header left
header left mirrored

1. Возникновение войны в Корее

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru Издание: История войны на Тихом океане (в пяти томах). — М.: Издательство Иностранной литературы, 1957, 1958.

Усиление движения за независимость. Раскол Кореи на Северную и Южную

Войной в Корее (1950 год) и Сан-Францисским мирным договором империалисты хотели закрепить результаты войны на Тихом океане в форме, наиболее невыгодной для японского народа и других народов Азии. В то же время эти события привели к усилению борьбы народов за свою независимость.

В Корее, находившейся в течение нескольких десятилетий под игом японского империализма, с 15 августа 1945 года началось мощное движение за независимость страны. 17 августа в Сеуле был организован Подготовительный комитет по созданию нового государства. В течение месяца народными массами были созданы отделения комитета по всей Корее. Эти народные комитеты ликвидировали во многих районах японские органы управления и фактически стали для корейского народа единственными законными органами власти. После 15 августа по требованию корейского народа из тюрем были выпущены политзаключенные. Многие из них сразу включились в движение за независимость и приняли активное участие в деятельности народных комитетов, направленной на строительство нового государства.

20 августа Советская Армия вступила в Северную Корею, а 11 сентября американские вооруженные силы высадились в Инчоне и заняли территорию Южной Кореи до 38-й параллели. Еще во время второй мировой войны Каирской декларацией была обещана независимость Корее, и пребывание советских и американских войск [256] к северу и югу от 38-й параллели рассматривалось как временное. Однако позиции советской и американской сторон в вопросе о независимости корейского народа были прямо противоположными, что оказало серьезное влияние на дальнейший ход событий. Находившаяся в Северной Корее Советская Армия признала народные комитеты законными органами государственной власти корейского народа и оказывала им поддержку. Американская же армия поставила население Южной Кореи в полное подчинение своей военной администрации. Об этом можно судить хотя бы по заявлению командующего американскими вооруженными силами в Корее генерала Ходжа, в котором он особо подчеркнул, что «надлежит безоговорочно подчиняться всем приказам, издаваемым за моей подписью». Американская армия не признала народные комитеты, а осенью 1945 года поставила их вне закона. Вместо этого оккупационные власти создали так называемый «Национальный комитет содействия достижению независимости Великой Кореи», во главе которого встал Ли Сын Ман, длительное время находившийся в эмиграции в Америке. Последующий ход событий не оправдал надежд корейского народа. Подобно послевоенной Германии Корее не удалось добиться независимости и объединения. В июне 1948 года Америка создала в Южной Корее «Великую Корейскую республику», навязав ей в качестве президента Ли Сын Мана. Большинство корейского народа как Южной, так и Северной Кореи решительно выступило против режима Ли Сын Мана. В январе 1948 года 2 миллиона жителей Южной Кореи во главе с рабочими развернули решительную борьбу против правительства Ли Сын Мана в связи с прибытием в Корею временной комиссии ООН для проведения навязанных сепаратных выборов в Южной Корее и контроля над ними. Эта борьба фактически парализовала всю жизнь в Южной Корее, находившейся под пятой американской военной администрации. В апреле 1948 года по предложению народно-демократического фронта Северной Кореи в Пхеньяне состоялось совещание представителей политических партий и общественных организаций Южной и Северной Кореи, [257] которое заявило протест против проведения в Южной Корее сепаратных выборов. В этом совещании приняли участие представители всех партий и группировок, за исключением крайне правой группы Ли Сын Мана — Ким Сон Су. Вопреки препятствиям, чинимым американской армией и группой Ли Сын Мана, в нем приняли участие даже такие представителя крайне правых, как Ким Гу и Ким Кю Сик, которые до того были верными соратниками Ли Сын Мана. Народ понимал, что утверждение в Южной Корее сепаратистского режима, который совершенно не выражал волю и интересы корейского народа, означало увековечение раскола Кореи, оттягивание на неопределенный срок создания единого независимого государства. Именно этим объяснялся всенародный протест против режима Ли Сын Мана.

24 августа 1948 года, сразу же после получения Южной Кореей «независимости», ее правительство заключило с Америкой военное соглашение, которое должно было «оставаться в силе вплоть до вывода американской армии». 11 сентября 1948 года между южнокорейским и американским правительствами были подписаны имущественное и финансовое соглашения, а 10 декабря того же года — соглашение об экономической помощи. Это означало, что правительство Южной Кореи «добровольно» согласилось на официальное включение Южной Кореи в систему американских военных баз и колоний. Но для успешного осуществления политики подчинения Соединенным Штатам правительство Южной Кореи должно было провести ряд фашистских репрессивных мероприятий внутри страны. В этих целях 19 ноября 1948 года был опубликован закон «Об обеспечении государственной безопасности», а в январе 1949 года — закон «О печати». На основании закона «Об обеспечении государственной безопасности» в течение 1949 года в Южной Корее были арестованы 118621 человек. Подвергался аресту каждый, кто выражал малейшее недовольство политикой правительства. В Южной Корее открыто свирепствовал белый террор. В июне 1949 года жертвой правительственного террора пал даже такой известный правый деятель, как Ким Гу, который осмелился выступить [258] с критикой политики Ли Сын Мана. Правительство Южной Кореи занимало открыто враждебную позицию по отношению к сформированному в сентябре 1948 года правительству Корейской Народно-Демократической Республики. Все это привело к превращению 38-й параллели в фактическую государственную границу.

Доведенный до крайности курс на раскол породил в то же время свою противоположность. Он привел к появлению все более усиливающегося стремления к объединению страны. На основании происходивших в августе 1948 года выборов в Верховное народное собрание Кореи 9 сентября было сформировано правительство Корейской Народно-Демократической Республики. В отличие от южнокорейского правительства, которое было создано в соответствии с американо-лисынмановским курсом на прямой раскол Кореи, это правительство было сформировано в интересах мирного объединения Кореи, в интересах разрешения корейского вопроса самим корейским народом. Об этом свидетельствуют такие факты, как борьба населения Северной Кореи и большинства южнокорейцев под руководством Трудовой партии и Народного комитета Северной Кореи против создания сепаратного режима в Южной Корее, за единое правительство, борьба, продолжавшаяся до последнего дня сепаратных выборов в Южной Корее (10 мая 1948 года). Вопрос о сформировании пхеньянского правительства встал на повестку дня лишь после того, как образование режима Ли Сын Мана создало новые условия, которые нельзя было не учитывать.

В связи с образованием южнокорейского правительства правительство США заявило, что оно вынуждено было пойти на установление режима Ли Сын Мана, поскольку стало невозможно путем переговоров обеспечить объединение Кореи из-за препятствий, которые якобы чинил Советский Союз работе Смешанной американо-советской комиссии. Но факты свидетельствуют, что в действительности именно Америка первой создала южнокорейский политический режим в целях раскола Кореи и превращения 38-й параллели в государственную границу, а правительство Корейской Народно-Демократической [259] Республики было создано позже, и его цель состояла в том, чтобы помешать увековечению раскола Кореи и создать условия для обеспечения мирного объединения страны.

Стремление к объединению

В докладе, представленном V сессии Генеральной Ассамблеи, комиссия ООН то Корее подтвердила, что лозунг объединения страны отвечает самым глубоким чаяниям большинства корейцев. Комиссия констатировала, что корейцы, которые являются единой нацией, имеющей общий язык и общую культуру, горячо желают жить в независимой и объединенной стране. Единственная цель народа Кореи — это объединение. После второй мировой войны объединение Кореи стало синонимом ее национального освобождения.

Основные условия, отвечающие этим общенациональным надеждам корейского народа, созревали не благодаря политике лисынмановского режима, а на основании политики, проводившейся правительством Корейской Народно-Демократической Республики по мере расширения строительства народно-демократического строя в Северной Корее. Сразу же после своего сформирования правительство КНДР выдвинуло ряд предложений, направленных на достижение независимости и самостоятельного объединения. Одним из них было требование о выводе иностранных войск из Кореи. На сессии Верховного народного собрания КНДР в сентябре 1948 года было принято решение обратиться к правительствам Соединенных Штатов и Советского Союза с просьбой о выводе войск из Кореи. Советский Союз немедленно пошел навстречу этой просьбе и к концу 1948 года полностью вывел свои войска из Северной Кореи. Американское правительство игнорировало обращение Верховного народного собрания и продолжало держать свои войска в Южной Корее и после вывода советских вооруженных сил. Больше того, правительство Ли Сын Мана на заседании кабинета от 22 ноября 1948 года приняло решение просить Соединенные Штаты оставить их [260] вооруженные силы в Корее. Тем самым оно хотело увековечить американскую оккупацию Южной Кореи. Но в связи с тем, что в самой Корее и за рубежом стали все сильнее раздаваться голоса протеста. Соединенные Штаты были вынуждены вывести свои войска из Южной Кореи, оставив там 500 военных советников.

Следующим шагом на пути к объединению и независимости Кореи было укрепление и развитие народно-демократического строя в Северной Корее на основе быстрого развития народного хозяйства. Благодаря большой помощи, оказываемой Северной Корее Советским Союзом на основании соглашения о корейско-советском экономическом и культурном сотрудничестве от 17 марта 1949 года, народное хозяйство Северной Кореи стало развиваться быстрыми темпами. Так, в 1949 году продукция промышленности государственного сектора увеличилась по сравнению с 1946 годом на 377,1 процента, а в области сельского хозяйства были достигнуты такие успехи, которые уже в 1948 году создали возможность для самообеспечения Северной Кореи продовольствием. А ведь прежде этому району Кореи всегда не хватало собственного продовольствия. С каждым годом все более повышался материальный и культурный уровень жизни населения Северной Кореи. В то же время в Южной Корее, находившейся под властью Ли Сын Мана, наблюдались застой в промышленности, резкое сокращение сельскохозяйственного производства, безудержный рост выпуска бумажных денег, инфляция и колоссальный рост налогов. Все это вело к крайнему обнищанию населения Южной Кореи.

Ход событий убедил большинство корейского народа в том, что причиной всех его несчастий является раскол Кореи, что ликвидировать эту причину можно только путем объединения Кореи, что раскол выгоден лишь небольшой группке сторонников Ли Сын Мана. Большинство корейского народа убедилось, что только лисынмановцы и Америка препятствуют объединению и заинтересованы в разделении Кореи на Северную и Южную и что, следовательно, корейский народ сам может мирным путем добиться объединения страны, если все [261] сторонники объединения сплотятся и поднимутся на борьбу ради этой высокой цели. В июне 1949 года Трудовые партии Северной и Южной Кореи объединились в единую Трудовую партию Кореи, а 25 июня под руководством этой партии открылся учредительный съезд Единого демократического отечественного фронта. Отечественный фронт объединил на широкой основе все слои населения Кореи, выступавшие за объединение страны — в том числе и тех, кто не входил в Единый национально-демократический фронт Северной и Южной Кореи. Декларация Отечественного фронта отмечала, что только Америка и Ли Сын Ман заинтересованы в расколе страны, который наносит колоссальный вред корейскому народу, и призывала к защите конституции КНДР, последовательно выступающей за мирное объединение страны, к борьбе за создание единого правительства на основе этой конституции. В соответствии с декларацией предполагалось провести в сентябре 1949 года совместные выборы. Но этот проект мирного объединения не был осуществлен из-за препятствий, которые чинило правительство Южной Кореи.

Создание Отечественного фронта и его предложение о мирном объединении страны подняло на новую ступень борьбу всего корейского народа за объединение Северной и Южной Кореи. После сформирования правительства Ли Сын Мана в Южной Корее стало безжалостно подавляться всякое движение, выступавшее против раскола, за объединение страны. В результате борьба в Южной Корее вылилась в форму всеобщего вооруженного сопротивления, начало которому было положено восстанием на острове Чечжудо в апреле 1948 года и событиями в Ёсу и Сунчане в октябре того же года. Вооруженные партизанские отряды, пользуясь широкой поддержкой и помощью со стороны населения, с каждым днем укрепляли свои базы в районах гор Тирисан, Тэбэксан и др. Образование Отечественного фронта и его предложение об объединении страны в значительной степени содействовали усилению борьбы южнокорейцев. Об этом можно судить по следующим цифрам, характеризующим рост числа партизан, активно участвовавших [262] в боевых операциях. Так, если в мае 1949 года в Южной Корее насчитывалось 17740 партизан, то в июле того же года их уже было свыше 30 тысяч, в сентябре — 77256, а в октябре — 89924. Причем за период с осени 1949 года по весну 1950 года партизанские отряды перешли от отдельных партизанских налетов к маневренной войне и уже могли успешно атаковать крупные города и отдельные дивизии правительственной армии. Действия партизан способствовали возникновению многочисленных выступлений крестьян.

В такой обстановке 30 мая 1950 года в Южной Корее были проведены вторые сепаратные выборы. Несмотря на грубое вмешательство правительства в выборы, сторонники Ли Сын Мана потерпели поражение, добившись избрания лишь 46 своих кандидатов из 210.

Таким образом, в результате усиления борьбы южнокорейцев в первом полугодии 1950 года правительство Ли Сын Мана оказалось на грани краха. Кризис лисынмановского режима углублялся благодаря обострению разногласий внутри правящего лагеря, а также из-за экономического кризиса, к которому привела Южную Корею проамериканская политика Ли Сын Мана.

Международное положение накануне войны в Корее

Кризис режима Ли Сын Мана, безусловно, означал и кризис американской политики в Корее. Старая пословица гласит: «Пришла беда — отворяй ворота». Именно так и случилось с Америкой. В 1949–1950 годах ее внешняя и внутренняя политика стала повсюду наталкиваться на серьезные трудности. В Европе проводимая США политика подготовки к войне проявилась в подписании в апреле 1949 года пакта о Североатлантическом союзе. Америка ставила своей целью увековечить раскол Германии путем создания на территории Западной Германии правительства Аденауэра (сентябрь 1949 года), возродить германский милитаризм и сформировать на его основе объединенную европейскую армию.

В этих же целях были мобилизованы социал-демократы [263] всех стран, которые в ноябре 1949 года образовали так называемую Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Так началось наступление на Всемирную федерацию профсоюзов, обеспечивавшую единый фронт рабочего класса в международном масштабе.

Но для того, чтобы официально утвердить решение о сформировании Европейской армии, необходимо было дождаться намеченной на май 1950 года Лондонской сессии министров иностранных дел Америки, Англии и Франции, а также сессии Совета Североатлантического союза. В мае 1950 года на сессии Совета НАТО вопрос о Европейской армии был решен в принципе, однако окончательного решения принято не было, поскольку между Америкой и ее западноевропейскими партнерами возникли разногласия по такому конкретному вопросу, как соотношение между расходами на ремилитаризацию и национальным доходом. Кроме того, осуществление плана объединения экономики, составлявшего основу плана «объединенной Европы», натолкнулось на решительное противодействие со стороны Англии и зашло в тупик.

Выше уже было отмечено, что в связи с успехами китайской революции положение в Азии стало еще более невыгодным для Соединенных Штатов Америки. В ноябре 1949 года Лю Шао-ци, обращаясь с приветствием к делегатам открывшегося в Пекине Конгресса профсоюзов стран Азии и Тихого океана, сказал: «Путь китайского народа, победившего империализм и его агентов и создавшего Китайскую Народную Республику, является путем, по которому должны пойти народы многих колониальных и полуколониальных стран ради завоевания национальной независимости и народной демократии». В самом деле, великая победа китайского народа воодушевила на дальнейшую борьбу другие народы Азии, укрепила их уверенность в конечной победе.

Во Вьетнаме к этому времени Народно-освободительная армия перешла от отдельных партизанских стычек к настоящей маневренной войне. Начало этому было положено в конце марта 1950 года, когда народно-освободительные [264] войска развернули ожесточенные бои в районе Дельты.

На Филиппинах в конце марта 1950 года началось крупное наступление Народно-освободительной армии, которая вплотную подошла к столице Филиппин Маниле. Поднялся такой переполох, что филиппинское правительство, которое прежде, учитывая ситуацию внутри страны, нежелательно относилось к посылке на Филиппины американской армии, обратилось к правительству США с просьбой незамедлительно направить в Манилу американские военно-морские силы. Недаром специальный представитель США Джессеп, руководивший состоявшимся в феврале 1950 года в Бангкоке совещанием дипломатических представителей Америки в странах Дальнего Востока, по возвращении в Америку заявил, что положение в странах Юго-Восточной Азии, за немногими исключениями, является «разочаровывающим».

В апреле 1950 года Народно-освободительная армия Китая начала операции по освобождению острова Хайнань. В результате гоминьдановские войска были полностью изгнаны с острова Хайнань и острова Чжоушань. Ожидалось, что летом 1950 года Народно-освободительная армия приступит к освобождению Тайваня. Такое положение создало серьезную угрозу для американской политики на Дальнем Востоке, которая опиралась на стратегические базы в Южной Корее, на Тайване и Филиппинах и ставила целью установление американского господства над странами Юго-Восточной Азии и Китаем.

К тому же разрушительное действие экономического кризиса 1949 года сильно сказалось на американской экономике. Все это заставляло Америку встать на путь войны и милитаризации своей экономики.

Подготовка войны

В январе 1952 года генерал Ван Флит (в то время командующий 8-й американской армией) в беседе с филиппинской делегацией заявил: «Корея была своего рода благословением. Здесь ли или в каком-либо другом районе мира, но Корея должна была быть». Как говорил [265] Клаузевиц, «война есть продолжение политики иными средствами». Это положение вполне применимо и к корейской войне, которая явилась логическим результатом политики американского правительства и Ли Сын Мана. Почему выбор пал на Корею, как на район, где «холодная война» должна была превратиться в «горячую войну»? Помимо изложенных выше обстоятельств, здесь сыграли роль стратегическая важность Кореи и усиление кризиса лисынмановского режима. Немаловажное значение имел, очевидно, и тот факт, что поблизости находилась Япония, где были сосредоточены крупнейшие на Дальнем Востоке вооруженные силы США.

Примерно с середины 1949 года, когда движение за объединение Кореи и отстранение группы Ли Сын Мана, являвшейся главным виновником раскола страны, охватило всю Корею, Ли Сын Ман стал открыто призывать к «карательному походу на Север», к «объединению Кореи путем наступления на Север» и т. п.

25 июля 1949 года по указанию главы американской военной миссии в Южной Корее генерал-майора Роберта крупные подразделения лисынмановской армии под командованием Ким Сэк Бона совершили налет на территорию Северной Кореи. Судя по заявлению бывшего министра внутренних дел южнокорейского правительства Ким Хе Сака, американские власти в Южной Корее рассчитывали в случае успеха этого налета насколько возможно дальше проникнуть на территорию Северной Кореи. Но этот план окончился провалом благодаря мощной контратаке пограничных войск Корейской Народно-Демократической Республики и усилению партизанской борьбы в Южной Корее. В целях подавления партизанского движения и обеспечения безопасности тыла правительство Ли Сын Мана предприняло после ноября 1949 года крупные карательные экспедиции. В результате карательных операций, продолжавшихся вплоть до февраля 1950 года, южнокорейская армия и полиция уничтожили от 40 до 50 тысяч жилищ; многие жители были убиты либо изгнаны из родных мест. Однако карательные экспедиции не смогли нанести существенного [266] вреда партизанам, силы которых возрастали с каждым днем.

Наряду с подготовкой тыла к войне американское правительство и Ли Сын Ман использовали южнокорейскую армию для провоцирования новых инцидентов в районе 38-й параллели. По словам Ким Хе Сэка, он слышал непосредственно от занимавшего в то время пост начальника Генерального штаба южнокорейской армии Чэ Пен Дека, что за период с января 1949 года до начала войны части южнокорейской армии совершили около тысячи провокационных вылазок против Северной Кореи. 30 декабря 1949 года Ли Сын Ман выступил на пресс-конференции с воинственным заявлением, в котором подчеркнул: «В новом году мы должны добиться объединения... До сих пор мы в интересах сотрудничества с другими государствами — членами ООН старались достигнуть объединения путем переговоров. Но, если это будет неизбежно, мы не остановимся и перед кровопролитием и гражданской войной. В случае если в течение нынешнего года нам не удастся договориться об объединении, мы будем вынуждены осуществить его силой».

17 октября 1949 года Ли Сын Ман в беседе с корреспондентами подчеркнул, что обучение южнокорейской армии идет успешно, и хвастливо утверждал, что его армия может в трехдневный срок занять Пхеньян.

Южнокорейская армия, мощью которой так похвалялся Ли Сын Ман, фактически находилась под руководством начальника американской военной миссии в Южной Корее генерал-майора Роберта и целиком обеспечивалась американским снаряжением и боеприпасами. Поэтому хвастливое заявление Ли Сын Мана о том, что его армия может покорить Северную Корею, несомненно, было сделано с учетом намерений Соединенных Штатов Америки. Мало того, 9 мая 1950 года начальник корейского отдела американского управления сельскохозяйственного кредита Джонсон заявил в комиссии бюджетных ассигнований палаты представителей, что стотысячная южнокорейская армия, вооруженная американским оружием и обученная американской военной миссией, [267] готова в любой момент начать военные действия. Наконец, в июне 1950 года советник государственного секретаря США Джои Фостер Даллес, инспектировавший южнокорейские войска в районе 38-й параллели, обращаясь к солдатам и офицерам частей, находившихся на передовой линии, заявил: «Недалек тот день, когда вы сумеете показать свою силу». Все эти факты свидетельствовали о том, что Ли Сын Ман, по существу, выражал цели Соединенных Штатов Америки. Начиная с 1949 года и вплоть до июня 1950 года в Америке, Японии и Южной Корее американское правительство и Ли Сын Ман быстрыми темпами вели подготовку к войне.

Для того чтобы предотвратить надвигавшуюся гражданскую войну, Отечественный фронт выдвинул второй проект мирного объединения Кореи. В этом проекте предлагалось в июне — августе провести объединенные выборы и 15 августа в Сеуле созвать высший законодательный орган, который будет создан в результате этих выборов. 10 июня в Южную Корею были направлены два делегата и один корреспондент для вручения этого проекта правительству Южной Кореи. Но последнее снова отвергло предложение о мирном объединении и арестовало представителей Северной Кореи. Наконец, 19 июня Верховное народное собрание Северной Кореи выступило с третьим проектом мирного объединения страны. Но южнокорейское правительство отвергло и это предложение.

Начало войны

Ночью 25 июня 1950 года южнокорейские войска перешли 38-ю параллель и по всему фронту начали наступление на Северную Корею. Корейская Народно-Демократическая Республика вначале ввела в действие пограничные войска, которые контратаковали противника. Вслед за этим были введены в действие главные силы Народной армии, которые перешли в контрнаступление по всему фронту. Следует отметить, что из 8 дивизий южнокорейской армии 5 дивизий были расположены непосредственно вдоль 38-й параллели, а остальные 3 дивизии [268]дислоцировались в Сеуле и близ 38-й параллели. В районе 38-й параллели была сконцентрирована и большая часть военного снаряжения и боеприпасов. Это означало, что южнокорейская армия заранее подготовилась к наступательным операциям. Но, с другой стороны, такая концентрация привела к тому, что, лишившись в результате жестокого поражения в районе 38-й параллели большинства солдат и большей части военного снаряжения и боеприпасов, южнокорейская армия сразу же потеряла боеспособность.

После разгрома южнокорейской армии началось открытое вооруженное вмешательство Соединенных Штатов в войну в Корее. Само по себе вооруженное столкновение северного и южного политических режимов, которое заслуживает самого глубокого сожаления, с точки зрения международного права носило характер конфликта между противостоящими друг другу режимами одной нации, иными словами, характер гражданской войны. Однако характер этой войны резко изменился, когда Америка открыто вмешалась во внутренний конфликт Кореи, которая даже не являлась членом Организации Объединенных Наций. Для корейского народа война превратилась из борьбы против спровоцировавших гражданскую войну лисынмановцев в борьбу за освобождение Кореи от иностранных агрессоров.

25 июня, в день начала войны, Совет Безопасности без сколько-нибудь серьезного изучения ситуации заявил, что «вторжение северокорейской армии в Южную Корею является нарушением мира», и 27 июня во второй половине дня семью голосами против одного (Югославия){569} при двух воздержавшихся (Египет и Индия) вынес резолюцию об «оказании вооруженной помощи Южной Корее». 7 июля было принято решение об организации штаба главного командования армии Организации Объединенных Наций. Но эта резолюция Совета Безопасности в нарушение Устава ООН была принята в отсутствие представителя Советского Союза и законного [269] представителя Китая. Обращает на себя внимание и то, что 93,47 процента находившихся в Корее войск ООН падало на американскую и корейскую армии, остальными же государствами незначительные отряды были посланы, по словам Макартура, только «для вида». При этом из 59, а впоследствии 60 государств — членов ООН свои войска в Корею послали всего лишь 16 государств. Уже по одному этому можно судить, что эти действия вряд ли можно было назвать «полицейской акцией Организации Объединенных Наций». Добавим к этому, что Америка начала военные действия еще до принятия Советом Безопасности резолюции от 27 июня. Так, президент США Трумэн отдал официальный приказ о посылке американской армии в Корею за несколько часов до принятия резолюции, а американские военно-воздушные силы принимали участие в боях еще с раннего утра 26 июня. Таким образом, флаг Организации Объединенных Наций был использован в качестве «фигового листка», прикрывавшего прямую агрессию американского империализма в Корее.

Благодаря войне в Корее и вооруженному вмешательству Америки режиму Ли Сын Мана, находившемуся на грани развала, удалось временно оправиться.

27 июня Трумэн заявил, что попытка китайской Народно-освободительной армии освободить Тайвань натолкнется на вооруженное вмешательство Америки. Это заявление, а также практические мероприятия, проведенные в соответствии с ним, спасли от неминуемого краха режим Чан Кай-ши на Тайване. Кроме того, Америка резко усилила военную помощь правительствам Индо-Китая и Филиппин для подавления национально-освободительного движения в этих странах.

Возникновение войны в Корее было удобным предлогом для раздувания и милитаризации государственного бюджета американского федерального правительства, для дальнейшей милитаризации всей государственной системы США и в первую очередь для открытой гонки вооружений и милитаризации экономики. Война в Корее явилась тем рычагом, с помощью которого Америка стремилась добиться гонки вооружений и милитаризации [270] экономики стран — участниц Североатлантического союза, создания Европейской армии, ремилитаризации Западной Германии и включения ее вооруженных сил в Европейскую армию. Наконец, война в Корее помогла Америке создать в Японии полицейский резервный корпус и встать на путь открытого возрождения милитаризма. Таким образом, война в Корее способствовала тому, что американская политика войны сделала новый шаг вперед в мировом масштабе. Она помогла Америке временно выйти из надвинувшегося на нее экономического кризиса.

Но в действительности корейская война не спасла Америку. Раздиравшие США противоречия еще более усилились и ударили по ним с удвоенной силой. Вопреки расчетам Америки на «блиц-войну», война в Корее приняла затяжной характер. Был момент, когда войска ООН были отброшены до самой южной оконечности Корейского полуострова. В сентябре интервенты высадились в Инчоне, начали наступление в глубь Северной Кореи и 26 октября достигли корейско-китайской границы в районе Чесана. Но здесь армию ООН, уже праздновавшую победу, ожидал страшный разгром.

Изменение военной ситуации

Как только началась война в Корее, правительство Китайской Народной Республики заявило о своей солидарности с корейским народом, поднявшимся на борьбу с империалистическим агрессором. 30 сентября, когда войска ООН пересекли 38-ю параллель, премьер-министр Чжоу Энь-лай предупредил, что Китайская Народная Республика не будет молча сносить агрессию американского империализма в Корее. 6 октября премьер-министр Индии Неру тоже предупредил, что «переход американской армией 38-й параллели вызовет вмешательство китайской коммунистической армии». Но армия ООН продолжала продвигаться все дальше на север, игнорируя эти предупреждения. 5 октября главнокомандующий вооруженными силами ООН в Корее Макартур направил главнокомандующему вооруженных сил КНДР Ким Ир [271] Сену ноту с предложением о безоговорочной капитуляции. В этот тяжелый для Кореи период в Китае во всенародном масштабе развернулось движение под лозунгами «Сопротивление Америке, помощь Корее!», «Защита государственной границы!». 25 октября на корейский фронт стали прибывать китайские добровольцы. Америка наступала на Китай с трех сторон — из Кореи, Вьетнама и с Тайваня. Но Китай считал, что главная угроза была со стороны Кореи и поэтому смотреть сквозь пальцы на агрессию американского империализма в Корее нельзя. Тем временем корейская Народная армия, которая была вынуждена временно отступить, проводила реорганизацию и перегруппировку в горном районе к северу от реки Чончонган, готовясь к контрнаступлению. Генеральное контрнаступление корейских и китайских войск началось с разгрома так называемого «новогоднего наступления» армии ООН, предпринятого 24 ноября. В этих боях армии ООН был нанесен сокрушительный удар, в результате которого она обратилась в бегство. Войска ООН беспорядочно отступали на юг от 38-й параллели. Среди убитых был и командующий 8-й американской армией генерал Уокер. Военная ситуация круто изменилась. Инициатива перешла в руки корейских и китайских войск. С весны 1951 года армия ООН была вынуждена вести позиционную войну, неся в ней огромные жертвы. Как указывал в то время американский журнал «Юнайтед Стэйтс ньюс энд Уорд рипорт», «ущерб, нанесенный за первый год «локальной войны» в Корее, значительно превышает потери американской армии за такой же период во время войны на Тихом океане»{570}. 12 марта командующий 8-й американской армией Риджуэй заявил, что армия ООН рассматривала бы как замечательную победу прекращение войны на линии 38-й параллели.

Начало переговоров о перемирии

Военное поражение Соединенных Штатов в Корее усилило противоречия внутри господствующих кругов [272] в самой Америке и привело к обострению разногласий между Соединенными Штатами и западноевропейскими странами. С особенно резкой критикой сторонников войны в Америке, представителем которых был Макартур, выступила Англия. Она совместно с Францией всячески пыталась отложить рассмотрение на сессии Генеральной Ассамблеи предложенной Америкой резолюции, которая осуждала действия китайской компарии. В результате Америка впервые со времени образования Организации Объединенных Наций смогла на себе испытать, что такое международная изоляция. Лишь 1 февраля 1951 года ей удалось протащить через Генеральную Ассамблею эту резолюцию. 11 апреля генерал Макартур был неожиданно снят с поста главнокомандующего. Причиной его отставки было военное поражение в Корее, а также указанные выше разногласия. «Трагедия генерала Макартура» свидетельствовала о начале краха американской политики войны.

23 июня представитель Советского Союза в ООН Малик предложил начать переговоры о перемирии. Китай и Корея, с самого начала стремившиеся к мирному разрешению корейского вопроса, приняли это предложение. Оно было принято также и правительством Соединенных Штатов, которое зашло в тупик со своей политикой войны и искало повод для заключения «почетного перемирия». 10 июля в Кэсоне открылись мирные переговоры.

Начало переговоров явилось крупным шагом вперед на пути к победе корейского народа, стремившегося к мирному разрешению корейского вопроса, то есть к мирному объединению Кореи. В то же время переговоры о перемирии свидетельствовали о крупном поражении Америки и лисынмановцев, которые были противниками мирного объединения Кореи. Корейскому народу удалось основательно потрепать вооруженные силы ряда империалистических государств, и в первую очередь крупнейшего из них — Америки, а также заставить эти государства согласиться на разрешение корейского вопроса путем переговоров. Корейский народ смог это сделать благодаря прочности установившегося в Северной [273] Корее народно-демократического строя и беспримерному патриотизму всего народа, объединившегося в борьбе за мир и освобождение родины.

Победе корейского народа в огромной степени способствовала также материальная и моральная поддержка со стороны лагеря мира и демократии во главе с Советским Союзом.

Тот факт, что Америка не только не смогла победить корейский народ, а, напротив, потерпела поражение, имел всемирно-историческое значение. Он означал, что нет в мире силы, способной остановить бурно разрастающуюся национальную революцию в Азии, и показал, насколько слаба перед объединенными народными силами Америка, считающая себя «лидером» все более слабеющего мира капитализма. Героическая борьба корейского народа оказала большое влияние на национально-освободительное движение в колониальных и зависимых странах. Волна национально-освободительного движения охватила не только страны Азии, но распространилась также на Ближний и Средний Восток, перекинулась в Северную и Центральную Африку, прокатилась по странам Латинской Америки. Благодаря мощному давлению со стороны народных масс, правительства азиатских и арабских стран, за исключением Филиппин и Таиланда, несмотря на все усилия Америки, отказались послать своих солдат в Корею и заявили о том, что они будут придерживаться нейтралитета в корейской войне.

Выше уже было отмечено, что благодаря войне в Корее Америке временно удалось выйти из тупика, в который ее завела дальневосточная политика, и в частности политика в Корее. Ей удалось сделать большой шаг вперед по пути подготовки к войне во всемирном масштабе. Кроме того, война в Корее принесла американскому монополистическому капиталу огромные прибыли. Так, если во время первой мировой войны американские монополии после выплаты налогов получили 20 миллиардов долларов, а во время второй мировой войны — 48 миллиардов долларов прибыли, то их прибыль за время корейской войны достигла колоссальной [274] цифры — 58 миллиардов долларов {571}. И. В. Сталин следующим образом охарактеризовал политику монополистического капитала: «Обеспечение максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей» {572}.

Подобная политика США привела лишь к обострению противоречий, присущих монополистическому капиталу, к углублению его кризиса. Это в какой-то степени отразилось и на ходе военных действий в Корее. Политика войны, проводимая монополистическим капиталом США, породила свою противоположность — мощное всемирное движение в защиту мира, которое развернуло решительную борьбу с силами войны.

Усиление движения в защиту мира

20 апреля 1949 года, когда был подписан договор о Северо-атлантическом союзе и явственней стала угроза превращения «холодной войны» в «горячую войну», борцы за мир провели Всемирный конгресс сторонников мира в Париже и Праге. Этот конгресс способствовал дальнейшему сплочению всех миролюбивых сил. Возникновение войны в Корее подняло движение в защиту мира на новую ступень. В марте 1950 года в Стокгольме состоялась сессия Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, который принял известное Стокгольмское воззвание, призывавшее к запрещению атомного оружия. Это воззвание было поддержано миролюбивыми силами всего мира. К ноябрю 1950 года, то есть к открытию в Варшаве Второго Всемирного конгресса сторонников мира, под Стокгольмским воззванием уже подписалось 500 миллионов человек. [275]

30 ноября 1950 года, когда генеральное наступление Макартура окончилось беспримерным в истории американской армии провалом, президент США Трумэн заявил на пресс-конференции, что американское правительство обдумывает вопрос о применении атомной бомбы в Корее. Но благодаря решительному протесту 500 миллионов сторонников мира, поставивших свои подписи под Стокгольмским воззванием, и открытому противодействию господствующих кругов Англии и Франции, на которых их народы оказали сильное давление, Америка была вынуждена отказаться от своих планов. Все это вместе с победами китайского и корейского народов свидетельствовало о том, что миролюбивые силы во всем мире возросли настолько, что могли помешать осуществлению замыслов сил войны. Во всем мире все сильнее стали раздаваться голоса, требовавшие разрешения всех международных конфликтов путем переговоров. Этому были посвящены Варшавский конгресс сторонников мира (ноябрь 1950 года), сессия Всемирного Совета Мира в Берлине (февраль 1951 года), Конгресс сторонников мира стран Азии и Тихого океана (октябрь 1952 года), Венский конгресс народов в защиту мира (декабрь 1952 года).

В то же время проводившаяся Америкой в связи с войной в Корее политика милитаризации экономики и открытой гонки вооружений, политика ремилитаризации других капиталистических государств и отсталых стран и скупки их сырьевых ресурсов, политика навязывания этим государствам запрещения торговли со странами социалистического лагеря привела к тому, что финансовое бремя в этих государствах стало невыносимым. Кроме того, эта политика неблагоприятно сказалась на международном торговом балансе и привела к обострению экономического кризиса. С весны 1951 года в результате продолжавшейся гонки вооружений в Америке усилился экономический кризис. В связи с этим страны Запада, опасаясь экономического краха, решительно потребовали умерить темпы ремилитаризации и расширить торговлю со странами социалистического лагеря. В ответ на это в декабре 1950 года президент США Трумэн издал [276] указ о запрещении экспорта стратегических товаров в страны социалистического лагеря. В мае 1951 года Америка добилась принятия Организацией Объединенных Наций резолюции о запрещении торговли с коммунистическим Китаем. Наконец, в октябре 1951 года был принят закон Баттла, благодаря которому был полностью запрещен экспорт товаров всех стран «свободного мира» в социалистические страны. Все это привело к резкому совращению торговли между капиталистическими странами и странами социалистического лагеря. Так, экспорт товаров из Западной Европы в страны Восточной Европы сократился с 2,5 миллиардов долларов в 1938 году до 619 миллионов долларов в 1950 году, а импорт за тот же период сократился соответственно с 1 миллиарда 45 миллионов долларов до 609 миллионов долларов. Однако экономическая блокада нанесла удар только по странам капитализма. Социалистические же страны лишь еще больше сплотились в экономическом отношении, расширили экономическое сотрудничество и взаимопомощь и обеспечили тем самым дальнейшее развитие своей экономики.

Благодаря усилиям миролюбивых сил в Западной Европе и отсталых стран, которые вопреки американской политике экономической блокады стремились найти пути расширения торговли с социалистическим лагерем, и усилиям стран социалистического лагеря, выступающих за создание экономической базы для обеспечения мира во всем мире путем торговли на условиях равенства и взаимного благоприятствования, 3 апреля 1952 года в Москве удалось созвать Международную экономическую конференцию. Эта конференция продолжалась 10 дней и закончилась 12 апреля. Несмотря на препятствия, чинимые Америкой и находившимися под ее влиянием правительствами капиталистических государств, в работе конференции приняли участие 471 представитель от 49 стран (на конференции присутствовали представители всех крупных держав, за исключением Японии и Западной Германии, находившихся под американской оккупацией). Участники конференции независимо от социального и экономического строя их стран [277] серьезно обсудили вопросы восстановления и развития экономических отношений. В результате взаимных переговоров были заключены сделки на сумму более чем 200 миллионов фунтов стерлингов. Одновременно был создан Международный комитет по развитию и стимулированию внешней торговли, что содействовало дальнейшему развитию торговли между Западом и Востоком.

Большие успехи, достигнутые Международной экономической конференцией в Москве, свидетельствовали о масштабах краха, который потерпела американская политика войны. Раскрывшиеся на конференции возможности расширения торговли между Западом и Востоком и мирного (развития мировой экономики сильно подорвали основы американской политики войны и указали на практическую основу, на которой могло бы развиваться мирное сосуществование государств с различными политическими (системами.

                                                           

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования