header left
header left mirrored

Горы Уданшань

Горы Уданшань (Wudang Shan)

 

Горы Уданшань (Wudang Shan), также известные как «горы Сюаньюэ» (Xuanyue Shan) и «горы Высшей Гармонии» (Taihe Shan), находятся в округе Даньцзянкоу префектуры Шиянь, провинция Хубэй. Это одно из главных даосских священных мест в Китае. Горы занимают территорию площадью в 400 кв. км. К северу от них находится Резервуар Даньцзянкоу, к югу – горный хребет Шеньнунцзя, к западу – горный хребет Цин, а к востоку – Горы Дахун. В древние времена Уданшань из-за их большой территории называли «восемьсот ли (китайских миль) гор Уданьшань». Ми Фэй, мастер каллиграфии и китайской живописи времен династии Северная Сун (960-1279 гг.), превозносил Уданшань как «горы номер один под небесами» за пейзаж, столь же величественный, как ландшафты гор Тайшань, такой же неповторимый, как в горах Хуаншань, и такой же спокойный, как пейзаж гор Яньданшань. Роскошный и таинственный пейзаж гор Уданшань включает восемнадцать извилистых тропинок вокруг центральной вершины – Пик Небесной Колонны (Tianzhu Feng), семьдесят две горные вершины и живописное место «перекрестных теней от золотых залов». Пик Небесной Колонны – основная вершина в горах Уданшань – распложен на высоте 1612 метров над уровнем моря и известен как «единственная колонна, подпирающая небо». Его окружают: пик Южная Скала (Nanyan Feng), пик Двойное Перо (Shuanbi Feng), вершина Леди (Yunu Feng), пик Наблюдающий Возлюбленный (Wanglang Feng), пик Бессмертных (Xianren Feng). Все эти вершины наклоняются к центру, создавая пейзажное чудо – десять тысяч гор, что сходятся в одном месте.

С древних времен природная красота гор Уданшань, превосходящая красоту мира смертных, привлекала множество даосских мастеров, которые уважали природу: здесь они практиковали и преподавали даосизм. Горы Уданшань, украшенные величественными даосскими строениями, видели на своем веку более пятисот храмов и двадцать тысяч дополнительных помещений, что строились, начиная от эпохи правления династии Тан (1644-1911 гг.). Строительство достигло своего расцвета и вершины при династии Мин (1368-1644 гг.). Император Чжути из династии Мин за двенадцать лет использовал силу трехсот тысяч рабочих, чтобы построить «духовный путь» (Shendao) длиной в семьдесят километров совместно с тридцатью тремя строительными комплексами. Двадцать тысяч залов находилось на строительной территории площадью в сто шестьдесят тысяч квадратных метров, включая дополнительные тридцать девять мостов и двенадцать павильонов. В настоящее время все еще существует сто двадцать девять мест с хорошо сохранившимися монастырями, храмами, залами, павильонами и пагодами, в которых хранится свыше 7400 ценных культурных реликвий. Горы Уданшань считаются сокровищницей даосских культурных реликвий.

 

Дворец Лиловое Небо (Zixiao Gong)

Дворец Лиловое Небо (Zixiao Gong) расположен ниже пика Чжанци, к северо-востоку от основной вершины гор Уданшань – пика Небесная Колонна. Построенный в 1412 году во время правления династии Мин, он является самым большим и наиболее хорошо сохранившимся монастырем в горах Уданшань. Дворец разделен на четыре уровня. На верхнем уровне находится Зал Дракона и Тигра (Longhu Dian). На нижнем уровне расположены следующие помещения: Зал Четырех Направлений (Shifang Dian), Зал Лилового Неба (Zixiao Dian) и Зал Родителей (Fumu Dian). Каждый из них находится в трехуровневом дворе, построенном с дополнительными помещениями в правом и левом крыле. В Зале Дракона и Тигра хранятся глиняные статуи двух божеств-воинов: черного дракона и белого тигра. В Зале Четырех Направлений находится статуя принца Чжэньу, отлитая из золота и бронзы. В нишах основного зала дворца – Лиловое Небо – находятся статуи из золота и бронзы, отлитые императорским двором династии Мин. Здесь также хранятся статуи Чжэньу в различные периоды жизни: в молодости, в среднем возрасте, в пожилые годы. Он одет в гражданскую и военную одежду. По обеим сторонам зала стоят дополнительные двадцать восемь статуй Чжэньу – все они разного размера. В Зале Родителей (Fumu Dian) находятся родители Чжэньу – император Минчжэнь и императрица Шаньшэн. Рядом с ними, в соседних нишах, находятся усыпальницы Бодхисаттвы Гуаньинь и императрицы Саньсяо. Соединение величественных комплексов даосских зданий с непостижимым, спокойным природным ландшафтом принесло дворцу Лиловое Небо славу «благословенной земли Лилового Неба».

 

Золотой Зал (Jin Dian)

Золотой Зал (Jin Dian) на вершине пика Небесная Колонна получил свое название благодаря тому, что он в буквальном смысле сверкает в лучах солнца. Зал был построен во время правления династии Мин, его стиль основан на архитектуре выполненных из дерева императорских дворцов. Он занимает территорию площадью в 160 кв. м; в трех секциях зал подпирают двенадцать колонн, каждая из которых равняется 4,4 м в ширину, 3,15 м в глубину и 5,54 м в высоту. Сама постройка, а также статуи, столы для благовоний и бытовые помещения – все было отлито из бронзы в Пекине и затем доставлено морем в горы Уданшань. Общий вес груза составил девяносто тонн. Это самый прекрасный и наиболее искусно выполненный из всех китайских бронзовых залов, что были построены в эпоху правления династии Юань, Мин и Цин. Этот зал обладает высокой научной и художественной ценностью. В центре дворца находится золотая статуя императора Чжэньу, слева от нее стоит статуя герцога Чжоу, а справа – статуя придворной дамы. Кроме того, императора Чжэньу охраняют жизнеподобные статуи небесных воинов: они держат мечи и флаги перед левой и правой стеной, а под столом для благовоний находятся еще два небесных воина – черепаха и змея. Все здание выполнено с безукоризненной точностью. После пяти столетий существования под жарким солнцем и снегом оно по-прежнему ярко сияет. Этот зал наглядно демонстрирует, как высоко была развита техника бронзового литья. Он словно яркая звезда среди других ныне существующих прекрасных старинных зданий.

 

 

***

Император Чжэньу спускается на Землю

Говорят, что в древние времена из Чистого и Счастливого Королевства в горы Уданшань приехал пятнадцатилетний принц Чжэньу, чтобы здесь изучать и практиковать даосизм. Было время, когда он хотел покончить с этим занятием. Спускаясь с горы, он увидел старушку, которая молотила камнем по пестику, и спросил, зачем она это делает. Та ответила: «Если продолжать молотить, то пестик превратится в иглу. Только настойчивость приведет тебя к успеху». На принца снизошло озарение, и он немедленно вернулся в горы Уданшань, чтобы довести до совершенства свои даосские практики. В конце концов, он добился успеха, приобрел силу бессмертных и стал даосским императором Чжэньу.

После того как он умер от болезни, первый император династии Мин – Чжу Юаньчжан – хотел передать трон своему первому внуку Чжу Юньвэню. Но трон узурпировал его четвертый сын Чжу Ти. После восхождения на трон Чжу Ти боялся, что министры и народ не будут ему повиноваться и это приведет к расшатыванию империи. Позже он узнал, что даосское божество Чжэньу тоже прошел через подобный опыт, поэтому воззвал к небесам с просьбой, чтобы на землю спустился вновь воплотившийся Чжэньу, истинный сын неба. Несколькими годами позже Чжу Ти решил построить более восьми тысяч даосских сооружений в горах Уданшань, где обрел бессмертие Чжэньу. Все здания, построенные по его приказу, были необычайно роскошными. Кроме того, «духовный путь» был вымощен черным камнем от подножия горы вплоть до Золотого Зала на вершине пика Небесная Колонна, соединив девять монастырей, восемь мест поклонения, тридцать шесть женских монастырей и семьдесят два храма на склонах скал. «Духовный путь» – это извилистая тропа паломников в горах Уданшань.

 

Боевое искусство стиля Удан (Wudang Quan)

Боевое искусство стиля Удан родилось в даосском священном месте в горах Уданшань и традиционно известно как «внутренняя школа бокса» – знаменитая школа китайских боевых искусств. Основатель боевого искусства стиля Удан – Чжан Саньфэн – был знаменитым даосским монахом в горах Уданшань во времена правления династии Северная Сун. Он изобрел Тайцзицюань – стиль, совмещающий быстрые и медленные движения боевого искусства. Ядро боевого искусства стиля Удан – даосизм: каждая техника демонстрирует даосскую мудрость. Однажды Чжан Саньфэн сказал, что боевые искусства нужно практиковать не ради техники, а ради здоровья и долголетия каждого мастера боевых искусств. Его мышление полностью отражает даосскую философию, предполагающую избегать конфликтов и заниматься боевыми искусствами лишь для блага собственного тела и увеличения продолжительности жизни.  

 

 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования