header left
header left mirrored

Буддизм

Из книги "Страноведение Китая", изд-во "Муравей", 1998.г.

  [3]  Буддизм

Буддизм пришел в Китай из Индии.  О буддийской религии и ее основателе - Будде существует множество литературных источников.  Воспроизведен здесь одну из легенд о жизни и деяниях Будды. 

2500 лет назад (в VI в. до н.э.) в княжеском роде Шакья ("Могущественные") родился мальчик.  Его нарекли Сиддхартха.  Он жил в роскоши и получил блестящее светское образование.  Близких поражали его исключительные способности, ум, сила и ловкость.  Когда он стал совершеннолетним, ему дали имя Гаутама.  Юноша женился на молодой красавице, которая подарила ему сына.

Сказочная роскошь дворцов, пресыщенность развлечениями, однообразие бессмысленной и бездеятельной жизни богатых, страдания простого народа пробудили в сильной и глубокой натуре Гаутамы стремление к высшим духовным идеалам.  В 29-летнем возрасте он тайно покинул родной дом, оставив молодую жену и сына, остриг волосы и бороду, сбросил богатые одежды, облачился в желтое одеяние и в уединении стал вести аскетический образ жизни.  Только так, по обычаям тех времен, можно было очиститься от земной скверны.  Чтобы стать святым, приходилось безропотно переносить все жизненные невзгоды и физические страдания, отказаться от удовлетворения обычных человеческих потребностей, пренебречь всем личным, подавить в себе чувственные желания.  Этому и следовал Гаутума, который семь лет провел в скитаниях.  Ведя аскетический образ жизни, он превратился в живой скелет, но зато прозрел духовно.

Однажды ночью, рассказывает древнее предание, наступил тот долгожданный миг, когда на Гаутаму снизошло всеведущее просветление.  "Когда я все это прозрел", - вспоминает он, согласно легенде, - душа моя обрела искупление от греха земных желаний, искупление от греховного пристрастия к земному бытию; обрела искупление от греха незнания, достигнута святость, исполнен долг, и я никогда не возвращусь более в этот мир.  Вот что познал я.  С этого времени в судьбе Гаутумы произошел великий перелом: он стал Буддой, что на санскрите означает "просветленный", "достигший прозрения".  По названию княжеского рода, из которого он произошел, его стали именовать также Шакья-Муни (святой из рода Шакьев).  Всю последующую жизнь Будда, странствуя, проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.  Его останки были преданы огню с соблюдением царских почестей.

Будда наделся сверхъестественной силой: способностью становится невидимым, летать по воздуху, проходить сквозь стены и горы, выходить из земли и проваливаться сквозь землю, ходить по воде, держать в руках солнце и луну, управлять миров.  Он владел оком и ухом богов, знал чужие мысли, мог из одного сделать многое, а из многого - одно.

Заимствованный в Индии буддийский пантеон состоит из множества богов - будд и бодисатв.

Главные из них: Будда прошлого, Будда настоящего и Будда грядущего.  Они олицетворяли бессмертие буддизма в прошлом, настоящем и будущем.

Кроме главных будд почитались и второстепенные: Будда покаяния, Будда врачевания, Будда желаний, Будда созерцания и многие другие. Бодисатвы считались сверхъестественными существами, небожителями, но занимающиеся земными делами и творящими добро людям.  Бодисатвы как бы "сближают" людей с Буддой, оказывают им "индивидуальную помощь".

До Будды настоящего - Шакья-Муни было бесчисленное количество Будд, но последним перед Шакья-Муни был Будда Кошба - олицетворение прошлого.  После Шакья-Муни, полагают буддисты, сменится бесчисленное количество Будд, ибо мир богов бесконечен. Следующим Буддой станет Майтрейя, который, олицетворяя грядущие времена, сменит Шакья-Муни через восемь с лишним миллионов лет, поэтому Майтрейя называют Буддой грядущего.

Среди всех изображений будд Майтрейя (по-китайски - Милэфо) можно без труда отличить по внешнему виду: у него бритая голова, смеющееся лицо с глазами, святящимися искренней радостью, огромный живот с рельефно выделяющимся пупком.  Его обычно называют "Смеющийся будда".  В китайском народе его прозвали "Толстобрюхий Милэ".

Одна из китайских легенд о появлении Будды грядущего - Майтрейя гласит:

Около тысячи лет назад, в один прекрасный день в провинции Чжэцзян появился таинственный монах с мешком за плечами.  Люди спросили его:  - Ответь нам, что у тебя в мешке?  - Весь мир! - последовал ответ.

Вскоре этого человека узнали во всех уголках страны.  Его звали Ци Цы. Он нес людям правду, в которой они так нуждались.  Он учил их любить и верить, указывал им путь к спасению.  Но старость и страдания о судьбе несчастных дали себя знать, и монах Ци Цы умер.

Это случилось на веранде у входа в один из буддийских храмов. Обессиленный монах упал и пропел окружавшим его почитателям: "О люди!  Вы не узнали меня! Ведь я - Майтрейя!".  Так покинул землю священный Ци Цы, ставший после этого наследником Шакья-Муни.  Статуя "Смеющегося будды" есть не что иное, как воспроизводимый с тех времен образ монаха с волшебным мешком, из которого он черпал священную мудрость буддизма.

Верующие одухотворили этот образ, сделав его символом неисчерпаемых возможностей добродетели, а мешок и огромный живот монаха стали символом "безграничной души".

Кроме Шакья-Муни и Майтрейи высокопочитаемым считался будда Амитаба.  Его культ был непосредственно связан с мечтами о светлой жизни, о райском будущем.  Считалось, что если над гробом произнести много раз имя Амитабы, то душа покойника попадет в рай.

В буддийских храмах статуи будды покоятся на высоких постаментах.  Обычно будды сидят, поджав под себя ноги.  Их одежда скромна и незамысловата.  Роскошные одеяния, по мнению буддистов, могли бы исказить священные образы "спасителей" человечества.

Около статуй будд находится, как правило, пять жертвенных сосудов: в середине - треножник-курильница, по бокам - два подсвечника и два бронзовых или фарфоровых сосуда.  Перед буддами всегда горит огонь - считается, что "свет дает мудрость человеческому разуму".

В различное положение рук и пальцев будды вкладывается определенное символическое значение.  Например, если левая рука лежит на коленях, а парвая приподнята над грудью, значит, каждая рука выражает застывшую мысль.  Ладонь, опушенная на колени, - своеобразный "пресс", которым будда "придавил" нечистую силу и освободил людей от ее дурного влияния.  Правая рука - символ мудрости самого будды, который учит всех, как надо жить.

Другая поза: левая рука на уровне головы ладонью вперед, а правая рука открытой ладонью обращена к людям.  Жест левой руки означает: "Люди, не бойтесь!".  Правая рука как бы продолжает: "Я все сделаю, что вы хотите!".

Иногда обе ладони находятся близко друг к другу, в таком положении, точно держат круглый предмет.  И действительно, буддисты считают, что будда крутит "колесо закона", тем самым очищая мир от нелепости и зла.

Часто будда изображается в такой позе: он сидит с поднятой ладонью, указательный палец свернут колечком.  Можно догадаться, что это - поза наставника: будда проповедует, учит верующих, указывает им путь.

И наконец, можно указать на две позы, означающие состояние полного покоя, когда будда как бы уходит в себя и застывает в сосредоточенном созерцании.  В эти случаях пальцы одной ладони примыкают к пальцам другой и обе ладони повернуты вверх, либо он обеими ладонями держит небольшой сосуд - патру, наполненную живительной влагой.

На голове будды на всех изображениях видна шишка - символ величия и недосягаемости.  Синие волосы свидетельствуют о том, что будда обитает в небе.  Иногда его рисуют восседающим на лотосе.

Лотос - любимый летний цветок китайцев.  Особенно пышно цветет он в жаркие дни июля и августа.  Родина лотоса - Индия.  Однако он давно проник в Китай.  Это многолетнее растение с неотмирающим корнем.  Листья лотоса почти круглые.  Они похожи на зонтики, установленные над водой.  Цветы наиболее распространенных сортов лотоса имеют не более 10 лепестков.  Они распускаются утром и свертываются вечером.  Живут они обычно три дня, а потом опадают.  Лотос растет в иле и грязи, но сам никогда не загрязняется.

В представлении китайцев лотос издавна стал символом красоты, чистоты и благородства.  Своими изящными очертаниями, цветом и ароматом, характерным шелестом листьев он производит непередаваемое впечатление.  Лотосу посвящено много произведений китайской классической поэзии.  Писатели и поэты разных веков сравнивали красоту женщины с распустившимся над водой лотосом.  Вот почему лотос считается "достойным седалищем" для Будды.

Среди "второстепенных" божеств особым почитанием пользовалась бодисатва Гуаньинь.  Это божество называли также "Цзю ку, цзю нань", что значит, "Спаситель от страданий, спаситель от несчастий".  По традиционным верованиям, тот, у кого случилось горе, должен всем сердцем взывать к Гуаньинь, и, если божество услышит, к несчастному снизойдет утешение.

Этому божеству молились кающиеся грешники, надеясь, что оно спасет их от адского пламени, которого иначе не миновать; ему молились терпевшие бедствия во время наводнений и кораблекрушений; ему молились женщины, мечтавшие иметь дочь или сына, - они верили, что стоит Гуаньинь услышать их, как родится добродетельный и мудрый сын, а если родится дочь, то и она будет полна достоинств и целомудрия.

Божеству Гуаньинь приписывалась чудесная способность к перевоплощению.  В облике человека или другого живого существа оно могло появиться повсюду, чтобы нести утешение, избавление от мук, чтобы прощать и любить.

Гуаньинь чаще всего изображали в образе женщины (иногда с ребенком на руках).  О ее происхождении ходило много легенд.

В различных районах Китая встречались самые разнообразные изображения бодисатвы Гуаньинь.  Самым фантастичным и таинственным было изображение тысячерукой Гуаньинь.  Многочисленные руки, головы и глаза божества символизировали светлую силу добра и благородства, ибо способы помощи ближним бесчисленны, а пути проявления сострадания безграничны.

Гуаньинь покровительствовала также материнству.  Буддисты считают, что, если женщина желает иметь сына, пусть она с поклонами и почтением принесет свои мольбы Гуаньинь, и тогда через определенный промежуток времени она родит сына, отмеченного счастьем, умом, добродетелью.  Вот почему Гуаньинь нередко изображали с ребенком на руках и на коленях.

Богослужение в честь Гуаньинь отличалось особой пышностью.  Буддийские монахи облекались в лучшие наряды и старательно омывались.  В течение часа до начала службы и после нее монахам запрещалось чем-либо заниматься и вступать в разговоры.  В это время они обязаны были сосредоточенно обдумывать обеты буддизма. Церемонию открывала процессия монахов, которые подходили к статуе Гуаньинь, украшенной цветами и яркими тканями.  На алтарь перед статуей устанавливали курительные свечи и клали приношения. Подойдя к алтарю, монахи падали ниц, затем читались молитвы и звучали песнопения.

Исходным пунктом буддийской доктрины является отречение от мира чувств.  Буддийскому учению чуждо удовлетворение трудом, наслаждение жизнью.  Оно объявляет жизнь безысходным страданием.

Буддизм проповедует уход от социальной жизни, призывает человека лишь к самосозерцанию; как итог созерцания рисуется блаженство - не в форме движения, а в форме вечного, ничем невозмутимого покоя.

Невежество, учит буддизм, происходит от господства чувств над духовной природой, а господство чувств коренится в привязанности к жизни; если освободиться от этой привязанности, то прекратится власть чувств и последует просветление.

По воззрениям буддистов, жизнь человека - это непрерывная цепь страданий, которые происходят от стремлений и желаний.  Рождение - страдание; расстройства здоровья - страдание; смерть - страдание; скорбь, стенания, горе и отчаяние - страдание; союз с нелюдимым - страдание; разлука с любимым - страдание; неполучение страстно желаемого - страдание.

Как же в таком случае избавиться от страданий?  Если причина всех страданий - желания человека, то отказ от них - естественный путь избавления.  Нужно ничего не жалеть и ни к чему не стремиться, нужно заглушить голос чувств, вступить на путь внутреннего созерцания и, следуя этому пути, дойти до угасания (нирваны) - состояния небытия, покоя. Таковы исходные заповеди буддизма.

Буддизм прославляет полную невозмутимость, смирение, презрение к жизни, непротивление злу.  Безропотное отношение ко всем жизненным невзгодам и к физическим страданиям является, по убеждению буддистов, проявлением высших моральных качеств человека.  Одна из легенд рассказывает об отшельнике Арме, которому отсекли поочередно руки и ноги.  Отшельник не возмутился, не сопротивлялся, а лишь кротко повторял: "Я упражняюсь в терпении".

Смерть человека не означает его полного исчезновения.  В соответствии с буддистскими представлениями душа умершего вселяется в плоть вновь родившегося человека или животного, поэтому жизнь есть цепь бесконечных перерождений, а для достижения "хорошего перерождения" нужно отрешиться от радостей жизни.

Смерть, таким образом, есть не исчезновение, а лишь перерождение.  Существовали три ступени перерождений в людей: высшая ступень - умерший возвращался на землю сановником, генералом или любым другим высокопоставленным чиновником; средняя ступень ученым, ремесленником или земледельцем; низшая ступень - вдовцом, бобылем, бездетным, вдовой, сиротой.  Кроме этого, существовали три ступени перерождения в животных: высшая - умерший возвращался на землю в образе четвероногого; средняя ступень - в образе птицы; низшая ступень - в виде насекомого, пресмыкающегося, земноводного или рыбы.

Вера в перерождение - главная причина бытующего в среде буддистов вегетарианства и отвращения к пролитию крови.  Буддист, лишенный в соответствии со своей религией права убивать животных даже в пищу, является, таким образом, невольным вегетарианцем.  Истинный буддист обязан прилагать все усилия к тому, чтобы сохранять и продлить жизнь животных.  В буддийских храмах, как правило, содержались обезьяны, змеи, птицы, имелись бассейны для рыб.  Что касается собак, кошек, крыс и мышей, то они размножались в буддийских монастырях беспрепятственно.  Забота о сохранении жизни насекомых доводила буддийских монахов до крайней неряшливости и нечистоплотности. Некоторые монахи-фанатики даже намеренно разводили на себе насекомых и паразитов.

Буддизм проник в Китай в начале нашей эры (в период ханьской династии) и сначала был встречен враждебно, поскольку он считался чужеземной религией с совершенно незнакомыми тогда китайцам представлениями о жизни и смерти.

Основными противниками буддизма выступали конфуцианцы, которые не хотели признавать никого, кроме Конфуция, и никаких догм, кроме провозглашенных им и его учениками.  Они отвергли буддизм, как отвергалось в Китае вообще все иностранное, а значит, варварское и некультурное.

Проповедникам новой религии пришлось преодолеть всевозможные препятствия, прежде чем буддийские догмы стали "родными" для верующих китайцев.  Буддизм покорил народную религию заботой о загробной жизни и стройным величественным ритуалом, пением и музыкой. Буддизм пленил воображение бесчисленными и иногда весьма поэтичными легендами о загробной жизни.

Сделавшись буддистом, китаец продолжал поклоняться небу, земле, луне, солнцу и духам предков, почитать моральные наставления Конфуция, проносить жертвы усопшим и т.д.  Буддизм воспринимался без особых препятствий и потому, что в нем китайцы нашли отголоски собственных верований.  Например, сыновнее благочестие и безусловное подчинение младших старшим считалось главной добродетелью, как конфуцианской, так и буддийской.

Буддизм принес в Китай учение о рае и аде, о подземном царстве и загробном возмездии.  В представлении китайских буддистов, рай имеет все "обычные райские признаки: медовые реки, золотые деревья с необыкновенными плодами, вечную музыку, пение и блаженство.  Особенность буддийского рая в том, что в нем отсутствуют женщины; если они даже и удостаиваются чести быть допущенными в рай, то сразу же превращаются в мужчин.

Раю противопоставляется ад: по-китайски он называется диюй - подземная тюрьма или преисподняя.  В больших храмах можно было увидеть "схематическое изображение" ада в виде кругов, сужающихся кверху, причем в каждом круге устраивались особые ниши или выступы, куда помещались небольшие фигурки судей, чертей, палачей и грешников.

По буддийским поверьям, когда человек умирал, его душа вначале направлялась к богу - покровителю данной местности, а затем к богу - покровителю городов. Эти боги представляли верховному божеству - Нефритовому императору (Юйхуану) доклады о всех добрых и злых делах усопших.  В соответствии с этими докладами усопших вознаграждали за добро или наказывали за зло.  Демоны ада заставляли грешников смотреть в огромное зеркало, в нем отражались все плохие дела, совершенные ими в жизни.

Буддийский ад насчитывает восемь отделений.  Грешники, находящиеся в первом отделении, имеют железные когти, которыми раздирают друг друга, и раны их никогда не заживают.  Во второе отделение попадают усопшие, виновные в грехах ненависти, зависти и сладострастия.  Последнее отделение самое ужасное: там находятся грешники, хулившие Будду или убившие святого.  Это отделение окружено семью чугунными стенами и наполнено орудиями пыток.  Здесь грешники, совершившие в земной жизни святотатство, на протяжении многих веков горят в огне.

За совершенные преступления грешники приговаривались к различным наказаниям: их мучили голодом и жаждой, кололи вилами, клещами сжимали сердце и печень, выкалывали глаза, вырывали язык, высасывали кровь, вешали вверх ногами, отрезали руки и ноги, бросали в котел с кипящим маслом и т.д.

В зависимости от состава преступления и поведения грешника судьи преисподней принимали и соответствующее решение: кем должен вновь родиться умерший - мальчиком или девочкой, красивым или некрасивым, богатым или бедным и т.д.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования