header left
header left mirrored

Империя Мин — царство кастратов

Бокщанин А.А., Непомнин О.Е. Лики Срединного царства ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Под властью последней китайской династии. Эпоха Мин - Империя Мин — царство кастратов

Многое поражало тех, кто впервые попадал в Пурпурный Запретный город — дворцовый комплекс императоров династии Мин. Восхищали и дворцы, и парки, и павильоны, и кричащая роскошь. Среди прочего поражал и вид тысяч странных, одинаково одетых людей, сновавших здесь. Раскованные в речах и манерах, они имели отталкивающую внешность. У них отсутствовали следы пола и возраста. Старые не имели бороды, а молодые выглядели как женщины, одетые по-мужски. Много встречалось толстых и рыхлых. Одни говорили девичьим голосом, другие — неприятным фальцетом, зачастую срываясь на визг. При ходьбе они слегка сгибались, наклоняясь вперед, и семенили мелкими шажками. От многих дурно пахло, как от страдающих ночным недержанием мочи. Это были дворцовые евнухи (тайцзянь), но не «постельная стража» мусульманских гаремов, а служители с самыми различными обязанностями. В отличие от Европы дворец монарха наполняли не обычные слуги, а слуги-кастраты. В традиционном Китае император, или Сын Неба, считался почти божеством. Поэтому простолюдины не только не могли обслуживать Августейшего господина, но и видеть его. Пребывание во внутренних помещениях дворца, а тем более в личных покоях Сына Неба надлежало доверить особой категории лиц. Для этого и потребовался институт евнухов — людей «третьего пола», лишенных естества и ставших как бы тенью государя. Дворцовые нужды и охрана обеспечивались приказами, сплошь состоявшими из скопцов. Последние обслуживали императорскую семью и двор, снабжая их всем необходимым. Существовал особый «табель о рангах» для евнухов. Состоял он из 10 чинов, 5 рангов и 24 должностей. Имея свою внутридворцовую должность, евнухи как бы вводились в систему имперского чиновничества.

Служба при императорском дворе в Китае была престижной и выгодной. Удачная карьера дворцового евнуха давала близость к Сыну Неба, власть, почести и богатство. Стать таким «придворным» в период Мин стремились многие бедняки и люди среднего достатка. Служба евнухов была почетной. Дворцовые скопцы стояли лишь на ступеньку ниже победителей на столичных экзаменах. Для многих это был прямой путь к богатству, почету и власти. Успешная карьера кастрата могла облагодетельствовать его семью и род на ряд поколений. Многие евнухи еще до кастрации имели собственных, а после оскопления — приемных детей. Чаще всего скопцы усыновляли своих племянников, передавая им все права и привилегии наследования. Быстрый рост числа кастратов в Китае начался с середины XV столетия. Причины были разные. Бедняки, спасаясь от голода и лишений, нередко отдавали сыновей и внуков под нож хирурга еще в детском возрасте. Другие делали оскопление, дабы избежать государственной трудовой повинности. Третьи мечтали о чинах и богатстве. Четвертые не хотели работать в поте лица, но рассчитывали на спокойную и сытую жизнь. Иногда евнухами становились не только мальчики, юноши и молодые мужчины, но и люди в летах.

Запретный город в Пекине и летние загородные дворцы императора кишели евнухами. Скопцы обслуживали дворцы его сыновей и внуков в столице и ее окрестностях. Много кастратов состояло при дворцах и усыпальницах в двух других столицах империи — Нанкине и Фэнъяне. Евнухи сновали во дворцах удельных князей. Они управляли поместьями и иными владениями родни правящего дома Чжу. Рассеянные по стране по городам и рудникам, они выполняли специальные функции надзора и руководства. Кроме того, еще большее число кастратов не получили места на службе и влачили жалкое существование. К концу правления династии Мин при дворе насчитывалось более 10 тыс. евнухов, а всего по стране— около ста тысяч.

Между тем в начале эпохи Мин наблюдалась совсем иная картина. Скопцов было мало, политического веса они не имели, и положение их было незавидным. В Китае издавна существовало довольно настороженное отношение к евнухам. С их усилением и деятельностью связывали падение династий Поздняя Хань (I-III вв.) и Тан (VII-X вв.). На это, в частности, указывал в своих поучениях потомкам и сам основатель династии Мин Чжу Юаньчжан (1368-1398), который недоброжелательно относился к евнухам и считал их только слугами. «Они могут лишь подавать вино, подметать полы, передавать приказы, но им нельзя давать никаких поручений», — писал Чжу Юаньчжан. Согласно его указу, евнухи не имели права вмешиваться в политику, не могли покидать дворец и столицу. Первый минский император, стремившийся «держать евнухов в узде», распорядился на воротах дворца укрепить медную доску с надписью:

«Евнухам запрещается участвовать в государственных делах. Нарушивший это правило будет обезглавлен». Стоило скопцу заговорить о делах правления, как его выгоняли со службы при дворе. Евнухам запрещалось изучать конфуцианские каноны. Они должны были постоянно жить в Запретном городе. Для выхода из него требовалось специальное письменное разрешение. Чжу Юаньчжан советовал будущим правителям и провинциальным чиновникам не слишком доверять евнухам, ибо среди них преобладают порочные люди. Он заставил скопцов подчиниться жестким общеимперским правилам и стремился понижать ранг должностей евнухов.

После раскрытия заговора канцлера Ху Вэйюна в 1380 г. Чжу Юаньчжан упразднил кабинет министров и посты канцлеров. Всю военную и политическую власть он сосредоточил в своих руках. Себе в помощь он создал Императорскую канцелярию (Нэйгэ), а ее секретарям отвел лишь роль советников. При его преемниках все важные государственные дела должны были решать сами императоры. После упразднения постов канцлеров, верховного главнокомандующего и ликвидации Центрального правительственного совета (Чжуншу) между императором и более низкими уровнями исполнительной власти возник вакуум. Последний заполнялся при преемниках Чжу Юаньчжана по-разному, в том числе путем допуска евнухов к внедворцовым делам управления.

Уже при третьем минском государе Чжу Ди (1402-1424) скопцы резко пошли в гору. Сей император совершил государственный переворот, опираясь на евнухов. Не доверяя старым сановникам своего деда, новый государь развязал скопцам руки. В его царствование евнухи добились права осуществлять дипломатическое представительство, решать вопросы войны и мира, инспектировать армию и командовать войсками на местах. Чжу Ди выдвигал евнухов в противовес штатской бюрократии и военным, рассчитывая обрести в них верную опору своего самодержавия. Именно при Чжу Ди начался быстрый количественный рост этой касты. Евнухов стали посылать военными наместниками в пограничные провинции. Им даровали одеяния князей низших степеней (гун, хоу) и ставили выше военачальников. При Чжу Ди началось широкое использование дворцовых евнухов на «внедворцовой» службе. Их назначали специальными уполномоченными на местах, дипломатическими представителями и инспекторами войск. Скопцы стали контролировать столичную гвардию, внешнюю морскую торговлю, заниматься политическим сыском и выполнять функции цензоров-контролеров. В итоге практическое решение многих вопросов после смерти Чжу Ди перешло к евнухам. Абсолютная власть Сына Неба стала плавно «перетекать» в их руки. Само собой разумеется, что политическим влиянием и властью пользовались главные евнухи, в том числе руководители дворцовых учреждений.

Чжу Юаньчжан строил госаппарат империи Мин так, чтобы в военной, бюрократической и дворцовой системах не мог появиться лидер. В начале XV в. этот принцип был отброшен. Ведущая роль при дворе перешла к Управлению церемоний, т.е. органу, находившемуся в руках евнухов. Его начальник стал главой придворных кастратов. Ему были подвластны воинские подразделения евнухов, тайная полиция и дворцовая охрана.

Если Чжу Юаньчжан запретил давать кастратам классическое конфуцианское образование, то один из его преемников открыл специально для этого Придворную школу евнухов. Более того, их допустили к государственным экзаменам на получение ученых степеней. После этого их стали назначать на руководящие административные посты наравне с представителями ученого сословия (шэньши). Если основатель династии Мин запретил перемещение евнухов по стране, то его наследники, забыв этот наказ, распространили их власть и за пределы столицы. Так, они ведали охраной Нанкина, делами провинции Хугуан и канцеляриями военных наместников. Вскоре евнухи сами стали наместниками. Свыше ста лет (1425-1529) они занимали должности военных наместников во всех провинциях страны. Правда, позднее с этой практикой было покончено. Если Чжу Юаньчжан назначил контролеров над евнухами, то при его преемниках кастраты сами захватили функцию надзора за чиновниками. В 1420 г. была создана пресловутая «Восточная ограда» (Дунгуан) — орган секретной и сыскной службы евнухов. Его начальник, один из самых влиятельных среди главных евнухов, даже получил право на личную охрану. «Восточная ограда» занималась исключительно борьбой с заговорами, изменой и «коварными речами». Здесь арестованных допрашивали, пытали и держали за решеткой.

Так уже ближайшие преемники основателя династии Мин пренебрегли его предостережениями в отношении скопцов. С начала XV в. евнухи «вышли» за пределы чисто внутридворцовых дел и «вторглись» в гражданское управление, военное дело и надзор. Введение принципа единоначалия в системе внутридворцовых учреждений позволило евнухам обрести значительную самостоятельность по отношению к власти Сына Неба. А это, в свою очередь, открыло дорогу к бесконтрольному росту числа придворных кастратов. Чжу Юаньчжан считал пребывание свыше тысячи скопцов при дворе одной из возможных причин ослабления и падения династий. После его смерти этот численный предел был превзойден многократно.

В отличие от Чжу Юаньчжана его преемники возлюбили кастратов. Императоры крайне ценили личную преданность своих скопцов. Сыны Неба питали пристрастие к кастратам по ряду причин. Во-первых, скопцы не были обременены семейными заботами. Во-вторых, не являлись ставленниками знати. В-третьих, целиком зависели от монарха и не могли ему противостоять. В-четвертых, всегда находились при государе и лучше всего подходили для выполнения срочных и специфических поручений. В-пятых, императоры долгое время считали евнухов всего лишь послушными проводниками своей воли и не предполагали, что именно они фактически узурпируют власть монарха.

При дворе евнухи держали в своих руках двенадцать «управлений», четыре «отдела» и восемь «отделений». Всего же в ведении скопцов находилось пятьдесят четыре учреждения. Из них самые обширные полномочия имело Управление церемоний. Стоявшие во главе его евнухи от имени императора накладывали резолюции на доклады сановников и чиновников, объявляли указы от имени Сына Неба, практически подменяя монарха и явочным порядком узурпируя его власть. Многие резолюции и указы просто не проводились через Императорскую канцелярию. Последняя оказалась полностью безвластным органом. Без согласия евнухов ее секретари ничего не предпринимали, боясь за свою карьеру. Впрочем, и инициатива секретарей, если бы она имела место, была бы похоронена скопцами. Поэтому члены Императорской канцелярии смотрели в рот главным евнухам. А те по своему усмотрению вершила все дела, толковали законы в свою пользу и творили произвол. При последних императорах династии Мин евнухи обсуждали секретные дела, выносили приговоры, миловали приговоренных к смерти, ведали столичной тюрьмой. Все это они делали самостоятельно, без участия придворных сановников. Получив право карать и миловать, скопцы резко усилили свою реальную власть над госаппаратом. Именно они готовили проекты императорских указов, ведали государственными печатями, оглашали резолюции Сына Неба. Именно к ним поступали прошения с мест и из столичных учреждений. К ним перешел контроль за чиновными назначениями и пожалованиями, за государственными монополиями на соль и чай, за особыми судебными делами. Евнухи держали в своих руках императорскую сокровищницу и казну, ведали усыпальницами императорской семьи, казенными шелкоткацкими мануфактурами Нанкина, Сучжоу и Ханчжоу, морскими таможнями и соляными промыслами.

Кастраты командовали столичным гарнизоном, охранявшим Запретный город и самого императора. Здесь скопцы оттеснили на второй план Парчовую охрану, т.е. лейб-гвардию. Сына Неба оберегали уже не «одетые в парчу», а подменившие их евнухи-телохранители. Сама лейб-гвардия попала под начало кастратов. Офицеры Парчовой охраны по приказу евнухов производили аресты, содержали под стражей подозреваемых в темных замыслах чиновников, в том числе нелояльных по отношению к евнухам. Скопцы занимались вопросами снабжения армии — производством и складированием оружия, снаряжения и боеприпасов. Евнухов назначали главами дипломатических миссий, главнокомандующими и адмиралами. Таковым был знаменитый Чжэн Хэ — мореплаватель и дипломат, руководивший семью экспедициями в страны Южных морей. Кастраты командовали крупными военными соединениями, сражавшимися против маньчжуров, возглавляли войска нескольких провинций. Они выступали военными и штатскими инспекторами, закупали товары для дворцовых нужд, собирали внутренние таможенные пошлины, продовольственные и рудничные налоги. На все крупные инспекторские должности назначались евнухи. Среди них были рудничные, налоговые, соляные инспекторы и инспекторы по жемчугу.

Получая все новые и новые назначения, евнухи тем самым сужали сферы деятельности штатской бюрократии, военных, цензоров, придворной стражи и даже фрейлин. Евнухи при династии Мин стали по сути третьей особой категорией имперской бюрократии (наряду со штатскими чиновниками и военными). Причем это была наиболее привилегированная часть госаппарата, его элита, воспринимаемая самими монархами как особо доверенная и максимально преданная династии Мин.

Установлению господства евнухов способствовали личные качества императоров, сидевших на «драконовом троне» после Чжу Ди. Это была вереница тупых посредственностей, жестоких самодуров, безмолвных ничтожеств, самовлюбленных жуиров. Всех их объединяли лень и отвращение к государственным делам. Думая лишь о развлечениях и наслаждениях, эти по сути номинальные государи отдали управление страной на откуп придворным кастратам. Свое безделье Сыны Неба — преемники Чжу Юаньчжана и Чжу Ди считали высочайшей привилегией, стараясь не слушать и не говорить о делах. Так, император Цзяньшэнь (1464-1487) за 23 года своего царствования лишь один раз принял сановника, да и то с чисто ритуальным визитом. Хоучжао (1505-1521) за 16 лет правления ни разу не принимал своих сановников. Хоуцун (1521-1566) и Ицзюнь (1572-1620) по двадцать с лишним лет не прикасались к государственным делам. Их августейшее время было слишком «драгоценно», а их дух — слишком «возвышенным», чтобы заниматься низменными и скучными административными вопросами. Зато на свои прихоти Сыны Неба не жалели ни времени, ни денег. Один из императоров держал в Западном парке Пекина леопарда. Ухаживать за ним он приставил 240 человек. Под загон хищника отвели свыше 60 га земли. На прокорм зверя и этих служителей ежегодно тратилось почти 170 т продовольствия. Расточительство принимало поразительные масштабы. Так, один из монархов на свое бракосочетание истратил свыше 33 млн. лянов, или более 1235 т серебра. Небывалый размах приобрела погоня за редкими драгоценностями.

Гаремные утехи, изысканные трапезы, обильные возлияния и пышные церемонии занимали их почти целиком. В остальное время один император увлекался охотой, другой — столярным делом, третий азартно играл в ножной мяч — прообраз футбола. Этим всемерно пользовались евнухи. Кастраты «освобождали» столь «занятых» Сынов Неба от «утомительных» повседневных забот правления и решали все дела за государей. По такому молчаливому и добровольному «соглашению» реальная власть «перетекла» от императоров и семейства Чжу к особой касте кастратов. Во главе империи Мин оказался «третий пол», реализовавший монархическую власть. Сложилась ситуация, когда «свита правит королем» и «хвост вертит собакой». Так из обслуживающего персонала в стенах дворца эта каста превратилась во властную структуру и руководящую силу в масштабах всего Китая. Причем господство евнухов зачастую не отделялось современниками от прерогатив Сына Неба. Тем самым кастраты как бы драпировались в одежды императорской власти. А это была власть азиатской деспотии со всеми вытекавшими отсюда последствиями. Череда ничтожеств, занимавшая «драконовый трон», не отказывала себе в удовольствии карать подданных и давать волю своим капризам, самодурству и жестокости.

Отношения между государем и сановниками в Китае приравнивались к отношениям господина и рабов. На аудиенции у Сына Неба сановники и министры должны были докладывать, стоя на коленях. Император мог по своему усмотрению казнить их ияи подвергнуть телесным наказаниям, т.е. бить палками, которые именовались «придворными батогами». По приказу монарха сановника могли арестовать. В этом случае человека передавали в руки «Парчовой охраны». Этот придворный гвардейский отряд помимо охраны Сына Неба занимался тайным сыском, арестами и следствием над подозреваемыми. Иногда расправа над сановниками приобретала массовый характер. Так, Хоучжао пришел в ярость, когда 107 придворных пытались отговорить его от увеселительной поездки на юг. Всех их он приговорил к пяти суткам стояния на коленях перед воротами дворца, а затем к 30 палочным ударам. Кто и после этого остался при своем мнении, получил еще по 40-50 палок. Всего было наказано «придворными батогами» 146 человек, 11 из них умерли. В другой раз придворные вздумали отговорить Хоуцуна от необдуманного решения. Тогда император арестовал 134 сановника, более 180 человек получили «придворные батоги». При этом 19 «упрямцев» скончались. Такого рода репрессии вселяли в сановников страх. А их боязнью и осторожностью пользовались евнухи. Насаждая среди придворной, столичной и провинциальной бюрократии раболепное послушание, они укрепляли свою власть над госаппаратом. Евнухи умело парализовывали усилия прогрессивных политиков — сановников, чиновников и ученых, прежде всего цензоров-контролеров и членов придворной Академии Ханьлинь, и сводили на нет предлагаемые ими реформы.

Власть скопцов достигала своего апогея, когда кто-то из них становился могущественным временщиком. На протяжении полутора веков такие фавориты вместе с кликами своих сподвижников по крайней мере трижды становились полновластными правителями Китая. В конце XV в. руководство империей перешло в руки евнуха Ли Гуана. Однако в 1498 г. его принудили покончить с собой. Позже его место занял всесильный Лю Цзинь, который тоже плохо кончил. В 1510 г. его разрубили на куски, а несметные богатства конфисковали. В 1620-1627 гг. фактическим правителем империи Мин стал Вэй Чжунсянь. Но в 1628 г. его заставили покончить самоубийством. Согласно китайской традиции, такая смерть считалась почетной, поэтому новый император приказал казнить его труп. Так карали немногих слишком зарвавшихся и одиозных лидеров. В целом же мощь касты евнухов, ее позиции при дворе и в империи оставались величиной более или менее постоянной. Императоры все чаще становились марионетками в борьбе придворных группировок, действуя по указке могущественных евнухов.

Зачастую и родня императора — удельные князья были игрушкой в руках евнухов, управлявших их дворцами, поместьями и владениями. Власть евнухов была им на руку. Дело в том, что она ослабляла контроль штатской бюрократии за произволом, творимым в уделах. Терпели власть скопцов сановники и чиновники, ибо в этих условиях возрастала их бесконтрольность и прекращалась борьба цензоров с самоуправством, коррупцией и казнокрадством. И минская аристократия, и столичные сановники стремились к союзу с верхушкой евнухов. Их поддержки искали лидеры различных придворных группировок и клик. В содействии скопцов нуждались те силы, которые стремились добиться своих целей в обход официальной бюрократической системы. Специфические условия эпохи Мин делали главных евнухов прямыми и влиятельнейшими представителями интересов таких сил. Именно они становились лоббистами этих неформальных, чаще всего региональных группировок. При Хоуцуне все дела в государстве вершили Ся Янь и Янь Сун — секретари Нэйгэ (Императорская канцелярия) и временщики, действовавшие в тесном союзе с евнухами. Низкопоклонство перед всемогущими кастратами становилось чуть ли ни нормой. А в разрастающейся борьбе придворных и региональных группировок, в вязкой трясине интриг скопцы демонстрировали особое искусство закулисных комбинаций.

В условиях минского Китая императорские фавориты чаще всего выдвигались именно из среды придворных евнухов, наиболее приближенных к «священной особе» Сына Неба. Многие из них были столь влиятельными, что пользовались всей полнотой власти. Наиболее яркими среди них были Лю Цзинь и Вэй Чжунсянь. Первый фактически правил страной за императора Хоучжао, а второй — за Юцзяо. К императору в Китае обращались с пожеланием «Десять тысяч лет жизни!». Евнухи же приветствовали Вэй Чжунсяня словами «Девять тысяч лет жизни!». Тем самым они ставили его почти вровень с императором. А потерявшие стыд министры и сановники восклицали «Девять тысяч девятьсот лет!». Подобострастные провинциальные чиновники соперничали друг с другом в сооружении жертвенных храмов, посвященных Вэй Чжунсяню. Сам же он пожаловал себе титул «верховный князь». Император целыми днями занимался столярным делом, а управление государством целиком передал Вэй Чжунсяню.

Пользуясь своей властью и безнаказанностью, евнухи сколачивали при дворе различные группировки и измывались над придворными. Скопцы вымогали у сановников и провинциальной бюрократии колоссальные взятки. Они захватывали казенные и частные земли, убивали простолюдинов и захватывали их имущество, накапливая огромные богатства. У Лю Цзиня в подвалах хранилось более 92 т золота и около 2 тыс. т серебра, груда драгоценных камней, 500 золотых сосудов и прочие богатства. После смерти главного евнуха Ван Чжэня в его помещениях обнаружили более 60 кладовых, набитых золотом и серебром. Евнухи присваивали значительную часть собранных налогов, из-за чего образовалась огромная задолженность в выплате жалованья воинским частям. Они захватывали казенные земли или отбирали поля у частных владельцев, становясь земельными магнатами. Так, евнух Ван Чжи присвоил более 20 тыс. цинов целины (1 цин равен б га), Гу Даюн — 10 тыс. цинов, а Вэй Чжунсянь— около 10 тыс. цинов частных земель. Не только сами евнухи, но зачастую их родня владела огромными поместьями. Лю Цзинь, захватывая казенные земли в черте столицы, снес без малого 4 тыс. казенных и частных строений. При этом он приказал срыть около 3 тыс. могил простолюдинов, что являлось, по тогдашним понятиям, святотатством. Правитель Ляо-дуна евнух Лю Гун прибрал к рукам большой клин казенной земли и принудил тысячу солдат обрабатывать ее.

Хозяйственная деятельность скопцов открывала им дорогу к личному обогащению. Евнухи, управлявшие императорскими поместьями и владениями удельных князей, силой отнимали у простолюдинов землю и имущество, убивали арендаторов. Под предлогом выявления залежей руд и налаживания их добычи они нещадно грабили население. Увидев плодородное поле и красивый дом, они объявляли, что под ним обнаружено ценное месторождение и конфисковывали землю и жилища в свою пользу. Евнухи-инспекторы обирали горнодобытчиков и горожан, арестовывали и убивали не только простолюдинов, но и чиновников. Они создавали все новые и новые таможенные заставы, вводили особые виды обложения и обирали проезжих купцов. Произвол евнухов-инспекторов привел к свертыванию работы мануфактур, мастерских и шахт, к разорению купцов и тружеников. Подручные таких инспекторов выбивали из населения произвольно установленные поборы. Их агенты врывались в дома, насиловали женщин или уводили тех в инспекторские канцелярии. В ответ на это в 1601-1606 гг. в более чем десяти городах произошли волнения, бунты и восстания. Многотысячные толпы ткачей, шахтеров, ремесленников, наемных работников и торговцев громили и жгли налоговые управления, канцелярии инспекторов, дома и усадьбы присланных из столицы евнухов, убивали их подручных и агентов.

С властью евнухов связаны многие трагические страницы в истории империи Мин. Особенно жестоким было самовластное правление Вэй Чжунсяня. Вокруг него сложилась мощная клика евнухов. Именно она разгромила движение реформаторов Дунлинь. Свора кастратов сотнями выгоняла со службы и казнила непокорных сановников и чиновников. Ограбление и угнетение народа достигло наивысшего предела. Деспотизм Вэй Чжунсяня и его клики привел к обострению кризиса в империи и ускорил гибель династии Мин.

Когда крестьянская армия 26 апреля 1644г. победоносно вступила в Пекин, десять тысяч евнухов бежали из Запретного города. С императором Юцзянем остался лишь один кастрат. Символично, что вдвоем они и повесились на кривом стволе ясеня, сделав из своих поясов петли. Правящая клика скопцов перебралась в Нанкин — Южную столицу и создала здесь свое правительство во главе с главным евнухом Ма Шиином. Завоевывая Китай, маньчжурская армия 22 июня 1645 г. подошла к Нанкину, и Ма Шиин со своим окружением бежал на юг. Так рухнула империя Мин — царство евнухов.


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования