header left
header left mirrored

Глава 15. Ответы на вопросы о разном

Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm

ГЭ ХУН

БАОПУ-ЦЗЫ

Глава 15

Ответы на вопросы о разном

Некто спросил: «Осмелюсь спросить, можно ли продлить жизнь благодаря отказу от употребления в пищу злаков? 1 Ведь здесь существуют разные способы. Какой же из них наилучший?»

Баопу-цзы сказал в ответ: «Благодаря отказу от злаков человек может сэкономить средства, не покупая зерно, но не сможет продлить жизнь. Когда я спрашивал людей, которые давно отказались от злаков, об их результатах, то они говорили мне, что теперь у них меньше болезней, чем было, когда они ели злаки. Но если есть стоголовник, употреблять облатки из желтой эссенции или пилюли зерна юева остатка 2, принимая все это каждый день, то уже через три дня сила пневмы человека резко возрастет, он сможет носить большие тяжести и ходить на большие расстояния, и его тело станет легким и перестанет уставать. Каждый прием снадобья из трав и минералов сохраняет десять лет жизни, а если принимать их в течение пяти лет, а заодно еще глотать пневму, принимать амулеты и пить божественную воду 3, то чувство голода исчезнет, а телесные силы никогда не будут иссякать. В даосских книгах говорится, что человек, который хочет продлить жизнь, обязательно должен прочищать кишечник, а человек, который хочет обрести бессмертие, должен добиться того, чтобы в кишечнике не было никаких масс. И еще в них говорится, что тот, кто ест растительную пищу, хорошо бегает, но глупеет, тот, кто ест мясо, силен и отважен, тот, кто ест зерновую пищу, мудр, но недолголетен, а тот, кто ест пневму, наделен божественным разумом и бессмертен.

Однако что касается регуляции пневмы, то каждая школа стремится лишь свой односторонний метод выдать за единственно верный, но никто не имеет права единолично присваивать это искусство. Если человек собирается принимать великое снадобье золотого раствора и перегнанной киновари, а перед этим воздерживался от пищи около ста дней, то ему следует действовать как можно быстрее. Если человек не может так долго поститься, то он может сразу же принимать эликсир: от этого большого вреда не будет, но потребуется больше времени, чтобы стать бессмертным. Если человек спасается в горной глуши и дремучих лесах от междоусобиц и смут, то он не умрет от голода, если знает метод отказа от злаков. Но если таких обстоятельств нет, то не следует слишком [232] увлекаться этим методом, так как увлечение им не дает большой пользы. Если же человек хочет отказаться есть мясо, живя среди людей, то у него ничего не получится, так как чуть только он почувствует его свежий питательный аромат, как в его сердце непременно возникает желание поесть мясной пищи. Короче говоря, если вы не готовы отказаться от мирского образа жизни, покинуть семью и жить в уединении среди горных пиков, то вам не удастся отказаться от услады пяти вкусов, ибо вы будете только мучить себя. Поэтому лучше не отказываться от употребления злаков, а уравновесить свое питание.

Ныне существует сотня с лишним способов сбалансированного питания. Иногда можно принимать по нескольку десятков минерально-растительных пилюль — тогда дней сорок-пятьдесят не будет возникать чувство голода. Хвоя сосны, кипариса и стоголовник также способны поддерживать внутренние органы, но эти растения уступают великому снадобью, и срок их действия не превышает десяти лет, после чего цикл надо повторять. Или же надо принимать их в течение ста или двухсот дней подряд либо вообще принимать их постоянно, день за днем. Тогда чувства голода не будет. Иногда можно до отвала наесться самой вкусной еды, а потом принять снадобье, чтобы оно способствовало усвоению съеденной пищи; если снадобье не измельчать, то оно сохранит свою действенность в течение трех лет. Если после поста человек вновь решит вернуться к употреблению в пищу злаков, то ему следует вначале поесть свиного жира, добавляя в него мальву, то есть семена мальвы, тогда любая изысканная пища окажется хорошо переваренной. Если поступать таким образом, то никакого вреда для организма не будет.

В Лояне живет один даос по имени Дун Вэй-нин, который, находясь в Белой Общине, вообще ничего не ел 4. Чэнь Цзы-сюй помогал и прислуживал ему, долго обучаясь под его началом искусству Дао-Пути. После этого Дун передал ему свой метод, заключающийся в том, что надо растолочь в порошок больше десяти видов семян таких растений, как сладкая трава лакрица, череда и олений плод 5. Вначале нужно принимать этот порошок по одной квадратной ложке со стороной в цунь, а затем, приняв порошок, проглотить двенадцать камешков гальки размером с воробьиное яйцо. Благодаря этому можно ничего не есть сто дней, а потом надо снова принимать порошок. Ни энергия пневмы, ни внешний вид от этого не пострадают. Если после этого человек хочет снова начать есть злаки, ему следует приготовить отвар из семян мальвы, чтобы галька вышла. Тогда можно снова питаться, как обычно. От также брал кровь красного дракона и жир синего [234] дракона 6 и использовал киноварный порошок и малахит, делая из них раствор. В этот раствор он клал камни. Через некоторое время камни становились мягкими, и их можно было есть. Однако камни надо вовремя вынуть из жидкости, в противном случае они растворятся полностью и исчезнут. Если есть камни, то человек будет чувствовать себя сытым и станет сильным и стройным. У этого даоса также был порошок для размягчения камней. Надо добавить к одной мере камней одну квадратную ложку со стороной в цунь этого порошка, а потом варить камни в воде. Когда камни дойдут до готовности, они станут похожи на таро, клубни сладкого картофеля. Тогда их можно употреблять в пищу вместо злаков.

Чжан Тай-юань со всей своей семьей и несколькими десятками учеников удалился в уединение на гору Линьлюйшань, где они десять с лишним лет питались камнями в соответствии с этим методом. Благодаря этому все они стали упитанными и крепкими. Однако этот способ уступает методу с применением крови красного дракона и жира синего дракона, поскольку они пригодны для размягчения любых камней, а не только белой гальки. Любые камни можно использовать, варя их вместе с этими субстанциями, и единственное неудобство этого способа — возня с хворостом и огнем во время варки.

Можно также применять амулеты, либо воду, либо и амулеты и воду вместе. Можно также использовать сушеные финики жужуба, каждый день принимая по девять плодов, запивая их одним-двумя шэнами вина. Можно также питаться пневмой двенадцати часов живой энергии. Дыхательные упражнения следует начинать в полночь и делать девять циклов по девять вдохов, восемь циклов по восемь вдохов, семь циклов по семь вдохов, шесть циклов по шесть вдохов, пять циклов по пять вдохов. На этом следует остановиться.

Весной следует выполнять дыхательные упражнения по питанию пневмой, сидя лицом к востоку и вдыхая сине-зеленую пневму планеты Юпитер. Надо представлять себе, что эта пневма входит в печень. Летом вбирают в себя пневмы планеты Марс, которые красного цвета. Они должны входить в сердце. В последний месяц каждого сезона следует вбирать в себя желтую пневму Сатурна, которая должна входить в селезенку. Осенью надо вбирать в себя белую пневму планеты Венера, заставляя ее входить в легкие. Зимой следует глотать черную пневму планеты Меркурий так, чтобы она входила в почки.

Кроме того, даос со Срединного пика по имени Чи Юань-цзе глотал эссенциальную энергию шести циклических знаков «у» 7. Это было весьма эффективным приемом. Начинать надо в [235] декаду, начинающуюся со знаков «цзя-цзы». Пятым днем этой декады будет день под циклическими знаками «у-чэнь». Соответственно, в течение этой декады можно поглощать эссенциальную энергию знака «у», для чего надо сидеть, повернувшись лицом в направлении, обозначаемом знаком «чэнь», то есть в направлении юго-востока, и глотать пневму. Так можно делать до шестого дня декады, помеченной знаком «цзя». Это есть день знака «у» как середины декады.

Есть еще способ Гань Ши, заключающийся в вызывании нефритовых дев шести знаков «цзя» и шести знаков «дин». У каждой из этих дев есть свое имя. Следует заговорить воду и выпить ее. Если именами дев заговаривать воду для коров и лошадей, то и у них исчезнет чувство голода. Можно еще сосредоточиться на имени божества селезенки. Его зовут Хуаншан-цзы, Господин, Облаченный в Желтое. Тогда можно, лишь сжав губы, питаться внутренней пневмой. Все эти методы поистине весьма эффективны.

Я много раз видел людей, воздерживавшихся от вкушения злаков больше двух или трех лет. Их тело было легким и внешний вид хорошим. Они прекрасно переносили сильный ветер, мороз, жару и сырость, и среди них в основном не было тучных людей. Я встречал людей, которые воздерживались от вкушения злаков по нескольку десятков лет. Но те, кто переставал есть злаки лишь на срок, не превышающий десяти дней, все преждевременно умерли, тогда как первые продолжали жить, как они и жили. Разве из этого нельзя сделать несомненный вывод, что посты можно продолжать чрезвычайно долго? Многие, отказываясь от злаков, вначале ощущают упадок сил и нарастающую слабость. Они все время думают о пище и начинают бояться, что долго не проживут. Я расспрашивал об этом и узнал, что первоначально все отмечают ослабление сил и упадок энергии пневмы, но постепенно здоровье укрепляется, и человек становится стройным и сильным. Силы возрастают месяц от месяца и год от года. Это совершеннейшая истина, а значит, посты можно продолжать неограниченно долго.

Среди тех, кто продлил свою жизнь и обрел Дао-Путь, не бывало таких, которые, практикуя прием снадобий или глотание пневмы, достигли бы в этом успеха, ни разу не ошибившись. Так, при приеме снадобий и отказе от вкушения злаков почти никогда дело не обходится без начального кризиса. Однако все, кто принимал воду, освященную амулетами, или пил снадобья, или поглощал пневму, утверждали, что все болезни и недуги сопровождали их практику только на протяжении первых сорока дней. Потом же их здоровье полностью восстанавливалось. [236]

Господин Чжэн говорил: «По своей природе я не склонен пить много вина. Но однажды, когда я более двух лет практиковал воздержание от злаков на горе Туншань, Медной горе, я пил меру за мерой и не становился пьяным». Из этого можно сделать предположение, что голодание заставляет организм человека лучше сопротивляться воздействию ядов, а повышение сопротивляемости ядам очень важное условие при лечении тяжелых болезней. Я спросил его, откуда же он брал на горе вино? Господин Чжэн ответил, что он вначале доводил до брожения собранную им облачную влагу и не фильтровал ее. Затем он добавлял в воду корицу, аконит, лакрицу и еще пять-шесть составляющих, делал из них пилюли и как следует просушивал их. Каждая пилюля была размером с куриное яйцо. Пилюлю он растворял в шэне воды, и получалось превосходное вино.

Кроме того, есть еще способ источника облачной влаги Хуан-ди. Рисовый солод смешивается с семью-восемью снадобьями, после чего добавляется в шэн воды. Это все равно что добавить в воду винный уксус тысячелетней выдержки. Вино оказывается готовым мгновенно, его вкус очень хорош и никогда не меняется. Его употребление весьма полезно для здоровья.

Хотя отказ от злаков и употребление освященной амулетами воды вначале и может ослабить организм, их лучше использовать одновременно. Когда наступают голодные годы, а человек не успел изготовить снадобья, то освященная амулетами вода оказывается наилучшим подспорьем.

Был такой Фэн Шэн, который только глотал пневму и воздерживался от злаков в течение трех лет, но я видел, как он проворно взбирается в горы с большим грузом за спиной; при этом он весь день не ведал усталости. Он постоянно натягивал луки, но почти ничего не говорил, а если говорил, то только самым тихим голосом. Я спросил его, в чем дело. Он сказал, что во время воздержания от злаков очень опасно расходовать семя и тратить пневму 8.

Я встречал невежественных, ничтожных даосов, которые, желая создать себе дутую славу и вызывать изумление, присваивали себе имя постников и говорили, что ничего не едят, хотя на самом деле они совсем не знали правил постничества. Они всем лгали, а сами просто не ели такой еды, как похлебка или вареный рис. Тем не менее они каждый день выпивали больше чем по доу вина, а сушеное мясо, клейкий рис, жужубы, орехи и яйца были их постоянной пищей. Иногда они объедались мясом, пили его сок, а то, что им не нравилось, — выплевывали. За один день они съедали по нескольку десятков цзиней каждый. И это мясо было для них изысканным лакомством. [237] Любители выпить могут пить вино и есть сушеное мясо, но им следует воздерживаться от злаков, тогда полгода или даже год они будут ходить, не спотыкаясь и не падая, но их никак нельзя назвать постниками, воздерживающимися от вкушения злаков.

Во времена царства У жил некий даос по имени Ши Чунь. Он регулярно практиковал контроль над пневмой, леча с ее помощью болезни других людей. После того, как больной поправлялся, даос-целитель переставал есть и начинал питаться снова только через месяц или через сто дней. Уский император Цзин-ди 9, услышав об этом, сказал: «Этак он совсем скоро умрет от голода», после чего приказал доставить даоса к себе и запереть его в комнате, держа под замком. Кроме того, он поставил стражника охранять дверь. Чунь же лишь просил ежедневно два-три шэна воды. Так продолжалось больше года, причем внешность даоса становилась все лучше, его лицо посвежело, и он сделался даже крепче, чем раньше, а энергия его пневмы возросла. Тогда император Цзин-ди спросил его, сколь долго так может продолжаться. Чунь ответил, что практически бесконечно, во всяком случае, несколько десятков лет. Он добавил, что боится в таком случае умереть от старости, но отнюдь не от голода. Тогда император прекратил опыт и отпустил его. Из слов Ши Чуня становится, между прочим, совершенно ясно, что отказ от злаков и голодание не могут продлить годы жизни. В наше время также есть люди, владеющие методом Чуня».

Некто спросил о том, если ли способ, избавляющий от страданий при морозе.

Баопу-цзы ответил ему: «В день начала сезона установления зимы 10 следует проглотить амулеты шести знаков «бин» и шести знаков «дин». Или можно, закрыв рот, регулировать пневмы пяти огней. Если проделать это тысячу двести раз, то до середины двенадцатого месяца не почувствуешь холода. Можно также пить вино великой силы ян или принимать пурпурный камень-аметист и порошок, составленный из киновари и лака. Можно также принимать по одной пилюле петушиного снадобья, а после него — еще по две пилюли куриного снадобья 11. Тогда в течение одного дня и одной ночи не почувствуешь холода. Куриное снадобье делается из аурипигмента — куриной, или женской, желтизны, малахита, квасцов, магнетита. Петушиное снадобье готовится из реальгара — петушиной, или мужской, желтизны, киноварного порошка и каменной желчи-сернистой меди. Но все это бесполезно относительно задачи по продлению лет жизни».

Некто спросил о способе, избавляющем от страданий от зноя. Баопу-цзы сказал: «Надо в день начала сезона установления лета 12 принять амулеты шести знаков «жэнь» и шести знаков [238] «гуй». Можно также регулировать пневму шести знаков «гуй» или принимать пилюли сокровенного льда 13. Можно также принимать порошок летучего инея14. Но поскольку приготовление последнего требует таких составляющих, как кора дерева с холма Сяоцю и кровь черной змеи, ползущей к северу в полдень пятого дня пятого месяца, то мало кому удавалось приготовить его. Вероятно, только потому, что Ю Бо-цзы и Ван Чжун-ду 15, эти два человека, использовали такие методы, они могли даже в жаркие летние дни носить тяжелые одеяния, и когда они стояли около десяти пылающих печей, во рту у них не было сухости, а по их телам не тек пот. Вот почему имеет смысл использовать эти методы».

Некто спросил о том, как можно спастись от воздействия пяти видов оружия.

Баопу-цзы сказал в ответ: «Я слышал, что Великий Император государства У получил от господина Цзе 16 важнейший из подобных способов, который сводился к следующему. Можно просто написать знаки «Большая Медведица», «Солнце» и «Луна» и не бояться никакого оружия 17. Император решил проверить этот способ и поставил вокруг себя несколько десятков человек, пометив их этими знаками. Сколько бы атак против них ни предпринимали, они так и остались неуязвимы, и никто не смог ранить их в течение всей их жизни.

Господин Чжэн говорил: «Если произносить нараспев названия пяти видов оружия, то это уже может быть полезным». Нож имеет собственное имя Дафан, Великий Чертог; им управляют звезды созвездия Водолея. Лук называется Цюйчжан, Согнутый и Длинный; он управляется звездами созвездия Весы. Стрела называется Панхуан, Стремящаяся Вперед; ей управляет планета Марс. Меч называется Шишан, Наносящий Раны; им управляет созвездие Девы. Арбалет называется Юаньван, Глядящий Вдаль; им управляет созвездие Гидры. Копье называется Дацзян, Великий Полководец; им управляет созвездие Орион. Во время сражения надо только непрерывно тихим голосом произносить эти имена как заклинания.

Можно также в пятый день пятого месяца изготовить амулет Красной Одухотворенности, Чилинфу. Его следует прикрепить к одежде в области сердца. Можно также в дни, обозначенные знаками «бин-у», делать амулет трех мешков государя-ласточки и амулет дракона и тигра. Годовые амулеты следует менять каждый год, месячные амулеты надо менять каждый месяц, суточные амулеты следует менять каждые сутки.

Можно также делать такие амулеты, как висячий амулет Матери-Царицы Запада 18, которому верит оружие, также годится [239] амулет красного феникса планеты Марс, также висячий, или висячий амулет золотой руды южного предела, или амулет, уничтожающий силу клинка, или амулет моления о гармонии. Можно также взять порошок нефритовых письмен и посыпать им тело или совершить омовение в луковом отваре, отвращающем зло. Можно также взять растение витекс и амулет божественного полководца шести сил мрака-инь и направить этот амулет на противника. Можно также начертать на оружии письмена кровью трехлетней жабы, на горле у которой есть иероглиф «восьмерка». Кровь надо взять в день лунного затмения или когда луна на ущербе перед новолунием. Можно также привязать к поясу пилюлю огня планеты Марс амулета военной мощи 19. Весьма хорошие результаты дает также такой способ: перед тем, как скрестить клинки, нужно подпрыгнуть, подскочить, провозгласив себя владыкой всех четырех сторон света. Вообще же повсюду есть люди, владеющие запретительными способами, предотвращающими воздействие пяти видов оружия».

Некто спросил о том, как можно исчезнуть и стать невидимым. Баопу-цзы сказал: «Существует пять божественных путей, благодаря которым можно сидя — быть здесь, а встав — исчезнуть. Однако все они бесполезны для дела продления жизни. Кроме того, к таким способам среди людей не следует прибегать без особой нужды, просто для того, чтобы вызвать изумление и породить разговоры и толки; не следует делать это попусту. Можно, например, прибегать к таким методам во время смут и войн, когда никак иначе не скрыться от врагов, если оказался в опасности, и когда нет другой надежды на избавление.

Господин Чжэн говорил: «Надо десять дней принимать амулет великого сокрытия и носить его. Когда хочешь скрыться, поверни его налево, когда хочешь появиться, поверни его направо. Можно также принимать внутрь пилюли из нефритовой пасты, или использовать порошок „змеиные ноги», или применять растение «скорбь разлуки с матерью» 20, или делать подстилки из травы сине-зеленого дракона и лежать на ней под шестью знаками «дин», или, войдя в бамбуковую рощу, держать в руке горсть земли «небесная ось», или делать для себя каменную пещеру Дракона из Хуанхэ 21 и скрываться там в тени «облачного покрывала», или лежать ничком на берегу чистого прозрачного омута, чтобы таким образом обрести тропу прохождения через башню мрака. Можно также оседлать коня Небесного Единого и отправиться на нем в Пурпурный Покой 22. Можно также проникнуть в зал Пресветлого Престола 23, или войти в Золотой Ларец нефритовой Девы, или, повернувшись спиной к опоре и лицом к «чиновнику», [240] стоять под тремя покрывалами, или, сняв головную повязку и обувь... 24 отвар из желчи и амулет одежды ребенка.

Вы можете жить в образе человека, но если взять отца и мать шести знаков «цзя», клей «пи-це», пилюлю «глины пегих коней», «дитя древесного демона», полынь золотого купца 25, то можно превратиться в ребенка, дряхлого старика или стать птицей, зверем или даже растением, деревом, одним из шести домашних животных 26. Можно будет, опершись на дерево, стать деревом, опершись на камень, стать камнем, опершись на воду, стать водой, опершись на огонь, стать огнем. Вот что называется изменением тела и трансформацией облика, не ведущими, однако, к полной невидимости"».

Некто спросил: «Некогда вэйский император У-ди приказал схватить Цзо Юань-фана 27 и заключить в колодки, но тот совершенно естественным образом освободился. Благодаря какому способу он добился этого?»

Баопу-цзы сказал: «Я не знаю точно, какой именно метод использовал в данном случае господин Цзо. Тем не менее если посмотреть различные книги многих эпох, то окажется, что в них описываются такие приемы. Например, при наступлении третьего месяца надо взять семена растения иевлева слеза 28, смешать их с темной киноварью трех и пяти или со светлой двузубой оболочкой 29; можно также в седьмой день седьмого месяца поймать кузнечика, скачущего на восток; можно в пятый день пятого месяца взять сброшенную на камень шкуру сына дракона — ядовитой змеи; можно также использовать вишневое дерево, в которое в день солнцестояния ударила молния; можно также сделать амулет с начертанными на нем изображениями двадцати одного созвездия; можно использовать добровольно данную отцовскую кровь, можно — оставленные зерна нефритового сына, или око господина объединенных гор 30, или оставленные зерна речного князя Хэ-бо 31, или мазь плывущих облаков 32 (ей надо мазаться). Все это должно быть собрано непременно самостоятельно. Поскольку превращения господина Цзо были поистине беспредельны, нет никакой гарантии, что он использовал именно эти методы. Он мог использовать и превращения шести знаков «цзя», тогда его подлинное тело никто не смог бы задержать».

Некто спросил: «Может ли человек, следующий Дао-Путем, не болеть?»

Баопу-цзы сказал: «Предельный принцип пестования жизни — это использование одухотворенного снадобья. Также следует неустанно практиковать регуляцию пневмы, утром и вечером заниматься гимнастикой дао инь ради активизирования жизненной [241] энергии «жун и „вэй», делая так, чтобы она не застаивалась. Если же добавить к этому искусство «внутренних покоев» и отрегулировать количество потребляемых еды и питья, а также не подвергаться воздействию ветра и сырости и не страдать из-за того, чего нельзя избежать, то тогда никаких болезней не будет.

Вместе с тем, живя среди людей, трудно избежать такой беды, как недостаточная сосредоточенность воли и несбалансированность практики совершенствования. Также всегда есть опасность поддаться лени и утратить должное усердие. Поэтому, живя в миру, нельзя не болеть. Поэтому, даже если сердце ученика и исполнено веры в Дао-Путь, но он обременяет себя бесполезными делами, годы предопределенной ему жизни с неизбежностью будут приближаться к концу, над его телом нависнет опасность ущерба и убывания сил, а тогда «три трупа» непременно воспользуются этим и будут делать так, чтобы старение и дряхление убыстрялись с каждым месяцем и с каждым днем. Они станут подрывать жизненность человека и навлекать на него болезни, призывая злотворную пневму и вредоносных для жизни бесов и демонов, чтобы они навредили человеку, используя для этого неблагоприятные для его судьбы дни и месяцы.

Особенно опасно для человека, если эти шесть бед объединяются в период трех наказаний 33, которые, в свою очередь, сойдутся вместе в одно время. Беда тогда грозит человеку поистине великая. Чем дольше продлится такое стечение обстоятельств, тем больше будет поражающих человека болезней и недугов. Но всему этому предшествуют страхи и скорби, которые приводят механизм болезни в действие.

По этой причине истинные последователи Дао-Пути в древности никогда ни в малейшей степени не пренебрегали искусством медицины, чтобы спастись от ближайших опасностей. Ныне же вульгарные и ничтожные даосы не понимают этого искусства, они опираются только на то, что слышали, и не придают никакого значения методам лечения болезней. Более того, не умея порвать с мирской жизнью и начать жизнь в уединении, они применяют лишь внутренние методы для лечения недугов, и когда заболевают сами, то и самих себя вылечить не могут. И в этом они уступают даже обывателям с их лекарственными отварами. Вот об этом и говорят: еще не пришел в Ханьдань, а уже потерял то, что имел в Шоулине 34. Я лично читал такие сочинения, как «Золотой ларец» и «Зеленый мешок», написанные Дай Ба и Хуа То, а также их же книги «Рецепты из текстов Цуй Чжуна, касающиеся желтого и постного» 35. Я также знаком с сочинением «Смешанные Рецепты ста школ» и с другими аналогичными книгами общим [242] объемом более чем в пятьсот свитков. Имеется еще сводный текст сочинений врачей Гань Ху, Люй Фу, Чжоу Ши, Гань Тан-тун и Жуань из Наньхэ 36 под общим названием «Неотложные средства, до конца прекращающие опасные болезни». Существуют варианты этого сочинения, содержащие сто десять, девяносто четыре, восемьдесят пять или сорок шесть рецептов. Все мирские люди считают эти книги абсолютно полными и завершенными, утверждая, что к ним уже нечего добавить. Я прочитал и исчерпывающе изучил их, обнаружив, что многие версии этих книг неполны и средства против ряда серьезных болезней описаны в них отнюдь не всесторонне. Кроме того, в эти списки вкралось много ошибок и путаницы. Поэтому когда в них срочно начинают искать рецепт для предотвращения острого приступа, то ничего сразу не могут найти из-за отсутствия единого принципа их композиционного строения. К тому же эти тексты предлагают для лечения острых и опасных приступов очень дорогостоящие лекарства, и если человек не богат и не живет в столице, то ему не достать ингредиенты и не приготовить их, а значит, и приступ до конца излечить не удастся.

Есть также много людей, призывающих лечиться иглоукалыванием и прижиганиями, но их способы отнюдь неясны и не классифицированы должным образом. Они только повторяют названия точек, полостей, каналов и потоков жизненной энергии, протекающих в теле, но не разбираются в наставлениях врачей старого времени, не обладают глубоким знанием сочинений, изъясняющих учение о зале Пресветлого Престола, и ничего не понимают в схемах и планах расположения боковых каналов и точек. Как же можно рассчитывать на ясное понимание ими того, что они практикуют?

Я сам составил сочинение в сто свитков под названием «Рецепты из нефритовой шкатулки» 37 и четко классифицировал и назвал там все болезни, разделив их по категориям и не допустив путаницы и ошибок. В трех свитках «Спасение при внезапных приступах» этого сочинения все изложено чрезвычайно ясно, доходчиво и просто, рецепты, дающиеся там, надежны, и их легко применить на практике. В этих ста свитках можно найти полные и исчерпывающие сведения о всех лекарствах и описания всех острых заболеваний. В сочинении нет ничего неполного или незаконченного, и если в семье имеются эти рецепты, то можно не обращаться к врачам. Ведь среди врачей много таких, которые неустанно вмешиваются во все мирские дела, у них славы много, но в действительности она дутая, они распространяют прославляющую их пустую молву, чтобы с ее помощью стать обладателями богатства и прочих выгод. К таким врачам не следует [243] обращаться седовласым мужам, удалившимся от дел. Люди избегают обращаться к таким врачам, а если обращаются, то они вводят их в заблуждение. Поэтому гораздо лучше самому овладеть самыми важными лечебными приемами, чем обращаться за помощью к невежественным лекарям. Кроме того, часто нельзя найти сразу же во время приступа врача для неотложной помощи, а если его удается найти, то он может отказаться идти к больному немедленно.

Если рисунок кожи начал сглаживаться, то это означает, что недуг проник глубоко в организм человека, и больного уже не спасти, поскольку болезнь вошла в жизненно важную область под сердцем. Если же во время приступа приходится пускаться в дальние поиски врача, чтобы проконсультироваться с ним, то смерти больного не придется долго ждать».

Некто спросил: «Существует ли способ, чтобы заранее знать, какие удачи или беды ждут нас в будущем, мир или опасности таятся в грядущем, потери или приобретения скрыты от глаз, чтобы, предвидя все это, всегда оставаться в безопасности?»

Баопу-цзы сказал: «Есть много способов предвидения будущего: можно, поднимая голову вверх, созерцать небесные узоры, а опуская голову вниз, обозревать ландшафты, можно гадать по ветрам и пневмам, можно использовать нумерологические процедуры, можно передвигать три фишки, можно практиковать шаги по девяти дворцам, можно использовать восемь триграмм, можно гадать по полету птиц и крадущимся шагам зверей, можно предвидеть беды, анализируя и распознавая роды вещей и существ, можно делать предсказания на основе гаданий по черепаховому панцирю или по тысячелистнику 38. Все эти низшие искусства достаточно широко распространены, но они весьма сложны для выполнения, а результаты их мало достоверны. Поэтому для того, чтобы видеть всю Поднебесную, не поднимая полога и занавесок, надо вступить в духовный мир. Для этого можно использовать Небесные письмена Трех Августейших 39 и при их помощи вызвать Повелителя Судеб и Владык пяти священных гор, а также Повелителя опасностей. Можно также вызвать Начальников дорог и божественные силы шести знаков «дин». Все они явятся и позволят человеку увидеть их, а если начать расспрашивать их о разных делах, то они все расскажут о грядущих удачах и невзгодах, и все станет таким же ясным, как если бы лежало прямо на вашей ладони, ибо для них нет различий между далеким и близким и им ведомо глубокое и сокрытое. Вот как можно достичь предвидения.

Иные вызывают нефритовых дев шести сил инь, но этот способ требует для его подготовки шестидесяти дней. Когда все [244] подготовлено, их можно вызвать, и они будут служить магу длительное время. Некоторые люди вызывают восемь письмоводителей, совершая для этого жертвоприношения. Восемь письмоводителей — это проявления эссенции восьми триграмм 40. Этого тоже достаточно, чтобы получить сведения о том, что еще не сформировалось. Можно также взять цветы пуэрарии 41, конопли осенней дымки на кончике ножа и принять этот состав в количестве квадратной ложки со стороной в цунь. Тогда сразу же захочется лечь спать и будут слышаться человеческие голоса, рассказывающие о еще не решившихся делах, и из этого можно со всей определенностью узнать о грядущих удачах и бедствиях.

Можно взять также ясное зеркало размером более девяти цуней и смотреться в него, сосредоточив свою мысль на желаемом 42. Если делать так в течение семи дней и семи ночей, то увидишь святого-бессмертного мужского или женского пола, молодого или старого. После того, как он на мгновение покажется, в сердце появится знание того, что делается на расстоянии в тысячу ли и что должно случиться в будущем 43. Иногда используется одно зеркало, а иногда два, которые в таком случае обозначают солнце и луну. Можно также взять четыре зеркала и расставить их по четырем углам. Тогда во время гадания можно смотреть, по выбору, в любое из этих угловых зеркал, хоть направо, хоть налево, — результат будет один и тот же. В случае использования четырех зеркал наугольника и божеств в них появится много. Кто-то из них будет выглядеть необычным образом, кто-то появится верхом на драконе или тигре, на них будут разноцветные яркие шляпы и одежды, причем совсем не такие, к каким мы привыкли в повседневной жизни. Обо всем этом написано в канонических книгах, а изображения есть на различных схемах и планах. Если вы хотите практиковать данный способ, то сначала надо тайно выведать имена и прозвания всех этих божеств, их положение и должность в небесной иерархии, а также надо знать, как они одеты и какие носят головные уборы. Иначе когда они появятся, человек забудет, что это за божество. Он также может испугаться, что неминуемо причинит тому человеку зло. Совершая этот ритуал, стремятся, как правило, удалиться в уединенное тихое, спокойное, удаленное от суеты место в горных лесах, где никакие посторонние образы не будут отвлекать зрение, а посторонние звуки не будут тревожить слух. В таких местах этот метод, несомненно, можно применять с полным успехом.

Три божественных отрока, девять чудесных дев и Государь, распределяющий долголетие, а также божества, имеющие девять голов и тело змеи, а с ними — сто двадцать божественных [245] чиновников внезапно явятся к совершающему ритуал, но на них нельзя смотреть без должного уважения. Если они будут спрашивать о чем-либо или разгневаются, то не надо отвечать им. Если они явятся в сопровождении блестящей свиты из сильных мужей и закованных в латы воинов, сидящих на драконах или едущих верхом на тиграх, которые будут маршировать под звуки флейт и барабанов, ни в коем случае нельзя ни смотреть на них, ни говорить с ними. Следует только искренне сосредоточиться на истинном облике Лао-цзюня, Престарелого Государя, и когда он явится, нужно поклониться ему.

Что касается истинного облика Престарелого Государя, то его мысленно следует представлять себе так: надо думать, что его фамильный знак — Ли, что его имя — Дань; его тело должно иметь рост в девять чи, его цвет желтый, у Государя большой нос, как птичий клюв, у него длинные кустистые брови в пять цуней и длинные уши в семь цуней. У него на лбу есть три вертикальные морщины, а на его ногах есть знаки восьми триграмм. Он возлежит на божественной черепахе. Он живет в золотых палатах и нефритовых залах с украшениями и ступенями из белого серебра. Его одежда соткана из пятицветных облаков, его шляпа подобна многослойной тиаре, у него в руках обнаженный меч. За ним следует свита из двадцати золотистых отроков, слева от него — двенадцать сине-зеленых драконов, справа от него — двадцать шесть белых тигров, перед ним двадцать четыре киноварно-красных феникса, за ним семьдесят два Сокровенных Воина 44, перед всеми ними шествуют двенадцать божественных животных цюн-ци, за всеми ними следуют тридцать шесть благовещих существа би-е 45. Над ним — гром и молния, сияющие и блистающие, гремящие и грохочущие.

Сведения обо всем этом содержатся в канонических книгах бессмертных. Если удастся увидеть Престарелого Государя, Лао-цзюня, то годы жизни непременно продлятся, разум станет таким же ясным, как солнце и луна, и на свете не останется ни одного неведомого дела».

Некто спросил о методах укрепления зубов.

Баопу-цзы сказал: «Следует питать зубы «цветочным прудом»–винегаром 46 и полоскать их молодым вином. Если по утрам делать так в течение трехсот дней, то зубы станут чистыми и крепкими, тогда они никогда не выпадут. На втором месте стоит использование щавеля земной желтизны, который надо жевать. Можно также использовать отвар из темной печени 47, пилюли из змеиного жира, пилюли из квасцов и порошок из девяти жужубов. Тогда каждый шатающийся зуб закрепится на своем месте, а [246] дуплистые зубы исцелятся. Если же принимать порошок одухотворенного полета 48, то и выпавшие зубы вновь вырастут».

Некто спросил о том, как добиться острого зрения и чуткого слуха.

Баопу-цзы ответил: «Тот, кто умеет двигаться вперед, как дракон, и вести за собой, как тигр, ходить медвежьей походкой и дышать, словно черепаха, подражать полету ласточки и умеет извиваться, как змея, и вытягиваться, как птица в полете, тот, кто регулярно поднимает голову горе и опускает долу, — тот, кто умеет все это, не допустит, чтобы красно-желтое излучение покинуло «пещерный покой» 49. Если человек подражает лазанию обезьяны или прыгает, как заяц, тысячу двести раз, то его слух не притупится. Глухому следует использовать душистую траву темной черепахи или горсть жужубов, бараний помет, коричный пух либо воробьиную корицу. Этими веществами следует залеплять уши. Можно также взять волчий яд и разукрашенную пуэрарию и добавить к ним аконит и луковый сок, перемешать все это и закапывать в уши. Можно также промывать уши отваром мозга карпа. Все эти методы приносят исцеление».

Некто спросил о том, как улучшить зрение.

Баопу-цзы сказал: «Тот, кто умеет поднимать вверх блеск излучений «тройного обогревателя» 50, способен овладеть великим огнем юга-ли 51 и оттереть его камнем света 52, совершая омовения; тот, кто прижигает глаза светом силы ян 53 и сжигает амулеты знаков «бин» и «дин» пещеры зрения, кто омывает глаза вином, тот сможет писать даже по ночам, как это делали древние, применявшие этот способ. Можно также взять брюкву (семена брюквы), отварить ее в горьком вине, потом высушить на солнце, растереть в порошок. Затем этот порошок следует принимать по квадратной ложке со стороной в цунь три раза в день. Всего надо принять один доу порошка. Тогда и ночью человек сможет свободно видеть все, словно днем. Можно также сварить в собачьей желчи баранью зелень-люцерну, морских моллюсков-рапан, растения кассию и пустырник, а также порошок из ста 54 цветов. Кроме того, можно закапывать в глаза сок «аромата куриного язычка , аквиларии-желтого лотоса, а также молоко. От этих методов не только исчезнут все имеющиеся глазные болезни, но и острота зрения навсегда возрастет во много раз».

Некто спросил, можно ли предпринимать неограниченно далекие путешествия, связанные с восхождением в горы и переправами через реки, и не уставать.

Баопу-цзы сказал: «Если только принимать великое снадобье, то тело станет легким и сильным. Тогда можно много трудиться и не чувствовать изнурения. Если вы собираетесь предпринять [247] поход в горы и леса, а ваше тело полностью не подготовлено должным образом, то следует омыть перед этим ноги в растворе порошка облачного жемчуга-слюды, нектара ста цветов-меда и рассоле „сокровенного дитяти». Если регулярно в течение одной декады принимать пилюли из тигриной желчи, летнее вино, пилюли из жира самца небесного журавля, сока чертополоха, хмельную полынь, подорожник, порошок болотистого папоротника 55, то не только будешь без утомления совершать дальние переходы и переправы через реки, но и всегда будешь ходить в три раза быстрее, чем обычные люди.

Если научишься ходить, касаясь земли только кончиками пальцев 56, то можно будет обойти всю Поднебесную вокруг, не обращая никакого внимания на горы и реки. Есть три способа овладения искусством хождения на цыпочках. Первый называется хождением на цыпочках по-драконьи, второй называется хождением на цыпочках по-тигриному, третий называется хождением на цыпочках, подражающим бегу оленя. Если использовать правильные амулеты и уметь правильно сосредоточивать сознание, то можно, поддерживая транс сосредоточения в течение одного двойного часа, пройти тысячу ли. Если предаваться сосредоточенному трансу в течение всех двенадцати двойных часов суток, то можно будет за один день и за одну ночь пройти двенадцать тысяч ли. Однако это расстояние нельзя превысить. Если хочется превысить его, то надо повторить практику сосредоточения по изложенному выше методу еще один раз.

Можно также сделать летающую повозку, используя сердцевину ствола дерева жужуба. Полосы бычьей кожи крепятся к вращающимся лопастям, подобным клинкам мечей, и ими этот механизм приводится в движение 57.

Можно также при помощи мысленного сосредоточения и визуализации создать упряжку из пяти змей, шести драконов и трех быков, чтобы ездить на ней. Она сможет взлететь на сорок ли в область, которая называется миром Великой Чистоты 58. Пневма мира Великой Чистоты очень прочная, и она может выдержать вес человека. Мой учитель говорил мне, что когда коршун или ястреб спиралью поднимается все выше и выше, то ему больше не нужно махать крыльями, чтобы лететь, так как он постепенно достигает уровня крепкой пневмы, на которую может опереться, распластав крылья, и просто парить в пространстве. Точно так же и дракон поднимается над облаками на расстояние в сорок ли, а затем движется уже чисто автоматически. Эти знания пришли к нам от бессмертных, но они никогда не передавали их мирским людям. Поэтому обыватели ничего об этом не знают. [248]

Кроме того, если вы хотите овладеть одним из методов хождения на цыпочках, надо долгое время поститься, отказавшись от скоромных блюд и перестав употреблять в пищу кровь. Так нужно поститься год, и только после этого появится возможность овладеть одним из этих трех методов хождения на цыпочках. Даже если применять амулеты, то все равно метод визуализации пяти драконов является наилучшим, поскольку он позволяет перемещаться на самые дальние расстояния, хотя путешествие и не может превышать тысячи ли. Для того, чтобы подняться или спуститься, тронуться в путь или остановиться, существуют особые приемы. Здесь нельзя действовать по своему произволу. Если не следовать указанным запретам, то путешествие на цыпочках не состоится, так как непременно случится беда: вы упадете и разобьетесь».

Некто спросил: «В «Записях срединных глав Лао-цзы» и «Каноне черепаховых письмен» 59 говорится, что если в годы под эгидой первоэлементов металла и дерева случаются большие войны, то после них обязательно начинаются страшные эпидемии, после которых едва выживает и один человек из десяти тысяч. Осмелюсь спросить вас о способе, позволяющем избежать этого».

Баопу-цзы сказал: «Тайный запретительный способ бессмертных, позволяющий входить в зачумленные местности, заключается в том, чтобы представлять свое тело как бы сделанным из пяти кусков нефрита. Цвет кусков нефрита, которых пять, зависит от символического цвета четырех сезонов: цвет весны сине-зеленый, цвет лета красный, месяц середины сезонов имеет желтый цвет, осень имеет белый цвет и зима имеет черный цвет 60. Кроме того, следует представлять себе, что на голове повязка из золота, а сердце подобно пылающему огню размером с ковш, вмещающий доу. Если принять эти предосторожности, то бояться нечего.

Есть и другой способ. Можно представить себе, что ваши волосы распущены и ниспадают по спине, окутывая собой все тело, причем на конце каждой пряди сияет большая звезда.

Можно также представить себе, что семь звезд Большой Медведицы опустились на вашу голову так, что четыре звезды ковша покоятся на темени, а ручка ковша из трех звезд указывает прямо вперед.

Можно еще представить себе, что пять пневм ваших главных пяти внутренних органов исходят из ваших глаз, окружая тело как облако или туман. При этом из печени должна исходить сине-зеленая пневма, из легких — белая пневма, из селезенки — желтая пневма, из почек — черная пневма, а из сердца — красная пневма. Когда все эти пневмы пяти цветов перемешаются, вы [250] сможете даже лежать на одной постели с человеком, больным чумой, без опасности заразиться от него.

Можно практиковать юев шаг и читать заклинания нефритовой девы, отвечающей за тот конкретный день. Можно также, задерживая дыхание, представлять себе могучих мужей, работающих металлическими молотами, каждый из которых весит тысячу цзиней. Сто двадцать таких мужей достаточно для защиты от заразы. Можно также использовать пилюли, поражающие демонов, пилюли посланника на красной повозке, пилюли военного шлема, порошок эссенции из нефритовой шкатулки, порошок старшего министра Сюя, пилюли даоса на сине-зеленом быке, окуривающие тело, желтый порошок Цуй Вэня, вино из трав и нефрита, пилюли желтого двора, амулеты Августейшего, амулеты Лао-цзы, вводящего управление над серединой, и амулеты персиковых цветов Красноусого Мудреца, Чисюй-цзы. Все эти средства исключительно действенны».

Комментарии

1. В даосской терминологии выражение «отказ от злаков» (дуань гу) обычно означает пост или полное голодание вообще безотносительно к употреблению в пищу зерновых.

2. Стоголовник — вид чертополоха (семейство сложноцветные). В научной медицине не используется.

Упоминающиеся здесь и ниже алхимические термины комментируются только в том случае, если их удалось определить и если они не комментировались выше.

3. Глотать пневму (тунь ци) — то есть заниматься дыхательными упражнениями.

Принимать амулеты (фуфу) — имеется в виду распространенная даосская практика, заключающаяся в том, что вначале на шелке или на бумаге рисуются тушью амулеты, а потом рисунок смывается в воду, эту воду выпивает человек, для которого амулет был сделан. Эту практику для привлечения сторонников активно применял лидер восстания Желтых повязок Чжан Цзюэ, использовавший амулеты для целительства.

Божественная вода (шэнь шуй) — вода со смытыми в нее амулетами или просто заговоренная вода.

4. Здесь речь идет о Дун Цзине (второе имя Вэй-нин), практиковавшем даосские методы в 80-е годы III в. н. э. Его биография имеется в «Истории династии Цзинь» («Цзинь шу»).

Белая Община (Байшэ) — местность на территории, занимаемой современным уездом Яньшисянь провинции Хэбэй. Получила свое название благодаря расположенному там большому храму, который здесь, видимо, и имеется в виду.

5. Лакрица (Glycyrrhiza glabra) — растение семейства бобовых. Сладкий корень лакрицы (солодки) обладает отхаркивающими свойствами, положительно влияет на водно-соляной обмен, используется при лечении язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, оказывает послабляющее действие.

Череда (Bidens tripartite) — однолетнее травянистое растение семейства сложноцветных. Оказывает благотворное воздействие на обмен веществ, улучшает пищеварение и оказывает легкое мочегонное действие. Отвары из череды используются для обмываний при золотухе, экссудативном диатезе и чесотке у детей.

Олений плод — имеется в виду бархатник (петушиный гребешок, семейство амарантовых). В научной медицине не используется.

6. Имеются в виду некие неопределяемые химические вещества.

7. Речь идет о шести комбинациях циклических знаков шестидесятеричного цикла, в которые входит знак у. В китайском календаре циклическими знаками обозначаются годы, месяцы, дни и часы (двухчасья, стражи).

8. То есть допускать эякуляцию во время полового акта и растрачивать энергетический потенциал организма.

9. Цзин-ди — император (258-265 гг.) южнокитайского царства У эпохи Троецарствия.

10. Сезон установления зимы (ли дун) — один из 24 малых сезонов традиционного китайского сельскохозяйственного календаря (приблизительно с 7-8 по 22-23 ноября).

11. Петушиное (сюн) и куриное (цы) здесь выступают как эквиваленты мужского и женского.

12. Сезон установление лета (ли ся) — один из малых сезонов (приблизительно с 7-8 по 22-23 мая).

13. Сокровенный лед (сюань бин), или черный лед — алхимический препарат, содержащий ртуть.

14. Летучий иней (фэй шуан) — алхимический кристаллический неустойчивый порошок; его состав неизвестен.

15. См. коммент. 84 к гл. 8 и коммент. 30 к гл. 12.

16. Великий Император государства У — имеется в виду Сунь Цюань (Да-ди) — основатель южнокитайского царства У (222-252 гг.).

Господин (Учитель) Цзе (Цзе сяньшэн) — даосский бессмертный Цзе Сян.

17. В начертания китайских даосских амулетов очень часто входят контуры созвездий и другие астральные символы. Но здесь могут иметься в виду и тайные (оккультные) имена (мин-цзы) небесных светил.

18. Мать-Царица Запада (Сиван-му) — древняя богиня, видимо, южного, чуского происхождения. Ее резиденцией считалась западная мировая гора Куньлунь. Она почиталась как подательница эликсира бессмертия.

19. Интересно, что обычно в китайской астрологии (в отличие от европейской) Марс не ассоциировался с войной. Такая ассоциация была связана с Венерой (планетой Металла), поскольку она соотносилась с началом инь (коррелировавшим со смертью) и первоэлементом «металл».

20. Возможно, имеется в виду растение семейства орхидных Gastrodia.

21. Видимо, имеется в виду дракон (драконолошадь), явивший Фу-си начертания графических символов «Канона Перемен».

22. Пурпурный Покой (цзы фан) — здесь название звезды (в других контекстах может обозначать один из энергетических центров тела).

23. Зал Пресветлого Престола (мин тан) — в древности сакральнейший покой дворца государя, воспроизводивший в себе образ всего универсума. Здесь, видимо, имеется в виду созвездие Сердца (синь су), образуемое тремя звездами: альфой (Антарес), сигмой и тау Скорпиона. Располагается в восточной части неба.

24. Здесь имеет место очевидный пропуск в тексте. Видимо, соответствующий ему фрагмент был утрачен еще в древности.

25. Здесь можно определить только два последних названия.

«Дитя древесного демона» (му гуй чжи цзы) — авраамово дерево, витекс священный (Vitex agnus-castus, семейство вербеновые). Является сильным тонизирующим средством, антидепрессантом (спиртовая настойка спелых плодов). Его плоды, семена и листья используются при хронических заболеваниях печени и селезенки, женских болезнях и для лечения малярии.

Полынь золотого купца (цзинь шан чжи ай) — один из видов полыни (Artemisia). В «Баопу-цзы» (гл. 16) упоминается также магический гриб-чжи золотого купца (видимо, древесный).

26. Шесть домашних животных (лю чу) — это коровы, лошади, овцы, свиньи, куры и собаки. Эта классификация восходит к эпохе Чунь-цю (VIII-V вв. до н. э.), поскольку впервые упоминается в летописи «Цзо чжуань» (5-й год Чжао-гуна).

27. Вэйский император У-ди — полководец Цао Цао (см. коммент. 33 к гл. 2).

Цзо Юань-фан — даос Цзо Цы (II-III вв. н. э.).

28. Иевлева слеза (и-и) — Coih lacryma, лекарственное растение семейства злаковых.

29. Светлая двузубая оболочка (оу я ян бао) — видимо, оболочка какого-то растения, соотносимого с мужским началом ян.

30. Око господина объединенных гор (хэ шань цзюнь му) — полудрагоценный камень тигровый глаз. Господин объединенных гор — тигр.

31. Хэ-бо — древнее божество, хозяин реки Хуанхэ, которому в народных непристойных культах (инь сы) даже приносились человеческие жертвы (обряд «божественной свадьбы»). Под зернами Хэ-бо имеется в виду особый тип камня гематита.

32. Мазь плывущих облаков (фу юнь цзы) — мазь на основе слюды.

33. Три наказания (сань син) — астролого-календарный термин, означающий или неблагоприятное в трех аспектах сочетание циклических знаков, или схождение вместе трех неблагоприятных знаков двенадцатеричного набора при обозначении месяца, дня и часа.

34. Сюжет из гл. 17 «Чжуан-цзы»: «...однажды какой-то парень из Шоулина вздумал подражать ходокам из Ханьданя. Тамошнее искусство он не перенял, а по-своему ходить тоже разучился, так что пришлось ему ползти домой на локтях и коленях» (перевод В. В. Малявина).

35. Здесь Гэ Хун называет сочинения выдающихся китайских медиков III в., самым известным из которых является Хуа То. О знаменитых медиках китайской древности подробнее см. комментарии к гл. 5.

36. Из перечисленных здесь медиков в настоящее время известен только Жуань (Юань) из Наньхэ. Это живший в III в. в государстве Вэй Жуань Бин (Жуань Шу-вэнь), врач и фармаколог.

37. «Рецепты из нефритовой шкатулки» («Юй хань фан») — этот текст утрачен.

38. Имеются в виду древнейшие формы гадательной практики, известные еще на заре китайской цивилизации, когда гадателем мог выступать только царь (ван). Гадание по черепаховому панцирю заключалось в раскаливании панциря на огне с последующей интерпретацией рисунка образовавшихся трещин. О гадании на стеблях тысячелистника см. коммент. 23 к гл. 3.

Остальные типы гаданий, перечисленные Гэ Хуном, менее древние, не столь освящены традицией и в настоящее время в деталях неизвестны.

39. По-видимому, имеются в виду амулеты и тексты, описывающие амулеты и сопровождающие их.

40. Восемь триграмм (ба гуа) — восемь графических символов «Канона Перемен» из трех линий — непрерывных (ян) и прерывистых (инь). Попарные комбинации восьми триграмм образуют 64 гексаграммы.

41. Пуэрария — вьющееся лианообразное растение, сок которого обладает слабым наркотическим и анестезирующим воздействием; он иногда используется для приготовления опьяняющих напитков (например, в Японии). Иероглиф гэ, означающий «пуэрария», образует фамильный знак Гэ Хуна.

42. Сосредоточение мысли (сы цунь) — здесь это технический термин, обозначающий один из видов даосской созерцательной медитации, предполагающий визуализацию (актуализацию) тех или иных образов (например, божеств даосского пантеона).

43. Подобного рода магическое и мантическое использование зеркал характерно для самых разных культур (ср. традиционные русские святочные гадания с зеркалом).

44. Здесь перечисляются существа, символизирующие стороны света и первоэлементы. Сине-зеленый (цин) дракон — символ востока и дерева; белый тигр — запада и металла; красный феникс — юга и огня; Сокровенный Воин (сюань у) — космологический символ севера и первоэлемента воды, иногда изображается в виде черепахи, оплетенной змеей (черного цвета).

45. Цюн-ци — фантастический монстр, описывающийся в «Каноне гор и морей» и в «Хуайнань-цзы». В первом тексте про него говорится, что это зверь-людоед, похожий на крылатого тигра, во втором — также что это людоед, но с телом быка, покрытым иглами ежа или дикобраза.

Би-е — также фантастический монстр, упоминаемый в разделе «Основные анналы императора Лин-ди» (168-189) «Истории Поздней Хань», но благовещий, что отражено в его другом названии — тянь лу — «небесное пожалование».

46. Винный уксус. Совет Гэ Хуна относительно его использования для ухода за зубами с точки зрения современной медицины является совершенно ошибочным.

47. Имеется в виду или отвар из змеиного желчного пузыря (змеиной желчи приписывалось множество целебных свойств, и она высоко ценилась), или один из растворов, содержащий слюду.

48. Порошок одухотворенного полета (лин фэй сань) — его состав неизвестен.

49. Здесь описываются различные методы даосской гимнастики дао инь, зачастую воспроизводящей походку и игры животных. Наибольшей известностью из подобных упражнении пользуются «игры пяти зверей» (у цинь си) выдающегося медика III в. Хуа То, но сами методы подражания животным при занятиях гимнастикой восходят к эпохе Чжань-го (V-III вв. до н. э.). Во всяком случае, в «Чжуан-цзы» (гл. 15) говорится о знатоках дао инь, стремящихся к долголетию Пэн-цзу и для этого подражающих карабкающимся на деревья медведям и сгибающим и расправляющим в полете ноги птицам.

«Пещерный покой» (дун фан) — одна из структур верхнего «киноварного поля» (дань тянь), расположена в двух цунях выше межбровья. 50. «Тройной обогреватель» (сань цзяо) — видимо, проходы в пищевод, желудок и мочевой пузырь.

51. Триграмма «Книги Перемен» ли понимается как.«огонь».

52. Или «сияющим камнем», «камнем мудрости», «камнем прозорливости» (мин ши).

53. Возможно, имеется в виду солнечный свет.

54. Слово «сто» (бай) здесь имеет символическое значение «все», «множество» и т. п.

55. Отождествление большинства из перечисленных растений носит достаточно предположительный характер.

56. Здесь речь идет не о хождении на цыпочках, а о своего рода левитации.

57. Здесь мы встречаемся с исключительным по своему научно-техническому значению предвидением Гэ Хуна или его предшественников-даосов. По существу, Гэ Хун описывает здесь принцип устройства летающего аппарата тяжелее воздуха типа планера, работающего с помощью винта (в Европе подобного рода проекты возникают лишь в XIX в.). Дж. Нидэм предполагает даже, что данный фрагмент «Баопу-цзы» через посредство миссионеров-иезуитов стал известен в Европе, где в XVIII в. популярной была игрушка «китайский волчок» с небольшим винтом, которая навела воздухоплавателей на аэростатах конца XVIII в. использовать винт для увеличения скорости воздушного шара.

58. Мир Великой Чистоты (тай цин) — низшее из трех небес миров бессмертны"; даосской космологии; на достижение этого неба ориентировалась даосская традиция, представленная Гэ Хуном. Расстояние в сорок ли, указанное Гэ Хуном (по случайному совпадению?), соответствует высоте полетов в стратосфере.

59. Эти тексты были утрачены еще в древности. Их китайские названия — «Лао-цзы пянь чжун цзи» и «Гуй вэнь цзин».

60. Здесь перечисляются символические цвета первоэлементов, соответствующих сезонам: сине-зеленый (цин) — дерево, красный — огонь, желтый — промежуток времени между летом и осенью («середина года»), соответствующий первоэлементу «земля», белый — металл, черный — вода. Эти же цвета (и коррелирующие с ними первоэлементы) соответствуют и пяти базовым внутренним органам (у цзан) — печени, сердцу, селезенке, легким и почкам, о чем и говорится ниже.


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования