мао Фумэй. В 1925 г. был приглашен Сталиным на учебу в Советский Союз в целях укрепления связей с Чан Кайши и партией Гоминьдан. Цзян Цзинго учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока, 1) в Военно-политической академии РККА им. Толмачева в Ленинграде. В СССР он был известен как активный комсомолец Николай Владимирович Елизаров. В 1935 г. женился на девушке из Белоруссии Фаине Вахревой (ее китайское имя — Цзян Фанлян). В 1936 г. вступил в ВКП(б). Работал на Уральском машиностроительном заводе («Уралмаш») в Свердловске. В 1934-1937 гг. — ответственный редактор газеты «За тяжелое машиностроение», затем заместитель заведующего орготделом горсовета Свердловска. В 1937 г. арестован, 2) но позже обменен на советского резидента в Китае. В дальнейшем Цзян Цзинго побывал в роли лидера молодежных организаций Гоминьдана, попробовал свои силы в административном аппарате на провинциальном уровне.

30 июня 1945 г. Цзян Цзинго в составе правительственной делегации прибыл в Москву. Чан Кайши дал сыну задание обратиться к Сталину с «просьбой» оказать гоминьдановским войскам помощь в установлении контроля в Маньчжурии. Усилия отца и сына оказались напрасными. Сталин уже сделал выбор в пользу Мао Цзэдуна. В развернувшейся гражданской войне между сторонниками Гоминьдана и Коммунистической партии (1946-1949), Народно-освободительная армия Китая, руководимая КПК, разгромила гоминьдановские войска. Чан Кайши с сыном бежали на остров Тайвань, где закрепились при помощи США. С 1949 г. Цзян Цзинго — министр, с 1972 г. — премьер-министр, в 1975 г. сменил отца в качестве президента Тайваня (Воронцов В. Китайский Бонапарт, или Жизненные вехи Чан Кайши // Родина. 1989. №7. С. 66-70).
Примечания

1) В Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) учились потомки крупных китайских государственных, военных и политических деятелей. Им предстояло по возвращении на родину работать на Коминтерн в правительственных, профсоюзных, военных или общественных организациях.

В ведении Коминтерна находилась целая сеть таких учебных заведений: специальные интернациональные школы, Университет практического большинства (Ленинская школа), Коммунистический университет национальных меньшинств Запада им. Ю. Мархлевского, Коммунистический университет трудящихся Востока, НИИ национальных и колониальных проблем, Коммунистический университет трудящихся китайцев, спецкурсы в Москве и Подмосковье. Например, в Кунцеве разместились коминтерновские курсы по обучению тайнописи, работе на радиопередатчиках, другим секретам разведки. Находились все эти учебные заведения под кураторством Отдела международных связей (ОМС) Коминтерна, ОПТУ и Главного разведывательного управления Красной Армии (Бобренев В. За отсутствием состава преступления. М.. 1998. С. 230).

2) В конце 30-х годов начались повальные аресты среди китайской диаспоры в СССР. Вспоминает студент Ленинградского университета Марк Ботвинник, арестованный в январе 1938 г. по «делу античного кружка»: «Вскоре в камере появились китайцы. В 1938 г. в каждой камере было по два-три китайца. Китайские имена начинаются часто на "Ван", поэтому мы их звали Ванями. Китайцы отличались чистоплотностью и аккуратностью. Это были в основном петербургские прачки. До 1938 г. в подвалах петербургских домов еще держались китайские прачечные. А потом всех этих китайцев объявили японскими шпионами. В тюрьме им поручалась раздача алюминиевых мисок, кружек, ложек. Всю посуду они содержали в чистоте» (Уроки гнева и любви. Вып. 7. СПб., 1994. С. 69).



 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования