header left
header left mirrored

Горы Путошань

Горы Путошань (Putuo Shan)

 

Горы Путошань (Putuo Shan) находятся на маленьком острове в Лотосовом море (Liangua Yang), в ста морских милях восточнее бухты Ханчжоу, провинция Чжецзян. Среди 1390 островов в префектуре Чжоушань этот узкий остров простирается с юга на север, занимая территорию площадью в тринадцать квадратных километров, окруженную морем. Особое геологическое положение окутывает горы Путошань загадочным и священным занавесом. В древней поэме их описывают как «небесные горы в море, иллюзорные горы». Высочайший пик в горах Путошань – Горная Вершина Будды (Foshan Ding) – расположена на уровне 290 метров над уровнем моря. Особым образом оформленные пики и скалы, древние пещеры и пляжи на острове – все сходится в одной потрясающей красоте, известной как «Буддистское королевство моря и небес», а также как «Священное место Южного моря».

Еще при династии Восточная Цзинь (317-420 гг.) Гэ Хун, известный даосский ученый, мастер алхимии и эксперт по китайской медицине, приехал в горы Путошань, чтобы создать эликсир бессмертия. Начиная с эпохи династии Тан (618-907 гг.), горы Путошань стали священным буддистским местом поклонения Бодхисаттве Гуаньинь. В пик расцвета их популярности к здешним причалам приставало множество лодок, заполненных паломниками. Когда-то здесь было три монастыря, и восемьдесят восемь новообращенных жили в буддистских домиках, имея репутацию «трех тысяч монахов в пятистах храмах». Сегодня для туристов открыты свыше тридцати буддийских построек, включающих три большие храма – храм Всеобщего Облегчения (Puji), храм Будхадхармы (Fayu) и храм Хойцзи (Huiji); три храма поменьше: Махайяна (Dacheng), Божество Мейфу, Лес Лилового Бамбука (Zizhu Lin), и др.

Бодхисаттва Гуаньинь в западном буддийском мире нирваны является ведущим Буддой, над ним же стоит Амитабха Будда. Так как Будда наиболее почитаем в Китае, у него наибольшее количество верующих, и он является самой влиятельной фигурой в мире религии. Он держит в одной руке бутылку с ветвями ивы, символизирующими его мудрость, сверхъестественную силу и огромное сострадание к человечеству, которое жаждет достичь просветления и спасения.

 

Дзэнский монастырь «Всеобщее облегчение» (Puji Chansi)

Дзэнский монастырь «Всеобщее облегчение» (Puji Chansi) – это основной, самый большой монастырь на острове гор Путошань; в нем есть статуя Бодхисаттвы Гуаньинь. Про этот монастырь говорят: «одна пагода на каждые пять шагов и один павильон на каждые десять». Изначально он был построен между 860 и 874 годами, во время правления династии Тан. Позже, в 1080 году, император Шэньцзун из династии Сун изменил его название на «Храм Баото Гуаньинь», чтобы поклоняться Бодхисаттве Гуаньинь, и с тех пор храм стал популярным буддистским местом. Между 1208 и 1224 годами, во время династии Южная Сун, императорский двор поместил здесь табличку с надписью «Зал Имперского Фонда» (Yuantong Baodian). В тот же период горы Путошань вместе с храмом Будхадхармы (Fayu Si) у подножия горы Цзиньпин, а также храм Хуцзи (Huji Si) на вершине горы были обозначены как буддийские священные места, посвященные исключительно Бодхисаттве Гуаньинь. Все эти места считались самыми важными в китайской цивилизации и культуре гор Путошань. Внутри монастыря есть известные здания, включающие Зал Великого Имперского фонда (Dayuantong Dian), Зал Небесного Короля (Tianwang Dian) и Библиотека Сутр. Основным залом монастыря является Зал Великого Имперского фонда, в котором находится статуя Будды-Лозанны, а также шестнадцать других статуй различных форм, изображающие Бодхисаттву Гуаньинь – они известны как «тридцать два воплощения Бодхисаттвы Гуаньинь».

 

Монастырь Будхадхармы (Fayu Si)

Монастырь Будхадхармы (Fayu Si), расположенный в 2,8 км от Монастыря Всеобщего Облегчения, является одним из трех больших монастырей в горах Путошань. Он был основан в 1580 году во время правления династии Мин. Монастырь занимает территорию площадью в 33408 квадратных метров. 294 сохранившихся на сегодняшний день здания, построенные на шести террасах, повторяют контуры гор и символизируют восхождение до буддийских небес – по одной ступеньке за один шаг. Вдоль центральной оси стоят следующие постройки: Зал Небесного Короля (Tianwang Dian), Колокольня, Зал Нефритового Будды (Yugo Dian), Зал Бодхисаттвы Гуаньинь (Guanyin Dian), Зал Императорских Таблиц (Yubei Dian), Зал Махавира (Daxiong Baodian), Библиотека Сутр (Cangjing Lou) и Зал Аббатов (Fangzhang Dian). Зал Бодхисаттвы Гуаньинь также называют Залом Девяти Драконов (Jiulong Dian): там на стене имеется барельеф, изображающий девять драконов, которые выполнены с необычайным мастерством – они кажутся почти живыми. Во времена династии Мин барельеф полностью перевезли сюда из Дворца Девяти Драконов в Запретном городе. В рейтинге буддистских храмов Зал Бодхисаттвы Гуаньинь занимает наивысшую позицию. Его считают одним из трех сокровищ гор Путошань. Статуя, находящаяся в Зале Бодхисаттвы Гуаньинь, стоит в центре, а по обеим сторонам выстроились восемнадцать аббатов. Весь монастырь наполнен духом торжественности и возвышенности. Этот дух усиливается аккомпанементом звонящего колокола и звуком набегающих волн на близлежащем пляже Золотого Песка (Jinsha Haian).

 

Монастырь Хойцзи (Huiji Si)

Монастырь Хойцзи (Huiji Si) находится на вершине горы, также известной как «Пик Будды»; он расположен на высоте 291,3 метра – это высшая точка в горах Путошань. Обычно его называют храмом Пика Будды. Это один из трех самых больших монастырей в горах Путошань. Изначально это была просто каменная пагода со статуей Будды внутри – ее построил знаменитый монах Хойюань. В период от эпохи династии Мин до 1793 года (династия Цин) здесь появлялись различные постройки, и впоследствии это место расширили до целого монастыря. Вот названия некоторых сооружений: Зал Имперского Фонда (Yuantong Dian), Зал Нефритового Ручья (Yuquan Dian), Зал Сострадания (Dabei Lou). В 1907 году сюда поместили буддистского классика Трипитаку, и монастырь стал одним из самых больших в горах Путошань. У него уникальная планировка: все крупные сооружения выстроены вдоль горизонтальной линии, в типичном стиле ландшафтной архитектуры на востоке провинции Чжэцзян. В Зале Махавира находится статуя Сакъямуни – под крышей из глазированной черепицы небесно-голубого, светло-зеленого, светло-желтого и розовато-лилового цвета. Под солнцем эти цвета образуют радужное сияние, которое обычно называют «светом сверкающего Будды». В Зал Бодхисаттвы Гуаньинь, который был построен в 1898 году, находятся 123 высеченных из камня статуи Бодхисаттвы Гуаньинь. Эти статуи основаны на картинах знаменитых художников времен династии Тан, Сун, Юань, Мин и Цин. Их считают квинтэссенцией буддийского искусства. Монастырь скрыт глубоко в лесах; он имеет хорошо спроектированное расположение буддийских построек и тщательно прорисованные дорожки между зданиями – это создает типично буддийскую атмосферу спокойствия и гармонии.

 

***

Монах Хойэ и Бодхисаттва Гуаньинь

Согласно легенде, японский монах по имени Хойэ приехал в Китай, чтобы практиковать даосизм. Он попытался забрать с собой в Японию прекрасно вырезанную статую Бодхисаттвы Гуаньинь.

По пути домой он плыл на лодке от восточной части реки Янцзы к морю недалеко от Путошань. Внезапно на спокойном и тихом море поднялся сильный ветер, и его лодчонка начала яростно раскачивалась на волнах. Он вынужден был увести лодку в бухту.

На следующее утро море снова стало спокойным, и он продолжил путь. Прошло немного времени, и лодка, казалось, намертво застряла – он не мог дальше двигаться. Взглянув вниз, он увидел, что его лодку окружили цветы железных лотосов. Хойэ понял, что произошло. Он встал на колени перед статуей и сказал: «Если японцам не суждено встретиться с Бодхисаттвой, я построю храм в той местности, на которую ты укажешь». После этих слов он услышал громкий звук, раздавшийся у днища лодки. Он увидел железную корову: она съела цветы железного лотоса и открыла для него путь.

Хойэ торопливо последовал за железной коровой, пока лодка не вошла в бухту, где он останавливался накануне. Как только они оказались там, небо стало голубым и ярко засветило солнце.

Монах Хойэ сошел с лодки, держа в руках статую Бодхисаттвы Гуаньинь. Среди золотых песков зеленела трава. Чарующий пейзаж этой местности был так же красив, как и ландшафт в горах Утайшань. Хойэ выстроил монастырь, в который поместил статую Бодхисаттвы Гуаньинь, и назвал его «Монастырь Бодхисаттвы Гуаньинь, не желающего уходить». Вот так в горах Путошань возникло священное буддистское место.   

 

 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования