header left
header left mirrored

Предметы традиционного китайского быта

Рычажные весы [ 杆秤 ]
Веера [ 扇子 ]
Зонтики [ 伞 ]
Изделия из бамбука [ 竹器 ]
Керамические кастрюли [ 沙锅 ]
Лодки с черным навесом [ 乌篷船 ]
Палочки для еды [ 筷子 ]

Пароварка [ 蒸笼 ]
Печи и обогреватели [ 火炉 ]
Продовольственные талоны [ 老票证 ]
Складной стул «цзяо’и» [ 交椅 ]
Счеты [ 算盘 ]
Трости [ 手杖 ]


Рычажные весы (杆秤 ганьчэн)

Безмен (рычажные весы) также является изобретением китайцев. Уже в 200 г. до н.э. в Китае существовали весы с коромыслом для измерения грузов весом до полутонны. Весы состоят из следующих частей: плечо (рычаг, коромысло), крючок, на который подвешивают предмет, подвеска (веревка, за которую весовщик держит безмен) и груз. Длина плеча может достигать 1,5 м; на его поверхность наносится шкала из точек, обозначающих вес (ширина делений зависит от длины рычага).

Единицей измерения служит цзинь (0,5 кг) и лян (0,05 кг)*. Подвеска закреплена со смещение к тому краю рычага, на котором висит крюк. Зацепив взвешиваемый предмет крючком, весовщик поднимает безмен за подвеску и перемещает груз по делениям до тех пор, пока оба плеча коромысла весов не придут в равновесие. Вес называют в соответствии с делением, на котором в этот момент остановился груз.

Такой вид весов встречается повсеместно на торговых площадках. Большими безменами измеряют вес мешков с рисом, туши овец и свиней.

Существует миниатюрный вариант рычажных весов с длиной плеча ок. 35 см, которые используют для взвешивания медицинских трав и драгоценных металлов. Они появились ок. 1 тыс. лет назад, измерения производятся в лянах и цянях (0,005 кг)**.

Безмены намного удобнее обычных весов с чашами – они мобильны, не требуют специального набора гирь. Тем не менее стоит отметить , что равноплечные весы появились в Китае задолго до рычажных. Такие весы с полным комплектом гирь были найдены на раскопках могильных захоронений в г. Чанша (пров. Хунань), датируемых периодом Воюющих государств (475-221 гг. до н.э.).

* - до унификации системы измерения, лян мог равняться 1/16 или 1/12 цзиня; в настоящее время лян равен 0,1 цзиня.

** - цянь равен 0,1 ляна

Веера (扇子 шаньцзы)

Карманные веера были и остаются необходимым предметом в летнюю жару во большинстве регионов Китая. Они подразделяются на две категории по основному признаку – складные и те, что не складываются. Веера могут быть круглой, квадратной, овальной, шестиугольной формы, и даже в форме подсолнечника; материалы для их изготовления используются самые разные, как то: бумага, перо, шелк, необработанные и отшлифованные бамбуковые полоски, пальмовые листья, солома пшеницы, сандал и слоновая кость. В зависимости от материала, поверхность веера может украшать наклеенный рисунок, плетеный или выгравированный рисунок; чаще всего изображают ландшафты или наносят иероглифические надписи.

Обычные нескладные веера делают из бамбука или пальмовых листьев. Они настолько доступны по цене, что их используют не только для охлаждения в жаркую погоду, но и для того, чтобы раздувать огонь на кухне. Выходя из дома большинство китайцев берут с собой складные веера. Женщины предпочитают круглые шелковые не складывающиеся веера.

Уже 3тыс. лет назад опахалами – веерами из птичьего пера с длинным древком – слуги обмахивали императора, стоя по обе стороны от него. Эти сцены можно увидеть и сейчас в традиционных театральных постановках, а также в Запретном городе и Летнем дворце в Пекине. Стража с опахалами входила в почетный караул императора. Непосредственно для охлаждения веера стали использовать с периода династии Хань (основана в 206 г . до н.э.).

Складной веер, украшенный росписями известного художника, считается произведением искусства и демонстрирует статус его обладателя. Их, как правило, не используют по прямому назначению. Сейчас такие веера можно найти разве что в маленьких антикварных лавчонках и в семьях с давними традициями.

Веера из сандалового дерева появились сравнительно недавно, они популярны как в КНР, так и за рубежом. Пластины сандала покрывают резьбой с традиционными китайскими сюжетами. Легкий аромат, исходящий от сандалового веера, в кондиционированной комнате придаст его обладательнице изысканность и утонченность.

Веер – обязательный атрибут актеров в традиционном китайском театре, где специфические манеры обмахивания веером отражают настроение и душевное состояние героя. В костюмированных спектаклях, молодая девушка, встретив своего возлюбленного, прикрывает лицо веером, чтобы продемонстрировать свою скромность.

На некоторых курортах на веера наносится маршрут путешествия с основными достопримечательностями, и веер играет дополнительную роль путеводителя.

В 1982 г. на заводе вееров Вансинцзи был изготовлен веер «10тыс иероглифов поэм периода династии Тан». На веере с высотой ребра 30 см золотом написаны 254 поэмы периода династии Тан (618-907 гг.). Общее число иероглифов достигает 11 199, каждый из которых в среднем занимает 1 мм2, при этом он не уступает иероглифам обычного размера в четкости черт. Его за месяц изготовил 63-летний Чжу Няньцы, заслуженный мастер. Само собой разумеется этот веер – жемчужина среди прочих складных вееров Китая.

Зонтики (伞 сань)

Китай принято считать родиной зонтов. Впервые они появились здесь по меньшей мере 2000 лет назад и были изготовлены их шелка.

В настоящее время для производства зонтов используют самые разные материалы: пергамент (вощеную бумагу), хлопок, шелк, полиэтилен и нейлон. Существует много разновидностей зонтов – для защиты от дождя и от солнца, складные и на прямых спицах.

Лучшими среди зонтиков из вощеной бумаги считаются выпускаемые в пров. Хунань и Фуцзянь. Их бамбуковые спицы после специальной обработки защищены от влаги и паразитов. Бумагу для таких зонтиков расписывают вручную изображениями цветов, птиц, фигурок людей, пейзажей. Чтобы закрепить рисунок, поверхность покрывают слоем масляной краски. Эти зонты уберегут от дождя, защитят и от солнца.

Однако самыми красивыми зонтиками признаны изготавливаемые в Ханчжоу шелковые зонтики. Это настоящие произведения искусства, имеющие практическое применение. На шелк тонкий, как крылышко цикады, наносится рисунок (как правило, пейзажи), затем его закрепляют на спицах. В длину зонты достигают 53 см, а весят ок.250 гр, что делает их удобными в обращении и привлекательными для туристов.

Зонтики давно вошли в обиход местных девушек, желающих спрятаться от палящего летнего солнца.

Зонтики также стали частью сценических костюмов артистов многих жанров. Ярким примером является канатоходцы, в руках которых зонт играет роль балансира.

Изделия из бамбука (竹器 чжуци)

Китай – родина бамбука, поэтому здесь этот материал получил широкое применение в производстве предметов повседневной жизни и интерьера.

В южных провинциях (Хунань, Сычуань), где бамбуковые рощи растут в изобилии, из него строят дома, подвесные мосты, рыбачьи лодки. В свободное время сельские жительницы плетут из бамбуковых полос корзины всех размеров и форм, чтобы затем продать их на ярмарке.

Все части бамбука идут в дело: из листьев плетут широкополые крестьянские шляпы и дождевики, ими также кроют крыши лодок. Естественно, палочки для еды тоже делают из бамбука, украшая их узорами и рисунками.

Мебель из бамбука выглядит очень изящно и элегантно, чтобы это ни было – кровать, диван, софа, рабочий или обеденный стол, стулья,даже детская коляска. Кроме этого бамбук используют для изготовления целого перечня декоративных изделий (панно, ширм, фигурок животных, корзин для фруктов, курительных наборов, коробок для чая и т.д.), имеющих и практическое применение.

Чжуци пользуются широким спросом китайских и заграничных покупателей благодаря изящности исполнения, легкости и умеренным ценам.

Некоторые художники используют внутреннюю поверхность расщепленного пополам толстого ствола бамбука для нанесения строк из китайской поэзии или ряда рисунков.Ими украшают классы учебных заведений и рабочие кабинеты.

Бамбук также является сырьем для производства бумаги высоких сортов и искусственного шелка.

Нежные побеги бамбука используют в пищу. Для обеспечения длительного хранения их консервируют или сушат. Прежде чем готовить сушеный бамбук, его замачивают в воде дня. Бамбук является основным компонентом для производства известного китайского напитка «чжу’ецин» («зеленые листья бамбука»).

Керамические кастрюли (沙锅 шаго)

Керамические кастрюли в Китае принято использовать и для готовки, и для сервировки стола (в качестве супницы). В них можно приготовить самые разные (при том вкусные и недорогие) супы из овощей с тефтелями и/или соевым творогом, поэтому они так популярны.

Керамические кастрюли делают из специальной белой глины, которая, благодаря своим химическим свойствам, стойка к воздействию кислот, щелочей и соли. Глиняные кастрюли меньших размеров используют для изготовления отваров из лечебных трав, т.к. они не влияют на состав отвара. Посуда из белой глины во многом выигрывает у тех же изделий из алюминия и железа: приготовленная в них еда хранится намного дольше, даже в летнюю жару.

С керамическими кастрюлями следует обращаться с осторожностью – после обжига глина становится очень хрупкой. Нельзя нагревать пустую шаго – она может треснуть и дать течь. Новую кастрюлю перед использованием необходимо оставить на 3-4 часа в холодной воде, а затем прокипятить в ней воду 2-3 раза. Это придаст глине дополнительную прочность.

Керамические кастрюли - плохие проводники тепла, что позволяет сохранять пищу теплой долгое время после приготовления, даже зимой. В процессе готовки следует соблюдать осторожность и не ставить шаго сразу на сильный огонь, а сняв ее с плиты, обязательно использовать подставку для горячего, во избежании прямого контакта с холодными и влажными поверхностями.

В КНР существуют 2 центра по производству керамических горшков – р-н Фошань (г.Гуанчжоу) и р-н Исин (пров.Цзянсу), где открыты месторождения песчаной глины - идеального материала для их изготовления. В Шивань (г.Фошань, пров.Гуандун) налажен выпуск «шивань саньбао» («шиваньских кастрюль») на экспорт в Гонконг, Макао и страны Юго-восточной Азии. Свое название «саньбао» (с кит. «сань» - «три», «бао» - «кастрюля») они получили за свою многофункциональность: их можно использовать для варки риса, каш и для заваривания чая.

Лодки с черным навесом (乌篷船 упэнчуань)

На южном водоразделе Китая находится г.Шаосин, отличительной чертой транспортного сообщения которого является передвижение на лодках с откидным навесом из полос бамбука, покрашенным в иссиня-черный цвет. Они невместительны, длиной до 4 и шириной до 1 м; разделены на 3 отсека. В пассажирском отсеке пол выстелен красными лакированными досками. Примечательно в этих лодках то, что во время движения гребец может спокойно облокотиться на маленькую подушку позади себя, т.к. он управляет веслами своими ногами. Холодным зимним днем гребцы прячут замерзшие руки в широкие рукава своих курток и продолжают вести лодку плавно и быстро, нажимая на весла, как на педали, одними ногами.

Палочки для еды (筷子 квайцзы)

Как давно китайцы стали использовать палочки в качестве столовых приборов, неизвестно до сих пор. Впервые они упоминаются в Книге Обрядов («Лицзи»), составленной ок.2000 лет назад. Вполне очевидно, что в своей первоначальной форме – веток и палок – они использовались со времен «приручения» огня, для выемки из костров жаренного мяса. Со временем палки приобрели современную, более изящную, суживающуюся к одному концу форму.

Материалом для изготовления палочек может служить бамбук, дерево, золото, серебро, слоновая кость, олово и пластмасса. В домашнем обиходе, как правило, используют деревянные или бамбуковые палочки; для сервировки праздничных столов (в ресторанах) – палочки из слоновой кости, а золотые палочки – привилегия представителей аристократии и членов королевских семей. Их сечение может быть как круглым, так и квадратным. На палочки иногда наносится декоративный узор в виде картинок или иероглифических надписей.

Рекомендации, как правильно держать палочки. В углубление между большим и указательным пальцами рабочей руки укладываются палочки. Та палочка, что ближе к большому пальцу, должна также опираться на 1й сустав безымянного пальца и оставаться относительно неподвижной. Вторую палочку следует держать указательным и средним пальцем – теперь, действуя палочками, как клещами, вы можете захватывать кусочки пищи. Навыки быстро и ловко поднимать небольшие (например, фасоль, арахис) или скользкие (кусочки консервированных яиц) продукты приходит с практикой и координацией слаженной работы пальцев.

Между прочим, владение палочками во многом схоже с искусством каллиграфии. По наблюдениям ученых, у людей с хорошим почерком, как правило, не возникает проблем с использованием палочек. В принципе, положение кисти в руке мало отличается от положения палочек, к тому же во время письма ( также как и во время еды) следует координировать движения плеча, рука, запястья и пальцев.

Европейцев поражают таланты китайских мастеров, которые довели искусство вышивания и глиняной скульптуры до совершенства. Возможно это, хотя бы отчасти, связано с постоянным использованием палочек?

Пароварка (蒸笼 чжэнлун)

Пароварки – один из самых распространенных видов кухонных принадлежностей Китая. Изготовленные из бамбуковых полос, они могут достигать более метра в диаметре (такие используют в общественных столовых) и быть лишь 30 см (для варки на пару в домашних условиях). Особый вид пароварок, 12 см в диаметре, используют в ресторанах для приготовления и сервировки деликатесов.

Варка на пару происходит следующим образом: сырые пампушки, пирожки с начинкой и т.п. изделия раскладывают на решетке внутри пароварки, затем их составляют друг на друга и ставят вариться над кипящей водой. Пампушки (маньтоу) готовят именно таким способом, за что европейцы прозвали их также «хлеб на пару».

Пшеничные изделия при обработке паром на бамбуковых пароварках умеренно увлажнены и приобретают легкий аромат бамбука. С недавних пор запущенно производство пароварок из нержавеющей стали, которые призваны служить намного дольше обычных бамбуковых. И все же, из-за конденсата на металлической поверхности таких пароварок, изделия получаются излишне увлажненными и становятся менее приятными на вкус. Более того, сталь быстро остывает, а вместе с ней остывает и сама еда. В то время как бамбуковые пароварки лишены всех перечисленных недостатков, что обеспечивает их повсеместную популярность по сей день.

Печи и обогреватели (火炉 холу)

В Китае печи традиционно используют для обогрева жилища в зимний период. Существует следующая градация обогревателей в соответствии с их предназначением: печи, обогревательные поддоны, грелки для рук и обогреватели для ног. Как правило, в качестве топлива используют древесный уголь.

На севере Китая, где зимы довольно суровые и температура нередко опускается до -20, а в старых домах нет системы центрального отопления, для обогрева жилища и кипячения воды к чаю издревле используются печи, растапливаемые углем. Чтобы предотвратить отравление угарным газом, каждая печь оснащена оловянной трубой, отводящей газ на улицу. И все же в СМИ нередко появляются сообщения об отравлениях, ставших последствиями плохой вентиляции или неправильной установки труб.

Для средней полосы Китая характерны теплые зимы, однако временами столбик термометра может опускаться ниже нуля, тогда в аудитории школ, больничные палаты и рабочие кабинеты приносят специальные металлические поддоны с горящим древесным углем. Они сделаны из меди или железа и для большей безопасности сверху прикрываются решетчатой крышкой.

Первые обогреватели для рук и для ног появились в период династии Тан (618-907 гг.). Механизм действия таких обогревателей прост – в медный обогреватель помещают тлеющий древесный уголь. Т.к. обогреватель закрыт в оправу, его даже можно спрятать в широких рукавах традиционных китайских нарядов. Недавно в Пекине был представлен новый вид обогревателя для рук – небольшая коробочка овальной формы, изготовленная из алюминия с полосами асбеста. Для топки используют специально обработанный древесный уголь. Небольшой размер делает такой обогреватель удобным в обращении.

Обогреватели для ног чаще делают из меди, чем из железа. В крышке просверливают множество отверстий, чтобы тепло, поднимаясь вверх, согревало стоящие на обогревателе ноги.

К категории обогревателей также относятся столь распространенные на Западе резиновые грелки с горячей водой, но в Поднебесной их изготовляют из меди, железа и фарфора. Их используют, чтобы согреться в дневное время и кладут под одеяло, чтобы согреть постель для пожилых людей.

Современные дома в северных провинциях Китая большей частью оборудованы системами отопления, в том числе и отопительными системами на солнечной энергии, поэтому обогреватели и печи уступают свои позиции разнообразным электрическим тепловым пушкам и обогревателям с инфракрасным излучением.

Продовольственные талоны (老票证 лаопяочжэн)

В первые годы после образования КНР в стране наблюдался острый дефицит всех товаров народного потребления. Чтобы обеспечить самое многочисленное в мире население, правительство было вынуждено ввести систему распределения. С этой целью были выпущены талоны следующих категорий:

продовольственные – на получение зерна, растительного масла, мяса, сахара, яиц, кондитерских изделий и овощей.

на ткани – обычные ткани; для пошива одежды для военных; обуви; хлопковых тканей.

на товары ежедневного потребления – уголь, мыло, моющие средства, керосин, спички, велосипеды, швейные машинки, наручные часы, промтовары; спецкупоны на покупку этих продуктов для крестьян и заключенных.

спецталоны – выпущенные на китайский Новый год; выпущенные во время установленного перечня праздников; талоны на право покупки ряда продуктов для пожилых людей, рожениц, больных; для членов семей китайцев, проживающих за рубежом – талоны на международный обмен; талоны жертвам наводнений; талоны на покупку ряда товаров для крестьян и заключенных.

В то время все берегли эти талоны как зеницу ока, мало, кто оставил их, не обменяв на продукты. Сейчас их стоимость резко возросла, принеся немалую выгоду тем немногим, кто сохранил эти талоны. Времена изменились, страна процветает, предложение многократно превышает спрос, и теперь каждый стремится стать обладателем продовольственного талона – части китайской истории. Кроме того, талоны служат напоминанием молодому поколению о трудных временах для Китая, а старая гвардия, глядя на них, вспоминает прошлое и наслаждается плодами своего нелегкого труда.

Складной стул «цзяо’и» (交椅 цзяо’и)

При встрече китайские чиновники часто задают друг другу следующий вопрос «Какое кресло (цзяо’и) вы сейчас занимаете?» Это не проявление вежливости и заботы о здоровье сидящего «в кресле», а просьба уточнить, какой пост занимает собеседник в соответствующей организации. Все дело в том, что в сознании китайцев кресло (стул) ассоциируется с высоким должностным положением.

Цзяо’и (складной стул) был изобретен еще в Древнем Китае. Он удобен для тех, кто отправляется на прогулку. Предшественником цзяо’и является складной стул северных племен гунну, изображения которого сохранились на фресках в гроте Тысячи Будд, расположеном в ущелье Туюй ( г.Турфан).

Существует 3 основных вида цзяо’и:

1)с круглой спинкой. Относятся к высшему классу, т.к. использовались исключительно членами императорской семьи. Т.к. величественные особы часто брали с собой цзяо’и в путешествия или же на охоту ( при этом сложенный стул покоился на плечах личной охраны императора), то такие стулья стали называть «стульями для путешествий» или «для охоты». В настоящее время насчитывается не более 100 складных стульев с круглой спинкой, сделанных из древесины ормазии. Их относят к п-дам династий Мин и Цин.

2)стулья с прямой спинкой. Для этого вида цзяо’и характерны удлиненные подлокотники. Материалом для них служила древесина твердых пород. Эксклюзивные экземпляры, выполненные из древесины ормозии, услаждали вкус образованных и богатых дворян в рабочих кабинетах и внутренних двориках.

3)стулья с прямой спинкой и без подлокотников изготовляли из самых простых материалов. Такие стулья можно увидеть в китайской глубинке и по сей день.

Цзяо’и высших классов сейчас хранятся в музеях Китая и других стран, малая часть – в частных коллекциях.

Счеты (算盘 суаньпань)

Счеты – одно из величайших изобретений Древнего Китая. Некоторые ученые полагают, что они были первым вычислительным механизмом в мире.

У суаньпань довольно длинная история: они упоминаются уже в книге «Дополнительные записки об искусстве счета», написанной Сюй Юэ в 190 г. (период династии Восточная Хань). Их популярность росла, что выразилось в изображении их на картине Чжана Цзедуаня «Сцены у реки во время праздника Поминовения усопших». На известном панно счеты лежат на прилавке аптеки рядом с бухгалтерской книгой.

В период династии Мин счеты завезли в Японию.

Суаньпань легко собрать, они не требуют осторожного обращения; владеющий принципами вычисления на суаньпань в мгновение ока проведет простейшие арифметические операции. Поэтому их используют по сей день.

Счеты могут быть любого размера. Самые большие суаньпань хранятся в Даженьтане (г. Тяньцзин) – аптеке традиционных лекарств и имеют 26 см в ширину и 306 см в длину, число спиц для костяшек составляет 117 шт (по числу цифр).

Костяшки на счетах могут быть круглой или ромбовидной формы. Счеты разделены на 2 отсека, на каждой спице 1го из них надето по 2 костяшки, на спицах 2го – по 5. Иногда соотношение меняется соответственно до 1 и 4-5 костяшек. При этом механизм вычисления остается неизменным.

Сегодня в век компьютерных технологий китайский абак не утратил своего значения. Современные исследования доказали его превосходство по скорости выполнения операций сложения и вычитания перед электронными калькуляторами. В 1980 г. китайские ученые изобрели электронные суаньпань, сочетающих в себе скорость выполнения простейших операций и новые методы выполнения более сложных операций (умножения и деления). Это замечательный пример удачного объединения традиций Запада и Востока, преемственности настоящего у прошлого.

Трости (手杖 шоу чжан)

Отправляясь на прогулку в горы, пожилой китаец всегда берет с собой трость, за это в древности трости прозвали «фулао» («спутник престарелого»). Кроме практического применения, трость также обозначала статус владельца.

В древности достигший 50-летнего возраста китаец пользовался уважением всего клана; 60летний – уважением всей общины, их почтительно называли «людьми с тростью». Доживавшие до 70-летия граждане пользовались уважением всего государства.Если к тому же они не утрачивали трудоспособности, император награждал их специальной «тростью императора». 80-летним дозволялось, опираясь на трость, пройти в императорские покои, а 90-летним император сам наносил визит. В последствии традиция уважительного отношения к старшим эволюционировала в систему почитания людей старшего возраста.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования