header left
header left mirrored

Ван Сичжи - великий китайский каллиграф

 

источник

Ван Си-чжи

王羲之, Ван И-шао. 303/321, обл. Ланъе (в совр. пров. Шаньдун) — 361/379. Каллиграф, литератор, теоретик худ. тв-ва, в частн. каллиграфии. Жизнеописание Ван Си-чжи содержится в офиц. историографич. соч. «Цзинь шу» («Книга [об эпохе] Цзинь», цз. 80). Он входил в один из самых древних и могуществ. сев. (регионы бассейна Хуанхэ) аристократич. кланов (ланъеские Ваны), к-рый занял главенствующее положение в политич. жизни и властных структурах южн.-кит. государств после событий 311—317. Дядя Ван Си-чжи — Ван Дао (276—339) был соратником основателя дин. Дун (Восточная) Цзинь (317—420) и ее первым канцлером. Выросший в роскоши и с детства поражавший окружающих своими способностями, Ван Си-чжи был принят при дворе, неоднократно получая приглашения на высокие посты. Пик его обществ. активности пришелся на молодые годы, когда он получил должность командующего правым крылом армии (юцзюнь цзянцзюнь). Впоследствии служебной карьере он предпочел творч. занятия. Местом его проживания стал уезд Гуйцзи (совр. Шаосин пров. Чжэцзян), к-рый он формально (в долж­ности губернатора-нэйши) возглавлял. Самое замечательное в биографии Ван Си-чжи — это его дружба с Се Анем (320—385), будущим прославл. полко­водцем и представителем тоже могуществ., но южн. по происхождению аристократич. клана (чэньцзюньские Се). Друзья создали в имении Се Аня подобие филос.-поэтич. салона, куда стекались многие изв. литераторы и деятели культуры того времени, в т.ч. представители тематич. направления сюань янь ши: Юй Чань, Сюй Сюнь, Сунь Чо, монах Чжи Дао-линь (см. Чжи Дунь), художник Гу Кай-чжи.
 
Гл. сферой творч. деятельности Ван Си-чжи была каллиграфия — и теоретич. и практич. ее аспекты. С его именем связывается дальнейшая разработка и утверждение в каллиграфич. практике обоих опорных ее стилей (почер­ков) — лишу ‘уставное письмо’ (образцовый почерк) и цаошу ‘травяное письмо’, т.е. скорописи, в к-рой черты иероглифа напоминают спутанные стебли травы. Этот почерк, давший впоследствии неск. отд. направлений, всегда особо ценился мастерами и ценителями каллиграфии, считавшими, что он в наибольшей мере передает дух (ци [1]) художника и спонтанность творч. акта. Традиция называет Ван Си-чжи непоколебимым сторонником «естественности» каллиграфии и всего худ. тв-ва как воплощения природных закономерностей и принципов. Говорят, что с целью разработки этих стилей он лично наблюдал за поведением и повадками животных и птиц.
 
Важнейшее общетеоретич. соч. Ван Си-чжи — эссе «Сань юэ сань жи Лань-тин ши сюй» («Предисловие к стихам, [написанным в] Павильоне орхидей [во время Праздника] 3-го дня 3-го месяца»). Оно задумано как преамбула к со­ставленным им же (из стихотв. экспромтов его родственников и друзей) ан­тологии «Лань-тин ши» — «Стихи Павильона орхидей». Кроме того, Ван Си-чжи принадлежит ряд трактатов о технике каллиграфии и письменных принадлежностях, в частности трактат «Би цзин» («Канон кистей [для письма]», «Основное о кисти»). В нем перечисляются разл. виды кистей для письма (би) начиная с эпохи Хань, дается описание их конструктивных особенностей и способов применения. Значительную часть творч. наследия Ван Си-чжи составляют прозаич. произведения разл. лит. жанров, и прежде всего эпистолы (письма к друзьям).
 
Собственно поэзия была для Ван Си-чжи явно факультативным занятием. Сохранилось всего 3 его стихотв.: поэтич. послание «Да Сюй Сюнь ши» («От­вечаю Сюй Сюню») и «Лань-тин ши эр шоу» («Два стихотворения [из] „Па­вильона орхидей“») — экспромты в честь организованного им в 353 Празд­ника 3-го дня 3-го месяца. Его ода «Юн би фу» («Ода [о] способах употреб­ления кисти [для письма]») — это поэтич. вариация трактата «Би цзин».
 
Собр. соч. Ван Си-чжи «Цзинь Ван юцзюнь цзи» («Собрание произведений Вана, [командующего] правым крылом армии, [жившего в эпоху] Цзинь») вошло в свод Чжан Пу (1602-1641). Его лирика представлена в сводных изд. Дин Фу-бао (1874-1952; публикация 1964) и Лу Цинь-ли (1911-1973); одич. и теоретич. произв. — в своде Янь Кэ-цзюня (1762-1843), а трактат «Би цзин» включен в изд. «Гудянь тушу цзичэн» («Наука о письменах»).
 
Источники:
Цзинь шу, цз. 80 / Т. 7, с. 2093-2102; Гудянь тушу цзичэн, цз. 147; Цзинь Ван юцзюнь цзи; сводные изд., содержащие лирич. произв. Ван Си-чжи, см. в Библиогр. II: Лу Цинь-ли (т. 1, с. 895-896) и Дин Фу-бао 1964 (т. 1, с. 431); его одич. и теоретич. соч. включены в свод Янь Кэ-цзюня (т. 2, с. 1580-1610).
 
Литература:
Бежин Л.Е. Се Линъюнь, с. 75-76; Меньшиков Л.Н. Из истории китайской книги, с. 15-19; Чжунго жэньмин да цыдянь, с. 154; Чжунго лиши жэньу цыдянь, с. 125.
 
См. также лит-ру к «Лань-тин ши».
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 239-240.

Автор: Кравцова М.Е.

- - - - - - - -

источник

Ван Сичжи (кит. 王羲之, 303, Линьи, Шаньдун — 361, Хуэйцзи, Чжэцзян) — китайский каллиграф.

Биография

Каллиграф эпохи Восточная Цзинь (317-419 гг.). Второе имя И Шао, уроженец округа Ланья Линь-и (современный Шаньдун), затем жил в местечке Хуэйцзи Шань-инь (современный Чжаосин в провинции Чжецзян).

Учился у знаменитой госпожи Вэй (Вэй Шуо). Служил при дворе, дойдя до должности полководца. Его оригинальные работы не сохранились, но дошли в позднейших копиях. Был прозван «Богом каллиграфии», превратился в героя популярных рассказов. Каллиграфами стали и семь его сыновей, из которых наиболее известен младший, Ван Сянчжи, позднее их c отцом называли «Два Вана». 

В хуэйцзюньской истории он известен не только как каллиграф. В качестве чиновника Ван Сичжи дослужился до весьма видной должности полководца, что-то вроде современного генеральского чина. В народе его так и называли - генерал Ван.

В ранние годы ему довелось учиться у Вэй Фужэнь. Повзрослев, Ван Сичжи, многому обучался сам, просматривая каллиграфию знаменитых мастеров предыдущих эпох, дополняя и развивая их стили, что в результате сделало его реформатором каллиграфической школы. Он обогатил библиотеку искусства китайской каллиграфии новыми образцами иероглифов, структура и техника написания которых близка к совершенству. Наставником в стиле скорописи для него стал Чжан Чжи, в уставном письме Ван Сичжи усваивает силу и концентрацию мастера Чжун Яо. Сравнивая древние каноны с метаморфозами ханьской эпохи, вэйской естественностью в письме "ветра в каллиграфии", он фактически внёс новое течение в искусстве каллиграфии, создав шедевры иероглифического письма кистью и тушью, служащие классикой для современных мастеров. Критики назвали его манеру скорописи "концентрированной эклектикой, выполненной густой тёмной тушью" (говорят, что помощники мастера раз по восемь за день меняли воду в огромной бочке, где мылись кисти), с внимательной прорисовкой тончайших деталей. Стиль письма уставным почерком Ван Сичжи получил название "мощь и ловкость в плотной форме" (имеется в виду форма иероглифов). Его курсивное письмо, в свою очередь, было оценено, как "изящное и энергичное, тысяча изменений и десять тысяч превращений, естественность природы".

Благодаря таланту Ван Сичжи, каллиграфическое искусство раздвинуло границы представления о возможностях владении кистью. Его каллиграфия стала одной из исторических драгоценностей, и отозвалась настолько сильным эхом, что Ван Сичжи был прозван, как "Шушэн" - Святой Каллиграф.


Фрагментов почерка Ван Сичжи сохранилось достаточно много, известны такие его работы, как "Лэ И Лунь" (Суждения о смелости и радости), "Лань Тин Сюй" (Орхидеевая беседка - вступление), "Ши Ци Пу" (Семнадцать свитков) и другие, не менее знаменитые полотна. Поколения сохранили до наших дней и контурные копии его иероглифов, такие как "Куай Сюэ Ши Цин" (Снег, солнце - радость), "Фэн Цзюй" (Дарю мандарин), "Сан Луань" (Смуты и лишения), "Кун Ши Чжун" (Среди сопровождающих Конфуция) и другие.

Произведения

Наиболее знаменитое произведение Ван Сичжи — предисловие к антологии «Стихотворения, сочиненные в Павильоне орхидей».

------

   от АБИРУС

Помимо родового дома на родине в провинции Шаньдун и усадьбы Ван Сичжи в районе города Шэнчжоу в провинции Чжэцзян наиболее известна в кругах почитателей таланта великого каллиграфа усадьба Ланьтин("Павильон Орхидей"), расположенная на южной окраине города Шаосинь в полпути по направлению к городу Чжуцзи.
Предание гласит, что Ван Сичжи, сопровождаемый группой друзей и сподвижников, таких же как и он высоких ценителей словесности и каллиграфии. заехал в усадьбу Ланьтин, принадлежащую одному из его знакомых. Там дружная компания придумала высоко-интеллектуальное развлечение: рюмка вина пускалась как кораблик на поверхность пруда и тот, перед кем она останавливалась, должен был написать стихотворение. Таким образом друзья развлекались до тех пор, пока не было выпито все вино.
Позже все стихи были собраны в поэму, а сам Ван Сичжи написал к ней предисловие, которое стало одним из самых знаменитых произведений в истории китайской поэзии.
Традиция же собираться в местечке Ланьтин и заниматься сложением стихов и состязаться в каллиграфическом мастерстве - прошла сквозь века и дожила до наших дней. И поныне мастера каллиграфии со всего мира численностью иногда до 500 человек съезжаются в Ланьтин, садятся у пруда, пьют вино, ведут ученые беседы и пишут иероглифы на раскаленных от весеннего солнца камнях.

Ван Сичжи был так же знаменит благодаря своему хобби - выращиванию гусей. Легенда гласит, что знаменитый каллиграф наблюдая за тем, как гуси вертят своей шеей, выработал свой уникальный стиль движения запястьем - что и сделало его мастерство каллиграфии уникальным и неповторимым. В усадьбе Ланьтин с тех пор люди всегда держат большое стадо гусей.

Каллиграфическое наследие
Во времена династии Тан говорилось около трех тысячах известных собственноручных каллиграфических свитков Ван Сичжи.
К династии Ранняя Сун их осталось уже около 160. На сегодняшний день речь может идти о двадцати известных раритетах, в том числе включая копии.

К самым знаменитым относятся:

- Kuaixue Shiqing Tie (快雪时晴帖), вместе с двумя другими, известными как Zhongqiu Tie -свиток "Середина Осени"(中秋帖), принадлежащему  Ван Сянчжи (сын Ван Сичжи) и Boyuan Tie - Пписьмо Боюаню"(伯远帖)авторства Ван Сюня , называются Три Раритета (三希) и в истории китайской каллиграфии почитаются как уникальные шедевры. Сохранились копии в Sanxitang Fatie (三希堂法帖) - собрании знаменитых каллиграфических работ с эпохи Троецарствия  до Минской династии, составленной по приказу императора Цяньлуна в конце 18 - начале 19 вв. Хранятся в Тайбэйскои Национальном Дворцовом Музее.

- Lanting Xue (兰亭序) - первая из известных каллиграфических надписей в стиле скорописного письма. Хранится в копии в Пекинском Музее императорского дворца.
- Huangting Jing (黄庭经) - [ранится в копии в Пекинском Музее императорского дворца
- Pingan Tie, Heru Tie and Fengju Tie(平安帖/何如帖/奉橘帖), три надписи, хрантся в Тайбэйскои Национальном Дворцовом Музее.
- Yue Yi Lun(乐毅论), редкие списки периода эпохи Лян.
- Sangluan Tie, Er’xie Tie and Deshi Tie (丧乱/二谢/得示帖), три копии, хранатся в императорском дворце в Японии.
- Youxuan Tie (忧悬帖) - нет даннных
- Hanqie Tie (寒切帖) - хранится в Тяньцзинском музее.
- Kongsizhong Tie и Pianyouaihuo Tie (孔侍中帖/频有哀祸帖) - хранятся в Японии.
- Yuanhuan Tie(远宦帖) - хранится в Тайбэйскои Национальном Дворцовом Музее.
- Yimu Tie(姨母帖) - копия танского периода, хранится в Музее провинции Ляонин
- Chuyue Tie (初月帖) - копия танского периода, хранится в Музее провинции Ляонин
- Xingrang Tie (行穰帖) - хранится в музее Принстонского университета.
- Qiyue Duxia Tie (七月都下帖) - копия танского периода, хранится , в Тайбэйскои Национальном Дворцовом Музее.
- Shangyu Tie (上虞帖) - танская копия, хранится в Шанхайском музее
- Youmu Tie (游目帖) - хранилась в Японии, но была уничтожена во время атомной бомбардировки Хиросимы.
- Dadao Tie (大道帖) - в Тайбэйскои Национальном Дворцовом Музее.
- Qishu Tie (其书贴) -нет данных
- Meizhi Tie (妹至帖) - танская копия, в частной коллекции в Японии.
- Dongfang Shuo Xiangzan (東方朔像讚) - танская копия,  в Тайбэйскои Национальном Дворцовом Музее.
- Xiaonv Caoe Bei (孝女曹娥碑) - нет данных
- Xingfusi Duanbei (兴福寺断碑) - нет данных
- Chunhuage Tie (淳化阁帖)- серия копий, хранится в Шанхайском музее
- Chengqing Tang Tie (澄清堂帖)
- Datang Sanzang Shengjiao Xu (大唐三藏聖教序) - работы монаха Хуай Жэнь времен династии Тан, созданные путем копирования иероглифив работы Ван Сичжи
- Dabao Tie (大报帖) - танские копии, в частной коллекции в Японии

Ссылки

BaiduBaike

Wikipedia

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования