header left
header left mirrored

Критерии оценки камней

Критерии оценки диковинных камней

На протяжении тысячелетий чудо-камни вымывались и полировались самой природой. Они являются ценными предметами с присущими им характеристиками: текстурой, формой, цветом и зернистостью. Выдающейся чертой диковинного камня можно назвать его природную тайну. Обычно эти камни оценивают по шести аспектам в следующем порядке: текстура(质地), форма(形志), цвет (色泽), зерно(纹理), звук(声音) и шарм(意蕴).

Текстура

Текстура диковинного камня обычно зависит от минеральных компонентов, формирующих скалу. Являясь душой камня, она определяет ценность камня для использования его в качестве предмета повышенной ценности или для других нужд. Текстуру камня обычно определяют несколько факторов, такие, как степень твердости, плотность, внешний вид и цвет, и т.д. Среди этих факторов ключевым является степень твердости. Говоря обобщенно, камни с более высокой плотностью также обладают и более твердой текстурой. Камень с прекрасной гладкой поверхностью, чистой текстурой, более твердый и более прозрачный будет обладать более высоким качеством по сравнению с камнем, который имеет более рыхлую структуру, грубую поверхность, тусклый окрас и повышенную мягкость. Но так как различные типы камней имеют различные текстуры, будет неуместно применять ко всем единый критерий оценки.

Форма

Некоторые из камней оцениваются с точки зрения формы, размера, внешности и профиля. Нет единого критерия для измерения «красоты» камня. Некоторые камни проявляют свою красоту благодаря гротескной форме, тонкому и изысканному телу. Другие, напротив, красивы своим простым, массивным и грубым «сложением». Красота же третьих заключена в умении мимикрировать, маскироваться под растения и животных.

Классический четырехзначный критерий – «стройный(瘦), складчатый(皱), полый(漏) и прозрачный(透)», впервые предложенный Ми Фу, знаменитым художником и каллиграфом времен династии Северная Сун, очень точно суммировал традиционную китайскую концепцию камней и эстетические стандарты их оценивания. Термин «стройный» означает, что камень тонкий и высокий. Люди времен династии Северная Сун восхищались «костлявой» красотой, которая воспринималась как типичный образ литераторов и ученых древнего Китая. Типичным примером «стройного камня» является «Вершина, Покрытая Облаком» – древний камень, стоящий в Старом Саду города Сучжоу. Это высокий и тонкий камень с углубленными линиями по центру; его драпировочные линии гладкие и динамичные, они феноменально передают ощущение величественной красоты. Термин «складчатый» относится к неровным камням, имеющим выпуклую и вогнутую поверхность, которая образовалась в древние времена в результате движения Земной коры или ветровых эрозий. Так как подобные «морщины» – это следы времени, они несут в себе эмоциональное послание глубокой горечи. Глядя на эти каменные складки, китайские ученые поневоле начинали размышлять об исторических изменениях, об уязвимости человеческой жизни и проблемах продвижения по карьерной лестнице. Термины «полый» и «прозрачный» относятся к пещерам и пустотам внутри тела камня и вокруг него. Так как эти пустоты сформировались во время движения Земной коры, их структура неимоверно сложна. Слово «полый» вызывает ощущение безмятежности и тайны, в то время как «прозрачный» вызывает ассоциации с пространством и открытостью. Чудо-камень, обладающий всеми четырьмя чертами, то есть являющийся «стройным, складчатым, пустотелым и прозрачным», обычно сильно впечатляет наблюдателя своей изысканной, грациозной красотой. 

Цвет

Цвет камня должен быть элегантным, ослепительным, но не вульгарным. К некоторым чудо-камням – например, природному алебастру, используемому в декоре – предъявляют строгие требования, когда дело касается окраса. Различия в цвете камня учитываются при его оценке, и шкала этих различий просто огромна. У некоторых камней смешанные цвета, которые образуют прекрасные узоры: такие камни тоже могут высоко цениться.

К различным типам камней предъявляют и различные требования в отношении цвета. Например, лучший цвет для кунцита и сталактита – кристально-белый, в то время как идеальный окрас воскового камня – чистый и густой желтый. Камни озера Тай в идеале имеют зеленовато-белый цвет, а камни Линби оцениваются по высшей шкале, если имеют насыщенный черный цвет. Многие булыжники тоже имеют яркий окрас. Короче говоря, камень можно оценить по высшему баллу, если у него идеально чистый цвет или если его окрас представляет собой изысканную смесь различных тонов. Говоря в общих чертах, в шкале конкретных или абстрактных категорий оценки камня предпочтение будет отдаваться камням с более темной окраской, меньшее – камням с туманным цветом, а на раздражающие «яркие» тона вообще налагается запрет.

Зернистость

Говоря о зерне, мы имеем в виду узоры или формы, образованные окружностями, точками, линиями или иными фигурами на поверхности камня. Зерна в чудо-камнях могут делиться на различные категории, включая вогнутые и выпуклые зерна, горизонтальные и косые зерна, точечные и линейные зерна, жирные и тонкие линии, целые или частичные зерна; далее зерна могут делиться на однотонные, двуцветные и многоцветные типы. Прекрасный камень с ясными очертаниями, ритмичной зернистостью и большой вариативностью считается отличным образцом.

Зернистость образовывалась в результате климатических изменений, которые происходили на планете в течение миллиардов лет. Некоторым камням недостаточно обладать яркими и неповторимыми зернами: они должны хорошо сочетаться с формой, текстурой и цветом камня. Такие камни обычно вызывают у наблюдателя бесконечную радость и эстетическое наслаждение. Зерна на некоторых камнях образуют декоративные образы, которые имитируют людей, животных, иероглифы или слова. Такие камни считаются уникальными  экземплярами. Лю Се, знаменитый ученый эпохи Южной династии, сказал в своей книге «Высекание дракона в самом ядре литературы»: «Зерна в камне столь же прекрасны, как облака в небе, и лучше, чем те, что изображены художниками. Образованные зернами узоры цветов и деревьев не могут быть сотканы ремесленниками; все эти красивейшие сцены нерукотворны. Это не искусственные украшения, а настоящие шедевры природы.

Звук

Некоторые чудо-камни могут издавать приятный звук, если постучать по их поверхности. Например, камень Линби использовали для создания музыкального инструмента еще во времена, предшествовавшие эпохе династии Цинь. Так как эта специфическая черта присутствует лишь в некоторых видах камней, соответственно возрастает и их эстетическая и коллекционная ценность.

Шарм

Говоря о шарме камня, мы обычно имеем в виду эмоциональную и художественную атмосферу, которую создает этот камень. Обычно шарм включает форму камня, текстуру, цвет, зерно и звук. Культура наслаждения камнями в Китае, безусловно, подверглась влиянию конфуцианского мышления: оно подразумевает, что увлечение камнями должно иметь не только эстетический, но и этический подход, в равной степени развивая как чувство прекрасного, так и нравственность. В идеале человек должен достичь гармонии между любованием прекрасными камнями и развитием личности с благородными помыслами. Если человек высоко ценит камни, он должен учиться природным достоинствам, которыми обладает камень: в число их входит честность, постоянство, настойчивость, щедрость и чистота. А более поздние поколения, развивая культуру чудо-камней, применяли даосские принципы: восхищение природой, вовлеченность в природные процессы в противовес приданию внешнего лоска, страсти к коллекционированию и аффектации. 

 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования