В Западной Европе с уходом полчищ Бату-хана на Волгу прошел первый страх перед грозными пришельцами из глубин Азии. Тогда было решено использовать очередных завоевателей как возможных союзников в борьбе с сарацинами — исламскими правителями стран Ближнего Востока. Европейцы верили, что в сердце Азии — в «Стране татар» существует христианское государство во главе с первосвященником Иоанном. Именно с пресвитером Иоанном, таинственным христианским государем, они связывали надежды на союз с монголами против мусульманского мира. В 1246 г. римский папа направляет в Монголию своего посла монаха Плано Карпини, в 1253 г. по велению короля Франции туда же едет священник Виллем Рубрук.
Мне вспоминается доныне
Как с небольшой командой слуг,
Блуждая в северной пустыне,
Въезжал в Монголию Рубрук.
Туда, к потомкам Чингисхана,
Под сень неведомых шатров,
В чертог восточного тумана,
В селенье северных ветров!
Н.А.Заболоцкий
После монгольских завоеваний государства Чингисидов раскинулись на огромных пространствах Востока. В XIII столетии они простирались от устья Дуная до берегов Желтого и Южно-Китайского морей, от сибирской тайги до границ Индии, от Евфрата до Кореи (Гаоли).
В те дни состав народов мира
Был перепутан и измят,
И был ему за командира
Незримый миру азиат.
Весь этот мир живых созданий,
Людей, племен и целых стран
Платил и подати, и дани,
Как предназначил Чингисхан.
Н.А.Заболоцкий
Гигантская империя преемников Чингис-хана состояла из четырех государств — улуса Великого хана со столицей в Ханбалыке, Чагатайского улуса со столицей в Самарканде, государства Хула-гуидов (ильханов) со столицей в Тебризе и Великой (Синей, Белой) Орды (улус Джучи) со ставкой в Сарай-Бату. В улус Великого хана (империя Юань) входил и бывший улус Угэдэя со ставкой в Каракоруме (Хара-Хорин), столице державы Чингис-хана.
Живи и здравствуй, Каракорум,
Оплот и первенец земли,
Чертог Монголии, в котором
Нашли могилу короли!
Где хан, воссев на пьедестале,
Смотрел, как буйно и легко
Четыре тигра изрыгали
В бассейн кобылье молоко!
Его бесчисленные орды
Сновали, выдвинув полки,
И были к Западу простерты,
Как пятерня его руки.
Н.А.Заболоцкий
Эту огромную империю пересекали безопасные торговые пути. Ими-то и воспользовались европейские купцы, чтобы добраться до Китая. В его тогдашней столице Ханбалыке были три гостиницы для европейских купцов — ломбардцев, немцев и французов. В 60-х годах XIII в. сюда отправились венецианцы братья Никколо и Маффео Поло. В свое второе путешествие в Страну Великого хана они взяли с собой юного Марко Поло — будущего автора знаменитой «Книги» о странствиях по Азии. В конце XIII столетия в Ханбалык прибыл Джованни Монтекорвино. Почти сорок лет он пробыл в Китае, став архиепископом ханской столицы. В 1325-1326 гг. монах Одорико Порденоне морем добрался до Китая. А в 1342 г. миссионер Джованни Мариньоли приехал сюда через Среднюю Азию и прожил в Срединном государстве четыре года. Сведения, оставленные этими путешественниками, легли в основу первых реальных знаний средневековой Европы о Центральной Азии и Дальнем Востоке.
Европейцев неотступно манила далекая Индия — страна чудес и несметных сокровищ. Сюда устремлялись жители бедной христианской Европы, мечтавшие об островах, богатых драгоценными камнями, металлами, редкими породами деревьев и пряностями. Это был фантастический край света, населенный сказочными людьми и неведомыми животными — слонами, носорогами, крокодилами, тиграми и черными пантерами.
Нас встретит солнце Индии, блистая.
Там амбра расточает ароматы,
И к Гангу тянется, чьи воды святы,
В одеждах белых пилигримов стая...
Рокочет Ганг, великий Ганг бурлит.
Обагрены зарею Гималаи,
Из мрака рощ банановых шагая,
Орда слонов топочет и трубит.
Генрих Гейне
Для европейцев Восток долгое время оставался таинственным миром, где якобы живут люди с собачьими головами. Эти злые псоглавцы поедают иноземцев. Корабли пришельцев навсегда остаются в бухте острова и выйти в море уже не могут. Там обитают единороги — животные с телом быка или лошади с длинным прямым рогом на лбу! Сей диковинный зверь дается в руки только девственнице. На Востоке, мол, живут существа с одной рукой и одной ногой, которые, не умея ходить, крутятся колесом, а также живут люди с хвостом, как у собаки. Есть там остров, населенный одними только женщинами. А время от времени появляется гигантская птица Рук (Рок) с огромными крыльями! Схватив слона, она бросает его с большой высоты на землю. Когда же он разобьется насмерть, пожирает его мясо.
Купцам и прибыль и почет.
Но нет, не прибыль их влечет.
В нагих степях, над бездной водной,
О тайна тайн, о птица Рок,
Не твой ли дальний островок
Им был звездою путеводной?
Ты уводила моряков
В пещеры джиннов и волков,
Хранящих древнюю обиду,
И на висячие мосты,
Сквозь темно-красные кусты
На пир к Гаруну аль-Рашиду.
Н.С.Гумилев
Рассказы о чудесах Востока множили число желающих сушей или морем добраться до этих далеких таинственных стран. Морской путь в Страну Великого Могола искали Бартоломео Диас и Васко да Гама.
Рассказы о сказочных богатствах Чипангу (Япония) возбуждали алчность. Говорили, что крыши домов здесь покрыты листовым золотом, а покойникам кладут в рот розовую жемчужину. Золотом Чипангу грезили все «открыватели новых земель». До золотых дворцов Чипангу мечтал добраться и великий генуэзец Колумб. Европейцы стали осознавать, что за Средиземным морем лежит огромный и причудливый восточный мир со множеством стран. Туда-то и устремились отважные мореходы, купцы, завоеватели и поэты,
Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзалво и Кук, Лаперуз и де Гама,
Мечтатель и царь, генуезец Колумб!
Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!
Н.С.Гумилев
Перед пришельцами с Запада постепенно раскрывались ворота Азии. Европейцы увидели плодородные равнины и неведомые доселе южные теплые моря. Знойные песчаные пустыни и оазисы. Сухие степи и высочайшие горные хребты. Вечные снега и ледники. Джунгли и каменистые гоби. Плоские глинистые такыры и густые труднопроходимые приречные тугаи. Цветущие долины и солончаки. Глубокие ущелья и высокогорные перевалы. Могучие реки и соленые озера. Сухие русла — вади и лавовые поля. Коралловые рифы и острова. Дамбы и каналы. Развалины древних городов, остатки древних укреплений — валов и стен. Исчезающие озера и пересыхающие реки.
Перед пришельцами с Запада вставали украшенные цветными изразцами мечети с минаретами, величественные индуистские храмы и загнутые кровли буддийских пагод, напоминая, что Восток — центр всех мировых религий, а также конфуцианского учения. Идеи Мохаммада, Будды и Конфуция служили основами великих цивилизаций. На их заповедях строилась жизнь общества. На их заветах покоились незыблемые вековые традиции. Каждая из религий Востока несла яркие и неповторимые черты своей цивилизации.
Бескрайние просторы Азии, ее гигантское население и богатые города потрясали воображение европейцев и в средние века, и в новое время. Наполеон в свое время писал: «Европа — это кротовая нора! Здесь никогда не было таких великих империй и великих революций, как на Востоке, где живут шестьсот миллионов людей».
По суше средневековую Азию с запада на восток пересекал Великий торговый путь, который представлял собой целую сеть маршрутов. Начинались они в Восточном Средиземноморье, от стен Антиохии и Дамаска. Через Сирию они следовали в Северный Иран, а оттуда в Среднюю Азию. Этот Великий торговый путь существовал много столетий. И до сих пор на его иранском отрезке сохранилась цепочка колодцев и водоемов для караванщиков.
По просторам мусульманского Востока одни караваны двигались на север — в Закавказье и далее — к Русскому (Черному) морю, другие на юг — к Индии, третьи на запад — к Византии. Самый северный маршрут начинался от берегов Сурожского (Азовского) моря, пересекал Итиль (Волгу) и огибал с севера Абескунское, или Хвалынское, море (Каспий). Дальше караваны обходили либо с севера, либо с юга Хорезмское (Аральское) море, затем через Мавераннахр и горные перевалы прибывали в Кашгар. Маршрут, проходивший южнее Каспия и через верховья р. Джейхун (Аму-Дарья), вел в Восточный Туркестан, а оттуда — в Китай.
Дабы обезопасить себя от нападений бандитских шаек, купцы собирались в большие караваны. Иные насчитывали тысячи вьючных животных — верблюдов, мулов, ослов и яков, не одну сотню погонщиков, десятки профессиональных караванщиков. Купцов с их подручными сопровождала многочисленная вооруженная охрана. Преобладали богатые купцы и торговцы — оптовики. Они ехали на верблюдах. Двугорбые верблюды с тюками в полосатых или ковровых чехлах, связанные волосяными веревками за хвосты и ноздри, шли мерным шагом. Зачастую к караванам присоединялись попутчики — паломники, дервиши и путешественники. Передвигались они пешком или на ослах. Неторопливый шаг верблюдов, однообразный звон подвешенных к их шеям бубенцов. Недели утомительного пути по полынным и ковыльным степям, по безводным пескам и солончакам, по такырам и каменистым пустыням. Бесконечные переходы от одного колодца к другому под неумолчный рев верблюдов и ослов, под унылые песни погонщиков и крики караван-баши. Караваны двигались на восход — к Самарканду. Тамерлан сделал этот город своей столицей, великолепно отстроил и украсил, назвав «центром Вселенной». По мере приближения к Бухаре и Самарканду караванные маршруты постепенно сливались друг с другом. От Памира до китайских городов этот путь, становясь все уже и уже, образовывал единый проход.
Средневековые арабы считали, что от Красного моря до Китая по суше двести дневных переходов. На самом же деле это путешествие растягивалось на два-три года по многим причинам. Частые войны между государствами и насилия местных правителей вынуждали купцов либо останавливаться и выжидать наступления благоприятной обстановки, либо продвигаться обходными, дальними маршрутами. Многие горные проходы на полгода и больше становились закрытыми из-за бурь и снегов.
Когда, овеянный туманом,
Сквозь сон миражей и песков,
Я шел с ленивым караваном
К стене непобедимых льдов.
Шел по расплавленным пустыням,
По непротоптанным тропам,
Под небом иступленно синим
Вослед пылающим столпам.
М.А.Волошин
В горах приходилось идти по краю пропасти, держась за протянутую вдоль нее веревку. Один неосторожный шаг — и люди, и вьючные животные, мулы и яки, срывались в бездну. Порой с одной скалы на другую перебирались по висячим мостам или просто по веревкам. Целые караваны погибали под горными обвалами, снежными лавинами и заносами. Путешественники были вынуждены пережидать непогоду. Зимой никто не решался пересекать полосу пустынь и полупустынь Гоби. Купеческие караваны вообще двигались медленно из-за тяжести груза. Кроме того, в каждом оазисе или городе они останавливались для отдыха и торговли.
Путников поджидали тяжелые испытания: жажда, усталость и голод, зыбучие пески, обжигающий ветер и стужа, разбойные нападения, опасность попасть в рабство. Бескрайние безлюдные пространства Азии вселяли в человека безотчетный страх перед бесконечностью и чувство беззащитности. Особый ужас вызывала пустыня с ее поющими песками. Под ногами людей и верблюдов пески гудели, пели и плакали, сбивая с пути. Путнику слышались стоны и вздохи укоризны, казалось, что это— предостережения таинственных сил о грозящей опасности, голоса злых гениев — джиннов или погребенных под песками городов. Душевная усталость и болезненная тоска охватывали путешественников, а миражи сводили их с ума.
Застывший зной.
Устал верблюд.
Пески, извивы желтых линий.
Миражи бледные встают —
Галлюцинации Пустыни.
И в них мерещутся зубцы
Старинных башен. Из тумана
Горят цветные изразцы
Дворцов и храмов Тамерлана.
М.А.Волошин
Иногда караваны шли день и ночь без отдыха, спеша к ближайшему колодцу или оазису. Задержка в пути грозила гибелью. Каких-либо признаков тропинки или следов в песчаных пустынях не встречалось. Правильное направление зачастую находили сами верблюды, двигаясь прямо к источнику воды. Порой путеводными вехами служили останки погибших здесь караванов: кости и черепа лошадей, мулов и верблюдов, скелеты людей.
От Бухары и Самарканда через холодные ущелья Северного Памира путники попадали в Восточный Туркестан — в Кашгар и Яркенд. Пустыню Такла-Макан караваны огибали с севера и с юга. Оба эти маршрута сходились у озера Лобнор. Далее путь шел южнее монгольских степей — по южной границе пустыни Гоби. Этот отрезок Великого торгового пути был самым трудным. Здесь часто гибли путники. Затем, двигаясь южнее Великой китайской стены к верховьям реки Хуанхэ, караваны прибывали в Срединное государство — Китай, издревле известный как «страна шелка». По тем же караванным маршрутам в обратном направлении купцы везли в Переднюю Азию тюки шелка. Поэтому этот трансконтинентальный торговый поток именуют Великим шелковым путем.
Риск здесь был велик, но зато и прибыли огромны. Так, один из мусульманских купцов по возвращении из Китая удивил современников своим богатством. Бассейн для омовения в Мекке он на свои деньги выложил золотыми листами. Большой торговый оборот и сказочные доходы делали эту международную артерию яблоком раздора. Из века в век правители Востока вели между собой борьбу, а то и кровавые войны за господство или же за контроль над этим источником небывалых прибылей. С началом таких войн движение караванов приостанавливалось или купцы находили обходные пути. Города и оазисы вдоль этого пути богатели за счет пошлин с приезжих купцов. Доходы поступали и от снабжения караванов всем необходимым. Прибыль шла и от самой торговли в местах остановок. Особую роль в этих оазисах и городах играли караван-сараи. Овладеть этой ценнейшей торговой артерией стремились и Чингис-хан, и Тамерлан.
С юга средневековый Восток опоясывал Великий морской путь. Эту сеть корабельных маршрутов еще с III-IV вв. освоили персидские мореплаватели и купцы, за ними индусы, а с VII столетия здесь господствовали арабские моряки и торговцы.
От Египта по берегам Красного моря путь вел к Адену. Отсюда корабли с попутным ветром пересекали Аравийское море и шли вдоль западного — Малабарского побережья Индии к Цейлону, а от него — к Суматре. Отсюда, огибая Малайский полуостров, мореходы поворачивали на север, к берегам Кампучии, Вьетнама и Южного Китая. На земле Срединного государства морской торговый путь соединялся с Великим шелковым. Идя на север вдоль китайского побережья, мореходы и купцы достигали Кореи — Страны Утренней Свежести, а оттуда путь лежал в Страну Восходящего Солнца — Японию. Наиболее активными на морских трассах были арабские и персидские купцы. Они плавали через Красное море и Аден к Малабарскому побережью Индии, огибая ее, достигали берегов Малаккского полуострова и шли далее, к берегам стран Дальнего Востока. Немало арабов жило в портах Китая и Кореи. Уже в VIII столетии в Гуанчжоу возникла большая колония мусульманских купцов. Морской путь от Багдада до Гуанчжоу был хорошо освоен.
Следом за Синдбадом-Мореходом
В чуждых странах я сбирал червонцы
И блуждал по незнакомым водам,
Где, дробясь, пылали блики солнца.
Сколько раз я думал о Синдбаде
И в душе лелеял песни те же,
Было сладко грезить о Багдаде,
Проходя у чуждых побережий.
Н.С.Гумилев
С развитием этой навигации начал хиреть и приходить в упадок Великий торговый путь по суше. С распадом огромной монгольской державы Чингис-хана наступил закат «золотого века» межконтинентальной торговли. Конфликты, войны и нападения на караваны, притеснения купцов местными правителями сделали свое дело. Сухопутная дорога, связанная с трудностями и риском, стала проигрывать в соревновании с морской, более быстрой, дешевой и безопасной. Вереницы тихоходных верблюдов, мулов, ослов и яков не смогли соперничать с легкокрылыми парусниками. В результате корабли арабских, персидских, индийских и китайских купцов и мореходов овладели Великим морским путем от Месопотамии до Кореи. Однако все это произошло позднее, а в XIII-XIV вв. Великий торговый путь по суше процветал.
По нему в столицу Юаньской империи Ханбалык устремились европейские купцы — итальянцы, немцы и французы, а вместе с ними и христианские миссионеры. Одни европейцы попадали в Пекин через Орду и Чагатайский улус. Другие шли через государства Хулагуидов. Третьи прибывали в улус Великого хана, т.е. Китай, морем.
Китайцы никогда не именовали свою родину Китаем, а называли ее Страна Хань, а народ — «люди Страны Хань» (ханьжэнь, ханьцзу), по названию притока Янцзы — реки Хань и династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Под Страной Хань позднее понималась огромная территория: с севера ее ограничивала Великая стена, с юга — горы и джунгли Индокитая, с востока — океан, а с запада — предгорья Тибета и верховья Янцзы и Хуанхэ. Эта территория, или «восемнадцать провинций», считается Собственно, или Внутренним, Китаем. Земли, находящиеся к северу и западу от Великой стены, условно именуются Застойным Китаем.
По представлениям древних и средневековых китайцев, Вселенная строилась как господство безграничного круглого Неба над квадратной Землей. Серединой Земли была Страна Хань. Поэтому китайцы именовали ее Срединным государством (Чжунго), Срединной Цветущей страной (Чжунхуа) и Срединной равниной (Чжунъ-юань), а себя — «людьми Срединного государства» (чжунго жэнь). Срединное государство считалось центром Земли и Вселенной, а также единственным средоточием культуры и носителем цивилизации. Все земли и страны за пределами Китая назывались «варварскими», их население — «варварами четырех стран света»: «восточные варвары», «северные», «западные», «южные» и «юго-западные варвары». К ним относились Россия и остальные страны Европы и Азии, в том числе Япония и Корея.
Небо для китайцев выступало олицетворением высшего божественного начала. Священное Небо распространяло свою благодать на Землю, создавая на ней все живое. Китайцы, находившиеся, как они полагали, под защитой и опекой Неба, называли свою страну Поднебесной империей, Поднебесным государством (Тянься), что имело священный смысл. У Китая было еще одно сакральное наименование — Небесная династия (Тяньчао). Последнее варьировалось в зависимости от смены правящих династий — Мин чао (Ясная, или Блестящая), Цин чао (Чистая, или Светлая). Перед официальным названием династии ставилось определение «Великая» (Дай, Да) — Дай Мин чао (Великая династия Мин), Да Цин чао (Великая династия Цин). Кроме того, встречаются и разного рода образные названия — Восточная Заря (Чжэньдань), Девять областей, Государство четырех морей, Страна озер и др.
О Китае в Европе узнали в 1 в. н.э., когда в Римскую империю оттуда стали привозить шелковые ткани. Их называли «серикум», а самих китайцев «серами», т.е. «людьми шелка», «шелковыми» людьми. Тогда же страна Серика условно появилась на европейских географических картах. Из далекой Серики в римские владения пролегли торговые маршруты, названные позднее Великим шелковым путем. После падения Рима наследницей этой шелковой торговли стала Византия.
В средневековой Европе Китай именовали по-латыни Сина, по-немецки — Хина, по-французски — Шин. Считается, что эти названия происходили от китайской династии и империи Цинь (255-206 гг. до н.э.). Английское наименование Чайна со временем стали связывать с китайским словом «ча», т.е. чай. Чайна стала восприниматься как «Страна чая».
Сами ханьцы никогда не употребляли название Китай, которое происходит от названия монгольских племен «кидань». В Х столетии кидани создали государство Ляо («Железное») на северных землях Китая и к северу от них — от Маньчжурии до Тяньшаня. В русский язык слово «кидани» (китаи) перешло от соседних тюркских народов. Так на Руси Срединное царство стало именоваться «Китаем». Минский Китай, или империю Мин, в Московском государстве называли Никанским царством, а Цинскую империю — Богдойской землей.
В XIII столетии Китай, как и Русь, постигла небывалая по масштабам разрушения трагедия— монголо-татарское иго. В 1271 г. Хубилай — внук Чингис-хана провозгласил себя императором династии Юань, а в 1279г. завершил завоевание Китая. С установлением монгольского господства Поднебесную в Европе стали именовать Страной Великого хана.
Для тогдашних европейцев Срединное государство — Страна Великого хана была особым, ни на что не похожим миром, иной культурой и цивилизацией. Китай подарил человечеству четыре великих изобретения — магнитный компас, порох, бумагу и фарфор. Оттуда на Запад поступали шелк и чай. Уже тогда Срединная империя была самой населенной страной. Здесь велись наиболее массовые и жестокие войны и создавались самые изысканные стихи. Эта страна славилась своей Великой стеной и своим Великим каналом. Ее гигантские размеры и огромное население будоражили умы политиков и в XIX столетии. Наполеон говорил: «Когда Китай проснется, он потрясет весь мир!» Экзотика Срединного царства, его культура и неповторимый облик еще долго восхищали европейцев.
Отраднее всего моим мечтам
Прекрасные чудовища Китая.
Дракон, владыка солнца и весны,
Единорог, эмблема совершенства,
И феникс, образ царственной жены,
Слиянье власти, блеска и блаженства.
К. Д. Бальмонт