Shaanxi Y-8X (MPA) Патрульный самолет
Разработчик: Shaanxi
Страна: Китай
Первый полет: 1996
Тип: Патрульный самолет
Y-8 стал универсальным многофункциональным самолетом, в намного большей степени, чем "Hercules". Первая из специальных версий самолета Y-8Х (от "Xun" ≈ наблюдение) появился в 1983 г., когда к компании Shaanxi Aircraft (теперь корпорация Shaanxi Aircraft) обратились представители морской авиации ВМС НОАК с просьбой разработать модификацию самолета, способную совершать длительные полеты на патрулирование морской акватории, разведку, а также поисково-спасательные операции. Этот вариант широко известен как Y-8MPA, и его часто принимают за самолет ПЛО, хотя он невооружен.
НОАК рассчитывала получить первый самолет в 1984 г. Хотя он имел в основе стандартный транспортный самолет, Y-8Х отличался глубоко модернизированным фюзеляжем, в котором задняя рампа была снята, а вместо нее был установлен большой иллюминатор для действия бортового оборудования, а именно акустических буев и фотокамер. Место оператора опускаемой ГАС было установлено вместо кормового стрелка, а самым ярким внешним отличием стало наличие массивной РЛС в обтекателе под носовой частью фюзеляжа.
Поскольку разработка самолета пришлась на эпоху "медового месяца" в американо-китайских отношениях, а поэтому РЛС освещения надводной обстановки была марки Litton AN/APS-504(V)3, ее дополняли фотокамеры, инфракрасные датчики и магнитомер, приемник сигналов ГАС, приемник УКВ сигналов, усовершенствованные радиостанции, инерциальная система наведения и навигационная система "Omega" LTN-211. Кроме того на самолете устанавливался бортовой комплекс обороны, который состоял из системы РЭБ, всеракурсный датчик радиолокационного облучения, а также блоки отстрела радиолокационных и инфракрасных помех.
Shaanxi завершила разработку Y-8X менее чем за год, и в конце 1984 г. первый самолет был передан заказчику. После недолгого периода испытаний в 1985 г. он получил национальный сертификат. Между мартом и июнем 1986 г. один Y-8X совершил пять публичных разведывательных и патрульных полетов над Парасельскими островами и островами Спратли, а также островами Джонгша в Южно-Китайском море, покрыв расстояние в 17000 км. Как сообщалось, в ходе этого полета самолет сделал значительное количество фотографий этих островов, что расценивалось как очень важный элемент в обеспечении будущих действий китайских ВМС в регионе. С конца 1990-х гг. Y-8X часто отмечался в акватории Восточно-Китайского моря, следуя за иностранными боевыми кораблями, или пролетая в приграничном воздушном пространстве в ходе обычных длительных полетов по сбору разведывательной информации рядом с побережьем Японии и Южной Кореи.
Считается, что всего было выпущено четыре Y-8X (б/н 9261, 9271, 9281 и 9291), недавние фотографии показывают, что некоторые из них (достоверно б/н 9271 и 9291) были модернизированы с установкой ИК-камеры переднего обзора под носовой частью фюзеляжа. Кроме того, были отмечены новые обтекатели "лодочного" типа и плоские антенны на центральной и задней части фюзеляжа, что может свидетельствовать в пользу того, что новое оборудование имеет отношение к электронной разведке. Один из самолетов с б/н 9281 позже был переоборудован в вариант Y-8J.
ЛТХ:
Модификация Y-8X
Размах крыла, м 38.00
Длина самолета,м 34.02
Высота самолета,м 11.16
Площадь крыла,м2 121.86
Масса, кг
пустого самолета 35488
нормамальная взлетная 54000
максимальная взлетная 61000
топлива 22909
Тип двигателя 4 ТВД Zhuzhou (SMPMC) Wojiang-6
Мощность, э.л.с. 4 х 4252
Максимальная скорость, км/ч 662
Крейсерская скорость, км/ч 550
Скорость патрулирования, км/ч 475
Перегоночная дальность, км 5620
Продолжительность патрулирования, ч 11
Практический потолок, м 10400
Экипаж, чел 4-5