header left

СЫМА ЦЯНЬ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

header left mirrored

ГЛАВА 37

Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Tom_V/frametext37.htm

СЫМА ЦЯНЬ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

ШИ ЦЗИ

ВЭЙ КАН-ШУ ШИ ЦЗЯ — НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ДОМ ВЭЙСКОГО КАН-ШУ

Вэйский Кан-шу по имени Фын был младшим братом чжоуского У-вана от одной с ним матери. За ним родился лишь еще один брат — Жань-цзи, самый младший из всех. После победы У-вана над иньским Чжоу [-синем] он вновь пожаловал оставшееся население Инь [с землями] сыну Чжоу [-синя] — Лу-Фу, носившему титул У-гэна, приравняв его [тем самым] к [рангу] чжухоу, [с тем] чтобы он приносил там жертвы своим предкам, не допуская перерыва. Но поскольку У-гэн еще не был [до конца] замирен и [У-ван] опасался его недобрых намерений, он повелел своим младшим братьям Гуань-шу и Цай-шу [быть] наставниками У-гэна Лу-фу и давать ему советы, [следуя которым он смог бы] умиротворить свой народ. Когда скончался У-ван, Чэн-ван был еще мал, и вместо Чэн-вана правил Чжоу-гун Дань, встав во главе государства. Гуань-шу и Цай-шу, сомневаясь в [истинных целях] Чжоу-гуна, совместно с У-гэном Лу-фу подняли мятеж, намереваясь идти на Чэнчжоу.

Чжоу-гун Дань, опираясь на повеление Чэн-вана, поднял войска и напал на земли Инь; он убил У-гэна Лу-фу и Гуань-шу, сослал Цай-шу, а оставшихся иньцев, [отданных] У-гэну, пожаловал [вместе] с землями Кан-шу, сделав его правителем княжества Вэй и поселив [его] в междуречье [Хуан]хэ и Ци[шуй], недалеко от развалин древней столицы дома Шан.

Опасаясь того, что Кан-шу еще молод годами, Чжоу-гун Дань наставлял Кан-шу, говоря: «Отыщи среди народа Инь талантливых людей, совершенномудрых и людей с достоинствами и спроси их, каким образом прежде Инь возвысилось и почему потом погибло и как должно любить свой народ». Он сказал [Кан-шу], что причина гибели Чжоу [-синя] в его губительном пристрастии к вину; именно вино привело его к утратам, к тому, что он стал слушать женщину; именно с этого и начались несчастья Чжоу [-синя]. Беря в пример искусство плотника [при работе] над деревом, [Чжоу-гун] показал, что совершенномудрый [правитель] также может [творить] законы и правила. Поэтому в качестве своих повелений он назвал ему сочинения: «Обращение к Кан-шу», «Обращение по поводу вина» и «Искусство плотника». Кан-шу, встав во главе княжества и руководствуясь этими повелениями, смог поддерживать гармонию и порядок среди своего народа, и народ этому очень радовался. Когда Чэн-ван вырос и стал править, он выдвинул Кан-шу, назначив чжоуским сыкоу — ведающим наказаниями; он поднес [князю] Вэй драгоценности и сосуды для жертвоприношений, чтобы прославить присущие ему добродетели.

После смерти Кан-шу у власти его сменил сын Кан-бо. После смерти Кан-бо у власти встал его сын Као-бо. После смерти Као-бо у власти встал его сын Сы-бо. После смерти Сы-бо у власти встал его сын Цзе-бо. После смерти Цзе-бо у власти встал его сын Цзин-бо. После смерти Цзин-бо у власти встал его сын Чжэнь-бо. После смерти Чжэнь-бо у власти встал его сын Цин-хоу. Цин-хоу преподносил многочисленные подарки чжоускому И-вану (887-858), и И-ван повелел возвести [правителя] княжества Вэй в ранг хоу. Цин-хоу умер на двенадцатом году [своего] правления, у власти встал его сын Си-хоу. На тринадцатом году [правления] Си-хоу (842 г.) чжоуский Ли-ван, спасаясь, бежал в Чжи; наступило правление, именуемое Гун-хэ — «Общее согласие». На двадцать восьмом году [правления Си-хоу] (827 г.) на престол взошел чжоуский Сюань-ван. Си-хоу скончался на сорок втором году [своего правления] (813 г.), у власти встал его старший сын, наследник Гун-бо, по имени Юй, став правителем. Младшего брата Гун-бо звали Хэ, и он был любимцем отца — Си-хоу, который дарил ему многочисленные подарки, а Хэ эти подарки раздаривал чиновникам. Затем у могилы [отца] он неожиданно напал на Гун-бо; [тогда] Гун-бо вступил на тропинку, ведущую к могиле Си-хоу, и покончил с собой. Вэйцы захоронили его рядом с Си-хоу и посмертно стали именовать Гуй-бо; затем поставили у власти Хэ, сделав его вэйским хоу; это был У-гун.

У-гун, заняв престол, начал совершенствовать управление, [введенное] Кан-шу; байсины стали жить в мире и покое. На сорок втором году [правления У-гуна] (771 г.)цюаньжуны убили чжоуского Ю-вана. Тогда У-гун встал во главе войск и отправился на помощь дому Чжоу и усмирение жунов и имел в этом большие заслуги. Чжоуский Пин-ван повелел У-гуну дать титул гуна. У-гун умер на пятьдесят пятом году [своего правления] (758 г.), к власти пришел его сын Чжуан-гун Ян.

На пятом году [правления] (753 г.) Чжуан-гун взял в жены дочь [правителя] княжества Ци; она была красива, но не имела сыновей. Тогда князь взял в жены дочь [правителя] княжества Чэнь; она родила сына, который рано умер. Младшая сестра жены гуна из Чэнь тоже была любима Чжуан-гуном и родила сына, названного Вань. Когда мать Ваня умерла, Чжуан-гун велел жене, принцессе из Ци, усыновить мальчика и сделал его наследником. У Чжуан-гуна, [кроме того], была фаворитка-наложница, которая родила сына, [названного] Чжоу-юй. К восемнадцатому году правления Чжуан-гуна (740 г.) Чжоу-юй уже вырос и полюбил военное дело; тогда Чжуан-гун сделал его военачальником. Ши Цо, увещевая Чжуан-гуна, говорил ему: «Когда сыновья наложниц [начинают] увлекаться военными делами и их ставят военачальниками, то с этого начинается смута [в княжестве]». Гун не послушал [его советов]. Чжуан-гун умер на двадцать третьем году [своего правления] (735 г.), у власти встал его наследник Вань; это был Хуань-гун. На втором году [правления] Хуань-гуна (733 г.) младший брат гуна Чжоу-юй стал своевольничать и расточительствовать; Хуань-гун отстранил его [от должности], и Чжоу-юй бежал. На тринадцатом году [правления Хуань-гуна] (722 г.) Дуань, младший брат чжэнского князя, напал на своего старшего брата, но потерпел неудачу и скрылся; в это время Чжоу-юй нашел его и подружился с ним. На шестнадцатом году [правления Хуань-гуна] (719 г.) Чжоу-юй, собрав вокруг себя бежавших из Вэй людей, неожиданно напал на Хуань-гуна и убил его; Чжоу-юй сам встал у власти и сделался правителем княжества Вэй. Затем ради младшего брата, чжэнского князя Дуаня, он вознамерился напасть на княжество Чжэн и попросил [правителей] княжеств Сун, Чэнь и Цай присоединиться к нему; все три княжества согласились [помочь] Чжоу-юю. Однако новый приход к власти Чжоу-юя, его любовь к военным делам, убийство им Хуань-гуна [привели к тому, что] все вэйцы невзлюбили его. Потому, что дом матери Хуань-гуна находится в княжестве Чэнь, Ши Цо притворно [выразил желание] сделать добро Чжоу-юю и отправился на границу с княжеством Чжэн, но там совместно с чэньским князем Ши Цо составил план и поручил Юцзай Чоу угостить вэйского гуна; вслед за этим они убили Чжоу-юя в Пу.

Затем они встретили в Син Цзиня, младшего брата Хуань-гуна, и поставили его у власти; это был Сюань-гун.

На седьмом году [правления] Сюань-гуна (712 г.) в княжестве Лу убили своего правителя Инь-гуна. На девятом году [правления Сюань-гуна] (710 г.) сунский [Хуа] Ду убил своего правителя Шан-гуна и [сановника] Кун-фу [Цзя]. На десятом году [правления Сюань-гуна] (709 г.) Чжуан-бо [У-гун] из Цюйво в княжестве Цзинь убил своего правителя Ай-хоу.

Восемнадцатый год [правления Сюань-гуна] (701 г.). [Следует сказать, что] ранее Сюань-гун любил свою жену И-цзян, которая родила ему сына Цзи; [Сюань-гун] поставил его своим наследником и приказал правому гунцзы наставлять его. Правый гунцзы хотел женить наследника на дочери [князя] из Ци, но не успел ввести ее в дом жениха, как Сюань-гун, увидев пригожесть девушки, предназначенной стать женой его наследника, возрадовался и сам взял ее себе в жены, [подобрав] в жены своему наследнику другую девушку. [После того как] Сюань-гун завладел принцессой из Ци, она родила ему сыновей Шоу и Шо, которых гун поручил наставлять [и обучать] левому гунцзы. Когда умерла мать наследника Цзи, жена Сюань-гуна [из Ци] вместе с [сыном] Шо стали вдвоем клеветать на наследника Цзи, [обвиняя его] в злых намерениях. С тех пор как Сюань-гун отобрал жену у своего старшего сына-наследника, он всем сердцем возненавидел наследника и решил низложить его. А когда услышал о его злых намерениях, он страшно разгневался и послал наследника Цзи в княжество Ци и одновременно приказал разбойникам задержать его на границе и убить. Гун дал наследнику белый вымпел и сообщил разбойникам на границе, что они должны убить того, кто будет держать в руках белый вымпел.

Перед отъездом наследника Шоу старший брат Шо и младший брат наследника от другой матери, узнав о том, что Шо ненавидит Цзи, а правитель хочет убить его, сказал наследнику: «Разбойники на границе, увидев белый вымпел наследника, тотчас убьют вас, наследник; Вам не следует ездить». Цзи ответил: «Нарушить повеление отца, чтобы домогаться жизни, этого я не могу [сделать]» — и отправился в путь. Видя, что наследник не остановился, Шоу выкрал у него белый вымпел и помчался к границе впереди его. Когда разбойники на границе увидели [указанные им] приметы, они сразу же убили этого человека. Когда Шоу был уже мертв, туда же прибыл и наследник Цзи; он сказал разбойникам: «Должен быть убитым я!» Разбойники заодно убили и наследника Цзи, о чем и доложили Сюань-гуну. Тогда Сюань-гун назначил своего сына Шо наследником. Сюань-гун умер на девятнадцатом году [своего правления] (700 г.), у власти встал наследник Шо; это был Хуэй-гун.

Левый и правый гунцзы не смирились с возведением на престол Шо. На четвертом году [правления] Хуэй-гуна (696 г.) левый и правый гунцзы, ненавидевшие Хуэй-гуна за то, что он оклеветал и убил этим прежнего наследника Цзи и вместо него встал у власти, подняли мятеж и напали на Хуэй-гуна; в качестве правителя княжества они поставили младшего брата наследника Цзи по имени Цянь-моу. Хуэй-гун бежал в Ци.

Вэйский Цянь-моу правил восемь лет, когда циский Сян-гун во главе владетельных князей, получив повеление [чжоуского] вана, объединенными силами напал на Вэй, вернул туда вэйского Хуэй-гуна, казнил левого и правого гунцзы (688 г.). Вэйский правитель Цянь-моу бежал в Чжоу, а Хуэй-гун вновь встал у власти. Хуэй-гун правил три года, затем, спасаясь, покинул княжество, пробыв в изгнании восемь лет, вновь вернулся; вместе с прошлыми годами получается тринадцать лет. На двадцать пятом году [правления] (675 г.) Хуэй-гун, обозленный на то, что в Чжоу приняли и поселили Цянь-моу, совместно с [князем] Янь напал на Чжоу. Чжоуский Хуэй-ван бежал в Вэнь, [правители] княжеств Вэй и Янь поставили у власти младшего брата Хуэй-вана — Туя, объявив его ваном. На двадцать девятом году [правления Хуэй-гуна] (671 г.) [правитель] княжества Чжэн вновь вернул Хуэй-вана [в Чжоу]. Хуэй-гун умер на тридцать первом году [своего правления] (669 г.), у власти встал его сын И-гун по имени Чи. Находясь на престоле, И-гун любил играть с журавлями, распутствовал, веселился, роскошествовал, предавался излишествам. На девятом году [правления И-гуна] (660 г.) племена динапали на княжество Вэй; когда [же] И-гун вознамерился послать войска, некоторые солдаты взбунтовались.

Высшие чиновники сказали князю: «Вы, правитель, любите журавлей, им и можно приказать напасть на ди». Племена ди вторглись в княжество и убили И-гуна. Во время правления И-гуна ни байсины, ни высшие сановники ему не подчинялись. С того времени как отец И-гуна — Хуэй-гун Шо — оклеветал и убил наследника Цзи и встал вместо него у власти и вплоть до И-гуна [народ и чиновники] постоянно хотели убрать их; теперь в конце концов они уничтожили всех потомков Хуэй-гуна и на смену им поставили правителем Шэня — сына Чжао-бо Ваня, который был младшим братом Цянь-моу; это был Дай-гун.

Дай-гун Шэнь умер в начальном году [правления] (660 г.). Правитель княжества Ци, Хуань-гун, видя, что в княжестве Вэй многократно [возникали] смуты, возглавил чжухоу в походе на племена ди, затем они обнесли стеной резиденцию вэйского [князя] в Чуцю. [Хуан-гун] поставил правителем в Вэй младшего брата Дай-гуна по имени Хуэй; это был Вэнь-гун. Из-за беспорядков в княжестве Вэнь-гун ранее бежал в княжество Ци; теперь цисцы вернули его в Вэй.

[Следует сказать, что] ранее, когда дисцы убили И-гуна, вэйцы сожалели о нем; они думали вновь поставить у власти потомков ранее умершего наследника Сюань-гуна — Цзи, но сын Цзи тоже умер, а княжич Шоу, погибший за Цзи, не имел сыновей. Младших братьев наследника Цзи, родившихся от одной с ним матери, было двое. Одного звали Цянь-моу. Цянь-моу какое-то время был правителем княжества вместо Хуэй-гуна, но через восемь лет вновь [вынужден был] уйти; другого звали Чжао-бо. И Цянь-моу и Чжао-бо оба уже умерли, поэтому поставили у власти сына Чжао-бо — Шэня; он стал Дай-гуном. После смерти Дай-гуна вновь поставили править его младшего брата, которого звали Хуэй; это был Вэнь-гун.

Как только Вэнь-гун встал у власти (659 г.), он облегчил подати и сделал справедливыми наказания, сам лично [много] трудился, вместе с байсинами переживал трудности и этим привлек к себе народ княжества Вэй. На шестнадцатом году [правления Вэнь-гуна] (644 г.) цзиньский княжич Чун-эр проезжал [через] [Вэй], но был встречен не по ритуалу. На семнадцатом году [правления Вэнь-гуна] (643 г.) умер циский Хуань-гун. На двадцать пятом году [правления] (635 г.) Вэнь-гун умер, у власти встал его сын Чэн-гун Чжэн.

На третьем году [правления] Чэн-гуна (632 г.) княжество Цзинь хотело воспользоваться дорогой [через Вэй], чтобы прийти на помощь княжеству Сун, однако Чэн-гун не дал [на это своего] согласия. Тогда в княжестве Цзинь изменили [путь], и [войска] прошли через [Хуан]хэ южнее [Вэй], [таким образом Цзинь] оказало помощь княжеству Сун. [Цзинь] решило набирать войска в княжестве Вэй, вэйские сановники хотели дать согласие [на это], но Чэн-гун не позволил. Тогда сановник Юань Сюань напал на Чэн-гуна, и Чэн-гун бежал из княжества .Затем цзиньский Вэнь-гун Чун-эр напал на княжество Вэй и отдал часть его земель княжеству Сун, наказав [тем самым Вэй] за неуважение к нему, когда он прошлый раз проезжал через княжество, и нежелание помочь Сун в их беде. Вэйский Чэн-гун следом бежал в княжество Чэнь. Через два года (630 г.) он прибыл [к вану] Чжоу и просил вернуть его [в Вэй]; там же он встретился с цзиньским Вэнь-гуном. Цзиньский [гун] послал человека отравить вэйского князя, но Чэн-гун тайно связался с человеком, ведающим [приготовлением] ядов при дворе Чжоу; тот облегчил [действие яда] и не дал ему умереть. Через какое-то время [ван] Чжоу попросил за него перед цзиньским Вэнь-гуном и вэйский князь был наконец возвращен в Вэй. Там [Вэй-хоу] казнил Юань Сюаня, а [временный] вэйский правитель Ся бежал. На седьмом году [правления Чэн-гуна] (628 г.) умер цзиньский Вэнь-гун. На двенадцатом году [правления] (623 г.) Чэн-гун поехал представиться цзиньскому Сян-гуну. На четырнадцатом году [правления Чэн-гуна] (621 г.) умер циньский Му-гун. На двадцать шестом году [правления Чэн-гуна] (609 г.) Бин Чу из княжества Ци убил своего правителя И-гуна. Чэн-гун умер на тридцать пятом году [своего правления] (600 г.), у власти встал его сын Му-гун Су.

На втором году [правления] Му-гуна (598 г.) чуский Чжуан-ван напал на княжество Чэнь и убил Ся Чжэн-шу. На третьем году [правления Му-гуна] чуский Чжуан-ван окружил [столицу] Чжэн, [правитель] княжества Чжэн сдался, но [ван] вновь освободил его. На одиннадцатом году [правления Му-гуна] (589 г.) вэйский Сунь Лян-фу, выступив на помощь Лу, напал на княжество Ци, чтобы Лу вновь заполучило отторгнутые у него территории. После смерти Му-гуна у власти встал его сын Дин-гун Цзан. Дин-гун умер на двенадцатом году [своего правления] (577 г.), и у власти встал его сын Сянь-гун Кань.  

На тринадцатом году [правления] Сянь-гуна (564 г.) гун приказал наставнику Цао обучить наложниц дворца игре на цине Наложницы были этим недовольны, и Цао поколотил их палкой. Наложницы, использовав благоприятный момент, оговорили Цао перед гуном, и гун, в свою очередь, всыпал Цао триста палок. На восемнадцатом году [своего правления] (599 г.) Сянь-гун остерегся принимать пищу вместе с Сунь Вэнь-цзы и Нин Хуэй-цзы, и они оба удалились Подошел вечер, но [гун] их не призывал, а отправился в парк пострелять лебедей. Двое сановников последовали за ним; гун, даже не сняв охотничьего костюма, стал с ними беседовать. Двое сановников возмутились и отправились в Сю. Сын Сунь Вэнь-цзы по имени Шу прислуживал гуну при трапезах; [гун] заставил наставника [по музыке] Цао спеть заключительную строфу из оды Цяо янь («Ода о клеветниках»). Наставник Цао, все еще гневаясь на гуна за нанесение ему тогда трехсот ударов палками, спел эту песню, стремясь вызвать этим гнев Сунь Вэнь-цзы и отомстить вэйскому Сянь-гуну. [Сунь] Вэнь-цзы рассказал об этом Цзюй Бо-юю, но Бо-юй ответил. «Я не знаю, [что делать]» Тогда [Сунь Вэнь-цзы] напал на Сянь-гуна и выгнал его [из столицы]. Сянь-гун бежал в княжество Ци, а [правитель] Ци поселил вэйского Сянь-гуна в Цзюйи 32. Сунь Вэнь-цзы и Нин Хуэй-цзы совместно поставили у власти младшего брата Дин-гуна по имени Цю, сделав его правителем княжества Вэй; это был Шан-гун.

Встав у власти, Шан-гун Цю пожаловал Сунь Вэнь-цзы Линь-фу земли в Сю. На двенадцатом году [правления Шан-гуна] (547 г.) Нин Си и Сунь Линь-фу стали бороться за благосклонность к ним гуна и возненавидели друг друга, а Шан-гун послал Нин Си напасть на Сунь Линь-фу. Линь-фу бежал в Цзинь и там стал вновь добиваться возвращения в Вэй прежнего [правителя] — Сянь-гуна. [В это время] Сянь-гун находился в княжестве Ци; циский Цзин-гун, узнав о происходящем, вместе с вэйским Сянь-гуном отправился в княжество Цзинь добиваться его возвращения [в Вэй]. [Правитель] Цзинь ради нападения на княжество Вэй соблазнился и пошел на союз (с Ци]. Вэйский Шан-гун встретился с цзиньским Пин-гуном, и Пин-гун, задержав у себя Шан-гуна и Нин Си, вновь вернул в Вэй Сянь-гуна. Сянь-гун пробыл вне княжества в изгнании двенадцать лет и только тогда был возвращен обратно. На начальном году второго периода [правления] (546 г.) Сянь-гун казнил Нин Си.

На третьем году [нового правления Сянь-гуна] (544 г.) Цзи-цзы, правитель Яньлина в княжестве У, отправил посла через земли Вэй; последний, увидевшись с Цзюй Бо-юем и Ши Цю, сказал им. «В княжестве Вэй много совершенномудрых людей — цзюнь-цзы; такое государство не имеет несчастий». Когда посол [118] проезжал Сю, то Сунь Линь-фу, ударив в его честь по каменному билу, сказал при этом: «О, нерадостно мне, и звуки гонга слишком печальны, и в этом отражены смуты, [царящие в] княжестве Вэй». В том году умер Сянь-гун, и у власти встал его сын Сян-гун Э. На шестом году [правления Сян гуна] (538 г.) чуский Лин-ван собрал владетельных князей [на съезд], но Сян-гун, сказавшись больным, не поехал. На девятом году [правления] (535 г.) Сян-гун умер. [Следует сказать, что] ранее у Сян-гуна была наложница весьма низкого происхождения, но гун ее любил, и она забеременела от него. Ей приснилось, что какой-то человек сказал: «Я — Кан-шу, если у тебя будет сын, то он непременно будет владеть княжеством Вэй, назови его Юань». Наложница удивилась сну и спросила [о его смысле] у Кун Чэн-цзы. Чэн-цзы ответил: «Кан-шу — это предок [дома] Вэй». Когда она родила, то [новорожденным] оказался мальчик; тогда-[то] она рассказала все Сян-гуну.

Сян-гун сказал: «Так определено Небом» — и назвал сына Юань. У жены Сян-гуна не было сыновей, и тогда Юаня сделали преемником [Сян-] гуна; это был Лин-гун. На пятом году [правления] (530 г.) Лин-гун поехал представиться цзиньскому Чжао-гуну. На шестом году [его правления] (529 г.) чуский княжич Ци-цзи убил Лин-вана и сам стал править; это был Пин-ван. На одиннадцатом году [правления Лин-гуна] (524 г.) случились пожары. На тридцать восьмом году [правления Лин-гуна] (497 г.) прибыл Конфуций; ему назначили такое же содержание, [какое он получал] в княжестве Лу. Затем у него появились раздоры [с князем], и Конфуций уехал. Позднее он вновь приехал.

На тридцать девятом году [правления Лин-гуна] (496 г.) наследник Куай-вай возненавидел жену Лин-гуна — Нань-цзы и хотел убить ее. Куай-вай составил со своим приближенным Си-ян Су план, по которому они хотели во время приема во дворце убить княгиню. Но Си-ян раскаялся и решил не исполнять [задуманного]. [На приеме] Куай-вай несколько раз показывал ему глазами, [что пора действовать]; княгиня увидела эти знаки, испугалась и закричала: «Наследник хочет убить меня!» Лин-гун разгневался, а наследник Куай-вай бежал в Сун и через некоторое время уехал в княжество Цзинь к главе рода Чжао.

На сорок втором году [своего правления] (493 г.), весной, Лин-гун отправился погулять в окрестности столицы и велел княжичу Ину сопровождать его. Ин был младшим сыном Лин-гуна; другое имя его было Цзы-нань. Обозленный бегством своего наследника, Лин-гун сказал Ину: «Я намерен поставить тебя своим преемником». На что Ин ответил: «Я, Ин, недостоин того, чтобы принять на себя алтарь Земли и злаков (княжество); Прошу Вас, государь, изменить свои планы». Летом Лин-гун  умер; княгиня повелела княжичу Ину стать наследником, сказав при этом: «Такова воля Лин-гуна». Но Ин на это сказал: «Чжэ, сын наследника Куай-вая, находящегося в изгнании, жив, и я не осмеливаюсь стать [правителем]». Тогда в Вэй поставили правителем Чжэ; это был Чу-гун.

В шестой луне, в день и-ю, Чжао Цзянь-цзы решил вернуть Куай-вая [в Вэй] и приказал Ян Ху обманно распорядиться, чтобы более десяти вэйцев вернулись туда с траурными одеждами [наследника], и с ними Цзянь-цзы послал Куай-вая. Вэйцы узнали об этом и послали воинов, чтобы ударить по Куай-ваю. Куай-вай не смог войти [в столицу Вэй] и остановился в Сю; тогда и вэйцы остановили военные действия.

На четвертом году [правления] Чу-гуна Чжэ (489 г.) Тянь Ци в княжестве Ци убил своего правителя Жу-цзы. На восьмом году [правления Чу-гуна] (485 г.) Бао-цзы в княжестве Ци убил своего правителя Дао-гуна. Конфуций из Чэнь прибыл в Вэй. На девятом году [правления Чу-гуна] (484 г.) Кун Вэнь-цзы стал спрашивать Чжун-ни (Конфуция) о войне. Конфуций не ответил. После этого из княжества Лу Конфуция пригласили [обратно]. И он вернулся в Лу.

Двенадцатый год [правления Чу-гуна] (481 г.). [Следует сказать, что] ранее Кун Юй Вэнь-цзы женился на младшей сестре наследника Куай-вая, у которой родился сын Куй. Хунь Лян-фу, слуга в доме Кун, был красив и хорош собой, когда Кун Вэнь-цзы умер, Лян-фу сошелся с матерью Куя. Наследник находился в это время в Сю. Мать Куя послала Лян-фу к наследнику. Наследник, разговаривая с Лян-фу, сказал ему: «Если ты сумеешь ввести меня в мое княжество, я отблагодарю тебя и посажу в колесницу высокого чиновника; я прощу тебе три

тяжелых [преступления] и не буду предъявлять их тебе». Они заключили союз, и наследник разрешил Лян-фу сделать мать Куя своей женой. В добавочной луне Лян-фу с наследником вошли в [столицу Вэй] и расположились во внешнем саду [дома] семьи Кун. В сумерках они оба, накрывшись [женской] одеждой, сели на колесницу и в сопровождении евнуха Ло подъехали к дому семьи Кун. Старый слуга семьи Кун — Луань Нин — спросил их, кто они такие. Они назвались прислужницами невесты и попросили доложить о них. Войдя, они направились к госпоже Бо-цзи. Когда они приступили к еде, мать [Кун] Куя схватила копье и бросилась вперед; наследник и пятеро его сопровождающих [уже] в латах подобно стаду кабанов ринулись за ней.

Бо-цзи схватила Куя в отхожем месте и заставила его присоединиться к остальным, после чего принудила его подняться на башню. Луань Нин в это время удалялся, чтобы приготовить вино для питья; оно еще не было готово, когда он услышал [шум] беспорядка и послал сказать [об этом] Чжун-ю. Чжао Ху запряг лошадей в обыкновенную колесницу, дал [гуну] выпить горячего вина и закусить и, прислуживая Чу-гуну Чжэ, домчал его до княжества Лу.

Чжун-ю собирался войти [во дворец], но встретил Цзы-гао, который, выходя оттуда, сказал ему: «Ворота уже закрыты». Цзы-лу сказал: «Я хочу все же дойти [до ворот]». Цзы-гао сказал: «[Эти события] не касаются Вас, не следует впутываться в эти трудные [дела]». Цзы-лу на это ответил: «Я кормлюсь от этого дома и не уклонюсь от его бед». Тогда Цзы-гао ушел, а Цзы-лу вошел и достиг ворот [дворца]. Гунсунь Гань, который держал ворота на запоре, сказал ему: «Войти нет [никакой] возможности». Цзы-лу ответил: «Это Гунсунь? [Ты] печешься о своих интересах и уклоняешься от трудностей своего господина. Я, Ю, поступаю не так; заинтересованный в получении содержания отгуна, я обязан прийти ему на помощь в его беде». Когда посланный вышел, Цзы-лу смог войти [в ворота], где он заявил: «Почему наследник использует Кун Куя? Пусть даже он убьет его, все равно найдутся продолжатели его дела»; и продолжал: «Наследник лишен отваги; если поджечь башню, то он непременно бросит Кун Шу». Наследник [Куай-вай], услышав эти слова, испугался и послал Щи Ци и Юй Яня сразиться с Цзы-лу; те ударили по нему своими копьями и отсекли ему завязки на шапке. Цзы-лу воскликнул: «Когда совершенный муж умирает, он не снимает своего головного убора!» Он стянул завязки на шапке и умер. Конфуций, услышав о беспорядке в Вэй, сказал: «Увы! Что касается [Гао] Чая, то он прибыл сюда; что касается [Чжун] Ю, то он погиб!». В конце концов Кун Куй поставил у власти наследника Куай-вая; это был Чжуан-гун.

Чжуан-гун Куай-вай был отцом Чу-гуна; находясь в изгнании, [он] был озлоблен на сановников, которые не стремились помочь ему встать у власти, поэтому в первый же год, взойдя на трон, он хотел казнить всех высших сановников, говоря [при этом]: «Я находился в изгнании долгое время, разве вы не знали об этом?» Чиновники решили поднять мятеж, и тогда гун воздержался от [исполнения своего намерения]. На втором году [правления Чжуан-гуна] (479 г.) умер Кун Цю (Конфуций) из княжества Лу.

На третьем году [своего правления] (478 г.) Чжуан-гун поднялся на крепостную стену, чтобы увидеть Жунчжоу (область жунов), сказав при этом: «Как живут там эти варвары жуны?» [Жители] Жунчжоу были оскорблены этими словами. В десятой луне [жители] области Жунчжоу обратились [за помощью] к Чжао Цзянь-цзы, который осадил [столицу] княжества Вэй. В одиннадцатой луне Чжуан-гун покинул [столицу] к бежал, а вэйцы поставили у власти княжича Бань-ши, сделав его правителем в Вэй. [Войска] княжества Ци напали на Вэй  и взяли Бань-ши в плен, поставив вместо него у власти княжича Ци и сделав его правителем княжества Вэй.

В начальном году [правления] вэйского князя Ци (477 г.) вэйский Ши Мань-фу прогнал своего правителя Ци, и тот бежал в княжество Ци. Вэйский Чу-гун Чжэ вернулся из княжества Ци и вновь встал у власти. [Следует сказать, что] ранее Чу-гун правил двенадцать лет (492-481), затем бежал, пробыв в изгнании вне княжества четыре года (480-477). Теперь он вновь вернулся в него. В начальном году второго срока [правления] (476 г.) Чу-гун наградил тех, кто последовал за ним в изгнание.

Пробыв у власти двадцать один год, [Чу-гун] умер (456 г.); дядя Чу-гуна по отцу — Цянь — прогнал сына Чу-гуна и сам встал у власти; это был Дао-гун. Дао-гун умер на пятом году [своего правления] (451 г.), и у власти встал его сын Цзин-гун Фо. Цзин-гун умер на девятнадцатом году [правления] (432 г.), и у власти встал его сын Чжао-гун Цзю.

В это время три цзиньских княжества усилились, и Вэй, как небольшое владение, стало принадлежать им. На шестом году [правления] Чжао-гуна (426 г.) княжич Вэй убил гунаи стал править вместо него; это был Хуай-гун. На одиннадцатом году [правления] Хуай-гуна (415 г.) княжич Туй убил Хуай-гуна и встал у власти вместо него; это был Шэнь-гун.

Отцом Шэнь-гуна был княжич Ши, а отцом Ши был Цзин-гун Шэнь-гун умер на сорок втором году [своего правления] (373 г.), и у власти встал его сын Шэн-гун Сюнь. Шэн-гун умер на одиннадцатом году [правления] (362 г.), и у власти встал его сын Чэн-хоу Су. В [11] начальном году [правления] Чэн-хоу (361 г.) Гунсунь Ян прибыл в княжество Цинь. На шестнадцатом году [правления Чэн-хоу] (346 г.) правителю княжества Вэй понизили титул и вновь стали именовать хоу. Чэн-хоу умер на девятнадцатом году [своего правления] (333 г.), и у власти встал его сын Пин-хоу. Пин-хоу умер на восьмом году [своего правления] (325 г.), и у власти встал его сын — правитель Сы. На пятом году [его правления] (320 г.) его опять понизили и стали титуловать цзюнь; во владении у него оставался лишь Пуян. [Сы] умер на сорок втором году [своего правления] (283 г.), и у власти встал его сын — правитель Хуай. На тридцать первом году [своего правления] (252 г.) правитель Хуай представился на аудиенции правителю княжества Вэй; тот арестовал и убил Хуай-цзюня, а вместо него поставил править младшего брата Сы-цзюня; он стал Юань-цзюнем. Юань был зятем вэйского князя, поэтому тот и поставил его управлять. На четырнадцатом году [правления] Юань-цзюня княжество Цинь захватило восточные земли [большого] Вэй; там Цинь впервые учредило область Дунцзюнь; вэйского правителя [Юаня] переселили в уезд Еван, а Пуян присоединили к [122] области Дунцзюнь. Юань-цзюнь умер на двадцать пятом году [своего правления], у власти встал его сын Цзюэ. На девятом году [правления] правителя Цзюэ (221 г.) Цинь объединила всю Поднебесную; у власти встал первый император — Ши-хуан-ди. На двадцать первом году [своего правления] (209 г.) император Эр-ши низложил правителя Цзюэ, сделав его простолюдином; в Вэй прекратились жертвоприношения предкам.

Я, тайшигун, Придворный историограф, скажу так.

Я читал рассказы о наследственных домах и, когда дошел до того, как наследник Сюань-гуна был казнен из-за жены [гуна], как его младший брат Шоу погиб в борьбе из-за взаимной уступчивости, пришел к выводу, что это похоже на то, как наследник Шэнь-шэн в княжестве Цзинь не осмелился ясно заявить об ошибках Ли-цзи. Обоим [наследникам] претило нарушить волю отца, и в конце концов они оба погибли и навек исчезли. Как это прискорбно! А тут отцы и сыновья убивают друг друга, старшие и младшие братья уничтожают друг друга. Почему же так получается?

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования