header left
header left mirrored

Вступительное слово от автора

Китайская культура занимает особое место в ряду мировых национальных культур. Не в коем случае не умаляя место и значение культур других народов ( в том числе исчезнувших цивилизаций- типа майя), надо подчеркнуть что культура китайской цивилизации всё же реально выделяется среди всех остальных. И происходит это не только из-за однозначной экзотичности этой восточной культуры (японская или корейская культуры, например, не менее экзотичны), а благодаря тому, что китайская культурная среда явилась базовым элементом для формирования, в той или иной степени, культур всех народов, окружающих Китай. Взять хотя бы те же китайские иероглифы, происхождение и история которых, по официальной версии, теряется в тысячелетиях: японцы пишут КИТАЙСКИМИ иероглифами, вьетнамцы и корейцы только век с небольшим как перешли на своё собственное письмо. Бирма, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Таиланд, Бруней...  не мыслимы без «китайского акцента», как в экономике/политике, так и в повседневной жизни.

      Самобытность и уникальность китайской культуры, тем не менее, в меньшей мере определяется наличием всяких экзотических «примочек» и «штучек», инфильтрованных в культуру других народов. (По большому счету, учитывая масштабы усилий китайского правительства по внедрению китайской культуры на международной арене, скоро весь мир будет цитировать Конфуция как своего родного мыслителя). Уникальность китайской культуры прежде всего в сложных взаимовлияниях и взаимосвязях, которые позволили ей,  выжить сквозь столетия смут и невзгод, вынырнуть из них невредимой и окрепшей и, в конечном счете, дать мощный толчок развитию китайского этноса.

       Китайцы не без хвастовства считают свою культуру великой. Хотя огульно под эту струю попадают и вещи, не имеющие к китайской культуре никакого отношения. Мифотворчество вполне вписывается во внутренний строй китайской культурной традиции. Отсюда появляются на свет новые мифы о том, что мексиканцы – потомки китайцев, что «Золушку» европейцы украли у китайцев, что «МакДональдс» - величайшее изобретение китайцев наряду с компасом, порохом и бумагой. Однако, на мой взгляд, именно это мифотворчество и является краеугольным камнем, который позволил китайской культуре выжить, приспособиться к среде и, в конечном счете, приспособить к себе самой всех и всё чужеродное или на неё не похожее. Китайская культура является своего рода нивелиром, который равняет всех на определенные базовые ориентиры. По моему глубокому убеждению – китайская культура нечто гораздо большее чем КУЛЬТУРА КИТАЙСКОГО НАРОДА. Китайская культура – это некая мультинациональная традиция или знаковая система, обращение к которой тем или иным способом позволяло жителям Китая и окружающих его стран ощущать себя ВОСТОЧНЫМИ ЛЮДЬМИ, независимо от того – осознавали они это или нет.

       Я отдаю себе отчет в том, что такая дефиниция китайской культуры вызовет у кого-то ироническую насмешку или вполне обоснованный научно протест. Однако в данном конкретном случае я пытаюсь не МЫСЛИТЬ научными категориями, а отпустить ИНТУИЦИЮ, чтобы попытаться  ПОЧУВСТВОВАТЬ некую ауру, которая витает над словом КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА. Ведь для какого-нибудь кочевника-скотовода в монгольских степях, или для представителя народности бай в южной провинции Юньнань – китайская культура является частью их жизни, частью их религии, частью их мироощущения. Хотя разговаривать они будут при этом на совершенно разных языках, есть совершенно разную пищу, жить – один в юрте, другой в глинобитной хижине. Они не будут есть сыровяленое мясо под Новый год по Лунному календарю, как представители «истинных» китайцев в провинции Чжэцзян. Они не будут хоронить своих умерших, разрубая их на части и отдавая на съедение грифам, как это делают в Тибете. Однако элементы китайской культуры, привнесенные в самобытные культурные традиции различных народов и народностей, со временем сцементировали некую культурную базу, позволяющую этим народам ощущать себя частью этого большого китайского этноса. Под эту "базу", правда, китайцы сейчас оприори пытаются подвести понятие Великой Китайской Культуры – наднациональной платформы, охватывающей всех, кто так или иначе, давно или недавно пригубил от «китайского кубка». Этот очередной виток мифотворчества, лестный для китайцев, не очень приятен для русских, монголов или других народов, которых эта мифология помещает внутрь китайского культурного круга. Но это не причина для того, чтобы не обращать внимание на уникальные черты, присущие китайской культуре.

Подборка, которая содержится в этом разделе – явно не выдержит даже самой скромной критики. Она однобока, несовершенна, иногда – нелогична. Но кто может знать что такое КУЛЬТУРА. Тем более – Китайская.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования