header left
header left mirrored

Сыма Цянь

Сыма Цянь (145 г.до н.э. - ???) - историк времен династии Западная Хань, эссеист. Сын ученого Сыма Тана - придворного историографа при императоре У (Хань У-ди): в его обязанности входило заведование императорской библиотекой и наблюдения за календарём.
В 126 г. до н. э. отец отправил сына, которому в то время было 20 лет, путешествовать по стране. Сыма Цянь получил большую пользу от этого путешествия,  собрал богатую коллекцию хронологических записей, получил обширные знания, стал шире и глубже смотреть на мир, обрёл новых друзей.

В 110 до н. э., в возрасте 35 лет, Сыма Цянь был послан в военную экспедицию против западных «варваров», однако весть о смертельной болезни отца заставила его вернуться в столицу. Сыма Тан завещал сыну завершить его исторические исследования. Сыма Цянь взялся за эту работу в 109 до н. э. В 105 до н. э. он был избран одним из учёных, призванных провести реформу календаря. Как чиновник высшего ранга он также выполнял функции советника при императоре.

В 98 г. до н. э. Сыма Цянь вступился за военачальника Ли Лиина, сдавшегося гуннам. Сима был единственным, кто защищал генерала Ли в суде. Император У пришёл в ярость и приказал, чтобы его казнили за клевету. Но ради завершения исторического труда  (обещание, которое он сделал на смертном одре отца), Сыма Цянь решил заменить смертный приговор на унизительную кастрацию (согласно законам того времени).

Он преодолел мысли о самоубийстве, и посвятил каждую минуту жизни своей работе. В 91 г. до н. э., в возрасте 55 лет, он, наконец, закончил исторические записи «Шицзи», после 10 лет тяжёлой работы.

 Труд Сыма Цяня состоял из пяти разделов, — об этом он сам говорит в последней главе. В ней он указывает на то, что написал 12 глав «основных записей» (бэнь цзи), 10 глав хронологических таблиц (бяо); 8 глав трактатов, или описаний (шу), 30 глав «наследственные дома» (ши цзя) и 70 глав биографий, или жизнеописаний (ле чжуань).

Всего в труде Сыма Цяня, как указывал он сам, 130 глав, 526 500 иероглифов.

К моменту обнаружения «Исторических записок» в них не хватало 10 глав, возможно частично потерянных, а частично уничтоженных. В современном тексте произведения Сыма Цяня, как было первоначально, — 130 глав, но часть из них — 10 или 8, то есть те, которые были утеряны, — представляют собою, повидимому, более позднюю вставку и не принадлежат Сыма Цяню.

«Исторические записки» охватывают огромный период истории Китая — от легендарных правителей, которых можно отнести к  первобытно-общинному строю, приблизительно к середине третьего тысячелетий, и почти до конца царствования императора У-ди (140-87 гг. до н. э.). Среди ученых, изучавших творчество Сыма Цяня, до сих пор существуют споры по вопросу о том, до какого времени доведен труд Сыма Цяня. Этот спор вызван тем, что «Исторические записки» подверглись интерполяциям со стороны позднейших авторов, причем не всегда возможно выявить все вставки, дополнения. С другой стороны, в заключительной главе Сыма Цяня имеется ряд противоречивых указаний, затрудняющих выяснение данного вопроса. В одном случае Сыма Цянь говорит, что он излагает события, начиная с легендарного правителя Яо (по китайской старой традиции, XXIV в. до н. э) и кончая тем временем, когда был пойман белый цилинь, сказочный единорог (122 г. до н. э.).

В другом месте этой же главы Сыма Цянь указывает на то, что он изложил события, начиная с Хуан-ди (легендарный правитель, относимый древней традицией к XXVII в. до н. э.) и кончая годами Тай-чу (104-101 гг. до н. э.).

В настоящее время большинство ученых пришло к выводу, что Сыма Цяню принадлежит описание событий до начала первого века до нашей эры, а более поздний период, повидимому, освещен другими авторами, дополнившими «Исторические записки».

Следовательно, труд Сыма Цяня охватывает огромную эпоху, насчитывающую две тысячи лет. Первобытно-общинный строй, рабовладельческая эпоха и начало феодализма были объектами изучения Сыма Цяня.

Поистине, такого грандиозного исторического труда не было ни до Сыма Цяня, ни после его смерти. Сыма Цянь, как историк, внес много нового в историческую науку древнего Китая. Новым вкладом в историографию был его метод освещения событий, новым было и построение его произведения — деление на 5 разделов, систематизация богатейшего фактического материала. Наконец, новой по существу была оценка исторических событий, деятельности тех или иных исторических персонажей.

Строго говоря, до Сыма Цяня истории как науки в Китае не существовало, были заложены лишь начатки ее. В таких книгах, как «Шуцзин» («Книга исторических преданий»), «Чуньцю» («Весны и осени») и комментарий к ней «Цзочжуань» («Комментарии Цзо Цю-мина»), «Го юй» («Сказания о царствах»), «Чжаньго цэ» («Планы борющихся царств») и других, — не было строго продуманной, научной систематизации фактов.

«Шицзи» сам Сыма Цянь оценивал как «записи только правды» и «никакого хвастовства и никакого покрывательства», этот труд был высоко оценен китайскими и мировыми историками. Он оставил последующим поколениям полную запись исторических событий древнего Китая.


   Ссылки

 



Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования