header left
header left mirrored

Узурпатор на «драконовом троне». Император Иньчжэнь

Бокщанин А.А., Непомнин О.Е. Лики Срединного царства ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Под гнетом чужеземцев. Эпоха Цин - Узурпатор на «драконовом троне». Император Иньчжэнь

Декабрь 1722 г. в Пекине и его окрестностях выдался обычным — холодным, малоснежным и ветреным. Старая кровь уже не грела, и 68-летний император Сюанье (1654-1722) простудился. Болезнь застала монарха в его любимом загородном дворцовом комплексе «Парк Вечной Весны» (Чанчуньюань) в шести километрах западнее столицы. Недуг свалил Сына Неба в постель. Чувствуя приближение смерти, владыка Цинской империи 20 декабря вызвал к своему ложу сыновей-князей и крупнейших сановников. Тихо и почтительно вошли они в спальню богдохана. Здесь царил таинственный полумрак. Только у постели больного матовым рассеянным светом горел шестигранный белый фонарь с изображениями парковых пейзажей, беседок, мостиков и павильонов. Углы и закоулки спальни, затянутые драпировками, тонули в сумраке. Сыновья совершили перед отцом коленопреклонение, а сановники, пав на колени, трижды коснулись лбом ковра. Сюанье слабым голосом дал вошедшим свои последние наставления и приказал принести кисть для письма, тушечницу и специальный лист «драконовой» бумаги, чтобы написать имя своего наследника — нового императора. Когда евнухи внесли все это на маленьком столике и поставили его у изголовья, Сюанье слабо махнул высохшей рукой. По этому знаку все отвесили три низких поклона и, пятясь спиной к двери, вышли в соседнюю залу. Ожидая скорого вызова к Сыну Неба, они нисколько не сомневались, что на большом листе желтоватой шелковой бумаги с изображенными сверху двумя драконами, готовыми поглотить солнце, рукой уходящего в вечность владыки будет красной тушью начертаны три иероглифа: «ши сы цзы» («четырнадцатый сын»). Речь шла о любимце отца князе первой степени (циньван) Иньди — бесспорном претенденте на «драконовый трон». Правда, он сейчас отсутствовал, ибо командовал армией, стоявшей далеко — в Ганьсу и Цинхае. Его поддерживали ведущие князья—сыновья умирающего — Иньсы, Иньтан, Иньчжи и Инье, готовые охранять его трон, пока он не вернется в Пекин. Только его родной старший брат Иньчжэнь — четвертый сын богдохана — соперник Иньди выступал против этого «законного» наследника, ибо сам претендовал на престол. На его сторону перешли влиятельный Лункэдо — брат императрицы и командир столичного охранного «знаменного» отряда, крупный военачальник Нянь Гэнъяо и ряд видных «знаменных». Собравшиеся в зале считали, что этой группировке скоро придет конец. Бесспорно, молодой Сын Неба тут же заточит своего соперника в тюрьму либо просто казнит вместе с Лункэдо и Нянь Гэнъяо!

Императорский клан — Золотой род — Айсинь Гиоро едва терпел в своей среде Иньчжэня и всячески давал ему это почувствовать. Негодование собравшихся вызвало и само присутствие его здесь. Ведь он еще с 16 декабря должен был по приказу отца находиться в Пекине для подготовки и проведения церемонии жертвоприношения по случаю зимнего солнцестояния и представлять императора в Храме Неба вплоть до окончания церемонии 22 декабря. Вместо этого Иньчжэнь нагло торчит здесь — у постели больного! Как он посмел ослушаться приказа императора?! Однако пора возвращаться в спальню Сына Неба за его решением! Когда они неслышно и благоговейно вошли в покои Сюанье, то увидели богдохана бездыханным — он уже стал «небесным гостем». На полу валялись шелковая вышитая подушка и кисть для письма, а на судьбоносной заветной бумаге стояли три красных иероглифа: «ди сы цзы» — «четвертый сын». Все были поражены как ударом грома. Что же произошло в спальне за время их отсутствия?! Князья и их сторонники еще не успели прийти в себя от потрясения, как в загородном дворце уже всем распоряжались Иньчжэнь и Лункэдо. Кипевшие досадой и злобой, враги нового императора собрались в зале и, перебивая друг друга, заговорили разом. Отец не мог оставить такого наследника! Старый император ненавидел своего четвертого сына! Покойный не мог равнодушно переносить его присутствие! Этот изверг убил отца! Скорее всего, по его приказу Лункэдо удавил больного! Подлый прихвостень Иньчжэня подменил оставленную Сюанье бумагу с именем Иньди в качестве законного наследника! С этим нельзя мириться! Надо действовать! Однако вспышка гнева князей тут же разбилась о молчаливую и холодную сталь обнаженных кривых мечей солдат Лункэдо, окруживших дворец. Своих воинов у князей здесь не было. Подошедший к ним Лункэдо объявил приказ нового императора: им на время запрещается покидать свои жилые помещения, по сути, это домашний арест. Все молча разошлись по своим апартаментам.

И современники и последующие авторы по-разному объясняют казус 20 декабря 1722 г. Некоторые полагают, что Иньчжэнь убил отца и подменил завещание, дабы захватить престол до того, как это сделают его враги, чем он, возможно, спас свою жизнь. Другие приписывают и убийство и подмену Лункэдо, коему грозила та же участь, что и Иньчжэню. Третьи считали, что действиями своего сторонника руководил сам будущий император. Поскольку в руках Лункэдо находилась вся охрана столицы и ее окрестностей, последний окружил дворец, где умер Сюанье, своими солдатами и затем повел их на Пекин. Здесь он навел нужный себе и Иньчжэню «порядок» и парализовал активность его врагов. Военная сила была в те дни у Лункэдо. Благодаря этому новый богдохан, сопровождая гроб отца, вступил в столицу, а затем и в ее Запретный город в окружении плотных рядов «знаменных» солдат, шедших с обнаженными мечами. Князья не рискнули оказать сопротивления узурпатору. Единственной реальной военной силой вне Пекина оставалась армия, стоявшая в Ганьсу и Цинхае, но там действия обойденного наследника Иньди контролировали верные новому Сыну Неба военачальники Нянь Гэнъяо и Яньсинь. Так на тринадцать лет (1722-1735) сорокачетырехлетний Иньчжэнь, правивший под девизом Юнчжэн (Гармоничное и Справедливое царствование) стал владыкой Цинской империи.

Его мать-маньчжурка происходила из незнатного рода и, когда Сюанье «осчастливил» ее, была всего лишь служанкой при дворе. Только через год после рождения Иньчжэня она стала наложницей четвертого ранга. До 1708 г. ее сын тихо и мирно жил в своем княжеском дворце и вскоре стал князем первой степени (циньван). Чураясь политики и придворных интриг, он увлеченно изучал конфуцианскую, даосскую и буддийскую каноническую литературу и стал хорошим знатоком в этой области. В 1708 г. тогдашний наследник престола Иньжэнь повел себя недостойно и после ряда конфликтов с отцом потерял его расположение. В 1712 г. он окончательно лишился звания наследника и навсегда оказался под домашним арестом. Желающих занять эту заманчивую вакантную «должность» оказалось предостаточно, и князья — сыновья Сюанье, создав свои клики и группировки, с головой ушли в борьбу за отцовский фавор и будущий трон. Вот тогда-то и тихоня отшельник Иньчжэнь вступил на стезю соперничества. Приход этого «парвеню» в сферу дворцовых интриг вызвал дружный афронт со стороны прочих князей, что глубоко уязвило новичка. Завязалась жесткая борьба с «наглым выскочкой», сдобренная взаимной ненавистью, подсиживанием, интригами, обвинениями и очернением в глазах императора-отца. По примеру своих соперников этот книгочей и ученый создал свою группировку приверженцев. Последние десять лет царствования старого Сюанье (1712-1722) были отмечены яростной, плохо скрываемой склокой вокруг «драконового трона». Сейчас невозможно восстановить все перипетии, ибо, придя к власти, Иньчжэнь приказал уничтожить или фальсифицировать множество документов, компрометировавших его. Дело кончилось тем, что большинство князей отбросили взаимные упреки и объединились против нового соперника, освоившего все приемы дворцовых интриг. Неугасимая ненависть со стороны сводных братьев сопровождала нового богдохана до конца его дней, а борьба с князьями во многом определила его царствование. Если бы Сыном Неба стал кто-либо из его врагов, Иньчжэнь был бы наверняка уничтожен физически.

Как всякий узурпатор, Иньчжэнь был лишен легитимной неприкосновенности законного Сына Неба. Всю свою жизнь этот монарх яростно боролся за удержание захваченной им власти. Ослаблял и устранял своих врагов, ставил опасных князей под надзор своих сторонников и назначал преданных ему людей на ключевые посты. В первые же дни своего правления он не дает князьям возможности собраться вместе, отнимает у них армию, стоявшую в Ганьсу и Цинхае. Лишив Иньди командования, он отзывает его в Пекин — под свой надзор, Инье посылает в Халху, Иньтана направляет в Синин — под контроль Нянь Гэнъяо, Иньсы держит вблизи себя. Однако все эти стремительные перестановки «слагаемых» не изменили саму «сумму» взаимной вражды. Император пытается задобрить и «купить» некоторых из князей — повышает их в княжеских рангах, дарит им новые дворцы и имения, дает крупные посты, оказывает свое «отеческое» внимание и «братскую» заботу. Он протягивает им руку если не дружбы, то разумного соглашения. Все напрасно! «Политика пряника» не дала ожидаемых результатов. Противник не склонен сложить оружие — основная часть огромного императорского рода Айсинь Гиоро ненавидит узурпатора и, вероятно, убийцу отца. Примирение невозможно, и богдохан переходит к «политике кнута».

В 1723 г. он высылает Иньчжи из столицы в его имение, а затем конфискует тома огромной энциклопедии «Полное собрание книг древности и нового времени» («Гуцзинь тушу цзичэн») только потому, что там стоит имя Иньчжи как спонсора этого монументального издания. На следующий год он фактически сажает под домашний арест Иньди — своего родного брата и главного соперника, а затем изымает и уничтожает множество документов о его походе в Тибет в 1720 г. В том же, 1724 г. богдохан лишает всех рангов и бросает за решетку Инье, а в следующем году снимает Иньтана со всех постов, отбирает все его ранги, а его сторонников заключает в тюрьму. Летом 1726 г. наступает кульминация-развязка. То ли сторонники оставшихся на воле князей, видя, что последних убирают по одному, решили действовать ва-банк. То ли сам император организовал тонкую провокацию, получив тем самым предлог для ареста наиболее активных врагов. То ли оба этих начала напластовались друг на друга— трудно судить. Как бы то ни было, летом 1726 г. объявляется о раскрытии «заговора князей». Все началось с ареста одного из «знаменных» офицеров. Продолжая считать сидящего под домашним арестом Иньди «законным императором», они установили с ним связь. Нити заговора или провокации вели к командирам ряда «знаменных» корпусов и к другим князьям. Последовали минимальные репрессии. Иньди был лишен всех рангов и заточен в павильоне на горе Цзиншань — к северу от Запретного города в Пекине, где и просидел девять лет, вплоть до смерти богдохана. Затем арестовали Иньсы и Иньтана. Их-то император и счел главными заговорщиками, введшими в соблазн «доверчивого» Иньди. После допросов оба князя были исключены из императорской фамилии и превращены в рядовых маньчжуров. Их судили судом низшей инстанции, и вскоре они погибли (первый был, видимо, отравлен, а второй умер от дизентерии).

При всем том Иньчжэнь не был безоглядно жестоким и мстительным. Когда придворные предложили разрубить труп Иньсы на куски, богдохан запретил делать это. Он сознавал, что излишняя жестокость будет лить воду на мельницу его врагов, подтверждая созданный ему имидж изверга-тирана. Кроме того, как глубоко религиозный человек, император понимал, что в загробном мире любой должен иметь голову и все части тела, дабы нормально вести вторую жизнь на том свете. В 1730 г. был брошен в тюрьму, а затем переведен в павильон на горе Цзиншань Иньчжи, где и умер через два года. При новом Сыне Неба из 15 взрослых сыновей Сюанье семь сидели в заключении (из них пять там и умерли), четверо остались «нейтральными» и трое перешли на сторону победителя. Тем самым император-узурпатор обезглавил комплот враждебной ему аристократии. Не только оставшиеся на свободе сыновья Сюанье, но и прочие многочисленные князья императорской крови (бэйлэ, бэйцзы, гун, цзянцзюнь) попали под неусыпный жесткий контроль богдохана. Молодых он заставил посещать Дворцовую школу для князей (Шаншуфан). Здесь назначенные им специальные наставники умело осуществляли селекцию, отделяя «добродетельных», т.е. послушных и лояльных, от «своевольных», т.е. подозрительных и оппозиционно настроенных. Боясь попасть в число последних, молодые князья старались демонстрировать покорность и благонравие. Пожилые и старые князья, подавив кипевшую злобу, вынуждены были раболепствовать перед новым владыкой.

Как узурпатор, Иньчжэнь не мог положиться на старые институты власти, т.е. Совет князей-регентов и сановников, а также на некоторые корпуса «знаменных» войск. Из восьми «знамен» под контролем богдохана находились лишь четыре, а в остальных хозяйничали князья — либо его враги, либо сомнительные «нейтралы». В этих «знаменах» еще сохранялась старая система, при которой князь владел «своим корпусом как феодальным уделом», являясь не только его командующим, но и властителем по отношению к офицерам, унтер-офицерам, рядовым и их семьям. Дабы выбить из рук своих противников это грозное оружие, Иньчжэнь покончил со старой маньчжурской системой. Отныне все восемь «знамен» оказались в руках императора, а князья лишились своих средневековых прав на «владение» войсками. В итоге власть богдохана заметно окрепла.

Правя страной самовластно, Иньчжэнь до 1732 г. всячески обходил старый Совет князей-регентов и сановников, где преобладали его враги — открытые и замаскированные. Для освобождения из-под контроля Совета Иньчжэнь воспользовался военной обстановкой — в 1729 г. он возобновил военные действия против Ойратского (Джунгарского) ханства. До этого «военные» эдикты императоров, равно как и все прочие, проходили через Императорскую канцелярию (Нэйгэ), где слишком много было волокиты, излишней писанины (изготовление множества копий документов) и возможностей для разглашения военных тайн. Под предлогом необходимости более оперативного руководства военными действиями против ойратов Иньчжэнь в 1730г. создал Военный штаб (Цзюньцзифан) — временное учреждение. После 1732г. оно было превращено в постоянный Военный совет (Цзюньцзичу). Так возник высший государственный орган при императоре, не подчинявшийся Совету князей-регентов и сановников.

Решение всех важных вопросов, в том числе гражданских, перешло к Военному совету, чей состав определялся самим богдоханом. Члены совета — числом от 4 до 9 — подбирались из особо доверенных секретарей Императорской канцелярии, глав Шести ведомств, их помощников и других чиновников-маньчжуров и отчасти «знаменных» монголов. Впоследствии сюда могли попасть и наиболее преданные богдохану китайские сановники. Сконцентрировав в своих руках исполнительную и законодательную власть, Военный совет превратился в правительство, полностью зависимое от Сына Неба и возглавляемое им (богдохан председательствовал на его заседаниях). Роль Совета князей-регентов и сановников тем самым сводилась к минимуму и становилась в основном декоративной. Произошла замена власти аристократии господством бюрократии во главе с «первым чиновником империи» — богдоханом. Тем самым Иньчжэнь лишил князей не только военной, но и административной власти, переключив и ту и другую целиком на себя.

Очищая верховную власть от старых отживших норм, Иньчжэнь отменил маньчжурское правило наследования трона по степени кровной близости к богдохану, точнее, близости рода матери князя к роду Айсинь Гиоро. В соответствии с новым порядком наследник избирался по воле самого монарха. Тем самым князья лишались возможности вмешиваться в дела престолонаследия. Иньчжэнь ввел правило, согласно которому он и все последующие императоры заранее помещали листок с именем наследника в запечатанной шкатулке. Она располагалась за панелью с четырьмя иероглифами «Истинное Величие и Блеск Славы» над престолом в тронном зале Дворца Небесной Чистоты. Таким образом, Иньчжэнь резко усилил императорскую власть, освободив ее от устаревших норм и институтов племенной маньчжурской аристократии, созданных еще в начале XVII в. при возникновении ханства Цзинь (Золотое) в Маньчжурии (1616-1636).

Такой переворот был по плечу лишь человеку волевому, умному, самостоятельному и смелому, не побоявшемуся отстранить князей от кормила власти. Он лишил князей их былой «доли» в верховной власти, их контрольных функций и сделал богдохана абсолютным монархом. Будучи направленным только против маньчжурской аристократии, «переворот» Иньчжэня ни в коей мере не затрагивал 1Грсподства самого сословия «знаменных». Их особое привилегированное положение в обществе и государстве сохранялось в полной мере, только теперь на страже их интересов стояла самодержавная сила Сына Неба, его деспотическо-бюрократическая власть, крепившая союз завоевателей-маньчжуров с китайской элитой. Такие перемены еще больше разожгли ненависть придворной аристократии к узурпатору.

Иньчжэнь получил верховную власть, будучи уже зрелым человеком. Когда он вступил на «драконовый трон», ему шел сорок пятый год и поэтому в помощи соправителей он не нуждался. Как и Сюанье, он не только царствовал, но лично управлял страной, отличаясь усидчивостью, трудолюбием, дотошностью и компетентностью. Он продолжил налоговую реформу Сюанье, слив подушный налог с поземельным. С введением в 1724г. единого налога (дидин) все безземельные освобождались от подушного обложения. Эта реформа облегчила положение безземельных крестьян и неземледельческого населения, а также дала значительные выгоды помещикам. Она способствовала дальнейшему восстановлению сельской экономики и выходу из послевоенной разрухи.

Подавив сопротивление князей, он начал наступление на имперскую бюрократию. В последние годы правления Сюанье контроль за госаппаратом заметно ослаб. Чиновничество, погрязшее в коррупции, занималось самоуправством и созданием группировок. Восстановив былую силу законов, Иньчжэнь запретил чиновникам объединяться в неформальные союзы. Этому он посвятил свое сочинение, изданное в 1725 г. под названием «Рассуждение о партиях и кликах» («Пэнданлунь»). Он ввел систему «выплат для поддержания честности» (янлянь). С получением этого дополнительного жалованья все взятки, поборы, подношения и вымогательство стали для чиновника крайне рискованными, ибо могли непоправимо разрушить его карьеру. Реформирование финансов также сузило возможности чиновника запускать руку в казну. Таким образом, оздоровление госаппарата лишило бюрократию многих неофициальных доходов, урезало ее произвол, заставив подчиниться закону.

Установление строгого порядка в госаппарате посеяло ненависть к богдохану среди чиновного люда, его прислужников и окружения. Бюрократии вовсе не нужен был такой педант на троне, началось глухое недовольство и ропот внутри госаппарата. В ответ на это Иньчжэнь создал разветвленную сеть тайных агентов-соглядатаев. Они образно именовались «наблюдатели на конях», или «всадники в красном» (чици), ведя слежку главным образом за князьями, сановниками, бюрократией и шэньши. Система осведомления и сыска покрыла всю страну. Отделения этой тайной службы имелись во всех концах Цинской империи, посылая «горячую» информацию прямо в рабочий кабинет Сына Неба. Аристократия и чиновничество попали под неусыпный контроль строгого и деятельного богдохана, желавшего все знать обо всех своих «слугах» и «рабах». Под его жестким взглядом трепетали и верхи и низы империи. Для охвата рядовых сельских и городских жителей сетью тотальной слежки Иньчжэнь всячески расширял созданную еще в XVII в. систему «сельских собеседований» (сянъюэ). Он в три-четыре раза увеличил численность ее функционеров («беседчиков») и частоту самих «собеседований», а также усилил контроль за их проведением. Иньчжэнь лично написал пространное пособие для такого массового «промывания умов и чистки мыслей». Резко возросла роль начатой еще при Сюанье «литературной инквизиции», или «письменных судилищ» (вэньцзы юй), направленных против антиманьчжурски настроенной интеллигенции. Гонения, судебные процессы над литераторами и учеными, их казни следовали друг за другом. Для оправдания этих репрессий и самого маньчжурского завоевания Иньчжэнь в 1730 г. написал «Книгу о пробуждении чувства долга в заблудших» («Дайцзяоми лу»), где «теоретически» обосновал «благотворность» маньчжурского ига для Китая. Каждый шэньши должен был в принудительном порядке прочитать эту книгу. Вместе с тем он резко расширил сферу «литературных работ» для шэньши и интеллигенции, приказав в 1729 г. составить многотомные описания всех провинций, а затем областей, округов и уездов. У Иньчжэня было явно выраженное стремление, установив тотальный контроль над населением, покончить с инакомыслием и иноверием. Увлекаясь ламаизмом и ортодоксальным буддизмом, он всячески поддерживал эту религию, а свой прежний княжеский дворец превратил в ламаистский храм. Переиздавая буддийские сочинения и сутры, публикуя свои взгляды на сей счет, Иньчжэнь повел борьбу с чань-буддизмом как эзотерической сектой. Для этого он сначала создал специальную группу по изучению чань-буддизма из верных ему князей, сановников и бонз, а затем начал поход против этого течения. Издав собственное сочинение с жесткой критикой чань-буддизма, Иньчжэнь выступил главным обличителем и ниспровергателем ряда буддийских авторов. Приказав сжечь их книги, император заставил их сторонников отречься от своих учителей. Эта враждебность объяснялась тем, что чань-буддизм противоречил самим основам конфуцианства и китайской государственности. Как тоталитарному правителю, Иньчжэню стало тесно в рамках светской власти, и он постепенно переносил свой деспотизм в сферу религии.

Стремясь укрепить влияние конфуцианства как идеологической основы маньчжурского владычества, Иньчжэнь перешел к борьбе с христианством как вероисповеданием, оппозиционным конфуцианству, буддизму и даосизму. Он видел в этой «варварской религии» разновидность идолопоклонства, еретическое мятежное учение, не признающее священный характер власти Сына Неба и представляющее угрозу китайской цивилизации. Он не забыл, что многие миссионеры, особенно иезуиты, во время борьбы за престол держали сторону его врагов. Отсюда повышенная неприязнь богдохана к учению Христа и его проповедникам. Покончив с веротерпимостью времен Сюанье, он начал аресты католических миссионеров, запретил их проповедь, а в 1724 г. большинство их изгнал из Китая. Он терпел лишь тех, кто, имея официальные посты в Пекине, занимался наукой. При Иньчжэне было закрыто более 300 христианских церквей. Это был один из важнейших актов политики изоляции Китая от внешнего мира.

К концу правления Иньчжэня страна наполнилась его шпионами и доносчиками, почти каждое важное действие того или иного князя, сановника или чиновника тут же становилось известным императору. По иронии судьбы на троне оказался конфуцианский идеал «честного чиновника», вооруженный всеми средствами воздействия на своих разложившихся собратьев. Как «главный чиновник империи», он трудился не покладая рук. Особенно красноречиво свидетельствует об этом письменное наследие богдохана. В основном это документы и деловые бумаги, многие из которых написаны им самим. Иньчжэнь по прочтении докладов провинциальных и столичных чиновников писал пространные резолюции, комментарии, распоряжения и инструкции, зачастую превышавшие по объему сам документ. Они составляют 112 томов (не считая его документов и деловых бумаг, прошедших через Императорскую канцелярию). Это был талантливый, волевой, инициативный, деятельный и честолюбивый правитель с психологией абсолютного самодержца, добросовестного чиновника и ревностного служаки. Будучи сильным монархом, он навязал свою волю послушным и скрутил в бараний рог непокорных, держа в страхе всю империю.

На его поведение неизгладимый отпечаток наложил сам факт узурпации им власти. В течение всего царствования Иньчжэнь пытался скрыть правду о своем незаконном восшествии на престол. Об этом говорят крайняя противоречивость его эдиктов, освещавших последние дни жизни Сюанье, уничтожение и фальсификация множества документов, устранение лиц, знавших правду и могущих ее раскрыть. При этом он расправлялся как с врагами, так и с тогдашними своими помощниками. Первое время, нуждаясь в их поддержке, Иньчжэнь не жалел для них ни чинов, ни наград, а когда его власть укрепилась, он избавился от них. Так поступил он с Лункэдо и Нянь Гэнъяо. Первого он полностью устранил от дел, а второму «милостиво даровал» право на самоубийство. Одних из своих сообщников он казнил, других бросил в тюрьму.

Иньчжэнь продолжил начатую еще при Сюанье политику полного подчинения неханьских народностей и нацменьшинств Юго-Запада. В то же время он старался укрепить «тыл» династии Цин в ее «домене» — Маньчжурии. Здесь в 1726 г. Иньчжэнь создал новую провинцию Гирин (Цзилинь) и построил вторую линию укреплений, охватывавшую цинские владения с запада — со стороны монгольских кочевий. В Халхе, чтобы ослабить власть монгольских ханов и князей, он усилил дробление их уделов. Чтобы ужесточить контроль над Тибетом, он направил в Лхасу двух своих министров-резидентов и цинский гарнизон. Подавив в 1724 г. восстание хошоутов (одна из ветвей ойратов) в Кукуноре (Цинхай) и уничтожив при этом до 80 тыс. местных жителей, полководцы Иньчжэня присоединили этот край к цинским владениям. Богдохан вел постоянную войну с Ойратским (Джунгарским) ханством. Она шла с переменным успехом: в 1731 г. ойраты почти уничтожили большую и хорошо снабженную цинскую армию, а на следующий год в битве при монастыре Эрдени-дзу войска Иньчжэня одержали верх над противником. Богдохан стремился к сохранению мирных отношений с Россией. В 1728 г. он пошел на подписание с ней Кяхтинского договора об установлении границы между Халхой и Российской империей, о развитии дипломатических связей, караванной торговли и об определении статуса Российской духовной миссии в Пекине. Дабы склонить волжских калмыков к войне с Ойратским ханством и поздравить императрицу Анну Иоанновну с восшествием на престол, Иньчжэнь в 1731 г. направил в Москву и Петербург посольства. Россия стала первым европейским государством, которое посетили китайские послы.

Иньчжэнь умер 8 октября 1735 г. в летнем Дворце Совершенного Света (Юаньминъюань) в возрасте 57 лет. Обстоятельства его кончины окружены тайнами и догадками. По одной из версий, император умер от чрезмерного приема настоев различных трав, которые, гю даосской теории достижения долголетия, сулили Сыну Неба продление жизни. После этого все буддисты и даосы были изгнаны из дворца. Данная версия весьма сомнительна. Вряд ли такие умелые целители-травники, как даосы и буддисты, допустили бы смерть своего высокого покровителя из-за злоупотребления их рецептами. Согласно второй версии, Иньчжэнь был отравлен, а это весьма возможно и стало делом совсем иных рук, т.е. его многочисленных врагов. По третьей версии, мстя за отца, его заколола кинжалом дочь казненного им чиновника, когда ее, завернутую в особое по-крывало из пуха цапли, евнухи принесли ночью в спальню Сына Неба вместо наложницы. Как бы то ни было, ушел из жизни выдающийся император. Князья, сановники и местная бюрократия вздохнули с облегчением — они избавились от жесткого контроля и постоянного страха. Враги Иньчжэня и находившаяся под влиянием их оценок последующая историография изображали его деспотом — грубым, упрямым, своевольным, властолюбивым, коварным и хитрым. За ним закрепилась негласная, но стойкая репутация узурпатора и тирана. А между тем в свое короткое царствование — всего 13 лет — он, не растеряв ничего из унаследованного от Сюанье, укрепил абсолютную власть императора, устранил старые, отжившие нормы, оздоровил госаппарат и финансы. Его правление оказалось благотворным и для страны и для династии. Его нововведения укрепили саму цинскую систему и заложили основу для «блестящего правления» его сына Хунли (1735-1795). Мать последнего — маньчжурка в юности служила актрисой придворного театра. Иньчжэнь страстно увлекся ею, сделал своей наложницей, а она родила ему сына — Хунли. Именно этому своему любимцу умирающий император передал трон и власть над Поднебесной империей.


 

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования