header left
header left mirrored

У-ди

Ханьский император У-ди (汉武帝)(156-87 гг. до н.э.)

В 156 г. до н. э. у правителя династии Западная Хань императора Цзин-ди родился сын, которому дали имя Лю Чэ *1. Это был уже десятый сын Цзин-ди, при том от наложницы, и формально шансы маленького Лю Чэ на престол были невелики. Однако умному, деятельному мальчику удалось завоевать любовь отца, а хитрость и красота матери позволили одержать победу в придворных интригах над старшими претендентами. Поэтому, когда в 141 г. император Цзин-ди скончался, власть перешла к 16-летнему Лю Чэ, которому было суждено войти в историю под посмертным именем У-ди. Так, на долгие 53 года на троне оказался император, считающийся по праву самым выдающимся правителем династии Хань, принявшим целый ряд исключительно важных для всей последующей истории Китая решений. Между тем У-ди был уже седьмым ханьским правителем. Почему же только при нем произошли самые значимые трансформации империи?
*1 Лю — фамилия императоров династии Хинь.

В истории Китая часто бывало так, что основатели династии не слишком много делали для обустройства земель, вверенных им Небом. Заново создавая свое государство на обломках старых режимов, они были известны, в первую очередь, как хитрые полководцы и умелые манипуляторы, готовые взять плохо лежащую власть в свои руки. Таким был и основатель династии Хань, прадед У-ди, Лю Бан. Объединив страну, он не осуществил сколь-нибудь значимых преобразований, избрав принцип «недеяния» главным в своей политике. Первые ханьские императоры словно самоустранились из жизни страны: снизили до минимума налоги, не мешали свободному развитию народного хозяйства, не занимались прицельно идеологией и административной системой. И это было справедливо: ведь истощенная потрясениями эпохи Цинь Ши-хуана страна как никогда нуждалась в свободе от политического гнета. Но время шло, и огромная держава требовала реформ. У-ди и был назначен историей на роль их исполнителя.

Первые годы правления были для молодого реформатора не самыми удачными: двор находился под контролем бабки императора - вдовствующей императрицы Доу, и все инициативы У-ди встречали сопротивление Однако после смерти почтенной родственницы император смог взяться за осуществление своих планов.
У-ди во многом перенял опыт легистских правителей династии Цинь. Он вновь провел административную реформу, разделив страну на области с назначаемыми губернаторами во главе, ограничил власть крупных землевладельцев, обязав их делить земли между всеми своими сыновьями, провел преобразования центрального аппарата власти, уделял много внимания развитию инфраструктуры.

Hе только внутренняя политика заботила У-ди, при нем Китай вел постоянные войны с соседями и и существенно расширил смои территории. К империи были присоединены земли к югу от бассейна реки Янцзы, на которых располагались некитайские государства Миньюэ и Няньюэ населенные предками современных вьетнамцев. Император снаряжал походы на Корейский полуостров, однако закрепиться там китайцы не смогли. Самым важным содержанием внешней политики У-ди были войны с беспокойными северными соседями империи кочевыми племенами сюнну. Сюнну уже несколько столетий жили в степях вдоль северных рубежей Срединного государства, торговали с китайцами и на них же регулярно совершали набеги. Правители Китая пробовали разные способы решения этой проблемы: воевали, строили Великую стену, откупались, пытались договориться. У-ди же перешел к активным действиям против кочевников, создал большую конницу и руками талантливых полководцев смог нанести сюнну ряд поражений, частично оттеснив их на север. Войны с сюнну не затихали на протяжении всего правления У-ди, истощили обе стороны и в конечном счете не привели к победе ни одного из противников. Однако, сами того не зная, сюнну поспособствовали самому значимому культурному обогащению Китая эпохи Хань.
В 138 г. до н. э. перед началом очередной войны с кочевниками У-ди принял решение заручиться поддержкой племен юэчжи, живших к западу от империи, и для этой цели направил на переговоры чиновника Чжан Цяня. Миссия не имела успеха, да и разбить сюнну китайцы смогли своими силами. Однако вернувшись после долгого путешествия на северо-запад, Чжан Цянь поведал императору о возможности установления торговых связей с Центральной Азией, из которой можно вывозить великолепных лошадей, столь нужных Китаю для ведения войны. С этого времени китайские торговцы начали продвигаться в Фергану, Бактрию и Согдиану. Они увозили на Запад шелк, лаковые изделия, бронзовые зеркала и возвращались с пряностями, благовониями, парфюмерией, драгоценными камнями, новыми, неизвестными китайцам фруктами — виноградом и дынями. Так возник Великий шелковый путь. Но разумеется, не обмен обыкновенными предметами роскоши оказал наибольшее влияния на развитие Китая. Самым важным подарком Шелкового пути стал буддизм, ставший органичной частью китайской религиозной системы.


Династия Хань, занимает в истории Китая особое место ( даже само название китайского этноса — хань), а правление У ди — самый важный этап в истории династии. Но причина далеко не только и не столько в централизации власти и расширении границ. При императоре У-ди была заложена основа важнейшего политического стержня, позволившего имперской государственности просуществовать две тысячи лет — конфуцианской идеологии. Учение Конфуция на тот момент существовало уже несколько столетий, да и У-ди был далеко не первым правителем, обратившим на него свое внимание. Но только теперь конфуцианство было приспособлено под нужды огромного государства и поставлено на службу империи. Талантливый советник императора Дун Чжуншу, дополнив конфуцианство элементами легизма, моизма и натурфилософии, создал невероятно эффективную идеологию, веками служившую матрицей, по которой строилась китайская политическая модель. Этой же цели послужили и «Исторические записки», знаменитый труд «отца китайской истории» Сыма Цяня, также созданный в конце правления У-ди. В своей работе Сыма Цянь проследил всю известную ему историю Китая от глубокой древности до правления У-ди, попытался проанализировать логику развития государства с позиции конфуцианского ученого. Помимо всего прочего, в рамках идеологических преобразований при У-ди была завершена масштабная календарная и религиозная реформа, а император уделял огромное внимание своим культовым обязанностям.


Список деяний У-ди выглядит внушительно, но у мероприятий подобного масштаба всегда есть обратная сторона. Для простых китайцев период полной экономической свободы, достатка и довольства первых десятилетий эпохи Хань закончился: на проведение реформ, расширение госаппарата и ведение войн требовались огромные деньги. Здесь У-ди поступил вполне в духе легистов: увеличил налогообложение, ввел государственную монополию на соль и железо, ограничил деятельность крупных торговцев и обложил их дополнительными налогами, создал новые контролирующие органы. Даже Великий шелковый путь полностью контролировался государством, и почти все караваны были казенными.

У-ди вошел в историю не только как выдающийся государственный деятель. Он известен и как поэт. Его любовное стихотворение «Осенний ветер» входит в число наиболее выдающихся образцов древней авторской лирики. Впрочем, нельзя идеализировать образ императора, делая из него совершенного, даже романтического правителя. К примеру, известно, что оригинальная глава «Исторических записок», посвященная самому У-ди, не сохранилась. Сыма Цянь в своем труде позволил критику некоторых деяний императора, и взбешенный У-ди приказал главу уничтожить. Кроме того, не нужно забывать, что долгое правление больше всего вредит самому правителю. Как это часто бывало в китайской истории, престарелый император увлекся мистицизмом, стал раздражительным, мнительным и на склоне лет принял множество иррациональных решений. Не следует также полагать, что всеми эпохальными изменениями, произошедшими на рубеже II—I вв. до н. э., Китай обязан исключительно персоне У-ди лично. Такой правитель неизбежно должен был появиться, чтобы решить накопившиеся проблемы и вывести страну на новую ступень развития. Но как бы то ни было, Ханьский У-ди был и остается одной из важнейших фигур во всей китайской истории.


Ссылки

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования