header left
header left mirrored

Ян Чжу

Ян Чжу (кит. трад. 楊朱, упр. 杨朱, пиньинь: Yáng Zhū), Ян-цзы, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн — древнекитайский философ, противник конфуцианства. Считается представителем раннего даосизма. Сведений о его жизни и учении крайне мало. Время его жизни относят ко второй половине пятого века до н. э. и первой половине четвертого века до н. э. Есть сведения, что он много путешествовал по различным царствам древнего Китая и его взгляды пользовались широкой известностью. Имел большое количество учеников.

Свидетельства о нем и его учении встречаются в «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы», «Хань Фэй-цзы», «Люй ши чунь цю» и «Хуайнань-цзы». Основным источником для реконструкции взглядов мыслителя является названная именем философа глава в трактате «Ле-цзы». Однако достоверность содержащихся в ней сведений некоторыми учеными ставится под сомнение.

Обычно взгляды Ян Чжу характеризуют как атеизм, материализм и крайний гедонизм. Ян Чжу отвергал существование целенаправленной «воли Неба». Проповедывал наслаждение жизнью. Считал бесполезной деятельность совершенномудрых властителей древности и самого Конфуция.

Крайний гедонизм Ян Чжу издавна противопоставляется альтруизму Мо-цзы. Мэн-цзы говорил: «Ян-цзы берет призывом: „Все для меня!“ Но для блага Поднебесной он не сделает даже того, чтобы вырвать у себя хоть один волосок. Мо-цзы учит совмещать любовь ко всем: к родным и чужим. Для блага Поднебесной он пойдет даже на то, что отдаст себя целиком с головы до пят» («Мэн-цзы» XIII. 26).Взгляды Ян Чжу часто сопоставляют со этикой Эпикура и гедонизмом Аристиппа. По мнению Ф. С. Быкова «Известные моменты гедонизма в учении Ян Чжу позволяют говорить об определенной общности его взглядов с построениями древнеиндийской философской школы чарвака или локаята». Некоторые ученые считают, что интерпретация Ян Чжу как крайнего гедониста является искажением подлинных взглядов древнекитайского мыслителя.

Литература
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С.522-523. ISBN 5-244-00757-2
Петров А. А. Ян Чжу — вольнодумец Древнего Китая. // Советское востоковедение. М.-Л., 1940.
Ян Хин-шун, А. Д. Донобаев. Этические концепции Конфуция и Ян Чжу. // Десятая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.I . М., 1979. C. 195—206.
Лукьянов А. Ян Чжу как философ: Между даосизмом и конфуцианством // Проблемы Дальнего Востока. М., 2001. № 2. С. 139—151.
Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966. С. 136.
Forke A. Yang Chu. The Epicurean in his relation to Lieh-tse the panteist // Journal of the Peking Oriental Society.1893. Vol.II.
Forke A. Young Chu’s Garden of Pleasure (tr. of ch.7). London, 1912.
Emerson, John, «Yang Chu’s Discovery of the Body»// Philosophy East and West, Volume 46-4, October 1996, pp. 533-566.
Alan Fox. Guarding What Is Essential: Critiques of Material Culture in Thoreau and Yang Zhu // Philosophy East and West — Volume 58, Number 3, July 2008, pp. 358-371
Andreini, Attilio. «Evoluzione delle teorie individualiste nella Cina classica: L’eredità di Yang Zhu nei testi Huang-Lao e nel Lüshi chunqiu.» Conoscenza e interpretazioni della civiltà cinese. Ed. Piero Corradini. Venice, 1997. 49-83.
Andreini, Attilio. Il pensiero di Yang Zhu (IV secolo a.C.) attraverso un esame delle fonti cinesi classiche. Trieste: Edizioni Università di Trieste, 2000.
Jinglin Li Mencius’ refutation of Yang Zhu and Mozi and the theoretical implication of Confucian benevolence and love // FRONTIERS OF PHILOSOPHY IN CHINA. Volume 5, Number 2 / June 2010, 155—178. 


Ян Чжу
— 
楊朱, Ян Цзы-цзюй, Ян Шэн. Даты жизни: между 440–334 до н.э. Уроженец царства Вэй. Философ, представитель раннего даосизма. Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Происходил предположительно из бедной крестьянской семьи. Много путешествовал по древнекит. царствам, имел большое количество сторонников и учеников. Соч. не оставил (или они утеряны). Сведения о его взглядах и фрагменты суждений приводятся в памятниках IV–II вв. до н.э. —  у Мэн-цзы, Чжуан-цзы, в «Хань Фэй-цзы», «Люй-ши чунь цю» и «Хуайнань-цзы». В «Ле-цзы» содержится компактная глава 7 «Ян Чжу», в к-рой приводятся беседы и рассуждения философа. По поводу ее аутентичности существуют различные т.зр., однако большинство отечеств. ученых считает ее интерполяцией в текст «Ле-цзы», к-рая была составлена его учениками после смерти учителя в IV–III вв. до н.э. и содержит достоверные сведения о его взглядах.
 
Ян Чжу вошел в историю кит. философии как блестящий полемист, философ-атеист, «вольнодумец», непримиримый противник конфуцианства, проповедовавший «естественное» развитие человека, не стесненное социальными, этич. или политич. рамками. Основу филос. взглядов Ян Чжу составляет идея «естеств. бытия» человека. Человек — неотъемлемый элемент природы, ее продукт, отличающийся от прочих «вещей» (у [3])   лишь разумом: «Человек подобен Небу (тянь [1])  и Земле... Человек является самым разумным [среди всех существ], наделенных жизнью... Поэтому он согласно своей природе полагается на разум, а не опирается на силу». Восприятие мира через органы чувств определяет отношение человека к внеш. миру. Подавлять это естеств. восприятие мира вещей — значит подавлять «природу человека».
 
Ян Чжу первым из кит. мыслителей отверг существование целенаправленной «воли Неба». Человек живет и умирает в силу «естеств. необходимости», к-рую он называет «судьбой/предопределением» (мин [1]). Человек смертен, его жизнь конечна. «То, что делает все вещи разными, — это жизнь, то, что делает их одинаковыми, — это смерть... В смерти существует тождество — это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения... При жизни это [совершенномудрые] Яо и Шунь (шэн[1]), после смерти это — разложившиеся кости... Поэтому следует наслаждаться, пока живы». Призыв к «наслаждению жизнью» — второй принципиальный тезис учения Ян Чжу. По поводу его конкр. содержания исследователи расходятся во мнениях. Наиболее часто Ян Чжу обвиняется в крайнем индивидуализме и гедонизме. Конф. традиция приписывает ему высказывание: «Я не вырвал бы и волоска, чтобы принести пользу Поднебесной». Это обвинение первым бросил конфуцианец Мэн-цзы, соединив с инвективой другой популярной «крайности» - асоциальному альтруизму Мо-цзы. Сопротивляясь распространению подобного радикализма, Мэн-цзы, видимо,  намеренно исказил смысл слов Ян Чжу. Последний в беседе, приведенной в «Ле-цзы», говорит о подобном высказывании легендарного персонажа Бочэн Цзы-гао, к-рое он в принципе одобряет и поясняет свою позицию след. образом: «Люди древности не соглашались вырвать у себя даже один волосок для пользы Поднебесной, но они и не брали всего что только можно от Поднебесной для себя лично. Никто из людей не лишался ни единого волоска; никто не приносил пользу Поднебесной, а она между тем пребывала в состоянии порядка... Миру, безусловно, не помочь одним волоском». Т.о., речь у Ян Чжу идет не о теории «всё для себя» (см. Вэй [1]), а о бессмысленности мелких жертв, к-рые не изменят положения дел в Поднебесной.
 
Обвинение Ян Чжу в крайнем гедонизме также представляется преувеличением. Философ призывал лишь к наслаждению радостью жизни, имея в виду, что после смерти наступает «безразличие». Но и тут он выступал против крайностей: «И красотой [женщин], и вкусом [пищи] нельзя [наслаждаться] постоянно: приедаются; звуками и красками нельзя развлекаться постоянно: пресыщаешься». Бесполезной считал Ян Чжу и жажду славы, поскольку «истинное не обладает славой, а обладающее славой не обладает истиной». Приводя в пример «людей глубокой древности», он говорил, что они, зная, что «в жизнь постепенно приходят, а в смерть постепенно уходят, действовали, подчиняясь [порывам своего] сердца, а не шли против своих естеств. страстей».
 
Исходя из своей концепции «разумного, естественного наслаждения жизнью», Ян Чжу считал бесполезной деятельность «совершенномудрых» правителей древности и самого Конфуция, у к-рых при жизни «не было ни одного радостного дня», а посмертная слава им была уже не нужна. Учение Ян Чжу было предано анафеме конф. ортодоксами, а глава «Ян Чжу» объявлена поздней подделкой. Взгляды Ян Чжу оказали заметное влияние на последующее развитие материалистич. тенденций кит. философии. «Ян Чжу» в составе и всего памятника «Ле-цзы» переведен на англ. (A.C.Graham, 1960) и рус. яз. (Л.Д. Позднеева, 1967; С.Кучера, 1972; В.В.Малявин, 1995).
 
Источники:
Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967; Ян Чжу // Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972; The Book of the Liehtzu/ Tr. By A.C.Graham. L., 1960.
 
Литература:
Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966, с. 120–138; Петров А.А. Ян Чжу — вольнодумец Древнего Китая // Советское востоковедение. М.–Л., 1940; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998;  Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984, с. 90–101; Forke A. Young Chu’s Garden of Pleasure. L., 1912; Graham A.C. The Dialogue between Yang Yu and Chuantzy // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1959. Vol. 22/2.
 
См. также лит-ру к ст. «Ле-цзы».
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 644.

Автор: Феоктистов В.Ф.

Источник


  Ссылки

  • Ян Чжу - из книги "Древнекитайская философия" на этом сайте
  • Ян Чжу - в "Ле-цзы" и "Чжуан-цзы" на этом сайте
  • Wikipedia
  • BaiduBaike
  • Yang Zhu - in Ancient History Encyclopedia
Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования