ОУЯН СЮ (кит. трад. 歐陽修, упр. 欧阳修, пиньинь: Ōuyáng Xiū) (1007, Лулин, ныне Цзиань, провинция Цзянси (или Мианьян, Сычуань)— 22 сентября 1072, Инчжоу, ныне Фуян, провинция Аньхой) — китайский государственный деятель, историограф, эссеист и поэт эпохи династии Сун. Также известен под вторым именем Юншу, в конце жизни — под придуманным им самим прозвищем «старый пьяница» 醉翁, и как «Отшельник Лю-и» 六一居士, где Лю-и составлено из числительных «шесть» и «один», то есть «один из шести». На вопрос, о каких «шести» идёт речь, он однажды ответил своему гостю, что в его доме всегда есть 10 000 книг, 1 000 древних свитков, в том числе времён династий Ся, Шан и Западная Чжоу, один гуцинь, один набор шахмат и один чайник вина. Проведший жизнь среди этих пяти, он шестой. Его многосторонние дарования ставят его вровень с деятелями европейского Возрождения.
Вместе с Фань Чжунъянем, своим учителем, руководил сунскими реформами 1040-х гг., предвосхитившими реформы Ван Аньши. В 1053 под его руководством была составлена хроника «Исторические записки о пяти династиях», а в 1060 один из важнейших трудов китайской историографии, «Новая история династии Тан». Также был автором крупнейшего палеографического труда эпохи «Собрание древних надписей с пояснениями», в котором привёл и прокомментировал сотни древних надписей на металле и камне.
Он также знаменит как танский и сунский прозаик и поэт (мастер обоих поэтических жанров эпохи, ши и ци, в эссеистике известен также как создатель жанра шихуа (рассуждения о стихах). Его наиболее знаменитые в России прозаические работы — автобиографические «Записки хмельного старца» (1046) и «Биография Отшельника Лю-и» (1070).
Историческое значение
Оуян Сю, как крупному историку, принадлежит первенство в отрицании определения легитимности китайских династий по сверхъестественным признакам-"знамениям" и теории "пяти элементов". Вместо этого, он руководствуется степенью политической унификации китайских территорий.
Его эссе «О группировках» (zh:朋黨論) стало важным идеологическим документом, к которому обращались сторонники Дунлинского движения 東林黨 (дин. Мин), а также император Юнчжэн в 1724 г.
Примечания
- ↑ Люи Цзюши-чжуань, 414
- ↑ Ouyang Xiu. The Anchor Book of Chinese Poetry Web Companion. Whittier College (2004). Проверено 30 сентября 2007. Архивировано из первоисточника 17 марта 2012.
- ↑ История пяти династий (1280-1368). Проверено 5 сентября 2013.
- ↑ Elman, Classicism, Politics, and Kinship, 153-4.
- ↑ Elman, Classicism, Politics, and Kinship, 279-80.
Литература
- Желоховцев А. Н., Лисевич И. С., Рифтин Б. Л., Соколова И. И., Сухоруков В. Т., Черкасский Л. Е., Эйдлин Л. З. Философская проза X—XIII вв.: [Китайская литература] // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983—1984. Т. 2. С. 143—146.
- Алимов И. А. Вслед за кистью: Материалы к истории сунских авторских сборников бицзи. Исследования, переводы. Часть 1. СПб., 1996. (фрагмент)
- Ouyang Xiu \\ in Chevalier, Tracy. Encyclopedia of the essay. Taylor & Francis, 1997. ISBN 1-884964-30-3, ISBN 978-1-884964-30-5 (pp. 615–617)
- Egan, Ronald C. The Literary Works of Ou-yang Hsiu. — 1984.
- Mote F.W. Imperial China: 900-1800. — Cambridge, MA, USA: Harvard University Press. — P. 119-126, 135-138. — ISBN 0674012127.
- James T.C. Liu in Franke, Herbert, Sung Biographies, Wiesbaden, 1976,vol. 2, pp. 808–816. ISBN 3-515-02412-3
- Carpenter, Bruce E., 'Confucian Aesthetics and Eleventh Century Ou-yang Hsiu' in Tezukayama University Review (Tezukayama Daigaku Ronshu) Nara, Japan, 1988, no. 59, pp. 111–118. ISSN 0385-7743
Библиография
- Оуян Сю \\ Китайская классическая проза, 2 изд., М., 1959.
- Оуян Сю \\ Поэзия эпохи Сун, М., 1959.
В популярной культуре
- В подражание имени Оуян Сю было придумано имя Оуянцев-Сю в детективах Хольма ван Зайчика — это русско-китайский детектив, персонаж цикла «Плохих людей нет».
Ссылки
ОУЯН СЮ И СЮН ЦИ, НОВАЯ ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ТАН
ОУЯН СЮ, ЗАПИСИ ПО ИСТОРИИ ПЯТИ ДИНАСТИЙ
-
https://en.wikipedia.org/wiki/Ouyang_Xiu - англ. Wikipedia