header left
header left mirrored

Хрупкие особые отношения в Азии

 ХРУПКИЕ ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ В АЗИИ    Jaswant Singh

http://www.project-syndicate.org/commentary/singh9/Russian

 

НЬЮ-ДЕЛИ. «Цзы-цинь задал Цзы-гуну несколько вопросов; Цзы-гун ответил: ... Наш господин все делает, будучи радушным, искренним, вежливым, сдержанным, почтительным. Это наш … путь». Но будет ли премьер-министр Китая Вэнь Цзябао придерживаться этого стандарта, приведенного в литературном сборнике Конфуция, во время своего текущего визита в Индию?

В мире есть несколько различных «особых отношений». Партнерство США с Великобританией выковано в войне ‑ и является оплотом Запада на протяжении более полувека. Американо-советское соперничество эпохи холодной войны было особым в тех отношениях между двумя странами, которые определяли судьбу мира до распада СССР. Теперь США и Китай, как говорят, выковывают новые особые отношения.

Но, заглядывая в будущее Азии ‑ и, на самом деле, в будущее мировой дипломатии ‑ именно отношения между наиболее густонаселенными странами мира и двумя крупнейшими странами с развивающейся экономикой, Индией и Китаем, будут все больше определять глобальную повестку дня. Изменение Японией военной доктрины в первый раз со времен начала холодной войны – сдвиг, который имплицитно представляет для Китая наибольшую угрозу ‑ предполагает, что китайское руководство должно обратить пристальное внимание на свою региональную стратегию.

Приоритеты Вэня в его поездке в Индию очевидны: торговля, безопасность и, далеко позади, территориальные споры между двумя странами. Такой подход может иметь тактический дипломатический смысл, пока нет шума на заднем плане. Но ему не хватает чувства стратегической срочности, что, учитывая рост международной напряженности в Азии, представляет серьезную стратегическую ошибку.

Источники этой напряженности очевидны: обстрел Северной Кореей южнокорейского острова Йонпхендо и выставление ею напоказ современного, ранее неизвестного ядерного завода; армада под руководством США, которая теперь курсирует в Южно-Китайском и Желтом море; и заявление Китая о том, что Южно-Китайское море является областью его жизненно важных национальных интересов наряду с Тибетом.

В двусторонних отношения с Индией сдвиг акцента Китая с претензий на северо-восточный индийский штат Аруначал-Прадеш на Джамму и Кашмир является чрезвычайно тревожным. В действительности, по всему Гилгиту в Кашмире народно-освободительная армия Китая значительно усилила свое военное присутствие. Неудивительно, что в канун визита Вэня Цзябао посол Китая в Нью-Дели находит отношения между двумя странами «очень хрупкими, которые легко повредить и трудно исправить».

Но, несмотря на все эти дипломатические трения, среди окружения Вэня Цзябао в этом визите доминирует бизнес-делегация. В настоящее время экономики обеих стран уверенно продвигаются вперед; обе жаждут более многочисленных и обширных рынков.

Годовой рост Индии составляет примерно 9%; Китая ‑ на уровне 10%. Таким образом, возможности для торговли между двумя странами огромны. Но в обеих странах экономический рост встречает определенные барьеры.

Экономика Индии продолжает расти, но сталкивается с растущей инфляцией, фискальным дефицитом и дефицитом текущего счета, замедлением роста сельского хозяйства и проблемами в инфраструктуре. Проблемы Китая, в основном, состоят в увеличении неравенства в доходах, которые разжигают до сих пор неслыханные волнения в среде рабочих ‑ хотя это не следует рассматривать как предвестник изменений, которые ознаменовали рост профсоюза «Солидарность» и конец коммунизма в Польше.

Но волнения в среде рабочих и желание сохранить 10% рост позволяют предположить, что Китай должен играть ведущую роль в обеспечении мира на Корейском полуострове и предотвращении других политических событий, срывающих развитие его экономики. В конце концов, как знает китайское руководство, только продолжение сильного роста обеспечит правительству пространство для маневров, которое ему нужно для начала ревальвации юаня.

Ревальвация его валюты частично необходима вследствие того, что недооцененный юань стал еще одним источником напряженности в Азии, так как многие в регионе в настоящее время считают, что Китай использует свою валюту в качестве «политического оружия». Чтобы распутать сложную политическую сеть, окружающую стоимость юаня, потребуется, по крайней мере, большая стабильности в регионе.

Тем не менее, международная стратегия Китая, кажется, не отражает этого. Вместо этого, она по-прежнему сосредоточена на Северо-Восточной Азии, Тибете, Тайване и на стремлении выйти в Индийский океан, великий глобальный торговый путь двадцать первого века.

Лидеры Китая признают, что их страна для экономического развития нуждается во времени, пространстве и мире. Однако их стремление к доминирующему положению на стратегических узких местах в Индийском океане подрывает эти цели, увеличивая напряженность не только с Индией, но и с другими державами в Азии и США. Их упор на притормаживание Индии кажется особенно ошибочным, учитывая, что основные интересы Китая (Тибет, Тайвань и сердце материковой части Китая) находятся вне досягаемости большей части военного потенциала Индии.

В противоположность этому, самая большая озабоченность Индии в обеспечении национальной безопасности ‑ неурегулированные границы между двумя странами и связи Пекина с Пакистаном, который часто действует, как китайский суррогат ‑ тесно связана с Китаем: оба фактора напрямую связаны с предполагаемой угрозой со стороны Китая для индийской гималайской территории и быстрого развития стратегической инфраструктуры в этом регионе. Обеспокоенность Индии также сосредоточена на текущих поставках оружия Китаем в Пакистан, включая ракеты и технологии создания ядерного оружия.

Никакие обсуждения торговли не могут скрыть истинных проблем жизненно важной озабоченности между Китаем и Индией. Китай может найти утешение в концентрации внимания на непрофильных вопросах, поскольку такой подход предлагает тактическое сотрудничество с Индией. Это удобная международная уловка, но она оставляет без внимания источники двусторонних разногласий.

Идея сотрудничества в областях, представляющих интерес только для Китая, пренебрегая существенными проблемами Индии, является несостоятельной даже в краткосрочной перспективе. В действительности, игнорирование основных разногласий привело отношения в состояние «крайней хрупкости». Индия не может и не откажется от своего территориального суверенитета, или стремления к безопасности границ, или большего баланса в торговле.

Эти проблемы взывают к ясности, а не дипломатическим уловкам. Но, конечно, две великие и древние цивилизации могут найти свой путь к разновидности «радушных, искренних, вежливых, сдержанных, почтительных ... » отношений, которые могли бы удовлетворить Конфуция.

Джасвант Сингх – бывший министр иностранных дел, министр финансов и министр обороны Индии, автор книги «Джинна: Индия – раздел ‑ независимость.

 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования