header left
header left mirrored

Кан Ювэй

  Кан Ювэй

Родился:  1858 г., Наньхай, пров. Гуандун, Китай.

Умер:  1927 г.

Основные труды:  «Синьсюэ вэйцзин гао» («Анализ поддельных канонов, созданных в эпоху Синь») (1891); «Кун-цзы гайчжи гао» («Изучение реформаторской мысли Конфуция») (1896, опубликована в 1913); «Чжунъюн чжу» («Комментарии к «Чжун юну») (1900); «Луньюй чжу» («Комментарии к «Лунь юю») (1902); «Лиюнь чжу» («Комментарии к «Ли-цзи») (1913);

«Датун шу» («Книга об эпохе Великого единства») (1935).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Классические произведения «древнего письма» сфальсифицированы, а содержащиеся в них идеи — неаутентичны.

Конфуций был прежде всего реформатором общества.

Конфуций - небожитель и основатель великой религии.

Мировую историю можно разбить на три великие эпохи, каждая из которых включает в себя три цикла.

«Сознание, не терпящее страдания других живых существ», является основой природы человека, главной его добродетелью.

Эпоха Великого единства еще впереди, она непременно наступит.

Кан Ювэй родился в уважаемой семье потомственных чиновников, жившей тогда в Наньхае, на юго-западе провинции Гуандун. С малых лет он начал изучать конфуцианскую классику, а когда ему исполнилось девятнадцать лет, поступил в обучение к знаменитому ученому, приверженцу неоконфуцианской школы Лу-Вана, основанной Лу Цзюньюанем (1139-1193) и Ван Янмином (1472-1529), стороннику практического использования конфуцианской философии Чжу Цзюцзяну (1807-1881). Впоследствии Кан Ювэй признавался, что учитель постоянно критиковал его за излишнюю самоуверенность и высокомерие.

В возрасте двадцати одного года после длительной медитации Кан Ювэй вдруг ощутил, что является совершенномудрым. Это ощущение он решил воплотить в жизнь как в области теории, реформируя конфуцианский канон, так и в области практики, выступив с предложением социальной и религиозной реформы. В 1888 г. он послал императору Гуан-сюю (правил с 1875 по 1908 г.) меморандум с предложением реформы, однако его предложения были блокированы придворными консерваторами.

В 1891 г. Кан Ювэй преподавал в Кантоне, где среди его учеников был Лян Цичао. Именно в тот период Кан Ювэй начал писать ставшие впоследствии знаменитыми философские работы. В 1895 г. он с отличием сдал экзамены на степень цзиньши, заняв таким образом место в первых рядах интеллектуальной элиты. Перед ним открылись перспективы популяризации своих идей. Как раз тогда Китай потерпел поражение в войне с Японией, и Кан Ювэй, поддержанный студентами, направил императору целую петицию с требованием реформ. Однако его петиция снова была блокирована консерваторами.

Кан Ювэй стал председателем Общества усиления государства, и в 1898 г. добился наконец двухчасовой аудиенции у императора. Так было положено начало знаменитым «Ста дням реформ» (11 июня - 20 сентября 1898 г.). Однако когда одному из генералов, Юань Шикаю (1858-1916), было поручено арестовать главную противницу реформ, вдовствующую императрицу Цыси, он, вместо того чтобы исполнить приказ, встал на ее сторону и положил конец реформам. Император был заключен под домашний арест, шесть основных реформаторов казнены, а Кан Ювэй вынужден был бежать сначала в Гонконг, а затем в Японию.

Последующие шестнадцать лет он провел в странствиях по Юго-Восточной Азии, Америке и Европе. В 1899 г. в Канаде он основал Общество защиты императора. В Китай он вернулся только после революции и продолжал выступать в поддержку конституционной монархии и за принятие конфуцианства в качестве государственной религии. Однако его идеи не получили поддержки. Кан Ювэй принимал участие в обеих попытках реставрации монархии в 1917 и 1924 гг. Несмотря на то что общество отвернулось от Кан Ювэя, за преданность идеалам конфуцианства его продолжали называть «мудрецом Каном».

Кан Ювэя называли то реформатором, то реакционером - но дело было не в изменении его взглядов, которые практически не менялись на протяжении всей жизни, просто слишком быстро менялось само время. До 1900 г., когда в Китае царила реакция, Кан Ювэй считался самым смелым реформатором, ибо настаивал на радикальных социальных, экономических и политических переменах. После установления в 1911 г. китайской республики Кан Ювэй продолжал настаивать на конституционной монархии, за что стал считаться махровым реакционером.

Идеи Кан Ювэя оказали глубокое воздействие как на теорию и практику в самом Китае, так и на восприятие Китая Западом. Помимо всего его можно назвать одним из основателей утопического жанра в XX в., причем не только в Китае.

ФИЛОСОФИЯ ВЕЛИКОГО ЕДИНСТВА 

От своего учителя Кан Ювэй унаследовал и воплотил в жизнь тот неоконфуцианский принцип, согласно которому образованный человек не может быть книжным червем, знание должно быть дополнено действием.

В середине XIX в. Китай (империя Цин) явно находился в состоянии упадка, отчаянно нуждался в глубоких реформах, однако находившиеся у власти консерваторы блокировали их проведение. Гений Кан Ювэя проявился, в частности, в том, что он сумел найти классические аргументы в пользу реформ. Он солидаризировался с так называемой «школой новых письмен», функционировавших в ханьский период истории Китая. Представители этой школы считали Конфуция прежде всего реформатором общества. Отталкиваясь от этой теории, Кан Ювэй создал свою концепцию «единого мира», или мира «великой гармонии».

Кан Ювэй считал, что преодолеть сопротивление консерваторов можно только в том случае, если удастся показать, что постоянное реформирование общества заложено в самом основании конфуцианства. Поэтому он настаивал на пересмотре сложившейся интерпретации учения Конфуция в духе его понимания «школой новых письмен», утверждавших, что Конфуций сам был первым реформатором.

Чтобы пояснить, о чем идет речь, нам придется вернуться на две тысячи лет назад, ко времени возникновения единой китайской империи, государства, созданного династией Цинь (221-206 гг. до н.э.).

После восшествия на престол в 221 г. до н.э. Цинь Шихуан (провозгласивший себя первым императором Китая) и его ненавистный конфуцианцам первый министр, знаменитый Ли Сы, первым делом приступили к стандартизации в различных сферах деятельности: к стандартизации мер и весов, денежной системы, дорожного строительства, повозок и в особенности письменности.

Новый стиль написания иероглифов получил название «новых письмен» (цзиньвэнь). В своем неистовом стремлении к стандартизации (в особенности идеологии) Ли Сы дошел до того, что потребовал в 213 г. до н.э. сожжения всех частных библиотек, в особенности, содержавших сочинения, осуждавшие легизм, приверженцем которого был сам Ли Сы. Сожжения избежали только книги по гаданию, сельскому хозяйству и некоторые технические сочинения.

Таким образом, были уничтожены практически все доциньские философские сочинения, так что после падения династии Цинь в 206 г. до н.э. китайским ученым пришлось восстанавливать сожженные тексты практически только по памяти и немногим уцелевшим фрагментам. Эти реконструированные тексты были записаны новым письмом, откуда и возникло название «тексты новых письмен».

Выдающийся ученый Дун Чжун-шу (ок.195 - ок.115 гг. до н.э.) и другие конфуцианцы интерпретировали эти новые тексты при помощи самых причудливых теорий, привлекая в качестве аргументов различные фантастические события и знамения. В период правления Поздней династии Хань (25 - 220 гг.) были обнаружены (по преданию, в стене дома самого Конфуция) старые тексты, записанные доциньскими иероглифами. Их стали называть «текстами старых письмен», несмотря на то что они «появились» позже «текстов новых письмен» (так что не следует заблуждаться относительно терминов «новый» и «старый» в приложении к эти текстам - речь идет не о временной последовательности, а только о стиле начертания знаков).

Школа «старых письмен» предложила более рациональную интерпретацию классических сочинений и учения самого Конфуция, поэтому она победила в состязании со школой «новых письмен» за господство в сфере идеологии, и эта победа была закреплена в танский (618-907) и сунский (960-1279) периоды, когда конфуцианская философия переживала подъем.

Кан Ювэй продолжил прерванную нить развития школы «новых письмен», утверждая, что все тексты, предложенные школой «старых письмен», в действительности были подделаны Лю Синем (ок. 46 - 23 гг. до н.э.), тексты же «новых письмен» написаны самим Конфуцием. Этим Кан Ювэй убил сразу двух зайцев: заложил основание для пересмотра сложившихся представлений о конфуцианском учении и одновременно открыл дорогу супернатуралистическим его интерпретациям, ведущим к окончательному превращению его в государственную религию. Последней, по мнению Кан Ювэя, Китаю недоставало, чтобы сравниться в развитии с западными государствами.

Филологические изыскания Кан Ювэя не нашли приверженцев, и вскоре эти теории были забыты, зато представление о Конфуции как о реформаторе стало очень популярным в XX в.

Центральная идеологическая проблема Кан Ювэя была близка главной проблеме позднецинского Китая: как обеспечить развитие страны, не теряя культурной уникальности? Кан Ювэй нашел следующее решение: он объявил Конфуция величайшим мыслителем, а его учение - самым высшим достижением философской мысли. В то же время Кан Ювэй не желал отказываться от западных идей эволюции, прогресса, социал-дарвинизма, веры в технический прогресс и поэтому провозгласил Конфуция еще и создателем теории эволюции общества.

Чтобы вдохнуть жизнь в этот идеологический гибрид, Кан Ювэю пришлось отказаться от традиционной версии конфуцианства, объявив ее искажением первоначального целостного учения Конфуция. По Кан Ювэю, мысль Конфуция сначала была уложена в прокрустово ложе представлений Сюнь-цзы, затем были добавлены подделки Лю Синя, и, наконец, Чжу Си полностью исказил картину мировоззрения Конфуция.

Однако поскольку Конфуций был не только совершенномудрым, но и божеством, окончательно уничтожить его откровения было попросту невозможно. Эти откровения нашли выражение в писаниях школы «новых письмен» и в идеологии Дун Чжун-шу.

КОНФУЦИЙ – БОЖЕСТВО 

Кан Ювэй верил, что Небо проявило божественную мудрость, породив Конфуция из сострадания к человечеству, чтобы наставить людей на путь истинный. Таким образом, Конфуций - это человеческая инкарнация небесной мудрости. Об этом свидетельствует уже история его чудесного зачатия и появления на свет. Благодаря этой мудрости он и смог осуществить свои реформы, создать новые социальные институты, с помощью которых можно было управлять всей Поднебесной. Кан Ювэй решительно настаивал на том, что заслуга этой реформации принадлежит целиком Конфуцию, а вовсе не мудрецам древности, как утверждал сам мудрец.

Кан Ювэй был, пожалуй, первым китайским идеологом, объявившим Конфуция не просто реформатором, но и религиозным деятелем и, более того, божеством. Опираясь на авторитет интерпретированного таким образом учения Конфуция, Кан Ювэй создал оригинальную систему мысли, в которой причудливо переплелись восточные (китайские) и западные религиозные, философские и научные идеи.

ТЕОРИЯ ТРЕХ ЭПОХ 

Теория трех эпох была предложена еще Дун Чжуншу за две тысячи лет до Кан Ювэя, однако у Дун Чжуншу она носила циклический характер, тогда как Кан Ювэй интерпретировал ее в русле идей эволюции и общественного прогресса, подобрав соответствующие цитаты из канонических конфуцианских текстов.

Кан Ювэй был уверен, что в обществе существует прогресс: первоначально люди жили разрозненно и пребывали в дикости, но затем объединились, создав племена и кланы, а затем постепенно появились народы. На этой стадии возникло государство, которое прошло ряд эволюционных фаз - от самодержавия через конституционную монархию к республиканскому правлению. При этом идеи сыновней почтительности, как и прочие конфуцианские добродетели, являются универсальными моральными ценностями и могут быть распространены на все народы и страны. Когда мир признает их универсальность и начнет использовать на практике, наступит эпоха Великого единства - Датун. Тогда снова исчезнет понятие нации и останется только понятие личности, но поднятое уже на новую высоту.

Каждая эпоха состоит из трех эр. Три эпохи - это «Установление хаоса», «Малое процветание» и «Великое единение». Каждая эпоха делится на три эры, гомоморфные трем эпохам. Таким образом, эпоха «Установления хаоса» начинается с эры собственно хаоса, затем наступают «малое процветание» (внутри «установления хаоса») и далее «Великое единение». Те же циклы проходят эпохи «Малого процветания» и «Великого единения». Трижды три - это девять, однако Кан Ювэй ввел более дробные деления эпох, сначала на 81 период и т.п. вплоть до тысяч и миллионов грядущих поколений.

Кан Ювэй утверждал, что китайская этика родственна западной философии и науке. Он верил в существование космической гармонии, отождествляя античный «эфир» и современное электричество с китайской пневмой ци. Ци пронизывает все сущее, как электромагнитное поле. Поэтому в мире существует притяжение подобного (аналогичное магнитному притяжению). Вот этим-то притяжением и объясняется склонность людей сочувствовать, сопереживать и помогать друг другу, то есть существование принципа гуманности (жэнь), того, что Мэн-цзы называл «неспособностью переносить вид страдания живых существ». В этом кроются спасение и надежда человечества на лучший мир, именно благодаря этой силе возможно установление Великого единения.

Кан Ювэй создал образ грядущей утопии века Датун, соединив буддийскую концепцию об имманентности страдания, главный принцип английского утилитаризма (стремление всех живых существ к максимально большему уровню счастья) и конфуцианские представления о добродетели. Поскольку нынешний мир полон страдания, то прежде всего нужно установить его социальные причины и искоренить их, ибо (в соответствии с идеями утилитаризма) добродетельные граждане при наличии хорошего правительства способны создать такое общество, в котором все будут счастливы, — это и есть общество Великого единения.

ФОРМЫ СТРАДАНИЯ 

Кан Ювэй признавал, что причин страдания - неисчислимое множество, однако можно выделить шесть основных видов, включающих:

  1. Семь типов «биологических» причин страдания: реинкарнация, смерть, помешательство, жизнь на границе страны, жизнь в облике варвара, раба или женщины.
  2. Восемь типов «естественных» причин страдания: голод, наводнения, засуха, чума и т.п.
  3. Пять типов «социальных» причин страдания: вдовство, сиротство, болезни, бедность, низкое социальное положение.
  4. Пять типов страданий из-за плохого государственного устройства: казни, налоги, существование семьи и государства как такового.
  5. Восемь типов «чувственных» причин страдания: глупость, ненависть, похоть и т.п.
  6. Наконец, пять типов причин страдания, возникающих из-за богатства, славы, высокого социального положения, долголетия, власти, существования в виде божества, совершенно-мудрого, бессмертного или Будды.

Кан Ювэй полагал, что все эти страдания обусловлены тем, что человеку в настоящее время свойственно проводить различия девяти типов -национальные, классовые, расовые, половые, семейные, профессиональные, «хаотические» (иррациональные), видовые и, наконец, страдания из-за наличия страдания как такового. Именно эти девять типов различий должны быть устранены для того, чтобы возник мир без страданий.

ЭПОХА ВЕЛИКОГО ЕДИНЕНИЯ 

В эту эпоху все будут равны и ко всем будут относиться одинаково: будет один народ, один порядок, один мир. Это и есть Великое единение (Датун). Исчезнет деление на нации, расы, и прекратятся войны. Мировое правительство будет заниматься улучшением условий жизни людей. Прекратится конкуренция. Мировое правительство будет регулировать развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли.

В эпоху Великого единения не будет королей, царей, не будет даже бюрократических рангов и титулов. Все люди будут равны, и ко всем будут относиться одинаково. Правительство будет поощрять проявления основных конфуцианских добродетелей - мудрости и гуманности.

Таким образом, в утопии Кан Ювэя не существует политических, социальных, расовых и половых различий, а также связанных с ними страданий. Институт семьи канет в прошлое, люди будут жить в коммунах, питаться в общих столовых и вместе растить общих детей. Мужчины и женщины станут одеваться одинаково. Ежедневно будут появляться все новые изобретения, облегчающие жизнь, и болезни останутся в прошлом.

Так как все желания будут удовлетворены, люди достигнут состояния счастья. Последним будет удовлетворено желание физического бессмертия (примечательно, что в утопии Кан Ювэя существует бессмертие, хотя ранее он объявил его одной из причин страдания).

Созданный Кан Ювэем образ Утопии оказал существенное влияние на развитие утопической мысли и научно-фантастической литературы XX в.

Джеймс Д. Селлман

 

   Ссылки

Википедия

Wikipedia

BaiduBaike

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования