header left
header left mirrored

Даосизм

Из книги "Страноведение Китая", изд-во "Муравей", 1998.г.

  [2]  Даосизм

Даосизм - философское учение, основоположником которого, по традиции, считают философа Лао-цзы, жившего в конце VII - начале VI в. до н.э., т.е в эпоху Чжоу.  Достоверных сведений о нем китайская история не оставила.  Его жизнь и деяния овеяны всевозможными легендами.

В очень короткой биографии Лао-цзы, помещенной в "Исторических записках" древнекитайского историка Сыма Цяня ( II в. до н.э.), он назван жителем царства Чу.  Его имя Ли Эр, прозвище Дань, служил он якобы архивариусом при чжоуском дворе и встречался с Конфуцием.  Однако сведения о нем даже к началу ханьской эпохи были настолько отрывочны и противоречивы, что среди ученых нет уверенности в реальности этого лица как автора знаменитого трактата "Дао дэ цзин" ("Книга пути и добродетели").

По значению и популярности Лао-цзы считают вторым после Конфуция философом Китая.

"Дао дэ цзин" - небольшой трактат в двух частях - содержит основную суть философского учения даосизма.  Это философское учение за долгие века вызвало много разноречивых толкований; здесь мы намерены ознакомить вас с ним только в общих чертах.

Главная категория даосизма - дао - понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, как источник всех явлений материальной и духовной жизни.  Дао включает в себя обобщенное понятие о закономерностях развития мира.  Все, что существует, утверждается в "Дао дэ цзине", произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться.  Дао не только первопричина, но и конечная цель и завершение бытия.

Постижение дао недоступно для органов чувств: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять, - это не дао.  Никто не создал дао, но все происходит от него и возвращается к нему.  Однако все, что порождает дао, проявляется через дэ, поэтому, если дао - это всеобщая сущность мира, то дэ - ее обнаружение в действительности. 

Задача человека - познать дао, встать на путь "естественности", под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние человека с природой.  Социальная несправедливость в обществе рассматривается как нарушение гармонии.  Своеобразным выражением протеста против социальной несправедливости является отшельничество и аскетизм, иначе говоря - возврат к "естественности".  Отшельники-даосы во все времена уединялись на лоно природы и стремились "слиться" с нею для достижения "гармонии мира".

Лао-цзы порицал стремление к образованию, считал, что народом "легче управлять тогда, когда он глуп".

"Не выходя со двора, - говорится в "Дао дэ цзине", - мудрец познает мин. не выглядывая из окна, он видит естественное дао.  Чем дальше он идет, тем меньше познает.  Поэтому мудрый человек не ходит, а познает. Не видя вещей, он называет их".

Как уже говорилось, конфуцианство, будучи официальной государственной идеологией, имело дело главным образом с социально-семейными отношениями в обществе.  За пределами же конфуцианского учения оставались различные элементы примитивных древних верований и культов китайского народа: анимизм- одухотворение неба и земли, гор, рек, всех явлений природы; сабеизм - обожествление небесных светил, вера в добрых и злых духов, в перевоплощение духов в живые существа и т.д., и т.п.  Все эти древние верования, суеверия, обряды шаманов и гадателей вобрал в себя религиозный даосизм.

По представлениям даосов всем миром сверхъестественных сил правил Нефритовый небесный император (Юйхуан шанди) - высшее божество даосской религии.  О славных делах Нефритового, или Яшмового, императора создано немало легенд.  Одна из них гласит, что в глубокой древности один из китайских правителей и его супруга молились о даровании им наследника.  После таких молитв супруга увидела во сне Лао-цзы, сидящего с младенцем в руках верхом на драконе. Вскоре она разрешилась долгожданным сыном, который с детства проявлял милосердие, заботился о бедных, был добродетелен.  Заняв царский престол, он через несколько лет уступил его одному из министров, а сам стал вести отшельнический образ жизни, лечил больных и размышлял о пути к бессмертию.  Этот-то юноша и стал одним из наиболее популярных даосских божеств - Нефритовым императором, ведавшим делами рая и ада.

Бесплотных духов даосы подразделяют на "главных" - небесных и "второстепенных" - земных.  К первым принадлежат духи неба, земли, солнца, луны и звезд, ко вторым - духи гор, рек, лесов и т.п.

В даосской религии так много святых, что их пришлось даже разделить на несколько классов: земные (ди-сянь), живущие в уединении в горах; небесные (тяньсянь), пребывающие в небесах и превосходящие всех других по силе и могуществу; аскеты, которые хотя и отказались от всех земных и плотских соблазнов, но еще не достигли бессмертия; святые, которые живут на волшебных островах и Восточном море; демоны - бестелесные духи, нечто вроде призраков.

Главное место в даосской религии занимает учение о бессмертии. Одним из основных компонентов человеческого счастья китайцы издревле считали долголетие.  Поздравляя человека с днем рождения, ему преподносили различные символы долголетия.  Самым распространенным из них было изображение персика.  Древняя китайская легенда рассказывает, что в саду небожительницы Сиванму растет персиковое дерево, цветущее и плодоносящее раз в три тысячи лет.  Персиками с этого дерева Сиванму угощает гостей, пришедших поздравить ее с днем рождения. Отведавший их приобретает долголетие.

Человеческая фантазия рождала самые невероятные легенды о долголетии.  В древнем Китае широкое распространение получила легенда о волшебных островах в Восточном море, где якобы растет чудодейственная трава, которая делает человека бессмертным.  Но достичь этого волшебного островов никто не мог, так как ветры не позволяют к ним приблизиться.  Первый император Китая Цинь Ши-Хуан-ди, поверив этой легенде, направил несколько тысяч юношей и девушек во главе с даосским монахом на поиски острова.  Естественно, что поиска оказались безуспешными.  Но сама идея достижения бессмертия по-прежнему привлекала пристальное внимание даосов и правителей Китая.

В даосизме суть бессмертия объясняется примерно так.  В теле человека действует огромное количество духов (36000), которые оказывают решающее влияние на нормальное развитие организма.  Духи подразделяются на группы, каждая из них наделена определенными функциями. Человек не прислушивается к этим духам, потому что не знает об их существовании.  И это приводит к преждевременной смерти.  Только познав связи этих духов с соответствующими органами человеческого тела, можно добиться бессмертия. Нужно, чтобы духи не покидали тело и чтобы их сила росла.  Когда преобладающим элементом в теле человека станут духи, тогда тело утрачивает свою материальную природу и человек, став бессмертным, возносится на небо.

Среди разнообразных "рецептов бессмертия" важное место занимали волшебные талисманы, эликсиры и пилюли.

Даосы придавали большое значение специальных дыхательным и гимнастическим упражнениям, которые способствовали достижению бессмертия.  Ими были разработаны различные приемы дыхания: как дышать подобно жабе, черепахе, аисту, которые живут в виде обычных людей.  Духов часто изображали в виде обычных людей с различными предметами в руках: веером, кистью или связкой полосок бумаги с написанной на них магической формулой бессмертия.

По убеждению даосов, духами могли быть мужчины и женщины.  После того, как они приобретали бессмертие, их физический облик даже через тысячелетие оставался таким же, каким он был в земной жизни; и несмотря на свой переход в иное состояние, святые всегда оставались земными существами.

Духи поднимались выше облаков, переносились куда им заблагорассудится, но для постоянного обитания они выбрали определенное место.  На земле они появлялись в обычном платье, но по выражению лица их сразу же можно было отличить от людей. 

Даосские книги изобилуют рассказами о людях, достигших бессмертия. Наиболее известны легенды о восьми бессмертных, которые некогда были обыкновенными людьми, а затем, воплотившись в духов, поселились в полном уединении на островах или высоких горах - там, где их не могли тревожить простые смертные.  Вот, в самом коротком изложении, сюжеты некоторых из этих легенд.

Люй Дунбинь.  Предание говорит, что мать почувствовала его зачатие в тот момент, когда ее комната наполнилась нежным тонким ароматом, раздалась небесная музыка и белый аист спустился с неба на кровать и внезапно исчез.  Младенец родился с шеей аиста, спиной обезьяны, туловищем тигра и щеками дракона.  Глаза его напоминали глаза птицы Феникс, брови были густые, плечи широкие, нос слегка горбатый, кожа бледно-желтого цвета, около левой брови виднелась черная родинка.  С самого детства он был развит не по летам и мог ежедневно запоминать по десяти тысяч слов; без всякой подготовки он вполне владел литературной речью.

Сначала Люй Дунбинь сделал карьеру на ученом поприще.  Он был удостоен ученой степени цзиньши и служил в управлении в области Техуа (в нынешней провинции Цзянси).  Там, в горах он встретил бессмертного Чжун Лицюаня и стал под его руководством изучать тайны магии, научился готовить эликсир и узнал способ делать золото.  Он также в совершенстве изучил фехтование и искусство становиться невидимым.

Чжун Лицюань посвятил его в тайны учения о дао, и в 50-летнем возрасте он сделался бессмертным.

Пройдя с честью все испытания, Люй Дунбинь овладел тайнами магии и получил меч "чудесного могущества" (его всегда изображают с мечом за спиной). Целых четыреста лет с этим мечом он странствовал по земле, избавляя людей от горя и зла, убивая драконов и тигров.

Когда-то он поклялся Чжун Лицюаню, что будет всеми силами направлять своих товарищей к познанию дао.  Однажды Люй Дунбинь пришел в местечко Юэян под видом торговца маслом.  Он хотел сделать бессмертным всех тех, кто не станет домогаться выгоды при покупке масла.  Целый год он продавал масло, встречал только жадных и недобросовестных покупателей; лишь одна женщина оказалась честной и не требовала больше, чем ей следовало.  Люй Дунбинь пошел к ее дому и бросил в колодезь посреди двора несколько зерен риса.  Вода тотчас превратилась в вино, и старая женщина, продавая его, выручила много денег.

Затем Люй убил дракона, причинившего людям бесчисленные беды, и отказался взять за это награду.  Вообще он сотворил много чудес, делая добро, но только людям с добрыми сердцами.

Чжан Голао.  Из всех "восьми бессмертных" Чжан Го самый старый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали лао - "старый", "почтенный", "уважаемый".  Жил он отшельником в горах и всею жизнь скитался.

Чжан Голао всегда ездил на белом муле лицом к хвосту, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли.  Когда бессмертный останавливался где-либо, он складывал мула, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука.  А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и мул снова оживал.

Чжан Голао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей.  На популярном в народе рисунке изображен Чжан, сидящий на муле; он подносит младенца только что повенчанной паре.

Чжан Голао считается покровителем изящных искусств.  Он всегда изображается с сосудом для кистей, сделанным из колена бамбука. 

Ли Тегуай.  Он обыкновенно изображается человеком внушительного роста, со смуглым лицом, большими глазами, черной курчавой бородой и кудрявыми волосами, сдерживаемыми железным обручем.  В руках у него всегда железный посох, потому что правая нога его согнута.  С юных лет он старался приобрести талисман бессмертия и не обращал внимания на свои домашние дела.  Презирая мирскую суету и все соблазны мира, Ли вел аскетический образ жизни.  Он удалился в горное ущелье, где нашел пещеру с каменной дверью.  В горах провел он 40 лет, стремясь раскрыть тайну бессмертия.  Сидел он на циновке из тростника и целые дни проводил в упражнениях, часто забывая о пище и питье.

Ли Тегуай часто появлялся на земле. Иногда он принимал вид старика, продающего лекарственные снадобья.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования