header left
header left mirrored

Кровавый след Желтого Тигра. Триумф и гибель крестьянского царя Чжан Сяньчжуна

Бокщанин А.А., Непомнин О.Е. Лики Срединного царства ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Смутное время. Крестьянская война и маньчжурское завоевание - Кровавый след Желтого Тигра. Триумф и гибель крестьянского царя Чжан Сяньчжуна

То глажу сталь рукой,

А то пылинки сдую:

Люблю мой меч нежней,

Чем деву молодую!

(«Песни Северных династий»)

Все началось с осла. Серого и ушастого. Он исправно таскает на своей многострадальной спине мешки и корзины с финиками. Возит их по дорогам и деревням, городам и базарам. По-ослиному любит своих хозяев — бродячих торговцев. Их двое — старый Чжан и молодой Чжан. Отец и сын. Парнишке уже лет пятнадцать. Верзила, здоровяк и молчун. Осла не обижает. И серый платит ему искренней привязанностью. И все идет своим чередом. Но вот однажды в одном из городков осла неосмотрительно привязывают к местной достопримечательности — мемориальной арке, поставленной в честь здешнего богача и аристократа. Местные жители на него молятся и, увидев свежий ослиный навоз на столь священном месте, поднимают невероятный скандал. Сбегаются ревнители порядка и строгой морали. Караул! Ниспровержение основ! Святотатство! Старшего Чжана начинают избивать. Тот прикрывает руками голову — чтобы не убили. Палками и ногами бьют осла. Младший Чжан бросается на помощь отцу, но тоже получает свое. Его отшвыривают в сторону. Крики! Ослиный рев! Толпа быстро растет. Когда избитый отец падает ничком, его грубо поднимают и заставляют руками убирать навоз. Осыпают ругательствами. Унижают на глазах у сына. Парнишка стоит окаменев, до боли сжав кулаки. Слез нет. Никому не приходит в голову заглянуть в его глаза. А следовало бы! В них горит желтый огонь лютой и бессильной ярости! Это глаза тигренка, почувствовавшего себя взрослым тигром. Горе тем, на кого он ополчится. Не мигая смотрит он, как отец грязными от навоза руками утирает кровь, текущую из угла рта и из носа. Всё! В этот час кончается безмятежное детство Чжан Сяньчжуна. На месте недавнего увальня стоит весь подобравшийся, готовый к броску молодой удалец с тяжелыми кулаками. Ему бы в руки меч «гусиное перо» или стальную плеть! Он бы расправился с этой сворой холуев! Однако время его еще не пришло. Но оно придет, и о нем заговорит весь Китай.

Чжан Сяньчжун! О его храбрости и силе народ слагает легенды. О его жестокости враги пишут небылицы. Они боятся и ненавидят этого высоченного громилу с пудовыми кулаками. Он может убить одним ударом. У него желтое лицо в мелких рябинках с «тигриным» подбородком. Суровый лик. Он хитер и лукав. Вспыльчив и азартен. Беспощаден в ненависти. Грозен в гневе. Недаром в свои двадцать пять лет получает прозвище Желтый Тигр. Первоклассный наездник. Отважный воин. Лихой кавалерийский командир. Официальные истории приписывают ему патологическую страсть к убийствам. «Если один день не убьет ни одного человека, становится унылым и печальным». Он «в высшей степени бесчеловечен и кровожаден». В его войсках степень заслуг командиров определяется якобы по числу убитых ими людей.

Сама же борьба его отрядов и войск — не что иное, как движение черни, стихийное и неорганизованное, как разбойная вольница. После смерти Желтого Тигра минские биографы создали образ законченного злодея. Кровавого изверга. Патологического убийцы. Его исторический портрет пишется только двумя красками. Черным цветом злобы и алой кровью его жертв. Его деяния выведены как нескончаемая вакханалия грабежей, диких зверств и насилий. Лютая ненависть императорских историков к нему безгранична.

Что только ему не приписывают! И стремление уничтожить всех богачей. И попытку истребить всех «ученых мужей», т.е. вырезать все привилегированное сословие (шэньши). И массовые казни «ученых». И поголовную резню населения г. Учан на р. Янцзы, когда «гнилое человеческое мясо плыло, покрывая всю реку». Дабы убедить людей, что он не человек, а исчадие ада и выродок, приводят пример совершенного им святотатства. В Китае высшее божественное начало — Небо, а гром — «голос Неба»! Гром без грозы — особое предостережение свыше! Грозное и дурное предзнаменование! В тот день, когда Чжан Сяньчжун, занимая Чунцин, казнит тамошнего удельного князя, «при безоблачном небе гремел гром. Многие среди разбойников перепугались. Сяньчжун в гневе стрелял из большой пушки, целясь в Небо». Ну разве не ясно, что перед нами выродок и порождение ада, который не внимает предупреждению свыше, пренебрегает указанием судьбы. Мало того. Он смеет стрелять в само Небо! А это кощунство вдвойне! И еще. Готовясь к переправе через озеро Дунтин, он отправился погадать в храм. Гадание оказалось неблагоприятным. Тогда Желтый Тигр отбросил гадательный сосуд, выругался и велел начинать переправу. Одним словом — нечестивец!

Традиционная историография потрудилась на славу. Для потомков он должен был остаться черным злодеем. Витязем Смерти на белом коне и с огненным мечом в руке. С отрезанными головами, свисающими с седла. За его спиной горы трупов и реки крови. Пожарища и руины.

Однако есть и другие свидетельства. Вот что говорит современник и очевидец событий: «Я слыхал, что Чжан Сяньчжун, прибыв в Хэнчжоу (город в Хунани. — Авт.), не тронул ни одного человека. Когда я спросил об этом Лоу Дэгуна, он подтвердил, что это действительно так». Это свидетельство сохранилось по недосмотру. Ибо цензоры вычеркивали правду об этом человеке. Сохранились сведения, что он общался с миссионерами-иезуитами. Уважал их как «чужестранцев и ученых». Хвалил их учение. И даже обещал в случае победы воздвигнуть христианский храм. Как сообщают иезуиты, находившиеся тогда в Чэнду, в столице созданного им государства в провинции Сычуань, «он начал свое правление с такой терпимостью, справедливостью и великодушием, что завоевал все сердца. И действительно, по природе своей он был наделен такими добродетелями, что не было милосердия, которое он бы не совершил». Кажется, что это сказано о совсем другом человеке! Так где же правда? Известно, что Чжан Сяньчжун пробовал писать стихи. Заставлял профессиональных рассказчиков пересказывать ему романы — «Троецарствие» и «Речные заводи». И якобы из них «заимствовал сокрытые и внезапные удары по врагу». В занятых им городах проводил экзамены на соискание ученых степеней. Он раздавал золото, чтобы помочь бедствующему населению, стремился привлечь к себе народ и ставил перед собой высокие цели. У Чжан Сяньчжуна был политический советник из среды шэньши — Ван Чжаолин. Сотрудничал Желтый Тигр и с другими минскими шэньши и чиновниками.

К сокровищам и богатству он относится с глубоким презрением. Если они попадают к нему в руки, предпочитает их уничтожать. Почему? Просто боится разложения в среде своих сподвижников. Считает, что богатство разрушает и разъединяет, а не сплачивает. Однажды повстанцы по его приказу «отвели воды реки Цзиньцзян. Вырыли в русле яму в несколько чжанов глубины (1 чжан — более 3 м. —Авт.). И закопали в ней бесчисленное множество золота и драгоценностей. Затем открыли плотину и пустили воду. Они назвали это „водной кладовой" и говорили: „После нас никто этим владеть не будет!"» А между тем во всех занятых им «столицах» удельных князей он беспощадно уничтожает тамошних минских властителей. Казнит князей. Убивает. Топит в реке. Отдает на растерзание своим соратникам. Расправляется с членами княжеских семей, с их сановниками и присными. Забирает их сокровища и имущество. Но продовольствие из их складов раздает народу. Выделяет деньги на помощь голодающим. Обещает отменить налоги. Так кто же он?! Примитивный бандит или идейный борец? И откуда он?

Его родина — провинция Шэньси на северо-западе Минской империи. Здесь много гор и оврагов. Много лошадей и овечьих стад. Здесь проходит граница с Монголией. Это край крепостей, воинов и всадников. Здесь война всегда у порога. Как писал поэт средневековья Ван Бао (500-563):

Спешу за войсками, гоню скакуна.

В горах пограничных стоит тишина...

Могучие кручи сурово глядят.

Здесь сызмалу каждый мужчина — солдат.

 (Перевод Д.Голубкова)

Здесь ценят отважных и сильных, лихих и бесшабашных. О жителях этого края современник событий пишет так: «Тамошний народ обладает большой физической силой. Они бесстрашные удальцы и любят драку». Чжан Сяньчжун появился на свет в 1606 г. Это год Лошади. Но это еще и год Кометы! Над Китаем тогда повисает хвостатая звезда. «Звезда-метла»! Вся Поднебесная по ночам смотрит на это грозное чудо. Народ в страхе, ибо «небесное помело» — дурное предзнаменование! В свое время поэт Лю Цзи (1311-1375) писал:

Не радуга в небе —

Там страшная встала комета.

Как грозное

Предупрежденье богов!

(Перевод А. Арго)

Издавна считалось: «Небо кометой, как метлой, смывает грязь». С грешной земли. С лица государства, забывшего праведный путь. С Поднебесной, где разложившаяся династия утратила Мандат Неба на власть. Но кто же будет «сметать» прогнившую династию Мин с лица земли? Тот, кто родится в год Кометы. В тот же год в Китае родятся два мальчика — Ли Цзычэн и Чжан Сяньчжун. Им суждено повести за собой грозные армии. Им предначертано свергнуть старую власть и создать свою. Один из них — Ли Цзычэн взойдет на престол сначала в Сиани, а затем в Пекине. И станет императором династии Да Шунь. Другой — Чжан Сяньчжун воздвигнет трон в Чэнду. Создаст в Сычуани Великое Западное государство. Станет его царем (ваном). Но пока он всего лишь мальчишка, сын простолюдина, родившийся в год Лошади. А она для него больше чем символ. Самим рождением ему как бы уготовлены конь, седло, топот копыт и свист ветра в лошадиной гриве. Удаль «конного разбойника» и слава лихого атамана. Вот что сообщает источник: «С молодых лет он обладал удивительной силой, не терпел спокойствия. Вначале он поступил в частную школу. С учеником, который жил с ним в одной комнате, затеял ссору и ударом кулака убил его. У его семьи [за это] взяли под залог имущество... Он все [остальное] промотал. Отец сильно разгневался и прогнал его». Юноша становится бродягой. Вынужден скитаться в чужих краях. Одна состоятельная семья усыновляет его. Приглашает для него учителя. Но он вновь затевает драку, убивает двух своих соучеников и бежит из приютившей его семьи. Он опять бродяга.

Поступает в солдаты. Но воинская дисциплина не для него. Нарушает порядок и совершает нечто такое, за что его приговаривают к казни. Однако командир, безмерно ценивший его необычайную физическую силу, ходатайствует о помиловании Чжан Сяньчжуна. И добивается этого. Буяна освобождают. Но солдатская служба ему в тягость. И он дезертирует. Его неумолимо тянет к разбойной вольнице. Это его стихия! В их ватаги поначалу приходят «взбунтовавшиеся и беглые солдаты, курьеры почтовых станций, голодающий люд, конокрады и бродяги». Свои тайные станы они создают в горах, в оврагах, в пещерах. Оттуда следят за событиями на равнине и совершают вылазки. В этих станах выдвигаются свои вожаки. По тайным тропам к ним идут отверженные и обездоленные. Время стоит особое — начинается крестьянская война. Разбойничьи шайки превращаются в конные ватаги мстителей. Ватаги, в свою очередь, разрастаются в повстанческие отряды. Гремят имена их удалых атаманов!

Летом года Лошади (1630) (опять этот символ!) Чжан Сяньчжун присоединяется к одному из отрядов «разбойников», т.е. повстанцев. Ему всего двадцать четыре года. Затем он переходит в исламский отряд, состоящий из дунган, т.е. китайцев-мусульман. Отрядом руководит известный атаман Ма Шоуин по прозвищу Старый Мусульманин. Лихой вожак дивится необычайной силе новичка. Принимает его рядовым бойцом. Дает ему прозвище Желтый Тигр. Наблюдая за ним в опасных набегах, крестный отец видит, что не ошибся. Настоящий разбойник и храбрец! Но как быть с религией? Вряд ли он сам исповедует ислам. Вполне возможно, что бойцы и прежде всего атаман пытаются обратить новичка в свою веру. Если это так, то его последующий уход от Старого Мусульманина отчасти объясняется нежеланием принимать учение пророка Мохаммеда и поклоняться Аллаху. Буйной и разнузданной натуре Желтого Тигра противопоказан ислам с его ограничениями. Одного лишь запрета на вино, не говоря уже об обязательных регулярных молитвах, вполне достаточно, чтобы отвадить лихого разбойника от религиозной дисциплины этого отряда.

Обретя славу боевого командира, он отделяется от Старого Мусульманина. Вскоре собирает и возглавляет собственный отряд в тысячу удальцов. Ему немногим более двадцати пяти лет, но он уже атаман! Его отряд совершает несколько успешных рейдов. Захватывает 18 небольших крепостей на севере Шэньси. Имя его становится известным. Чжан Сяньчжун присваивает себе титул князя. Отныне он «Восьмой Великий князь». До него уже семь атаманов присвоили себе княжеское достоинство: Чуанский князь, Князь Утрамбованной Земли, Князь, Упорядочивающий Мир, Князь, Рушащий Небо, Князь Смутного Времени, Далянский Князь и кто-то еще седьмой. Могучее племя атаманов множится. Появляются все новые славные имена: Тигр, Перепрыгивающий Горы, Большой Красный Волк, Рассвет Высокого Неба, Золотой Мост, Син — Красный Волк, Звезда, Заполняющая Небо, и Цао Цао. Так звали «величайшего злодея-цареубийцу» древности. Итак, Чжан Сяньчжун теперь один из этой славной когорты разбойничьих вожаков. Имя его гремит среди прочих удалых всадников и отважных воинов, о таких в свое время поэт Ло Биньван (640-684) писал:

Яшмой изукрашено седло.

Блещут перламутром рукавицы.

Тень от лука меткого его

Выгнута, как месяц тонколицый.

(Перевод Д. Голубкова)

Новоиспеченный князь успешно ведет свой отряд по родной провинции — сквозь огонь крестьянской войны. Между тем зона боев переполняется правительственными войсками. Те методично громят разрозненные силы повстанцев. Атаманы в тревоге! Им нужна координация действий и новое смелое решение. И вот тогда инициативу берет на себя самый авторитетный тогда лидер Ван Цзыюн — Золотой Мост. Предлагает другим вожакам объединиться и обсудить положение. А оно день ото дня ухудшается. В июле года Овцы (1631) Золотой Мост созывает совещание атаманов. На него собираются 36 вожаков. Под их началом более 200 тыс. бойцов. В основном конница. Одним из первых приезжает Чжан Сяньчжун. За ним его бывший начальник и «крестный отец» — Старый Мусульманин, Цао Цао, Син — Красный Волк и три «князя» — Упорядочивающий мир, Рушащий Небо и Смутного Времени. Здесь же и Чуанский князь Гао Инсян со своими полководцами. Среди них Ли Цзычэн, носивший кличку Звезда, Разящая Войска. Это первая встреча двух атаманов, родившихся в год Кометы — «Звезды-метлы». Совещание идет успешно. Атаманы признают верховенство Золотого Моста. Вырабатывают общий план действий. И со своими отрядами одновременно начинают пробиваться на восток. Форсируют Желтую реку — Хуанхэ. Одним из первых через ее бурные воды на левый берег переправляется Восьмой Великий Князь со своими удальцами. Здесь в южной части Шаньси он взаимодействует с отрядом Золотого Моста. Вместе они прорывают полукольцо правительственных войск, пытающихся их окружить. Пробиваются в Хэнань. В год Курицы (1633) они вторгаются на юг столичной области и движутся на Пекин. Дабы их остановить, минские власти стягивают сюда войска из четырех провинций. Из столичных лагерей прибывает императорская гвардия. Эти элитные части оснащены аркебузами и мушкетами. Вооруженные лишь холодным оружием, повстанцы впервые сталкиваются с прицельным огнем на поле боя. Завязываются тяжелые кровопролитные бои. Наступающие несут большие потери. В одной из битв гибнет Золотой Мост. Перевес на стороне врага. Атаманы прекращают наступление и отходят. Их преследуют и оттесняют к северному берегу р. Хуанхэ.

Великая река Китая — осенью многоводная и бурная — преграждает повстанцам путь. Переправиться невозможно! Атаманы, и в том числе Чжан Сяньчжун, в западне! Минские военачальники от радости потирали руки, уверенные в том, что «разбойники» сейчас начнут сдаваться. Но «бандиты» тянут время. Даже ведут переговоры о капитуляции. Чего-то ждут. А ждут морозов, и они пришли! В декабре эта страшная река — «Горе Китая» — замерзает! Но первый лед тонок и коварен. Трещит и ломается. Однако происходит невероятное — ночью повстанцы переходят на южный берег. Вместе со всеми по-предательски трещащему льду идет и Восьмой Великий Князь со своими боевыми соратниками. Наутро северный берег пуст. В минском лагере изумление — «бандиты внезапно исчезли»! Но последовать их примеру не решаются. Повстанцы снова вырываются на оперативный простор. Всеми признанным вождем становится Чуанский князь Гао Инсян. Он ведет их на юг. С боями они переходят из одной провинции в другую. Развертывают маневренную войну. Однако исчезла единая цементирующая цель! Нет общего плана. Слабеет связь между отрядами. Растет разобщенность атаманов. Все большее число их действует на свой страх и риск. Единый поток дробится. Одним из первых в «свободное плавание» отправляется Чжан Сяньчжун. В его отряде несколько тысяч человек. Образуются как бы два центра притяжения. Первый и более сильный — Чуанский князь и его «чуанские полководцы» — Ли Цзычэн и Ли Го. Второй — Восьмой Великий Князь, вокруг которого группируются многие атаманы, видя в нем своего лидера. С ним взаимодействуют такие прославленные и опытные вожаки, как Цао Цао и Старый Мусульманин, когда им это выгодно.

Начиная с года Собаки (1634) Чжан Сяньчжун уже не рядовой атаман, а некий центр притяжения. Ни вражды, ни явного противостояния с Чуанским князем нет. Да и авторитет Гао Инсяна высок. В феврале года Свиньи (1635) тот собирает в Хэнани совещание атаманов. Желтый Тигр едет в Инъян. Подчиняется общим решениям. Принимает единый план действий, предложенный Ли Цзычэном. Его примеру следуют другие атаманы. Хотя все они, за исключением «чуанских полководцев», не хотят полной зависимости от одного военачальника. Все они — противники централизации, враги единоначалия и общей дисциплины. Время от времени они согласны на координацию действий, на единство планов. Но объединения своих войск в единую армию не желают. Им не нужен верховный главнокомандующий! Кто бы им ни был — «князь» или «император». Их цель — оставаться независимыми! Действовать самостоятельно! Самим решать свою судьбу. Более чем кто-либо этим духом заражен Чжан Сяньчжун. Натура буйная, волевая, сильная, свободолюбивая. Но пока, следуя плану, принятому на совещании, они вместе идут походом на восток, в области, лежащие к северу от великой реки Янцзы. Колонна Чжан Сяньчжуна наступает в авангарде. За ней следуют чуанские войска. Им сопутствует успех. Они сходу овладевают Фэнъяном — Средней столицей Минской империи. Здесь в руки атаманов помимо прочих богатств попадают сокровища императорского мавзолея. Это сооружение венчает собой кладбище предков основателя Минской династии Чжу Юаньчжана. Сам мавзолей повстанцы предают огню. Узнав об этом кощунстве, император Юцзянь облачается в белые траурные одежды и безутешно рыдает. Атаманы же вместе с «народом веселятся и пируют». Вот тут-то и происходит ссора между Ли Цзычэном и Чжан Сяньчжуном. Казалось бы, из-за пустяка. Как сообщает источник, «Цзычэн требовал у Сяньчжуна маленького евнуха из императорского мавзолея, который искусно бил в барабан. Сяньчжун не дал. Цзычэн разгневался». Два полководца конфликтуют из-за музыканта? Вряд ли. Это лишь повод, предлог к разрыву. А главное — столкновение двух противоположных позиций, соперничество, борьба за авторитет, за престиж, за верховенство. Видимо, для Желтого Тигра отдать барабанщика означало признать свое подчиненное положение. Поставить себя ниже «чуанского полководца». На такое не мог пойти Восьмой Великий Князь, сознавая, что за первой уступкой может последовать реальное подчинение чужой воле. Как бы там ни было, ссорятся одногодки, рожденные под знаком Кометы, т.е. «Звезды-метлы». Именно им предназначено Небом «вымести» из Китая старую прогнившую династию и основать новую. Ссорятся соратники по борьбе. И этот разлад в будущем грозит трагедией и для всей страны, и для каждого из них. Именно здесь, на пирах в Фэнъяне, зарождаются семена фатального раскола, который приведет к краху великое начинание. Таково веление судьбы. Неизвестный автор одного из произведений, собранных в «Песнях эпохи Хань» (206 г. ДО н.э. — 220 г. н.э.), писал:

Все предначертано Небом,

Судьбы людские — тоже.

Одни умирают раньше,

Другие уходят позже.

(Перевод Л. Черкасского)

В год Мыши (1636) Восьмой Великий Князь навсегда порывает с Чуанским князем и его полководцами. Отныне Желтый Тигр охотится самостоятельно. Ему всего тридцать лет, но слава о нем гремит по всему Китаю. Все знают, кто такой Восьмой Великий Князь! Кто не слышал о подвигах Желтого Тигра?

Год Мыши оказывается для него переломным и в личном плане. Осенью этого года на плахе в Пекине погибает Гао Инсян. Его титул — Чуанский князь переходит к Ли Цзычэну. Старого Гао уже нет. И теперь личная неприязнь между «детьми года Кометы» сливается с противостоянием «чуанского» и «тигриного» центров. После гибели Гао Инсяна первый явно слабеет. Второй же, напротив, набирает силу. Многие повстанческие полководцы признают Восьмого Великого Князя своим верховным вождем. Враги характеризуют его как «наиболее хитрого, отважного и сильного среди атаманов». Его влияние и роль возрастают. На время он славой и авторитетом затмевает своего главного соперника — нового Чуанского князя Ли Цзычэна. Желтый Тигр буквально купается в огненной реке крестьянской войны. Походы, битвы, осады, рейды, жизнь на бивуаках — это его родная стихия. Как писал поэт Синь Цицзи (ок. 1150 г.):

Охмелев, поправите светильню,

Саблей залюбуетесь в шатре...

Зычный рог разбудит спящий лагерь

На холодной утренней заре.

(Перевод Д.Голубкова)

Осенью того же года Мыши он вместе со Старым Мусульманином начинает новое мощное наступление в долину Янцзы. Их силы составляют до 200 тыс. бойцов. Соединившись с отрядом Цао Цао, они выходят в район Великого канала. Здесь к ним присоединяются Кожаный Глаз и другие атаманы. Два месяца они осаждают город Аньцин. А затем две недели яростно штурмуют его стены. Город стоит. Но сами осаждающие оказались блокированы со всех сторон подошедшими сюда минскими войсками. Желтый Тигр и союзные с ним атаманы снимают осаду. С кровопролитными боями прорываются сквозь вражеское кольцо, оставляя на полях сражений тысячи трупов. Правительственные войска упорно преследуют повстанцев. Дабы избежать гибели, атаманы расходятся по разным направлениям. Эти события происходят на фоне общего упадка повстанческого движения. Начинается резкое затухание крестьянской войны. Но атаманы не знают, что это лишь временное затишье перед новой бурей. Им кажется, что их игра проиграна. Но Желтый Тигр не хочет сдаваться. Он пускается во все тяжкие, чтобы переломить ситуацию. Прибегает к различным трюкам и обману. Однажды под самым носом противника он проводит свои части, выдав их за правительственные. Но в одной из битв он тяжело ранен. И только верный конь спасает ему жизнь. Выносит раненого хозяина из сечи. Ситуация критическая. Ряды его бойцов тают. Связь с другими атаманами прерывается. Его главная задача — спасти то, что осталось от его войска. Что делать? Сдаться на милость победителей?

В мае года Тигра (1638) Желтый Тигр обращается к врагам с выражением покорности. Для династии Мин это большая удача! Его смирение оценено. Отныне грозный атаман со своим воинством числится на службе у правительства. «Главарь бандитов» получает должность начальника гарнизона в одном из городов провинции Хубэй. От властей он просит продовольствие для 100 тыс. своих воинов. Власти, боясь конфликтовать с ним, выполняют его просьбу. Но и «тигр» лежит в своем логове тихо, не проявляя признаков былого буйства. Вслед за ним на тех же условиях прекращают борьбу Князь, Рушащий Небо, Старый Мусульманин, Цао Цао и еще десять видных вождей. В следующем году Зайца (1639) на государственную службу переходят Стрелок, Поражающий Небо, Князь Широкого Неба, Летящая По Небу Звезда и еще 15 атаманов. В Пекине бурное ликование. Смуте пришел конец! С «разбойниками» покончено! Восстание подавлено! Династия Мин вне опасности! Императорский двор торжествует победу. Казалось, крестьянская война окончена. Огонь погашен. Но вести о ликвидации пожара преждевременны. Кругом еще тлеют раскаленные угли, еще не весь «горючий материал» выгорел к северу от Янцзы. Многие хотят отдохнуть от кровавой гражданской войны — и чиновники, и помещики, и крестьяне. Но не желают этого две силы — атаманы и Небо. А с атаманами и те, кто вот уже десять лет (1628-1638) не выпускают оружие из рук. Эти люди уже разучились работать. Им подавай войну! И Небо не хочет окончания смуты. Ведь старая, потерявшая Мандат Неба династия Мин еще не «выметена» из Поднебесной. И Небо шлет на Китай новые испытания — стихийные бедствия, засухи, нашествия саранчи, неурожаи, голод, эпидемии, мор. А с севера на территорию Минской империи вторгаются маньчжуры. Разгораются новые бунты. В деревнях, горах и лесах скапливаются массы обездоленных. У них один выход — борьба. И видя это, присмиревшие атаманы поднимают головы.

Каждый китаец знает: засухи, голод, эпидемии и бунты — это вестники «небесного гнева». Значит, старую династию надо свергать! И атаманы вновь берутся за мечи. Летом года Зайца (1639) Желтый Тигр поднимается на лапы. Больше года он лежал смирно. За это время пополнил, перевооружил и хорошо одел свое воинство. Теперь пора! Он выступает против династии! За ним поднимают свои отряды Цао Цао, Старый Мусульманин и еще 11 атаманов. Теперь они снова могут взяться за свое любимое занятие. Поэт Синь Цицзи (ок. 1150 г.) писал о таких храбрецах:

Осенью помчитесь бурей в пекло,

В ярый бой.

После битвы воинов сочтете —

Кто живой?

(Перевод Д. Голубкова)

Сначала Желтому Тигру сопутствует успех. Но вскоре минские власти бросают против него огромные воинские силы. После нескольких поражений он отступает, уводя своих людей в горы. Здесь в горных укрытиях противник яростно атакует его потрепанное и поредевшее воинство. Тигр терпит жестокое поражение. Большие потери. Среди пленных — его жена и наложницы. У него остается чуть больше тысячи конных и пеших бойцов. Они вновь загнаны в горы. С помощью горцев Чжан Сяньчжун наскоро приводит свой отряд в порядок, пополняет его и тихо, со свернутыми знаменами и без барабанного боя, ведет бойцов на запад, на соединение с отрядами Цао Цао и Летящей По Небу Звезды. Их совместные действия служат сигналом к массовому восстанию. Оно охватывает громадную территорию в долине Янцзы. Военное счастье возвращается к Желтому Тигру. В феврале года Змеи (1641) он яростно громит минское войско под Хуанлином (пров. Хубэй). Затем совершает дальний и дерзкий кавалерийский рейд на крепость Сянъян на р. Хань — ставку минского главнокомандующего, центр удельного княжества с резиденцией двух князей императорской крови. Чжан Сяньчжун посылает Цао Цао отвлечь на себя внимание минских войск, а сам со своей конницей как снег на голову обрушивается на крепость. Кавалерия Желтого Тигра врывается через городские ворота внезапно. Город взят! Повстанцы захватывают обоих принцев, их сановников и всех казнят.

С осени года Змеи для Желтого Тигра снова начинается полоса неудач. От него отделяются атаманы Цао Цао и Кожаный Глаз и со своими войсками уходят в лагерь Ли Цзычэна. К войску Чуанского князя присоединяются и Старый Мусульманин, и Князь Левого Золота, и новые молодые вожаки — Крошка Юань и другие. Ясно, что в борьбе за лидерство побеждает Ли Цзычэн. Именно «чуанский лагерь», а не «тигриный» стан оказывается главным центром притяжения ранее самостоятельных атаманов. Так почему же атаманы покидают его? Уходят к более сильному и удачливому? Считают, что у Чжана Сяньчжуна меньше шансов стать императором в Пекине? А может быть, Восьмой Великий Князь начинает вводить дисциплину? А ее на дух не переносит разбойная вольница! Может быть, атаманам не нравится его презрение к богатству? По их мнению, бессребреник и нестяжатель вряд ли взойдет на трон. Все атаманы грабят богатых. Некоторые раздают бедноте и голодающим зерно. Но только он один кроме этого отнимает у помещиков землю и отдает ее крестьянам. Он среди них — белая ворона. Ему не будет ни удачи, ни пощады. А с таким вождем атаманы не желают идти дальше. Им нужен более гибкий лидер, с перспективой занять трон в Пекине, а у него таких шансов нет. И они уходят от Желтого Тигра.

Чжан Сяньчжун видит, что остается в одиночестве. Почти в изоляции. Он спешно ведет свое войско на соединение с «чуанским» центром, понимая, что длительная борьба за лидерство им проиграна. Это жесточайший удар по его самолюбию и замыслам. Теперь он скорее Одинокий Тигр. И охотится ему отныне приходится в одиночку. А это сразу же сказывается на его военных операциях.

В сентябре года Змеи (1641) Чжан Сяньчжун терпит крупное поражение. Несколько десятков тысяч его бойцов взяты в плен. Сам он, раненный, пользуясь ночной темнотой, бежит с поля боя. От погони его спасает непогода. Сезон дождей. Разлившиеся реки. Размытые дороги. Желтый Тигр собирает уцелевших воинов, пополняет их ряды новобранцами и через месяц яростно бросается в новую сечу. Но его ждет полный разгром. Судьба отворачивается от него. Лишившись всего войска, он спешит в лагерь Ли Цзычэна просить помощи у своего удачливого соперника. Явное унижение! Но иного выхода нет. Однако Чуанский князь не хочет принять беглеца в свою армию. Более того. Замышляет убийство Желтого Тигра. Решив не спешить, он созывает совещание атаманов. Цао Цао советует не губить соперника, а помочь в создании нового войска. С его помощью можно отвлечь от армии Чуанского князя крупные силы противника к югу от р. Хань. Нужен своего рода «второй фронт»! Это решает судьбу Желтого Тигра. Ему дают 500 всадников, заключают договор о разделе «сфер влияния». Все земли к югу и западу от р. Хань становятся зоной действий будущей армии Чжан Сяньчжуна. И через короткое время эта армия появляется словно из-под земли. Он снова в седле! Но до конца своих дней не простит Ли Цзычэну унижения. Он сразу же нарушает заключенное соглашение, демонстративно действует в зоне Чуанского князя. Лишь под давлением превосходящих минских сил Желтый Тигр вынужден поспешно уходить на запад. Он внимательно следит за действиями Чуанского князя. Узнает, что тот весной года Лошади (1642) взял г. Сянъян на р. Хань и приступил к созданию там своей власти и своего государства.

Это заставляет Желтого Тигра задуматься. Годы идут. Больше десяти лет он не выпускает из рук оружия, а по сути все еще разбойный атаман! Восьмой Великий Князь, а своего княжества до сих пор не имеет! Пора создавать свое государство! Свою власть! Свою династию! Как бы и здесь не отстать от Звезды, Разящей Войска? Не желая уступать своему сопернику, Чжан Сяньчжун овладевает крупным городом Учан на р. Янцзы. Топит в ее волнах здешнего удельного князя. Казнит членов его семьи. После этого по примеру Чуанского князя приступает к созданию своего правительства. Делает Учан своей столицей и переименовывает его в Небесный дар. Принимает титул «Великого Западного Князя». Использует печать утопленного им удельного властителя с надписью «Западный князь». Назначает начальников ведомств, наместников, губернаторов и других чиновников. Создает новые административные единицы. Возобновляет государственные экзамены на получение ученых степеней. Отпускает крупные суммы денег на помощь голодающим.

Проводит мобилизацию мужчин в армию. Однако Желтому Тигру не суждено здесь закрепиться. Во-первых, Учан слишком близок от Сянъяна — столицы создаваемого Ли Цзычэном государства. И тот требует, чтобы соперник покинул его «сферу влияния», ушел на запад. Во-вторых, к Учану идет мощная регулярная минская армия. Желтый Тигр оставляет свою «столицу» и уходит на юг. Теперь главная его цель — найти спокойный край для создания своей династии и своего государства. И подальше от Чуанского князя, чтобы больше никогда не иметь с ним дела! Одно время он думает основать свое царство в Хунани со столицей в Чанша. Но угроза со стороны минских войск заставляет отказаться от этой идеи. Он выбирает «западный» вариант — богатую и густонаселенную Сычуань. Она удалена от центров господства династии Мин. Правительственных войск здесь мало. Край еще не разорен войной. Хотя и здесь действует разбойная вольница — отряды «местных тиранов» Яо и Хуана.

Весной года Обезьяны (1644) армия Чжан Сяньчжуна, идя вдоль северного берега Янцзы, вступает в Сычуань. Громит местные правительственные войска. В июле после нескольких дней осады штурмом берет г. Чунцин. Желтый Тигр учиняет жестокую расправу над здешней верхушкой — минской бюрократией, удельным князем, его окружением и всеми, кто оказывал сопротивление. В начале сентября подступает к Чэнду — столице Сычуани. А уже 9 сентября — на третий день штурма вступает в город. Не дожидаясь неминуемой расправы, местный удельный князь с супругой и приближенными кончают самоубийством. Многие бросаются в колодцы. Здесь Желтый Тигр старается не лить много крови. Его будущая столица должна быть чиста от нее. Горожане ему помогают при овладении городом. Крестьяне к нему доброжелательны. Он обещает отменить тяжелые минские налоги. Устанавливает каменную стелу с приказом о порядке поведения его бойцов. Смысл сего документа, дошедшего до нас, таков: грабежей и насилий не будет! Живите, трудитесь и торгуйте спокойно! Приказ свидетельствует о том, что по уровню организованности и сознательности армии Желтый Тигр ни в чем не уступал Чуанскому князю Ли Цзычэну.

Вскоре почти вся Сычуань оказывается в руках Чжан Сяньчжуна. Почти, но не вся. На юге окопались минские войска. В горах — на северо-востоке и востоке — отряды «местных тиранов» Яо и Хуана. Здесь же действуют отряды повстанцев, подчиняющихся Ли Цзычэну. Пограничные горные районы на западе и юге населены неханьскими народностями. Вожди аборигенов не признают власть пришельцев с востока. Таким образом, Желтый Тигр владеет центральной, равнинной, т.е. самой важной частью Сычуани. Ее именуют Красным бассейном. Здесь он и создаст свое царство! Патриархальное, народное, крестьянское государство. С крестьянским царем во главе.

Роскошную резиденцию покончившего с собой местного удельного князя Чжан Сяньчжун превращает в свой дворец. Здесь 14 декабря года Обезьяны происходит пышная церемония— восхождение нового монарха на престол. На трон Великого Западного государства. Так отныне называется царство Желтого Тигра! Но он не решается провозгласить себя императором (хуанди) и Сыном Неба (тяньцзы). Он остается князем, становится ваном (царем) Великого Западного государства. Итак, на царский престол восходит простолюдин. Человек из низов. Бывший бродяга и дезертир. Разбойник и атаман. Повстанческий вождь и самозваный князь. Отважный воин и народный мститель. Вокруг него боевые соратники. Полководцы, командиры и телохранители. Рядом с ними те, кто рискнул примкнуть к новой власти, — прежние минские чиновники и «ученые мужи». Те, кто надеется сделать из грозного «разбойника» смирного конфуцианского правителя, который будет плясать под их дудку. Девизом своего правления он избирает Великое Благоприятствование (Да Шунь). Тот же девиз, что и у Ли Цзычэна. Чэнду отныне именуется Сицзин (Западная столица). В тот день 14 декабря обо всем этом торжественно объявляют перед войсками и населением столицы нового царства. Свершилось! Отныне он государь! Правитель и монарх!

Но ему нужны надежная поддержка, верные соратники. В одном из храмов Западной столицы на глазах у командиров своего войска новый государь проводит торжественный и таинственный обряд. Ритуал усыновления четырех наиболее видных и преданных ему военачальников. Четверо становятся приемными сыновьями монарха, получают его царственную фамилию Чжан. Это Сунь Кэван, Ай Нэнци, Лю Вэньсю и Ли Динго. Им он присваивает титул знатности цзянцзюнь — полководец. «Сыновья» должны быть мощным противовесом гражданским сановникам. Последних он набирает из бывшей минской администрации и «ученых мужей» Сычуани. Из этой среды назначает двух канцлеров и начальников шести традиционных ведомств. Кроме того, создает пять «военных управлений». Однако реальной власти эти сановники и бюрократы не имеют. Он им просто не доверяет. Вся власть сосредоточивается в руках пяти человек — самого монарха и его приемных сыновей. По сути, это узкий военный совет повстанческих лидеров. Штатская бюрократия всего лишь декорация. Вся власть в руках царя Великого Западного государства. Фактически все дела он решает единолично. А усыновленные им четверо «полководцев» выполняют волю «отца». Да, он диктатор! Но пытается стать традиционным праведным государем.

Лихой разбойный атаман пробует стать мирным праведником. Повстанческий полководец пытается быть справедливым, беспристрастным и мудрым государем. Народный мститель старается примириться со своими социальными врагами. Волк намерен стать овцой. Дикий тигр должен превратиться в домашнего буйвола. А как быть с клокотавшей в нем бешеной ненавистью к притеснителям, насильникам и грабителям народа! Притупив ее, он пытается играть роль обычного конфуцианского правителя. Даже обзаводится политическим советником из числа «ученых мужей». Пытается сотрудничать, во всяком случае ладить с минскими чиновниками, «учеными мужами» и помещиками, т.е. с теми, против кого всю жизнь воевал. Пытается, но плохо получается! Ибо даже на троне он — все еще повстанческий вождь. Сохраняет прежние взгляды и обычаи боевой молодости. Резко отрицательно относится к бывшей минской верхушке. Советов «новых» чиновников не слушает. Им не доверяет. Близко к себе не подпускает. Вместо праведного конфуцианского монарха, послушного сановникам и «ученым мужам», на троне откровенно крестьянский царь. И проводит антифеодальную, т.е. прокрестьянскую политику. Конфискует земли крупных помещиков и распределяет их между крестьянами. Жестоко расправляется с теми чиновниками и «учеными мужами», кто не хочет покориться повстанческому вождю. Местная верхушка Сычуани в ярости. Для нее он не государь, а классовый враг! Как был разбойником, так разбойником и остался!

Казалось бы, что в своем противостоянии с местной верхушкой Желтый Тигр должен искать поддержку у Ли Цзычэна. Сам бог велел им быть союзниками! Но нет! Его вражда к сопернику неистребима. Он и не думает посылать к нему послов для переговоров. На севере Сычуани продолжаются мелкие стычки его отрядов с атаманами бывшего Чуанского князя. А тот в год Обезьяны (1644) терпит поражение за поражением, теряет Пекин и отступает на запад. Чжан Сяньчжун видит, что дела Ли Цзычэна становятся все хуже и хуже. Однако монарх Великого Западного государства пальцем не шевелит, чтобы помочь своему брату-атаману, встать с ним плечом к плечу против общих врагов. Вражда и обида выше разума и общих интересов! Пусть себе погибает этот слишком шустрый Чуанский князь! Попав в тяжелое положение, преследуемый армией завоевателей-маньчжуров и их пособников, Ли Цзычэн пытается начать переговоры с Чжан Сяньчжуном. Посылает к нему своих послов. По сути, это плохо замаскированная просьба о помощи. А также напоминание — сегодня уничтожат меня, а завтра — тебя! Но новоиспеченный монарх прогоняет послов.

Злоба, мстительность и злорадство затмевают разум нового монарха. Он не понимает, что колокол на «похоронах» его соперника звонит и по нему — Желтому Тигру! Кого боги хотят погубить, того лишают разума! Теперь союзников у него нет. Есть только враги. И он одинок перед ними. Как тигр, вышедший на охоту. Однако похоже, что уже не он ищет добычу, а за ним охотятся. Правда, пока для него ставят капкан. К персоне нового периферийного властителя проявляют повышенный интерес завоеватели-маньчжуры. Заняв

Пекин в год Обезьяны, они сажают на трон Китая своего малолетнего богдохана — Фулиня. Дабы не лить драгоценную кровь маньчжуров при завоевании Сычуани, новая династия Цин предпринимает несколько попыток привлечь Чжан Сяньчжуна на свою сторону. Ему предлагают на почетных условиях перейти в подданство Цинской империи. Желтый Тигр отвечает отказом. Он не намерен служить «северным варварам». Тем временем к югу от Янцзы сосредоточиваются вооруженные силы сторонников династии Мин. На территории Великого Западного государства то здесь, то там поднимают голову и сплачиваются остатки минских войск. Укрепляются отряды помещичьей самообороны. Против него выступают «местные деспоты» Яо и Хуан. Желтый Тигр теряет одну позицию за другой, и к весне года Курицы (1645) его столица оказывается в кольце врагов. Под властью Великого Западного государства остается лишь западная часть центральной равнины. Сюда не только с юга, но и с севера напирают минские войска. А за их спиной к северным границам Сычуани приближается маньчжурская конница князя Хаогэ и китайская пехота предателя У Саньгуя. Идут завоевывать Сычуань. Идут расправиться с ним.

В начале года Собаки (1646) Желтому Тигру приходится оставить свою столицу и отойти на север. Ситуация критическая. Он созывает своих командиров на большой совет и представляет план похода на север — в Шэньси, на свою родину. В сентябре он выступает в поход на север против маньчжуров. Перед этим на случай смерти объявляет свое завещание: «Перейти на сторону династии Мин!» Тем не менее громит минские войска на севере и вдруг поворачивает на восток. Там на северном берегу великой Янцзы находятся бывшие войска его соперника, ныне покойного Ли Цзычэна. Теперь они на стороне династии Мин, и ими командует Ли Го. Желтый Тигр движется в их сторону, но вдруг поворачивает обратно! Тем временем через горные перевалы и тропы грозная армия Хаогэ и У Саньгуя в декабре года Собаки спускается на равнину Сычуани. С ухудшением обстановки все беспощаднее становится Желтый Тигр. Чувствуется приближение конца. Уже нет былого единства в руководстве. Четверо его приемных сыновей-полководцев собираются убить «отца». Один из его ведущих военачальников Ли Цзиньчжун замышляет измену. У Чжан Сяньчжуна остается спасительный вариант — пробиться на восток, соединиться с войсками Ли Го и по его примеру встать под знамена Мин. Так он может сохранить свою армию и свою жизнь. Но происходит что-то непонятное — он идет в направлении приближающейся маньчжурской армии. Зачем? Чтобы разбить ее? Но тут на сторону завоевателей перебегает Ли Цзиньчжун. Изменник выдает князю Хаогэ все планы и замыслы своего бывшего повелителя. Более того, он наводит легкую маньчжурскую конницу на лагерь Желтого Тигра, расположенный среди красноватых холмов Фэнхуан близ Сичуна. Здесь 12 января 1647 г. разворачивается грандиозная битва. Его почти полумиллионная армия бьется с полчищами Хаогэ и У Саньгуя.

В то холодное январское утро его разбудил начальник царских телохранителей: «Вставайте, государь! „Северные варвары" напали врасплох! Их конница в нашем лагере! Вставайте, государь!» Вскочив, он понял — это дело рук предателя Ли. Это он навел врага! Схватив меч и плеть, кинулся вон из палатки. Там его уже ждали телохранители. Одним рывком оказался в седле и, нахлестывая коня, вылетел на ближайший холм. Увиденное заставило его окаменеть. Боевых порядков не было. Вместо них — толпы. Управление армией утеряно! Он срочно послал гонцов к своим сыновьям-полководцам. Приказ один — покончить с неразберихой, хоть как-то построить бойцов! Хотя по опыту знал — все это впустую. До полудня упорно и яростно пытался навести порядок в этой хаотичной массе сражающихся. Видел, как велики потери. Но заметил и другое — боевой дух кавалерии князя Хаогэ постепенно выдыхался. Значит, его почти полумиллионное войско в состоянии отбиваться от конницы «северных варваров» до темноты. Если только не подойдет пехота врага. Хаогэ опытен. С одной конницей в бой не пойдет. Жди подхода китайской пехоты! А чтобы ослабить ее первоначальный удар, нужна короткая и яростная кавалерийская контратака. Желтому Тигру удалось собрать и построить почти шесть тысяч надежных конников. После полудня появились отряды У Саньгуя и с марша бросились в сечу. Вот тогда-то во главе своих всадников Желтый Тигр ринулся в контратаку. Он любил кровавую рубку и в ярости не заметил главного. Что с несколькими телохранителями слишком глубоко врубился во вражеские ряды. Оторвался от своих. Опомнился, когда его стали осыпать стрелами. С близкого расстояния, прицельно, почти в упор. Стрелы застучали в его панцирь. Одна из них глубоко вонзилась ему в левый бок — подмышку. И рука, сжимавшая поводья, сразу ослабела. Ему показалось, что все вокруг покачнулось. Кренясь, он стал сползать с седла и упал под копыта коня. Его любимый гнедой бесился от застрявшей в его шее стрелы. Желтый Тигр попытался подняться с земли, но на него набросились и скрутили руки назад. Быстро слабея и теряя сознание, видел все. Как его соратники пытаются пробиться к нему. Как в этой толчее бьется и встает на дыбы его конь. Как враги спешат мечами отрубить ему голову. Ведь за нее обещана груда серебра! Рубить голову надо тяжелым палаческим мечом, а у них только боевые, легкие. С первого удара не получилось. А последующих он уже не почувствовал. Какая-то неведомая сила бросила его в черную бездонную пропасть. Последнее, что запечатлелось, — призывное ржание любимого коня. Верный спутник атамана и царя пережил своего хозяина — и теперь прощался с ним навсегда. Великий поэт Ду Фу (712-770) писал:

Конь примчался

С северо-востока,

Стрелами

Седло его пробито.

Жаль того,

Кто пал в бою жестоком, —

Что теперь

Узнаешь об убитом?

(Перевод А.Гитовича)

Когда зимнее холодное солнце стало медленно садиться за красноватые холмы Фэнхуан, его отрубленную голову водрузили на пику. И поставили у входа в палатку князя Хаогэ. Застывшими навек глазами Желтый Тигр смотрел на почти неразличимое в наступавшей ночи поле битвы. Его последней битвы. Там, на поле навсегда пресекся его путь. Путь воина и полководца. Посмертный лик царя и атамана был ужасен. Не мигая, смотрел он застывшими глазами в темноту. Там полегло и взято в плен более 200 тысяч его воинов. Там его приемные сыновья-полководцы спешно уводили на юг оставшихся в строю воинов. У них впереди еще многие годы походов, сражений, бивуаков, осад и отступлений. А он, Желтый Тигр, уже никогда не сядет в седло, не выхватит меч из ножен. И лишь его страшный лик — посмертная маска ужаса напоминала о том, как он был грозен при жизни.


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования