header left
header left mirrored

Глава VII. Начало боевых действий

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru Издание: Исаков И.С. Операция японцев против Циндао в 1914 г.- М-Л.: Военмориздат, 1941.

Первое столкновение на море

Никто не мешал германскому развертыванию. Только вечером 22 августа, когда в Циндао было почти все закончено и оставалось поставить последние заграждения по плану минной обороны, произошло первое столкновение.

Очередным кораблем в дозоре был миноносец S-90, который с 21 августа маневрировал в 20 милях на SO от Циндао. В 5 час. утра он получил по радио приказание коменданта — прикрывать постановку мин, которую будет выполнять заградитель Лаутинг, после чего обеспечивать проводку транспортов через минные поля в базу на случай, если такие транспорты появятся с моря.

До 18 час. горизонт был чист, и Лаутинг, окончив постановку у Дагундао, вышел вторично, когда S-90, идя 19-узловым ходом, заметил 5 английских миноносцев типа «Уск», которые тотчас начали за ним погоню. Развив большую скорость, значительно вырвался вперед миноносецКеннет ; сблизившись с S-90 на дистанцию своего огня, он в 18 ч. 10 мин. начал бой.

Командир S-90 лейт. Бруннер правильно понял задачу — не дать себя отрезать и предупредить Лаутинг. Поэтому, увеличивая ход до предела, он бросился на N и, обойдя о. Дагундао{128} в расстоянии 2,5 мили, в 18 ч. 30 м. повернул на W, идя на сближение с Лаутингом. Этим [133]маневром S-90 выиграл расстояние, так как заставил Кеннета также обходить остров и находившиеся вокруг него рифы. С момента сближения с противником на дистанцию огня 50-мм артиллерии германский миноносец начал энергично отвечать.

Условия для боя были неравные, так как английский миноносец имел преимущество в скорости и перевес в артиллерии. Дело в том, что, неся почти непрерывную дозорную службу с начала прикрытия мобилизации, S-90 не щелочил котлов, и их общее состояние было таково, что к концу боя с Кеннетом не удалось увеличить скорости свыше 21 узла. Последний вел бой на 24-узловом ходу.

Против четырех 75-мм орудий Кеннета со снарядами в 5,6 кг S-90 имел три 50-мм/40 со снарядом в 1,75 кг. Дистанции боя, по германским источникам, колебались от 27 до 22 каб.

В начале боя Кеннет получил попадание под мостик и в первую дымовую трубу, в результате которого был смертельно ранен командир (позже скончавшийся) и еще 3 человека убито и 6 ранено. Однако Кеннет настолько энергично продолжал преследование, что немцы не подозревали о нанесенных ему потерях, о которых узнали значительно позже через свое пекинское посольство.

Хотя S-90 и накрывался несколько раз залпами английского миноносца, попаданий в него не было.

Критического положения удалось избегнуть только потому, что Кеннет, увлекшись боем с дозорным миноносцем, не обратил внимания наЛаутинг {129}, с которым сблизился к SO от о. Майдао.

Когда оба миноносца вошли в зону огня береговых батарей и первые залпы форта Хуйцянь легли около Кеннета, он повернул и вышел из боя.

После этого и до установления японской блокады, т. е. до 27 августа, английские корабли больше не приближались на видимость Циндао, благодаря чему Лаутинг без помех закончил свои операции{130}[134]

Блокада

Германское командование все время ожидало внезапного нападения на крепость. Оно не понимало, насколько выгодно было японцам в данном случае затянуть вступление в войну и так обставить его политически, чтобы вынудить Великобританию просить о помощи в борьбе с Германией на Дальнем Востоке. Поэтому, несмотря на то, что скрытое наблюдение за подходами к германской базе было установлено еще с первых чисел августа, до истечения срока ультиматума японские корабли в пределах видимости Циндао вовсе не появлялись.

После случая с Кеннетом немцы решили, что 23 августа будет днем атаки крепости с моря, а потому она была приведена в полную готовность. Но и этот прогноз не подтвердился. Только в 19 час. 27 августа дозорные корабли, а позже и гарнизон крепости, впервые увидели на горизонте четыре больших корабля 2-й японской эскадры в сопровождении флотилии миноносцев.

Оставаясь вне пределов огня береговых батарей, вице-адм. Като предложил послать в гавань парламентеров (на миноносец), но губернатором Кяочао это было отклонено. Тогда Като передал по радиотелеграфу формальное объявление блокады.

Приводим полностью текст этого документа:

«ОБЪЯВЛЕНИЕ О БЛОКАДЕ Сегодня, 27 августа 1914 г., объявляю я в состоянии блокады все побережье района Кяочао, сданное в аренду Германии. Эта блокада будет поддерживаться боевыми силами, находящимися под моим командованием. Блокада включает район моря 120° 10' восточной долготы, 35° 54' северной широты и 120° 36' восточной долготы, 36° 7' северной широты. Далее сообщаю, что всем судам дружественных нейтральных держав, которые в настоящее время находятся внутри линии блокады, даю я для выхода льготный срок в 24 часа. По истечении этого срока со всеми судами, которые попытаются прорвать блокаду, будет поступлено по международному военному праву (праву войны) [135] и в соответствии с договорами, имеющимися между Японской империей и нейтральными державами. Подписано: Като Садакичи, вице-адмирал, главнокомандующий 2-й эскадрой. 27 августа 1914 г.»

Эта блокада является одним из интереснейших уроков войны 1914-1918 гг., так как для осуществления ее Като имел 37 кораблей на район с протяжением объявленной границы в 27 миль, и, несмотря на это, при первой же попытке противника блокада была успешно прорвана.

Задачи, которые ставились блокирующему флоту, сводились к следующему:

1) перерезать в непосредственной близости от базы морские коммуникации Циндао и тем самым исключить возможность выхода в море новых вспомогательных крейсеров, а также не допустить базирования на него кораблей, уже вышедших в море;

2) одновременно обеспечить перевозки экспедиционной армии на Шаньдунский полуостров;

3) прикрыть базирование самого флота и базу высадки десанта, а в последующем и фланг экспедиционной армии;

4) исключить возможность прорыва из базы (хотя бы для интернирования в нейтральных портах) тех кораблей, которые участвовали в обороне Циндао.

Хотя к 27 сентября обстановка на Тихом океане достаточно определилась{131}, все же приходится допускать, что японское командование на всякий случай перестраховывалось от возможного обратного прорыва крейсеров адм. Шпее в Циндао. Только преувеличенной оценкой реальных возможностей германских кораблей и ожиданием возвращения крейсерской эскадры можно объяснить тот [136] размах и напряжение, с которыми проводилась блокадная операция.

План блокады заключался в том, что были установлены три линии наблюдения за выходом из базы и районом, к ней прилегающим, на которых корабли блокирующего флота несли постоянный дозор. Число дозорных кораблей менялось в зависимости от обстановки и времени суток (имелись дневной и ночной варианты дозора).

1-я линия блокады охранялась миноносцами.

Эта линия проходила по дуге радиусом в 9-10 миль от входа в бухту, имела общее протяжение в 20 миль. Иначе говоря, 1-я линия почти вплотную оконтуривала границы обстрела береговых батарей крепости и располагалась внутри объявленной границы блокадной зоны.

Днем и ночью на этой линии, по японскому плану, должны были дежурить 8 эсминцев.

2-я линия блокады охранялась крейсерами. Эта линия проходила по дуге радиусом в 12-15 миль от входа в бухту Кяочао, т. е. на 3-5 миль мористее 1-й линии, общим протяжением около 30 миль; она почти совпадала с границей зоны, объявленной адм. Като.

Днем на этой линии постоянно держался один крейсер, ночью добавлялся второй крейсер или канонерская лодка.

3-ю линию блокады обслуживали, попеременно старые линкоры и броненосные крейсеры.

Линия проходила по дуге радиусом около 18 миль от входа в бухту, т. е. на 3-5 миль мористее 2-й линии, и имела общее протяжение приблизительно в 45 миль.

Днем на этой линии держались два больших корабля, а ночью число их увеличивалось до четырех.

Важно отметить, что, в отличие от эсминцев и крейсеров, большие корабли ночью маневрировали не вдоль блокадной линии, а перпендикулярно к ней. Ясно, что это было вызвано желанием уменьшить вероятность встречи ночью с противником, проскользнувшим через две первые линии, на что могли рассчитывать только германские миноносцы. При таком маневрировании большие корабли фактически могли служить лишь поддержкой для первых двух линий. [137]

Базой для блокирующего флота служила бухта Лаошань (Родзан). Большие корабли днем преимущественно отстаивались у островов Дагундао{132} и Чжаляньдао. После тесного обложения крепости миноносцы, тральщики, катера и гидросамолеты базировались на смежную бухту Лаошанькоу (восточнее бухты Шацзыкоу).

Таким образом, по своему характеру морская блокада Циндао, как установленная вплотную к объекту, должна быть названа тесной.

29 августа блокирующий флот выполнил следующую операцию: высаженными десантными партиями были заняты все острова, находящиеся на подходах к бухте Кяочао. Целью этой операции было: 1) лишить противника возможности иметь наблюдательные пункты на этих островах [138] и тем самым не дать ему возможность следить за действиями блокирующего флота и 2) установить на островах свое наблюдение и тем самым «уплотнить» блокаду.

Было занято больше 6 островов: группа Чжушаньдао и Шапиен (Торен), Дагундао (Тайко), Менг-кунг (Мокко), Фудао{133} (Фуку), Тан (Иси) и Сяогундао{134} (Сиоко).

Маневрирование блокирующих кораблей было обеспечено предварительным разведочным тралением соответствующих участков.

Несмотря на отсутствие более подробных данных о действиях блокирующей эскадры, можно сделать некоторые выводы и заключения, характеризующие эту отрасль оперативной подготовки японского флота в 1914 г.

1. Система блокады должна была отвечать одновременному решению двух оперативных задач: а) собственно блокированию, т. е. лишению противника возможности уйти из базы или прорваться в нее извне, и б) прикрытию фланга своей армии от артиллерийского обстрела с моря и стоянок флота и базы высадки — от ночных торпедных атак миноносцев.

2. Основную дозорную службу в системе блокады Циндао, т. е. наблюдение за выходом из базы и всем сектором вероятных курсов, несли миноносцы. Крейсеры и большие корабли являлись фактически непосредственной поддержкой дозора, которая считалась необходимой, поскольку предполагалась возможность выхода крейсера Кайзерин Элизабет. Весьма вероятно, что состав такой мощной поддержки обусловлен был также перестраховкой на случай обратного прорыва эскадры адм. Шпее{135}.

3. Общий диапазон курсов выхода из блокированной базы был равен приблизительно 100-120°{136}, поэтому средняя плотность дозорной завесы может быть определена [139] двояко: или 1 миноносец на сектор в 13-15° при удалении от выхода на 9-10 миль или один миноносец на каждые 2,5 мили наблюдаемой кривой.

4. Миноносцы несли дозорную службу в 2 1/2 смены (или в две смены, имея 4 корабля в резерве).

Крейсеры несли дозор в 3 смены, считая по наиболее напряженному (ночному) графику, и в 6 смен — днем; большие корабли — в 2 смены ночью и в 4 — днем.

Напряжение использования кораблей 2-й эскадры при несении блокадной службы видно из следующего графика{137}:

рисунок стр. 139

Примечание. Продолжительность темного времени суток, включая сумерки, принята в 10 час., т. е. с 19 час. до 5 час. утра на средние сутки блокады — 1 октября.

Из этого графика видно, что, не считая переходов от места базирования на линию дозора и всех прочих видов маневрирования, связанных с выполнением различных частных операций, корабли 2-й эскадры только для [140] блокадной службы должны были нести следующее напряжение:

большие корабли — на каждые 29 ходовых часов — 62 часа якорной стоянки;

крейсеры- на 29 ходовых часов-110 часов якорной стоянки;

миноносцы — на 48 ходовых часов — 72 часа стоянки.

Если принять для переходов в среднюю точку дозорной линии 2 часа для больших кораблей, считая от бухты Лаошань (20-30 миль), и 1 час для миноносцев, мы получим для тех же кораблей:

большие корабли — 33 часа хода на 58 стоянок,

крейсеры — 33 -"- -"- -"- 106 -"-

миноносцы — 50 -"- -"- -"- 70 -"-

Для среднемесячного напряжения работы это дает:

для больших кораблей 11 ходовых суток на 19 якорных

-"- крейсеров 7 -"- -"- -"- 23 -"-

-"- миноносцев 12,5 -"- -"- -"- 17,5 -"-

Учитывая повышение готовности при стоянках на необорудованных рейдах, надо признать такое напряжение для миноносцев очень большим, для старых линкоров и броненосных крейсеров — большим, для крейсеров — почти нормальным{138}.

Позже мы увидим, что в связи с активными действиями против Циндао (обстрелы береговых и крепостных батарей) фактическое напряжение использования кораблей 2-й эскадры было еще выше.

Объяснение такому напряжению сил надо искать в очевидной, а потому достаточно точно предвиденной быстротечности всей операции Фактически она протекала с 27 августа по 7 ноября, т е. 2 1/2 месяца. В предвидении более длительной операции японцы вряд ли смогли бы выжимать такое напряжение из своих кораблей, так как и люди и механизмы потребовали бы отдыха, замены, ремонта.

Кроме того, необходимо учитывать, что весь остальной японский флот был потенциально резервом для операции [141] против Циндао, а 1-я эскадра даже непосредственно помогала ей.

5. Особо должен быть отмечен характер базирования блокадного флота.

Вторая эскадра в отношении всех видов снабжения и ремонта целиком базировалась на плавучую базу в виде соответствующих транспортов. Как транспорты, так и корабли все время отстаивались на совершенно необорудованных рейдах, не имея сообщения с берегом.

Здесь важно вспомнить почти аналогичное базирование флота, блокировавшего в 1904-1905 гг. Порт-Артур.

Осуществление такой системы базирования является одной из типичных особенностей японского флота. Она свидетельствует о хорошей морской выучке, об умении все погрузочные работы производить в рейдовых условиях, базировать ремонт на плавучие мастерские и исключительно редко спускать команды кораблей на берег для отдыха (или даже вовсе не спускать).

6. Вся блокадная операция против Циндао может, квалифицироваться как своего рода классический образец тесной блокады. Однако, надо иметь в виду, что вследствие некоторого стечения обстоятельств эта отрасль оперативного искусства вылилась под Циндао в такие формы, какие характерны не для эпохи мировой войны, а для эпохи русско-японской и еще более ранних войн.

В современных условиях такая блокада была бы невозможна. Только слабость германских морских сил, их состав и, в частности, полное отсутствие подводных лодок и бомбардировочных самолетов позволили японцам проводить блокаду в такой форме. Наличие 2-3 малых подводных лодок (они были в германском флоте, но на другом театре) заставило бы японцев отодвинуть дальше свои маневренные базы, оборудовать их и защитить. Безусловно, пришлось бы отказаться от непосредственной поддержки дозора большими кораблями и выводить их только по тревогам с соответствующим громоздким обеспечением. Очень вероятно, что изменение состава германских сил в эту сторону не только повлияло бы на характер и форму блокады, но отразилось бы и на выборе [142] целей для 2-й эскадры, которая должна была бы прежде всего избавиться именно от этой угрозы

Несмотря на эти оговорки, степень использования блокадных кораблей и освоенный японцами опыт базирования на ближайшие острова, бухты и открытые рейды с получением питания от плавучей базы представляют интерес и на сегодняшний день.

В ночь с 30 на 31 августа, маневрируя на первой блокадной линии в условиях тумана, наскочил на камни у о. Лиентао{139} миноносецСиратае. Повреждения были настолько значительны, что от снятия его с камней пришлось отказаться, команда была снята подошедшим другим дозорным миноносцем.

Как только позволила видимость, германское командование использовало этот случай под прикрытием береговой батареи Хуйцянь была выслана в море канонерская лодка Ягуар, которая артиллерийским огнем разрушила остатки японского миноносца.

Миноносец Сиратае был первой японской потерей на море в этой операции.

Высадка и действия 1-го эшелона (со 2 по 25 сентября 1914 г.)

2 сентября транспорты 1-го эшелона, обойдя Шаньдунский полуостров с севера, сосредоточились в бухте Лункоу, в Чжилийском заливе, в которой и была произведена высадка на территорию нейтрального Китая, в 180-200 км от объекта японских боевых действий.

Никаких дипломатических представлений Китаю предварительно сделано не было Пекинское правительство заявило официальный протест Японии против неправомерного вторжения на территорию Китая, но этот протест остался без ответа.

Не имея возможности защищать свой нейтралитет, китайское правительство вынуждено было пойти на компромисс, ни к чему не обязывавший агрессора. Район [144] предполагаемого движения экспедиционных сил и встречи комбатантов был объявлен «зоной военных действий». Этот район ограничивался секущими прямыми, проходящими через весь Шаньдунский полуостров{140} и как бы вырезающими его центральную часть шириной в 100-120 км. Устанавливая эту зону, пекинское правительство заявило, что оно снимает с себя ответственность за могущие произойти события и не предполагает вмешиваться в действия противников. Вряд ли японскому командованию нужно было большее.

Выбор такого операционного направления отвечал следующим японским замыслам:

1. Под предлогом необходимости перерезать сухопутную коммуникацию Циндао, т. е. Шаньдунскую ж. д., произвести интервенцию и продемонстрировать Китаю и всему миру, что фактически хозяевами Шаньдуна отныне становятся японцы.

2. При перевозке и высадке частей на материк не рисковать никакими потерями от атак германских кораблей, что могло бы иметь место в ночных условиях в непосредственной близости от Циндао.

По первоначальному плану в той же бухте Лункоу была намечена высадка и 2-го эшелона. Только из-за штормовых погод и потери нескольких суток в ожидании высадки, после настоятельных ходатайств командующего экспедиционными силами, Токио разрешило последующие высадки перенести ближе к району операции, т. е. в бухту Лаошань в Желтом море.

В связи с тем, что бухта Лункоу была мелководна, 15 транспортов 1-го эшелона вынуждены были стать в значительном отдалении от берега.

2 сентября шел дождь. Ветер был восточного направления, от которого бухта прекрасно укрыта. Противника, конечно, не оказалось, поэтому высадка производилась без всяких помех. [145]

Рейд высадки прикрывался с моря тремя крейсерами адм. Камимуры из состава 2-й эскадры{141}, которая в это время всеми остальными кораблями несла блокадную службу у неприятельской базы.

Пунктом высадки служил необорудованный участок берега против китайского селения Лункоу.

Высадка частей началась в 6 час. утра при помощи шлюпок и китайских джонок. У берега были сооружены плавучие пристани из специальных железных бонов с деревянным настилом, которые были доставлены на борту транспортов.

К вечеру 5 сентября высадка частей 1-го эшелона была закончена.

Таким образом, на высадку с рейда на необорудованный берег с 15 транспортов 7900 бойцов, 30 орудий и около 520 коней с обозом и частью грузов понадобилось 3 1/2 суток.

Однако, последующая выгрузка тылов и вспомогательного оборудования (рельсы и платформы для узкоколейки и т. д.) продолжалась до 9 и частично до 13 сентября.

Японский ген.-лейт. Митака приводит несколько отличные данные о сроках высадки 1-го эшелона, а именно 3, 8, 9 и 11 сентября высадка прекращалась из-за свежей погоды и была закончена 15 сентября. Кроме того, Митака приводит очень существенные подробности относительно того, что техника высадки обеспечивалась морской высадочной партией в составе 418 чел, сформированной из экипажей прикрывавших крейсеров адм. Камимуры. Число лихтеров доходило до 200 штук.

6 сентября передовые части 1-го эшелона начали движение на юг. Это движение совершалось крайне медленно из-за непрекращавшихся сильных дождей, которые привели в полную негодность и без того неудовлетворительные китайские дороги.

Части шли походным порядком, невидимому, по двум параллельным дорогам в общем направлении на юг. Главная колонна шла по восточной дороге на Цзимо, т. е. к Циндао, а вспомогательная колонна, состоявшая [146] преимущественно из кавалерии, — по западной дороге, на Кяочао{142}.

Для транспортировки тяжелого оснащения и грузов эшелона по восточной дороге вслед за ушедшей колонной прокладывалась узкоколейка («дековилька»), снятая для этой цели с участка Антун — Мукден и доставленная через Дайрен на Лункоу.

12 сентября кавчасти авангарда главной колонны показались у местечка Цзимо.

13 сентября прошел из Цзинань последний германский поезд в Циндао, из которого он уже не вышел.

14-го части 1-го эшелона заняли Цзимо, где и оставались до 25 сентября, дожидаясь подхода своих растянувшихся частей и окончания высадки остальных эшелонов в бухте Лаошань.

17 сентября кавчасти западной колонны заняли Кяочао и тем самым окончательно перерезали коммуникацию германской базы с Внутренним Китаем. Оставив в Кяочао незначительный гарнизон, основная часть западной колонны пошла к месту сосредоточения в Цзимо, а небольшой отряд был выслан на запад по железной дороге; он занял станцию и город Вэйсянь, германские угольные копи Бошань, а позже и Цзинань, до которого отряд добрался только 5 октября.

Китайское правительство опротестовало движение японских частей за пределы объявленной военной зоны, но... «нетрудно было ответить, что Шаньдунская ж. д. была чисто германским предприятием, которым германцы широко пользовались с момента начала военных действий»{143}.

25 сентября началось движение частей 1-го эшелона от Цзимо на Лиутсинг (Рютин), где и произошло первое столкновение на рубеже р. Пейша-Хэ.

Высадка 3-го и 2-го эшелонов (с 19 по 25 сентября 1914 г.)

3-й эшелон, направленный непосредственно из Японии а бухту Лаошань, пришел в нее 18 сентября, т. е. раньше [148] 2-го эшелона, который только 20-го числа вышел с рейда Лункоу.

19 сентября, после предварительного разведочного траления в бухте Лаошань, против китайского местечка Ванго-Чуанг началась высадка частей 3-го эшелона на необорудованный берег. Противник никакого сопротивления не оказывал, наблюдая действия японцев с горных высот.

Авангардные части, имея в своем составе горную артиллерию, сразу же выдвинулись вперед по всем перевальным дорогам, с тем чтобы прикрыть высадку остальных частей. Гидросамолеты блокадного флота произвели предварительную разведку береговой полосы района высадки.

С моря высадка десанта прикрывалась всей блокадной системой и непосредственным прикрытием рейда высадки кораблями 2-й эскадры.

Эта высадка и последующая (2-го эшелона) также были выполнены на катерах, шлюпках, баркасах и шаландах, так как транспорты стояли на рейде и вплотную к берегу подойти не могли. В процессе высадки берег был оборудован 7-8 плавучими пристанями, составленными из коротких секций коробчатых бонов с деревянной опалубкой. Такие секционные плавучие пристани отвечали условиям рельефа береговой черты и переменному уровню воды, изменявшемуся от приливов (см фото 8 на стр. 147).

Позже для выгрузки тяжелых грузов были сооружены деревянные пристани с возведенными над ними козлами из больших бревен, с гинями и достаточным выносом, чтобы снимать с подводимых барж морские и крепостные установки.

Первый бросок высаживался с плоскодонных шампунек, принимавших по 15-20 чел, или по 6 коней, которые выходили в воду в момент притыкания шампуньки к пляжу.

Для второочередных выгрузок применялся оригинальный метод. Железные лихтера подходили с приливом вплотную к берегу, на котором они осушались во время отлива, после чего приступили к их разгрузке. [149]

Тяжелые штучные грузы (осадные установки) на рейде перегружались с транспортеров на лихтера специальным пароходом, приведенным из Японии, на котором был установлен мощный кран.

Все работы по высадке, до береговой черты включительно, выполнялись японцами, а вспомогательная работа на берегу по организации базы высадки делалась руками большого числа китайских кули, привлеченных из местного населения.

Попутно надо отметить, что когда 15-16 октября над базой высадки прошел тайфун, он разрушил плавучие пристани, в то время как насыпные (с деревянной опалубкой по краям) уцелели.

Вся организация высадки, сроки и применявшиеся технические средства показали высокую подготовку японской армия и флота к такого рода операциям.

24 сентября на том же участке закончилась высадка частей 2-го эшелона, которые уже на следующий день развернулись и начали движение вслед за частями 3-го эшелона.

Высадка английского эшелона

Три английских войсковых транспорта и одно госпитальное судно вышли 21 сентября из Вэйхайвэя{144} под конвоем линкора Триумф и двух эсминцев{145}.

22 сентября, после полудня, английский эшелон пришел в бухту Лаошань, где уже стоял и разгружался громадный транспортный флот 2-го и 3-го японских эшелонов и плавучей базы блокирующей эскадры, т. е. всего до 45-50 транспортов.

Английский эшелон в составе 1 500 бойцов с обозом выгружался с трех транспортов около 24 часов непрерывно, с утра 23 сентября до утра 24-го без перерыва на ночь. [151]

24 сентября высаженные части двинулись обходными путями на запад под прикрытием выдвинутых к юго-западу японских передовых отрядов. Английский отряд должен был быть поставлен на стыке 1-го и 2-го эшелонов, но уступом в глубину.

Если обратить внимание на все даты и места, относящиеся к действиям английского отряда, то видно, что ген. Бернардистон не торопился придти куда-нибудь раньше японцев. Это, по-видимому, объясняется слабым оснащением и недостаточной обученностью его частей и нежеланием рисковать репутацией английских войск. Генерал предпочитал больше представительствовать, чем действовать в этой операции, общий успех которой был заведомо обеспечен многократным численным превосходством японских войск.

Первые столкновения авангардных частей произошли на всех обороняемых перевалах. Уже 18 сентября был захвачен проход Хотунг-пасс (210 м); 19 сентября был [152] захвачен Мекленбург-гауз (447 м); взвод германского охранения, прикрывавший проход в долину Лаошань{146}, обойденный с двух сторон, сдался.

В ту же долину другие японские частя вышли южнее через горный проход Ирене-бауде (около 800 м).

До 23 сентября происходили столкновения за обладание северным проходом Клеттер-пасс (213 м). Одновременно начались столкновения передовых частей вдоль долины р. Пейша-Хэ.

Таким образом, надо считать, что в период с 20 по 25 сентября главная масса экспедиционных сил (около 23 700 чел), идя с двух основных направлений: с севера (от Кяочао и Цзимо) и северо-востока (из бухты Лаошань), отрезали окончательно Циндао от материка и начали концентрическое наступление к первой осадной линии.

Столкновения передовых частей

Обложение крепости

1-й японский эшелон (23-я пехбригада) в составе 7 900 чел. не рискнул начать движение от Цзимо до тех пор, пока не окончилась высадка 2-го и 3-го эшелонов в бухте Лаошань, т. е. пока 24-я и 29-я пехотные бригады не развернулись и не начали наступление с другого направления. Поэтому только 25 сентября передовые части 1-го эшелона развернулись на рубеже р. Пейша-Хэ и начали форсирование его.

Между тем, ген. Камио не мог не знать, что германская полоса охранения протяжением в 30 км, отстоявшая на 25-30 км от крепости, и ее передовая позиция оборонялись не более как 1 тысячью или 1 1/2 тысячами бойцов. В этой чрезмерной осторожности, проявленной с начала операции, сказывалась не трусость, а уверенность в конечном успехе военных действий, нежелание рисковать репутацией армии и преувеличенная оценка качества германских войск.

В период с 18 по 23 сентября передовые части эшелонов, высаженных в бухте Лаошань, последовательно [154] пробились через хребет Лаошань по горным проходам: Хотунг-пасс, Мекленбург-гауз, Темпель, Ирене-бауде, Клеттер-пасс и оттеснили германское охранение в долины, ведущие к передовой позиции.

20 сентября японские миноносцы обстреляли части, прикрывавшие бухту Шацзыкоу.

С 21 сентября усилилась деятельность разведывательных самолетов экспедиционной армии и гидросамолетов флота, изучавших подходы к крепости и развертывание германских частей.

25 сентября авангард 1-го эшелона перешел р. Пейша-Хэ, причем небольшие столкновения произошли только с германскими кавалерийскими патрулями, отошедшими на Цангкоу — Литсун.

Таким образом, 25 сентября обозначилось общее и одновременное наступление японцев по радиальным направлениям к Циндао с севера — вдоль основной дороги Кяочао — Лиутсинг — Циндао и с северо-востока — через хребет Лаошань.

Незначительные подразделения (не больше взводов), выделенные для охранения всех проходов, ведущих к крепости, сыграли свою роль в том отношении, что заставили почти все японские части развернуться в боевой порядок сейчас же после высадки и тем самым замедлили продвижение противника Немцы достигли этого искусным использованием весьма пересеченной местности, упорством отдельных взводов, их контратаками там, где противник не был достаточно осторожен (Клеттер-пасс), и телефонной связью между смежными частями охранения, обеспечивавшей гибкость их маневра и взаимодействия.

Следствием этого было то, что 2-3 сотни германской морской пехоты заставили многотысячную японскую армию продвигаться от границ концессии до передовой позиции Цангкоу — Литсун — Шацзыкоу, т. е. преодолевать расстояние не более 9-10 км почти двое суток.

К 25 сентября передовая позиция крепости располагалась по пологой дуге, левый фланг которой упирался в бухту Кяочао у местечка Цангкоу, а правый закрепился на берегу Желтого моря у бухты Шацзыкоу. [155] Общее протяжение позиции-около 16-18 км. Она не представляла сплошного рубежа, так как местность не позволяла создать выгодную и непрерывную позицию. Характер рельефа полуострова Лаошань таков, что до последней гряды возвышенностей, находящихся непосредственно перед крепостью, долины рек и многочисленные дефиле идут в общем направлении на юго-запад, т. е. открывают подходы к Циндао. Поэтому отдельные командные высоты и дефиле прикрывались пятью маневренными группами, состоящими из рот морской пехоты с приданными им кавалерийскими взводами и пулеметными командами. Соответствующие участки были оборудованы стрелковыми окопами и пулеметными гнездами полевого типа. В пределах самих участков, как и для связи между соседями, имелась кабельная телефонная связь.

На подходах к обороняемым участкам немцы широко использовали закладку мин и фугасов, которые тщательно замаскировывались Непосредственно перед окопами были установлены проволочные заграждения.

Артиллерия передовой позиции состояла из пяти стационарных батарей 90-см и 120-см, установленных по-взводно на временных позициях, одной подвижной батареи и трех 150-см полевых гаубиц. Кроме того, левый фланг должны были поддерживать своей артиллерией германские корабли из залива Кяочао. Огневая поддержка правого фланга с моря была нереальна, поскольку фланг позиции выходил за первую линию японского блокадного дозора.

Организационно все передовые отряды делились на две части: «левое крыло» под командованием обер-лейт. Куло и «правое крыло» под начальством майора Андерса, которые подчинялись непосредственно командующему сухопутным фронтом крепости — обер-лейт. Кессингеру.

Передовая позиция была временной и как по своему составу, так и по оборудованию не могла сыграть значительной роли. Очевидно, что главным назначением ее было — возможно дольше задержать продвижение японских частей и тем самым отдалить момент тесного обложения крепости. [156]

Кроме того, выдвинутые в полосу охранения конные взводы морской пехоты и самокатные отделения должны были выявить группировки и уточнить состав сил противника. О высадке в Лункоу и движении 1-го эшелона комендант знал из телеграмм доверенных лиц; обстановку на границах концессии освещали единственный самолет и китайская агентура. Всего этого было недостаточно, чтобы иметь необходимые сведения об экспедиционных силах японцев.

Первую атаку на передовую позицию японцы произвели на своем правом фланге в районе высот Цангкоу вечером 26 сентября.

На участок, просмотренный днем с самолетов и смежных высот, двинулись в темноте плотные массы стрелковых частей, обходя все заграждения. Предварительной артиллерийской подготовки не было. Отряд майора Клееманна не выдержал этой ускоренной атаки превосходных сил и, чтобы не быть отрезанным, вышел из боя и отступил к станции Цангкоу, где задержался до утра 27 сентября.

Этот отход и японское наступление в центре поставили под угрозу смежный участок левого крыла, который располагался на северо-восточном склоне Литсунских высот, почему в ночь с 26 на 27 сентября участок был очищен, и части отошли на Литсун, временно потеряв соприкосновение с противником. Японцы осторожно, но упорно наступали по пятам, обходя все минированные пункты.

Так как малочисленным германским отрядам нельзя было рассчитывать удержаться в долине р. Литсун, то после разрушения правительственных зданий и водоприемной станции, питавшей город Циндао, части левого крыла на заре 27 сентября отошли к югу на гряду следующих высот, командовавших над долиной.

Правое германское крыло было атаковано тоже 26-го числа. Здесь глубокое проникновение японских частей по долинам рек поставило под угрозу противодесантный отряд, прикрывавший бухту Шацзыкоу и Лаошанькоу. Без боя, уничтожив часть боезапаса и все, что нельзя было захватить с собой на вьюках, части поспешно [157] отошли через гору Кайзерштуль (см. схему 3 на стр. 88) и заняли высоты горы Принца Генриха (384 м) на последнем рубеже перед крепостью (схема 10-в конце книги).

Таким образом, 27 сентября линия обороны передовых частей крепости сжалась до 10-11 км по фронту и отстояла от передового крепостного рва на 3-4 км.

Несмотря на то, что теперь эта линия могла поддерживаться огнем сухопутных фортов{147} и было произведено (правда, наспех) укрепление этой позиции (окопы и проволока), она не могла длительно противостоять уже развившемуся наступлению превосходных японских сил.

Германские части использовали момент переправы противника через р. Литсун и нанесли значительные потери японцам пулеметным и артиллерийским огнем. Наибольшую помеху переправе оказал огонь корабельной артиллерии из бухты Кяочао, которым простреливалась вся западная часть долины.

При отходе передовых частей в главную оборонительную полосу крепости на правом крыле произошел характерный боевой эпизод.

В группе возвышенностей, носящей название горы Принца Генриха (384 м), имелась одна труднодоступная скала, которая называлась Орлиное гнездо (330 л). Командующий германским сухопутным фронтом выделил на этот пункт специальный отряд в составе 2 офицеров и 60 чел., набранных из числа добровольцев. Отряд этот, помимо стрелкового вооружения, был снабжен пулеметами и ручными гранатами и имел телефонную связь с крепостью. Переоценив недоступность этого пункта и считая, что отряд сможет продержаться даже после того, как будет обойден со всех сторон, Кессингер поставил перед ним задачу — скрытно от противника возможно дольше наблюдать за его действиями и доносить о них в крепость.

В соответствии с этим отряду была дана провизия на 4-5 недель, большой запас патронов, а телефонный кабель с крепостью был замаскирован в грунте. [158]

Уже 27-го числа командир наблюдательного отряда не смог остаться равнодушным к панораме, которая развертывалась перед его глазами, и, использовав выгоды своей позиции, начал фланговым ружейным и пулеметным огнем поддерживать отходящие германские части. С наступлением темноты огонь затих.

К своему великому изумлению немцы обнаружили на рассвете японских стрелков, засевших в 100 я от вершины и почти окруживших ее. Оказалось, что в течение ночи японцы бесшумно преодолели самую крутую часть подъема к Орлиному гнезду и засели на краю, там где подъем переходит в маленькое плато перед вершиной{148}. Атака была отложена до рассвета.

Около полудня 28 сентября, вскоре после ранения командира, отряд сдался 54 чел. и 4 пулемета были взяты в плен, и наблюдательный пункт был ликвидирован не через 4-5 недель, а на второй день своего существования. Данный случай также должен быть отнесен к некритическому освоению истории осады Порт-Артура германским командованием. Наивно было предполагать, что японцы оставят без внимания командную вершину, расположенную в 5 км от передового рва крепости, независимо от наличия на ней германского отряда и поведения этого отряда. Ход дальнейших событий показал, что уже на следующие сутки на Орлином гнезде приступлено было к оборудованию главного наблюдательного пункта осадной армии.

28 сентября японцы повели наступление по всему фронту. Впервые вступила в действие тяжелая полевая артиллерия, обеспечивавшая атаку на отдельных участках С моря левый фланг наступавших частей также впервые поддержали большие корабли блокадной эскадры. Поэтому японцы искали решения именно на своем левом фланге, где они старались обойти передовую германскую позицию между высотами Вальдерзее (на схеме 10 — высота с отметкой 209) и горой Принца Генриха (отметка 384). [159]

Германские части поспешно оставили последнюю временную позицию и под прикрытием огня крепостной артиллерии отошли через р. Хайпо в пределы постоянной оборонительной полосы. При этом пришлось взорвать уцелевшие 120- и 90-мм морские установки, стоявшие на временных основаниях{149}. Полевую батарею, а также тяжелую гаубичную удалось вывести из-под огня и доставить в крепость.

Таким образом, с 28 сентября крепость была тесно обложена с суши; с этого дня началась фактическая осада Циндао, а гарнизон развернулся по плану непосредственной обороны.

Немцы потеряли в боях на подступах к крепости 4 офицеров и 103 рядовых бойцов, т. е. около 10% общей численности передовых частей. По американским источникам, потери японских войск за тот же период определяются в 150 чел. убитыми и значительно большим числом раненых.

В итоге надо считать, что передовые части задержали продвижение противника на 3-4 суток с момента начала общего наступления{150} и показали японцам, что за каждый клочок территории своей концессии они приготовились серьезно драться.

У японцев ясно выявились две тенденции. Первая — оперативного порядка: не начинать наступления против немцев, как бы малочисленны они ни были, предварительно не перестраховав себя многократным превосходством сил и всесторонним обеспечением. Вторая — тактическая: когда речь идет о позициях временного типа, без долговременной фортификации просматривать местность и изучать обстановку днем, а атаковать ночью.

Удивительную способность японских частей обходить все заложенные мины и фугасы немцы приписали [160] китайским шпионам, которые якобы наблюдали за подготовительными работами и позже выдали их японскому командованию.

Содействие флангу, оказанное германскими кораблями

Из-за наличия блокадного дозора превосходящих японо-английских сил для германских кораблей исключалась возможность содействовать частям, расположенным на побережье Желтого моря Другая обстановка складывалась на левом фланге, который упирался в берег бухты Кяочао. Здесь благодаря отсутствию морского противника германо-австрийские корабли имели полную возможность использовать свою артиллерию для поддержки сухопутных частей.

Впервые корабли были использованы для этой цели 24 сентября, когда S-90 обстрелял японские кавалерийские части, двигавшиеся вдоль прибрежной дороги в районе дер. Нюкушан.

26-го аналогичную задачу получила канонерская лодка Ягуар, после чего она почти ежедневно выходила в залив для этой цели. И, наконец, 27 сентября вышел для той же цели крейсер Кайзерин Элизабет. Использованию кораблей для поддержки фланга армии предшествовала тщательная предварительная подготовка.

Ввиду мелководности бухты Кяочао самые дальние от Циндао объекты, севернее устья р. Литсун, обстреливал миноносец, устье реки — канонерская лодка и к югу от нее — крейсер.

Район маневрирования кораблей и подходный фарватер к нему были дополнительно промерены и тщательно обставлены навигационными знаками. В период до 23 сентября корабли сделали несколько пробных выходов для освоения фарватера, изучения берега, приметных знаков на нем и для тренировки комендоров и артиллерийских офицеров в стрельбе по берегу. Фор-марс канонерской лодки Ягуар верфью был оборудован под наблюдательный и командный пост, а грот-мачта была снята вовсе для удобства стрельбы из кормовых орудий на острых углах. [161]

Совместно с командованием левого крыла передовой позиции были выработаны условные сигналы для обеспечения взаимодействия. Специально сформированные подвижные сигнально-наблюдательные и корректировочные посты были свезены с кораблей на берег и размещены на высотах Кушан и на горе Ильтис.

В первое время корабли стреляли с якоря совершенно беспрепятственно, стоя шпринг{151}. Стрельба велась по движущимся колоннам японцев, полевым батареям на позициях и переправам. Огонь корабельной артиллерии был настолько эффективен, что правый фланг 23-й пехбригады японцев вынужден был отказаться от пользования прибрежной дорогой на открытых ее участках. Особенно успешно поддержали корабли свои сухопутные части 27 сентября при форсировании японцами р. Литсун, так как все устье и нижняя часть ее хорошо просматривались и простреливались из бухты Кяочао.

Японскому командованию пришлось выделить часть полевых батарей для противодействия германским кораблям.

Серьезного вреда эти батареи не причинили, однако, заставили противника отказаться от якорной стрельбы. С этого момента германские корабли маневрировали при стрельбе малым ходом, что соответственно снижало успешность огня по берегу. Насколько этот огонь мешал японцам, видно еще из того, что 5 самолетов немногочисленной японской авиации также были привлечены для борьбы с кораблями. Однако бомбовые атаки самолетов особого успеха не имели.

Японцы форсированным порядком начали устанавливать морскую дальнобойную артиллерию на своем правом фланге, чтобы придать ему устойчивость и прекратить фланкирующий огонь из бухты. По мере продвижения частей, батареи, стоявшие на временных основаниях, 2 или 3 раза меняли позиции. 4 октября Ягуар получил прямое попадание в нос и несколько мелких повреждений от осколков. [162]

После установки на горе Кушан (47 м) батареи морских 150-мм орудий выходы германских кораблей прекратились ввиду бесполезности состязания небронированных кораблей с береговыми батареями в затрудненных гидрографических условиях{152}.

Решив свою задачу, японское командование показало, что наиболее правильным решением для обеспечения фланга армии, упирающегося в море, является включение в состав фланговых частей береговых батарей с флотской командой, обученной стрельбе по морским подвижным целям.

Таким образом, в операции против Циндао обстановка позволила японцам продемонстрировать два способа поддержки фланга, упирающегося в море. Там, где перевес морских сил позволял (в Желтом море), армия поддерживалась флотом, а там, где по условиям обстановки хозяйничал неприятельский флот (бухта Кяочао), фланг поддерживался береговыми батареями, перемещавшимися вместе с полевыми частями.[163]

                                  

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования