header left
header left mirrored

Христос или Конфуций? Католические миссионеры в Китае

Бокщанин А.А., Непомнин О.Е. Лики Срединного царства ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Под гнетом чужеземцев. Эпоха Цин - Христос или Конфуций? Католические миссионеры в Китае

В то утро, как обычно, несмотря на свои 66 лет, император Сюанье вошел в свой рабочий кабинет и сел за стол. Так было всегда, когда богдохан не присутствовал на торжественных церемониях во дворце или в храмах, на приемах иностранных послов, когда он не охотился в Жэхэ или не путешествовал по провинциям Китая. Начиная с 1679 г., когда Сюанье прочно взял в свои руки управление Цинской империей, он обходился без помощи «первого министра» и сам регулярно читал важнейшие документы. Их подавали ему главы Императорской канцелярии (Нэйгэ) и Шести ведомств (Любу).

Как интеллектуал-конфуцианец, он любил все, связанное с чтением и письмом. На его столе всегда лежала прекрасная светло-желтая «императорская» бумага, в изящной фарфоровой вазе с изображением плящущих драконов хранились великолепные кисти для письма с инкрустированными серебром ручками, рядом две золотые тушечницы — одна с черной, а другая с красной тушью, и нефритовая подставка для намокшей кисти. Все это радовало глаз богдохана. Еще поэт Су Цзымэй в XI в. говорил: «Светлое окно, чистый стол, прекрасная кисть, тушь, бумага и тушечница доставляют эстетическое наслаждение».

Но сегодня старый богдохан среди прочих документов увидел на столе перевод папской буллы на китайский язык. Эту буллу папы римского Климента XI на латыни два дня назад вручил Сюанье Карло Амброзио Меццабарба. Император углубился в чтение. В своем послании Климент XI требовал от него — Сына Неба ни больше ни меньше как запретить своим подданным, принявшим христианство, продолжать поклонение Конфуцию и духам предков. Римский престол давал указания ему — обладателю Мандата Неба! Это было неслыханное и дерзкое вмешательство в дела Небесной Династии. «Заморские варвары» хотят определять внутреннюю политику Цинской империи! Ярость охватила старого богдохана. Схватив кисть, он поверх черного иероглифического текста перевода размашисто красной тушью начертал свой вердикт — полное запрещение любой проповеди учения Христа и миссионерской деятельности, строгое запрещение папе римскому вмешиваться в китайские дела. Вскочив, он вышел из уютного кабинета в соседний дворцовый покой. При виде разъяренного Будды Настоящего Времени, Августейшего Владыки, Десятитысячелетнего Повелителя, дворцовые евнухи, пятясь в страхе, поспешно удалились. Император в бешенстве мерил пустую залу неслышными шагами — толстые белые войлочные подошвы его сафьяновых сапог ступали бесшумно. Гнев душил Сюанье. Эти заморские патеры, епископы, легаты, кардиналы и их папы совсем обнаглели! Они посмели диктовать свою волю ему — Владыке Поднебесной Империи! Скоро они захотят давать ему указания как своему рядовому чиновнику! Сделанные им уступки порождают все новые притязания.

В ярости Сюанье рванул ворот своего длинного темно-синего шелкового одеяния с рубиновыми застежками. Горечь наполнила его сердце. Эти «заморские варвары» забыли, что именно он — Сюанье положил конец преследованиям европейских миссионеров во времена регентства князя Обоя (1661-1669). Тогда, в 1664 г. по навету сановника Ян Гуансяня начались гонения на христиан и их духовных наставников. По обвинению в заговоре против Сына Неба знаменитый ученый-иезуит глубокий старец немец Адам Шаль и трое его собратьев по «Обществу Иисуса» были закованы в цепи, брошены в тюрьму и подвергнуты долгим унизительным допросам, длившимся девять месяцев. В костер были брошены евангелия, библии, молитвенники, кресты и четки. В 1665 г. А.Шаля присудили сначала к удавлению, а затем постановили разрубить на мелкие куски. Только ужас, охвативший толпу при виде лунного затмения, остановил князя. После пыток 77-летний старец иезуит скончался, а 25 миссионеров были сосланы в Гуанчжоу. Это он — Сюанье, тогда еще совсем молодой монарх, протянул им руку помощи, снял позорное обвинение с христиан, прекратил гонения, вернул из ссылки миссионеров, поручил им руководить Астрономическим приказом — Императорской обсерваторией, сам учился у них точным наукам. Разве не он — Сюанье издал знаменитый указ от 19 марта 1692 г., разрешавший его подданным переходить в христианскую веру? Разве не он — Сюанье оказал любезность Людовику XIV, позволив в 1688 г. французам-лазаритам, а затем итальянцам и португальцам построить свои храмы в Пекине? Но как только миссионеры пришли в себя и упрочили свое положение в столице, начались их участие в придворных интригах и взаимная грызня. Слабые в светских науках доминиканцы и францисканцы позавидовали высокой образованности иезуитов, их успехам в деле привлечения неофитов, их положению при дворе и близости к богдохану. Началась длительная и злобная свара. Враги иезуитов обвиняли их в слишком вольном обращении с церковными обрядами и в больших уступках в пользу традиционных китайских верований. Гибкие и более терпимые к иноверию последователи Игнатия Лойолы смотрели сквозь пальцы на почитание крещеными китайцами Конфуция и духов своих предков, на сохранение языческих имен, на их ранние (с шести-семи лет) браки и традиционные свадебные обычаи.

Осуждая все это, доминиканцы и францисканцы подняли крик на всю Европу о намеренном искажении «Обществом Иисуса» чистоты католического вероисповедания, о смешении учения Христа и китайского «язычества». Враги иезуитов нашли себе союзников в лице маньчжурских и китайских сановников, обеспокоенных растущим влиянием последователей Лойолы при дворе богдохана. В чисто церковный спор втянули и самого Сюанье. Ревнители чистоты христианского учения осудили употребление отцами-иезуитами китайского слова «Тянь» (Небо) для обозначения понятия о Боге. Тогда иезуиты обратились за помощью к Сыну Неба, а тот заявил, что «Тянь» означает истинного Бога. Сторонники адаптации к китайской специфике обозначали отсутствующее в китайском языке европейское понятие «Бог» словосочетанием «Небесный Владыка» (Тянь-чжу). В этом религиозном споре богдохан стал на сторону иезуитов, а их противникам советовал примириться с сохранением традиционных черт в китайском христианстве. Борьба между религиозными орденами перекинулась к подножию папского престола. И та и другая сторона стремилась получить одобрение Ватикана.

«Спор о китайских обрядах» не был пустопорожней затеей. Перед престолом святого Петра стояла дилемма — либо пойти на частичный синтез христианства с конфуцианством и тем самым получить обнадеживающие перспективы для укоренения католицизма в Китае, либо сохранить чистоту учения Христа в его трактовке Ватиканом и тем самым обречь его проповедь в Цинской империи на неудачу. Посольство от папы римского следовало за посольством, булла за буллой. То приходило приказание римского первосвященника китайским неофитам строго следовать чисто христианским обрядам и отречься от «местных» суеверий и обычаев, то Ватикан допускал вольное обращение с канонами и обрядами и не преследовал элементы китайского «язычества». Если папа Иннокентий Х в 1645 г. осудил такой синтез двух религий и культур, то папа Александр VII в 1656г. одобрил это смешение. А в 1704г. папа Климент IX решительно выступил против, послав в Пекин своего легата. Им был архиепископ, а затем кардинал француз Шарль Тома Мальяр де Турнон. Однако союз богдохана с иезуитами привел миссию Турнона к провалу. В результате происков иезуитов легат попал в тюрьму в Макао и после четырех лет заключения скончался от тяжелого тюремного режима. Тогда Ватикан в 1715г. повторил свой запрет на адаптацию христианства к китайским условиям.

И вот в 1720 г. легат Меццабарба привез новую папскую буллу, которая вызвала яростный гнев Сюанье. У последнего выработалось двойственное отношение к католическим миссионерам. К ученым и техническим специалистам, а таковыми в основном были отцы-иезуиты, Сюанье питал уважение и всячески поощрял их, ибо считал принесенные ими знания и навыки крайне полезными для укрепления Цинской империи. Все симпатии любознательного богдохана оказались на стороне высокообразованных последователей Лойолы. Ценя их ученость и сознавая приносимую ими пользу, Сюанье указом от 19 марта 1692 г. снял все обвинения с учения Христа как якобы зловредной ереси, прельщающей китайцев и готовящей смуту в Поднебесной. Христианам и миссионерам разрешалось проповедовать и строить церкви наравне с буддистами и даосами.

Правление Сюанье стало временем расцвета католического миссионерства и знакомства Китая с азами европейской науки. В среде отцов-иезуитов оказались профессиональные географы, филологи, естествоиспытатели, физики, астрономы, математики, медики, художники, военные инженеры и советники. А.Шаль и голландец Ф.Вербист научили китайцев европейским методам литья пушек, француз Ж.Жербийон и португалец Т.Перейра выступали переводчиками при заключении русско-китайского Нерчинского договора 1689 г. Сюанье поставил Вербиста во главе Астрономического приказа, учился у него математике и сделал его своим спутником в поездках по Монголии в 1682-1683 гг. Жербийон обучал цинские войска европейской тактике и вместе с Вербистом служил дипломатическим советником при сношении Пекина с Западной Европой и Россией. Католические миссионеры, в основном иезуиты, в течение XVII и XVIII вв. перевели на китайский язык и издали в пекинской придворной типографии 67 книг. Среди них курс астрономии, учебники арифметики, геометрии, алгебры, тригонометрии и таблицы логарифмов. Патеры научили китайцев европейской нотной записи и изготовлению часов. Сюанье поощрял эту деятельность и сам учился у иезуитов естественным наукам. По воле императора они в 1705 г. составили точный план Пекина и окрестностей, а в 1708-1715 гг. — полную географическую карту Цинской империи. Простых же проповедников католичества, т.е. церковных начетчиков и религиозных догматиков, лишенных научных знаний и мирских специальностей, Сюанье терпел, но не больше. И именно они, в основном доминиканцы и францисканцы, стали сторонниками вмешательства Ватикана во внутренние дела Китая. Тем не менее, принимая Меццабарбу в первый раз и еще не зная о содержании папской буллы, богдохан стремился уладить церковный конфликт, примирить католиков между собой, соглашался на назначение Ватиканом кого-либо из иезуитов главой всех миссионеров в Китае и подчеркивал, что папе римскому трудно судить о сущности китайских обрядов.

Эти воспоминания Сюанье усилили горечь из-за явной неблагодарности «варваров». И вот теперь, после перевода буллы Климента XI, оказалось, что наместник престола святого Петра — главный проповедник «варварской религии» стремится ограничить власть Сына Неба над Поднебесной. Ему, императору-конфуцианцу, свято чтущему память о своих предках, предписывают в его же собственной стране ограничить поклонение Конфуцию и культ предков! Это переходит все рамки дозволенного. Или они забыли жалкую участь легата Турнона?! Они наглеют! Сын Неба поставит их на место!

Сюанье вернулся в свой кабинет и написал ряд распоряжений. Согласно им, высокопоставленный сановник пекинского двора вызвал к себе легата и с большим удовольствием и умением словесно унизил посланца папы. С высокомерным презрением он предложил Меццабарбе срочно убраться из Срединной империи и захватить с собою всех миссионеров, за исключением опекаемых Небесной династией ученых-иезуитов.

Когда первая волна августейшего праведного гнева схлынула, Сюанье все же дал высылаемому из Китая легату прощальную аудиенцию. Богдохан высмеял тех, кто заварил эту церковную свару, и потребовал от Меццабарбы, чтобы в следующий раз ему присылали не очередную буллу, а ученых-монахов, особенно математиков и медиков, а также лучшие в Европе научные сочинения и географические карты. Подтекст был ясен — Китаю нужны не проповедники веры Христовой, а квалифицированные специалисты в области естественных наук. Старому же богдохану лично нужен хороший врач. Напуганные не меньше легата, иезуиты советовали последнему больше не гневить императора и позабыть о папской булле. Покидая Китай, Меццабарба издал от себя примирительный компромиссный декрет об обрядах и увез с собой бренные останки своего предшественника — Турнона.

Хотя гнев императора прошел и все миссионеры остались на своих местах, тем не менее они находились в подвешенном состоянии и в тревоге. Тучи сгущались, и вскоре грянул гром. 20 декабря 1722 г. после сильной простуды и гриппа на 68-м году жизни скончался их покровитель — Сюанье. Накануне его кончины и в первые дни воцарения его наследника Иньчжэня находившиеся при дворе иезуиты оказались замешанными в придворных интригах и борьбе различных претендентов за «драконовый трон». Победив своих соперников внутри императорского клана Айсинь Гиоро и их сторонников при дворе, новый император весь свой гнев обрушил на католических патеров и их прозелитов. Воспользовавшись этим, противники христианства из числа сановников и наместников направили к подножию трона несколько докладов с просьбами пресечь опасное для династии Цин распространение «варварского учения». В учении Христа китайские воинствующие традиционалисты видели разновидность идолопоклонства, еретическое и мятежное учение, не признающее священную природу власти Сына Неба и несущее угрозу китайской цивилизации. Миссионеров обвиняли в том, что они лукаво обвели вокруг пальца доверчивого Сюанье, понастроили церквей и именно они, как духовные пастыри, а не император становятся повелителями китайцев-христиан. В случае смуты именно миссионеры и их прозелиты возглавят массу мятежников, тем более что «варварское учение» распространяется с пугающей быстротой. Некоторые наместники провинций сами стали изгонять миссионеров и запрещать их проповедь, зная, что Иньчжэнь был убежденным противником христианства. В итоге угрозы Сюанье, высказанные им в припадке гнева и отчасти им забытые, теперь стали отливаться в реальные репрессии. Последовали аресты нескольких патеров и их допросы с пристрастием. Некоторые едва избегли смертного приговора и казни. Указом 1724 г. Иньчжэнь изгнал из всех провинций Китая обосновавшихся там католических миссионеров. На прощальной аудиенции новый богдохан заявил изгоняемым: «Вы, люди Запада, хотели уничтожить законы и возмутить наши народы. Я должен воспрепятствовать такому покушению. Что сказали бы у вас, если бы Я послал к вам наших бонз и лам и они стали бы нарушать у вас общественный порядок? Вы изгнали бы их! Вам желательно, чтобы мои подданные стали христианами, приняв вашу веру. Хорошо! Но зачем же вы отвлекаете их от повиновения •Моей Власти? При начавшемся возмущении ослепленные будут слушаться вас, а не Меня. Я знаю теперь, вы не опасны для нас, но если собратья ваши подкрепят вас тысячами кораблей, тогда дело будет плохо». Сначала миссионеров выслали в Гуанчжоу, а затем в 1732 г. перевели в Макао. Их храмы были закрыты и разрушены, а католическое богослужение в провинциях строго воспрещено. Сопротивляясь императорскому указу, миссионеры задействовали свои связи при дворе, дабы обойти запрет. Тогда Иньчжэнь одних патеров заключил в тюрьму, других казнил, а третьих присудил к наказанию кангой — тяжелой деревянной шейной колодкой. В ходе репрессий было разрушено 300 христианских храмов и более 300 тыс. прозелитов отпали от «варварской религии». Только в Пекине осталось два десятка ученых-иезуитов, приписанных к научным учреждениям. Да и те пребывали в страхе. С воцарением в 1735 г. нового императора Хунли (правил до 1795 г.) гонения на миссионеров и христиан неоднократно повторялись. Большим ударом для проповеди учения Христа в Китае явилась булла папы Бенедикта XIV 1742 г., запрещавшая всякие уступки китайским обычаям. Начавшаяся в Европе борьба против ордена иезуитов коснулась и патеров в Китае. В 1762 г. прошли аресты иезуитов в Макао, а их имущество конфисковали в пользу португальской короны. После роспуска в 1773 г. «Общества Иисуса» лазариты в 1783 г. заняли их место в Пекине, но последующие репрессии при императоре Юнъяне (годы правления — 1795-1820) свели эту «смену караула» на нет.

Изгнание католических миссионеров из Китая явилось частью постепенно осуществлявшейся политики изоляции этой страны от буржуазного Запада. Борьба династии Цин с христианством стала одним из слагаемых «закрытия» Срединной империи от «заморских варваров», приведшего к дальнейшему научному, техническому и экономическому отставанию Цинской империи от передовой Европы.


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования