header left
header left mirrored

ГЛАВА 105

Источник - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Tom_VIII/frametext105.htm

СЫМА ЦЯНЬ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

ШИ ЦЗИ

Бянь Цяо, Цан-гун ле чжуань — Жизнеописание Бянь Цяо и Цан-гуна 1

Бянь Цяо 2 был уроженцем [уезда] Чжэн области Бохай 3. Он происходил из рода Цинь, его звали Юэ-жэнь. В юные годы он служил шэчжаном. [Однажды] приезжий [по имени] Чан Сан-цзюнь произвел большое впечатление на Бянь Цяо. Он несколько раз встретился с ним, проявляя [при этом] почтительность. Господин Чан Сан понял, что Бянь Цяо необыкновенный человек. В течение десяти с лишним лет каждый раз, [посещая этот постоялый двор], он приглашал Бянь Цяо для беседы и как-то, в ходе доверительного разговора, сказал: «У меня есть секретное [лекарственное] средство, [но] я годами уже стар и хотел бы передать его вам, однако вы должны хранить его в тайне». Бянь Цяо ответил: «Клятвенно обещаю [вам это]». Тогда [Чан] достал из-за пазухи лекарство и передал его Бянь Цяо [со словами]: «Это надо принимать с водой, не касавшейся земли4; через тридцать дней все поймете». И затем он отдал Бянь Цяо все записи о тайных средствах. Внезапно он стал невидим, как будто никого и не было. Бянь Цяо, согласно совету старика, пил это лекарство тридцать дней и обрел способность видеть внутренности человека и благодаря этому распознавать болезни. Он отчетливо видел болезни пяти внутренних органов 5, особенно прославившись диагностированием по биению пульса. Он врачевал то в [княжестве] Ци, то в Чжао. [Именно] в Чжао он стал известен как Бянь Цяо.

Во времена [правления] цзиньского Чжао-гуна (531-526) власть сановников усилилась, а род гуна ослаб. Чжао Цзянь-цзы, став видным сановником, захватил в свои руки все государственные дела. [Как-то] Цзянь-цзы заболел и в течение пяти дней никого не узнавал. Сановники испугались за него и призвали Бянь Цяо. Когда, осмотрев больного, он вышел, Дун Ань-юй 6 стал его расспрашивать. Бянь Цяо сказал: «Кровообращение у него в порядке, и беспокоиться тут нечего. В прошлом у циньского Му-гуна было [247]подобное [заболевание], он пришел в себя только на седьмой день. В день, когда он очнулся, он сказал Гунсунь Чжи 7 и Цзы Юю 8: «Я побывал у [Небесного] владыки и испытал большую радость. Я пробыл там так долго, потому что получал наставления Владыка сказал мне: „В [княжестве] Цзинь наступит большая смута, у пяти поколений не будет покоя. Потомок их [правителей] станет гегемоном, [он] умрет, не дожив до старости. Сын [этого] гегемона станет повелевать в этом княжестве, и утратится должное различие в поведении мужчин и женщин». Гунсунь Чжи записал [этот рассказ] и спрятал запись. От этого берут начало записи о [событиях в] Цинь. Потом наступила смута при Сянь-гуне, Вэнь-гун стал гегемоном, [цзиньский] Сян-гун разбил циньские войска у [гор] Сяо[шань] (627 г.), а вернувшись из похода, стал безобразничать и распутствовать. Обо всем этом вы слышали. Нынешняя болезнь вашего правителя та же, [что болезнь Му-гуна]. Не пройдет и трех дней, как наступит улучшение, а когда наступит улучшение, он непременно заговорит».

Через двое с половиной суток Цзянь-цзы пришел в себя и сказал своим сановникам: «Я побывал во дворце [Небесного] владыки и испытал большую радость. Я вместе со ста духами путешествовал в центре небес, музыка множества инструментов звучала девять раз, исполнялись различные танцы. [Эта музыка] была не похожа на музыку трех династий, ее звуки волновали сердце. Вдруг появился черный медведь, который хотел схватить меня. Владыка повелел мне застрелить его из лука. Я попал в медведя, и он испустил дух. Тут появился бурый медведь; я снова пустил стрелу и попал в него, и этот медведь был сражен. Владыка был очень доволен и поднес мне две бамбуковые корзины, в каждой из них что-то лежало. Сбоку от Небесного владыки я увидел мальчика. Владыка вручил мне собаку, из тех, какие бывают у варваров ди, со словами: «Когда твой сын повзрослеет и войдет в силу, подари ему этого пса». [Кроме того], владыка сказал: «Цзиньский дом будет постепенно слабеть и через семь поколений погибнет; клан Ин нанесет крупное поражение чжоусцам к западу от Фанькуя 9, но не сможет завладеть [их землями]»» 10. Дун Ань-юй запомнил этот рассказ, [потом] записал его и спрятал написанное. Историю, поведанную Бянь Цяо, он рассказал Цзянь-цзы, который пожаловал Бянь Цяо сорок тысяч му земли.

Некоторое время спустя Бянь Цяо проезжал [через княжество] Го 11. В это время умер наследник [правителя] Го. Бянь Цяо, [248] подойдя к воротам дворца Го и узнав о происходящем, спросил сведущего в снадобьях чиновника из свиты наследника: «Какая болезнь была у наследника? Ведь в [управлении княжеством] молениям 12 было уделено больше внимания, чем всем [другим] делам». Чиновник из свиты наследника ответил: «Болезнь наследника состояла в нерегулярности [циркуляции] крови и ци, они друг с другом смешивались и не могли [свободно] стекать 13. Когда они резко прорывались наружу, это наносило вред внутри. Его дух шэнь не смог остановить вредоносную ци 15, вредоносная ци собиралась и скапливалась [внутри] и не могла [свободно] стекать. Таким образом янская [ци] оказалась ослабленной, а иньская [ци] усилилась 16, и в результате он внезапно потерял сознание и умер». Бянь Цяо спросил: «Когда же наступила смерть?» «После того как пропели петухи». «[Тело его уже] прибрали?» «Еще нет, с момента кончины и полдня еще не прошло». Бянь Цяо сказал: «Доложите [правителю Го], что подданный [княжества] Ци, Цинь Юэ-жэнь из области Бохай, семья которого проживает в Чжэн, пока еще не имел чести послужить правителю. [Сейчас я] услышал, что наследник, к несчастью, умер. Я могу оживить его». Чиновник из свиты наследника сказал: «Не напрасно ли учитель похваляется? Почему вы заявляете, что наследника можно вернуть к жизни? Я слышал, что в далекой древности среди лекарей был Юй Фу 17, который лечил болезни не отварами из лекарственных трав, не отцеженным молодым вином, [не] острыми каменными иглами, [не применял] лечебную гимнастику и массаж, [не] натирал разогретыми лекарствами [больные места тела] 18. Только снимет [он одежду с больного], и [уже] видит соответствующие [проявления] болезни. Сообразно с точкамиуцзан 19, он рассекал кожу, разрезал мышцы, освобождал проход [для ци] в каналах 20, связывал сухожилия, [лечил с помощью] массажа костный мозг и головной мозг, перебирал [пальцами] жировые [прослойки], раздвигая ногтем пленки 21, [приводил их в порядок], промывал кишечник и желудок, прополаскивал и очищал уцзан, совершенствовал [особыми упражнениями] субстанцию цзин, изменял физическое [состояние больного]. Если ваше искусство, учитель, в состоянии достигнуть такого, то наследник может быть возвращен к жизни. Если же оно на такое не способно, а вы хотите оживить [наследника], то над вами будут смеяться даже дети».

После долгого молчания Бянь Цяо, подняв лицо к небу, вздохнул и сказал: «Применять тот способ лечения, о котором вы [249] говорите, это все равно что через бамбуковую трубочку наблюдать за просторами неба или пытаться через щелочку прочитать [большой] текст. Мой же способ определяет местоположение болезни без помощи прослушивания пульса 22, наблюдения за цветом [лица] 23, прослушивания 24, описания [внешнего вида] тела. Поняв, что болезнь в янских, [внешних, частях тела], рассуждаю и получаю [знание] о [состоянии] иньских, [внутренних, частей тела]. Поняв, что болезнь в иньских, [внутренних, частях тела], рассуждаю и получаю [знание] о [состоянии] янских, [внешних, частей тела] 25. Симптомы болезни обнаруживаются в самых [очевидных] внешних [признаках], и по ним можно поставить диагноз, находясь от больного за тысячу ли. Когда я делаю заключение, то свожу все вместе, и тогда невозможно неверное утверждение. Если вы не считаете мои слова истинными, войдите [во дворец] и осмотрите [тело] наследника, и вы убедитесь, что его уши слышат, а ноздри вздрагивают; проведите [руками] вдоль его ног до паха, они должны быть еще теплыми».

Когда чиновник из свиты наследника выслушал речь Бянь Цяо, у него зарябило в глазах, он смотрел не мигая, язык прилип к нёбу, и [он] не мог говорить. Потом, вняв словам Бянь Цяо, он вошел [во дворец] и доложил правителю Го. Услышав [все] это, правитель Го был сильно удивлен, вышел встретить Бянь Цяо у центральных дворцовых ворот и сказал: «Я, недостойный, давно слышал о вашем высоком чувстве долга 26 [и о ваших деяниях], но еще не имел случая поклониться вам и предстать перед вами. Учитель, проезжая через наше крошечное княжество, удостоил [нас] милости и оказал нам честь, что является большим счастьем для меня, вашего ничтожного слуги из захолустного княжества. Раз учитель здесь, он возвратит жизнь [моему сыну]. Если бы не было учителя, [сын был бы] покинут и брошен в глубокий ров или ущелье, навсегда закончив жизнь». Еще не договорив, правитель стал глубоко вздыхать, и от его скорбных мыслей тончайшая цзин (ци) души хунь стала [из него] вытекать и приходить в беспорядок 27. Он долго плакал и, не сумев сдержать себя в печали, [даже] изменился в лице.

Бянь Цяо сказал: «По-видимому, болезнь у наследника та, что называется шицзюэ 28. Так как янская [ци] вошла в иньские [внутренние части тела], она воздействует на желудок, обвязывая и опоясывая его, попадает в каналы цзин и [повреждает их], связывает каналы ло 29, отделяется, идет вниз к [органу] саньцзяо 30 и мочевому пузырю [и не может подняться вверх]. В результате [ци] в [250] янских каналах май продвигается вниз, а в иньских каналах май идет вверх, и возникает противоборство [здоровой и вредоносной ци 31. Встретившиеся [янская и иньская] ци 32 образуют затор и не протекают свободно. Иньская [ци] идет вверх, а янская [ци] погружается внутрь [тела], и [так они] циркулируют. Внизу и внутри [янская ци] возбуждается, но не может подняться. Вверху и снаружи [течение янской ци] прерывается и не дает возможности [для нормальной циркуляции иньской ци33. Вверху появляются разрывы [течения ци] в янских каналах ло. Внизу появляются нарушения в иньских узлах [сухожилий]. Когда имеются нарушения в иньских [узлах сухожилий] и разрывы в янских [каналах ло], цвет [лица] портится, в каналах май [возникает] беспорядок, и поэтому тело [становится] неподвижным и [у человека] вид, как у мертвого. Наследник еще не умер, ибо пока янская [ци] входит в иньские [части тела], сдерживая и создавая преграду для [ци] органов цзан, [человек еще] будет жив. Когда же иньская [ци] входит в янские [части тела], сдерживая и создавая преграду для [ци] органов цзан, [человек] умирает. Все эти перечисленные обстоятельства иногда внезапно вызывают во всех пяти органах цзан расстройство цзюэ, [когда] внутри них [движение ци происходит в обратную сторону]34. Искусный мастер может с этим справиться, а неумелый — колеблется и не может принять решения».

Затем Бянь Цяо послал своего ученика Цзы Яна заострить металлические иглы и обточить каменные иглы, чтобы использовать их [для уколов] в наружную [точку] санъян ухуй35. Через некоторое время наследник очнулся. Тогда [Бянь Цяо] повелел [ученику] Цзы Бао приготовить горячее лекарство «пять фэней» и [лекарство] бацзянь 36 и нагреть их, чтобы попеременно втирать [больному] горячее лекарство с двух [сторон] под ребрами. Наследник приподнялся и сел. [Бянь Цяо] еще раз отрегулировал иньскую и янскую [ци в его теле]. [Наследник] в течение двадцати дней принимал отвар лекарств и снова [стал таким], как раньше. С тех пор в Поднебесной стали считать, что Бянь Цяо может возвращать к жизни умерших людей. [Но] Бянь Цяо говорил: «Я, Юэ-жэнь, не способен оживлять умерших, но, когда человек еще жив, я, Юэ-жэнь, могу помочь ему выздороветь».

[Когда] Бянь Цяо проезжал через [княжество] Ци, циский Хуань-хоу 37 принял его как [почетного] гостя. [Бянь Цяо] пришел во дворец увидеться [с князем] и сказал: «У вас, государь, болезнь в порах кожи 38, [если ее] не лечить, она будет проникать вглубь». [251] Хуань-хоу ответил: «Нет у меня никакой болезни». Бянь Цяо ушел, а Хуань-хоу сказал приближенным: «Это, наверное, выгодно лекарям — они хотят приобрести славу на тех, кто не болеет». Через пять дней Бянь Цяо вновь увиделся [с князем и] сказал: «У вас, правитель, болезнь кровеносных сосудов, [если ее] не лечить, она проникнет глубже». Хуань-хоу опять ответил: «У меня нет никакой болезни». Бянь Цяо ушел, [а] Хуань-хоу остался недоволен. Еще через пять дней Бянь Цяо вновь увиделся [с князем и] сказал: «У вас, правитель, болезнь таится в промежутке между желудком и кишечником, [если ее] не лечить, она проникнет глубже». Но Хуань-хоу на это никак не отозвался. Бянь Цяо ушел, а Хуань-хоу остался недоволен. Через пять дней Бянь Цяо опять пришел, издали посмотрел на Хуань-хоу, повернулся и быстро ушел. Хуань-хоу послал человека спросить Бянь Цяо о причине его ухода. Тот ответил: «Когда болезнь сосредоточена в кожном покрове, ее устраняют отварами лекарственных [трав] и втиранием [горячих] лекарств. Когда [болезнь] находится в кровеносных сосудах, ее можно достать металлическими и каменными иглами. Когда она в кишечнике и желудке, ее достают вино и лекарственные настойки на вине; когда же болезнь проникает в костный мозг, то даже Сымин 39 ничего не может сделать. Ныне [болезнь] находится в костях и костном мозге, [и я уже] не прошу разрешения [лечить правителя]». Через пять дней Хуань-хоу сильно занемог. [Он] послал человека, чтобы призвать Бянь Цяо, но Бянь Цяо уже уехал. Хуань-хоу вскоре умер.

Если совершенномудрый заранее знает скрытое, то он может позволить искусному врачу раньше приняться [за лечение]. Тогда болезнь можно вылечить и тело может [стать здоровым]. Ведь тяжелых и легких болезней множество, а методов, которыми лечат эти болезни, мало. Есть шесть [типов] больных, которые неизлечимы. Первый — это когда человек высокомерен и чванлив, не прислушивается к доводам разума. Второй — это когда человек не обращает внимания на свой организм, а поглощен погоней за богатством. Третий — это когда человек не знает меры в нарядах и еде. Четвертый — это когда иньская и янская [ци] соединяются и ци внутренних органов теряет свою стабильность. Пятый — это когда пациент настолько ослабел, что не в состоянии принимать лекарства. Шестой — это когда пациент верит шаманам и не верит врачам. Когда в наличии хотя бы одно из этих обстоятельств, то излечение больного серьезно затрудняется 40[252]

Имя Бянь Цяо стало известным [всей] Поднебесной. Проезжая через Ханьдань, он узнал, что там [высоко] ценят женщин, и выступил как врач по женским болезням. Проезжая через Лоян, он узнал, что чжоусцы любят стариков, и специализировался там на лечении глухоты, слепоты и болезней би 41. Прибыв в Сяньян, он узнал, что циньцы любят детей, и стал врачом по детским болезням. Он умел менять методы лечения, сообразуясь с местными особенностями. Когда тайилин Ли Си 42 понял, что в искусстве [врачевания] он уступает Бянь Цяо, то послал своих людей, и они убили его 43. До сих пор в Поднебесной те, кто использует пульс[овую диагностику], исходят из [учения] Бянь Цяо.

Тайцан-гун, уроженец [города] Линьцзы, был начальником зерновых складов в княжестве Ци. Он происходил из рода Чуньюй, звали его И 44. Еще в юные годы он полюбил искусство лекарей. На восьмом году [правления] императрицы Гао-хоу (180 г.) он сменил [учителя] 45 и был принят [учеником] к гуншэну 46 Ян Цину, наставнику из того же, что и он, квартала Юаньли. Ян Цину было более семидесяти лет, сыновей у него не было. Он велел И полностью отбросить [полученные] им прежде [медицинские] познания и посвятил его в тайные запретные способы [лечения]. Он передал ему книги [Хуан-ди и Бянь Цяо] о каналах май 47, [методы] диагностики болезней по пяти цветам [лица]; знание того, умрет ли человек или будет жить. [Научил его] разрешать сомнения [в неясных случаях], определять, можно ли вылечить [данную болезнь]. Также [передал ему книги] о лекарствах. [Научил] всем тонкостям [врачебного искусства]. Тайцан учился три года и стал лечить болезни людей. Он умел определить, умрет ли [больной] или будет жить. Объезжая [владения] чжухоу и везде занимаясь [врачеванием, Тайцан] иногда пренебрегал интересами влиятельных семьей. Случалось, что он не брался кого-то лечить, и это вызывало недовольство.

На четвертом году [правления] Вэнь-ди (176 г.) [нашелся] человек, подавший жалобу на И, которого приговорили к телесному наказанию и отправке в западную [столицу] Чанъань. У И было пять дочерей, и они, рыдая, шли за ним. Он сердито ворчал: «Наплодил столько детей, а сына нет; наступил час испытаний, а положиться не на кого». Тогда его младшая дочь по имени Ти-ин, обиженная словами отца, решила сопровождать его на запад. [Она] подала на имя императора прошение, в котором писала: «Мой отец является [вашим] чиновником. В [княжестве] Ци его считают порядочным и [253] справедливым человеком, но ныне осудили и должны наказать. Я глубоко скорблю о том, что умершего не вернешь к жизни, а отсеченную часть тела обратно не приставишь. Хотя бы он и желал исправить ошибку и начать новую жизнь, у него не останется путей и никогда не представится для этого случай. Я бы хотела пожертвовать собой и стать государственной рабыней, чтобы этим [как-то] искупить вину отца, дать ему возможность измениться и начать новую жизнь». Это послание стало известно государю, он посочувствовал помыслам Ти-ин и в том же году отменил закон о тяжелых телесных наказаниях48.

Когда Тайцан-гун был уже дома, пришел высочайший запрос о том, сколько людей он вылечил от болезней, кому правильно [предсказал], умрет или будет жить [больной], и каковы их имена.

В императорском указе были такие вопросы к подданному И, бывшему начальнику зерновых складов: «В чем особенности вашего искусства и какие болезни вы можете лечить? Есть ли у вас [медицинские] книги? Как вы всему этому обучились? Сколько лет вы учились? У больных из каких деревень и каких уездов были хорошие результаты [лечения]? Какие это были болезни? Каково было состояние всех этих больных после лечения лекарствами? Ответьте на все это подробно».

Подданный И ответил так: «Я, И, с юных лет интересовался медициной и лекарствами, но многие испробованные мной способы лечения и лекарства были недейственными. Когда наступил восьмой год [правления императрицы] Гао-хоу, мне довелось встретить наставника гуншэна Ян Цина из квартала Юаньли города Линьцзы. Цину было более семидесяти лет. Я, И, удостоился [чести] видеться с ним и служить ему. [Он] говорил [мне]: «Отбросьте все свои лечебные книги, они не истинны. Я, Цин, владею книгами Хуан-ди и Бянь Цяо о каналах май, которые унаследованы с древних времен от прежних мудрецов. [Я постиг] все тонкости диагностики болезней по пяти цветам [лица], знаю, [что ждет больного] человека — жизнь или смерть, разбираюсь в сомнительных [случаях], определяю возможности излечения и в книгах, трактующих лекарства. Моя семья достаточно обеспечена, я люблю вас всем сердцем и очень хочу в полной мере обучить вас всем тайным рецептам и книгам». Тогда я, И, сказал: «Какое счастье! Об этом я не смел и мечтать». Я тут же встал с циновки и дважды почтительно поклонился. [Я] принял от него [следующие] тайные книги: Майшу в двух частях, УсэчжэньЦзикэшуЧайду инь-ян вайбяньЯолунь[254] ШишэньЦзе инь-ян 49. Получив их, [я] почти год читал, разбирался в них и проверял на практике. На следующий год применение стало давать хорошие результаты, но еще не было совершенства. Потребовалось три с лишним года занятий, прежде чем я попробовал лечить людей, диагностировать болезни, решать [вопросы] смерти и жизни и получил хорошие результаты. К настоящему времени Цин уже почти десять лет как умер, а мне, И, проучившемуся у него целых три года, [исполнилось] тридцать девять лет.

Когда помощник императорского цензора Чэн сказал мне о том, что страдает от сильной головной боли, я, И, проверил его пульс и объявил: «У вас заболевание серьезное, о нем [сейчас] нельзя ничего сказать». Когда он вышел, только младшему брату Чэна [по имени] Чан я сказал: «Внутри между желудком и кишечником появился нарыв цзюй. Через пять дней у него будет гнойный нарыв юнчжун, а [еще] через восемь дней начнется рвота с гноем, и он умрет». Болезнь Чэна — результат [злоупотребления] вином и женщинами. Чэн умер в указанный срок. Я, И, понял [характер] заболевания Чэна, потому что, прощупывая его пульс, нашел [в нем] ци печени. Ци печени была мутной и неподвижной, это признак болезни от внутренней закупорки. В правилах для пульсов говорится: «Когда пульс длинный, [напряженный], как струна, и не меняется [в соответствии со] сменой времени суток, то основная [причина] такой болезни находится в печени. [Когда пульс длинный, напряженный, как струна, но] гармоничный, тогда болезнь главным образом в основном канале цзин [печени], когда же он прерывист, то это значит, что нарушение произошло в ответвлениях каналов ломай». Когда болезнь коренится главным образом в основном канале цзин [печени] и [пульс] гармоничный, [значит], недуг идет от сухожилий и мышц и затрагивает костный мозг. Если прерывистый [пульс] остается разорванным и торопливым, [значит], болезнь получена от вина и [посещения] внутренних [женских покоев]. Поэтому я понял, что через пять дней у больного появится гнойный нарыв юнчжун, а через восемь дней будет рвота с гноем и он умрет. Когда я прощупывал пульс [его каналов] шаоян 50, вначале он был прерывистым. В этом случае болен основной канал цзин. Болезнь идет [дальше в каналы ло], человек не может ничего с ней поделать и уходит [из жизни]. В то время, когда в ответвлениях каналовломай была главная причина болезни, [прерывистый пульс канала] шаоян в [области] гуань 51 [на левой руке] вначале [проявлялся на отрезке в] один фэнь, поэтому внутри был жар, но гной [255] еще не вытекал. Когда [область проявления пульса] достигает пяти фэней, он доходит до границ [области каналов] шаоян. На восьмой день болезни [начинается] рвота с гноем и [больной] умирает. Поэтому когда [прерывистый пульс перемещается] выше на два фэня, появляется гной. Когда [пульс] доходит до границы, образуется нарыв. Когда [гной] полностью вытекает, наступает смерть. Когда жар [вредоносной ци больного] идет вверх, он воздействует на [каналы] янмин 52 и повреждает ответвления каналов ло. Когда ответвления каналов ло возбуждаются, то в узлах [соединения] каналов [ло и] май проявляется [болезнь]. Когда в узлах [соединения] каналов [ло и] май проявляется [болезнь, начинается] гниение и распад. Поэтому каналы ло переплетаются. Когда ци жара уже прошла вверх и [там] оказывает воздействие, [она] доходит до головы и вызывает возбуждение, поэтому болит голова.

Когда среди детей второго сына циского вана заболел младший, призвали меня. Я осмотрел его, прощупал пульс и сказал: ..[Это] — болезнь цигэ 53. [Такое] заболевание вызывает у людей тоску и подавленность. Пища не проходит вниз, временами бывает рвота со слизью. Болезнь приходит от печали в сердце. [При этом] часто испытывают отвращение к пище и питью". Я, И, немедленно приготовил для него отвар, направляющий ци вниз, и дал ему выпить. В первый день ци пошла вниз. На второй день он смог есть. На третий день больной пошел на поправку. Что касается того, как я распознал болезнь младшего сына, то при исследовании его пульса оказалось, что болезнь [находится] в сердце. [Пульс был] неровным, беспокойным, [легким и поверхностным] 54. Это болезнь янских коллатералей ло. Правила для пульса гласят: «Когда пульс приходит частый и быстрый, а уходит с трудом 55, [с задержкой] и не одинаков [на выдохе и вдохе, значит], главная причина болезни находится в сердце». Когда во всем теле жар и пульс полный, значит, усилилась янская [ци]. Когда усиливается янская [ци], то это затрагивает [орган] синьчжу 56. Поэтому, когда находит тоска, подавленность и пища не проходит вниз, [это означает, что] имеются нарушения в каналах ломай. Когда есть нарушения в каналах ломай, кровь идет вверх и вытекает [наружу]. Когда кровь идет вверх и вытекает, [больной] умирает. Это то, что возникает из-за печали в сердце. Болезнь возникает от тревоги [и печалей].

Циский ланчжунлин Сюнь заболел. Все дворцовые лекари посчитали, что у него болезнь цзюэ 57 вошла внутрь, и стали применять иглы. Я, И, обследовал его и сказал: «Это грыжа юн, которая [256] приводит к тому, что человек не может совершать отправлений и спереди, и сзади». Сюнь сказал: «У меня уже три дня спереди и сзади не было отправлений». Я, И, напоил его горячим отваром хоци 58. Выпив отвар в первый раз, [Сюнь] смог облегчиться спереди и сзади. Второй раз выпил — и облегчился еще больше. Третий раз выпил — и прошла болезнь. [Эта] болезнь возникла от [посещения] внутренних [покоев]. Что касается того, как я узнал течение болезни, то, когда прощупывал пульс, [оказалось, что] справа [на запястье] в [области] коу 59 у него ци [пульса] возбужденная, а в каналах май отсутствовала ци пяти органов цзан. Пульс справа в коу был большой и частый. Когда [пульс] частый, [это значит, что] в средней и нижней [частях тела] жар и бурление [вредоносной ци]. [Когда такой пульс] слева, значит, [вредоноснаяци жара] идет вниз. [Когда такой пульс] справа, значит, [вредоносная ци жара] идет вверх. Ни один из пяти органов цзан не имел соответствующих [признаков болезни в пульсе], поэтому я и сказал, что [у больного] грыжа юн. Из-за того, что внутри был жар, моча [стала] красная [от крови].

В княжестве Ци как-то заболел чжунъюйфучжан Синь. Я, И, вошел [к нему], проверил его пульс и сказал: «[Ваш пульс указывает на присутствие] ци болезни жара. Когда потеют в жаркую погоду, пульс немного ослабевает, [но от этого] не умирают». [Еще я] сказал, что эта болезнь, должно быть, получена от сильного охлаждения при купании в проточной воде. После этого бывает жар. Синь отвечал: «Да, это так! Прошедшей зимой ван послал меня в царство Чу. Когда я доехал до реки Янчжоу в уезде Цзюй 60, цзюйский мост [оказался] сильно разрушен. Я же, Синь, держался за оглоблю возка и еще не собирался переправляться, как лошадь испугалась и свалилась [в реку]. Я, Синь, упал в воду и чуть не погиб, но [сопровождавшие меня] мелкие чиновники пришли на помощь и вытащили меня из реки. Вся одежда на мне промокла. Прошло немного времени, и я замерз. Вскоре [меня охватил] жар, как от огня, и до сегодняшнего дня я не выношу холода». Тогда я, И, приготовил ему горячий отвар хоци, чтобы устранить жар. Первый раз он выпил [лекарство], и потение прекратилось. Второй раз выпил [лекарство], и жар ушел. Третий раз выпил, и болезнь закончилась. Тогда [я] велел ему принимать лекарство около двадцати дней, и он избавился от недуга. Изучая пульс Синя, я понял, что [у него] болезнь бинъинь 61. Правила для пульсов гласят: «Когда при [болезни] жара иньская и янская [ци] переплетаются, то наступает смерть». [257] При исследовании пульса [Синя] не было [заметно] переплетения и [обнаружилась] болезнь бинъинь, а пульс был соответствующий [характеру болезни]. [После назначения лекарства], очищающего [от ци жара], наступило улучшение. Хотя жар еще не прошел полностью, [но больной] все же остался жив. Ци почек в какие-то периоды была мутной, пульс каналов тайинь в коу 62 был редким. Это [происходило под влиянием] ци воды. Почки по своей сути управляют водой [в теле], поэтому таким образом я и постиг [суть болезни]. Если бы при лечении было упущено время, то начались бы чередования озноба и жара.

Как-то заболела тайхоу — супруга циского вана. Призвали меня, И. Я вошел [в ее покои], исследовал пульс и сказал: «В мочевом пузыре поселилась болезнь фэндань и вызывает затруднения при большом и малом отправлениях, моча красная [от крови]». Я, И, напоил [больную] горячим отваром хоци. Один раз она выпила [лекарство], и гут же [возобновились] отправления спереди и сзади. Второй раз выпила, и болезнь закончилась, мочеиспускание стало как прежде. Болезнь получена от того, что при мочеиспускании пот тек ручьями, [и ее продуло]. Когда для мочеиспускания человек снимает одежду и на теле высыхает пот, [он заболевает]. Я потому понял болезнь супруги циского вана, что, исследуя ее пульс и прощупывая его в [области] коу на [канале] тайинь, [обнаружил] ци «влажного ветра». Правила для пульсов гласят: «Когда при глубоком [прощупывании] пульса он большой и крепкий, а при поверхностном он большой и туго связанный, основная [причина] болезни находится в почках». При прощупывании пульса почек, наоборот, пульс оказался большим и возбужденным. У тех, у кого [пульс] большой, [вредоносная] ци [находится] в мочевом пузыре. У тех, у кого [пульс] возбужденный, внутри имеется жар, и моча [поэтому] красная [от крови].

Цао Шань-фу из квартала Чжанъу в [столице] княжества Ци заболел. Я, И, изучил его пульс и сказал: «[У вас] в легких болезнь сяодань 64, вдобавок [вы чувствуете] то холод, то жар». Тогда же [я] сказал его близким: «Он умрет, [болезнь] неизлечима. Ухаживайте за ним, но эту [болезнь] врачи не могут лечить». Правила для пульсов гласят: «При этой болезни через три дня будет помешательство, он станет в бессознательном состоянии вставать и ходить, захочет [куда-то] бежать, а через пять дней скончается». Именно в указанный срок он и умер. Болезнь у Шань-фу возникла от сближений [с женщинами] во внутренних [покоях] после приступа гнева. [258] Я потому понял болезнь Шань-фу, что, когда я, И, прощупал его пульс, [оказалось, что] ци легких указывала на жар. Правила для пульсов гласят: «Когда пульс неровный и не ударяет [с силой, значит], телу нанесен вред». В этом [случае] в некоторые из пяти органов цзан, от верхних до отдаленных [нижних], уже пришла болезнь. Поэтому, когда я прощупывал пульс, он оказался неровным и прерывистым. Когда [пульс] неровный, кровь не находится в [надлежащем] ей месте. Когда [пульс] прерывистый и временами беспорядочный, [удары] приходят вместе и сталкиваются, а внезапно [пульс становится] то возбужденным, то большим. В этом случае [течение ци] в двух каналах ломай, [печени и легких], прерывается. Поэтому [больной] умирает и его нельзя вылечить. Когда [к болезни легких] добавляется [лихорадочное состояние, при котором бросает] то в холод, то в жар, можно говорить о том, что у этого человека [еще и болезнь] шидо 65. При болезни шидо вид [у больного, как у] мертвого. Когда вид [как у] мертвого, [болезнь] нельзя [лечить] посредством прижигания, [использовать] заостренные каменные иглы или давать пить сильнодействующие лекарства. Еще до того как я отправился осматривать [больного], старший лекарь княжества Ци исследовал болезнь Шань-фу и прижигал [точку] устья ножного канала шаоян и давал ему пить пилюли банься. У больного тут же возник сильный понос и появилась пустота в животе, затем [этот лекарь] стал прижигать [точку] на [ножном] канале шаоинь [почек] и тем самым серьезно повредил янскую ципечени. Так [количество изначальной] ци 66 больного значительно уменьшилось, и из-за этого добавилась лихорадка. Через три дня у него должно было наступить помешательство, поскольку одно ответвление [канала] печени, образующее связь с [ножным каналом] янмин [желудка] ниже соска [груди], оборвалось. Из-за того, что связь прервалась, открылся [путь проникновения ци болезни] в канал янмин [желудка]. Когда канал янмин повреждается, сразу должно наступить помешательство и [желание куда-то] бежать. Теперь относительно смерти через пять дней: [места проявления пульсов] печени и сердца расположены друг от друга на [расстоянии в] пять фэней, и поэтому считается, что через пять дней [изначальная ци] истощается. Когда она истощится, [больной] тут же умирает.

Как-то у циского чжунвэя Фань Мань-жу появилась боль внизу живота. Я, И, исследовал его пульс и сказал: «[В животе у вас] образовались скопления и уплотнения». Я тогда заявил циским тайпу [259] Жао и нэйши Яо: «Если чжунвэй не избавится [от пристрастия к вину и] не приостановит [посещения женщин] во внутренних [покоях], то в течение тридцати дней умрет». По прошествии двадцати с небольшим дней [начались] кровотечения при мочеиспускании и он умер. Его болезнь объясняется [излишествами в] питье вина и [неумеренностью в посещении] внутренних покоев. Я потому понял болезнь Фань Мань-жу, что, прощупывая пульс, обнаружил, что он глубокий, маленький и слабый. [Эти три признака пульса] внезапно объединялись в одном [месте], и это было от ци [болезни] селезенки. Когда пульс приходил в [точку биения] коуци на правой [руке], он был напряженный и маленький, что указывало [на наличие] ци уплотнения [в животе]. Поскольку [известен] порядок взаимодействия друг с другом [цзан68, то [я сказал], что смерть [наступит] через тридцать дней. Если все три вида иньских пульсов вместе соединяются [и проявляются], будет то, о чем [гласят] правила для пульсов: «Если все [эти три вида пульса] соединяются [и проявляются], в [более] короткий срок [может] решиться [вопрос о жизни и смерти больного]. Когда [три пульса] вместе соединяются [и проявляются] и [пульс] прерывистый, [конец жизни] близок». Поэтому когда три иньских [пульса] соединились, [появилась] кровь в моче, как прежде и было определено.

[Как-то] заболел советник Янсюй-хоу 69 [по имени] Чжао Чжан. Пригласили меня. Все лекари считали, что у него [ци] холода попала внутрь. Я, И, проверив пульс [больного], сказал: «[Это болезнь] дунфэн» 70. При [болезни] дунфэн питье и пища, проходя через глотку вниз, сразу же выходят, не задерживаясь. Наставления [пульсологии] гласят: «[При такой болезни] смерть наступит через пять дней». Но прошло десять дней, и только тогда он умер. Болезнь была получена от вина. Я, И, потому понял [суть] болезни Чжао Чжана, что после изучения его пульса обнаружил, что он был «скользким». Это [проявление] ци ветра внутри. Когда пища и питье, проходя в глотку, сразу же выходят, не задерживаясь, правило такое, что смерть наступит через пять дней. Все это — [согласно] правилу [количества] фэней в пределах [области проявления пульса, изложенному] ранее. Но прошло десять дней, и только тогда он умер. Этот человек [прожил] дольше срока потому, что любил [питаться] рисовой кашицей. Поэтому его «среднее хранилище» 71 было полно. Раз «среднее хранилище» было заполнено, срок [жизни] был продлен. Учитель [Ян Цин] говорил: «Когда [больной [260] может] принимать пищу, срок [жизни] продляется. Когда не [может] принимать пищу, умирает раньше срока».

[Как-то] заболел Цзибэй-ван 72. Призвали меня, И, изучить его пульс. [Я] сказал: «У него [болезнь] цзюэ от ветра и в грудной клетке переполненность» 73. Тогда [я] приготовил для него лекарственную настойку на вине. [Он выпил] полных три даня [лекарства], и болезнь закончилась. Он получил ее от того, что потный лежал на земле. Я, И, потому понял болезнь Цзибэй-вана, что, когда я исследовал его пульс, [обнаружилась] ци ветра, а пульс сердца был мутным [и беспорядочным]. Правила [диагностики] болезней гласят: «Когда вредоносная ци входит в янские [внешние части тела], янская [защитная ци] истощается и иньская ци входит [в тело]». Когда иньская [ци] входит и распространяется, [эта] ци холода поднимается вверх, а ци жара идет вниз. Поэтому в грудной клетке [возникает] переполненность. [Человек] потный лежал на земле. Когда я прощупывал его пульс, [обнаружилось], что в ци [пульса] имеется иньская [вредоносная ци]. Когда есть иньская [ци, значит], болезнь уже вошла внутрь [тела]. [Настойка на вине] вывела [вредоносную ци холода] вместе с влагой [пота].

[Как-то] заболела Чу У из северного дворца [императрицы], жена циского сыкуна Мина. Все лекари посчитали, что [вредоносная ци] ветра проникла внутрь [тела] и основная [причина] болезни находится в легких, и [тогда] ей сделали уколы в [точки] ножных каналов шаоян. Я, И, изучил ее пульс и сказал: «Она страдает [болезнью] цишань 74, которая поселилась в мочевом пузыре. У нее затруднения при отправлениях спереди и сзади, и моча красная [от крови], а когда больная встретилась с ци холода, [появилось] недержание мочи. Это привело к тому, что живот у нее раздулся». Болезнь Чу У была вызвана тем, что она хотела помочиться, но терпела — из-за того, что была [с мужчиной] во внутренних [покоях]. Я потому понял болезнь Чу У, что, когда прощупал ее пульс, он был большим и полным. Приходил он с трудом. Это [указывало на] возбуждение [ци в ножном канале] цзюэинь. Когда пульс приходит с трудом, [значит], ци [болезни] шань поселилась в мочевом пузыре. О том, почему раздувается живот, скажу: [причина в том], что ответвления ло [каналов] цзюэинь сплетаются в нижней части живота. Когда в [каналах] цзюэинь имеются нарушения, [в местах] сплетения каналов [ло] появляется возбуждение. Когда появляется возбуждение, живот раздувается. Я сделал прижигание на ногах [в точках] на каналах цзюэинь, слева и справа на каждой [261] [ноге] по одному разу. Недержание мочи прекратилось, а моча стала чистой, и боль в нижней части живота прекратилась. Затем я дополнительно приготовил отвар хоци, чтобы [больная] пила его. Три дня [она пила лекарство], и [вредоносная] ци [болезни] цишань рассеялась, и тогда произошло выздоровление.

Кормилица покойного Цзибэй-вана 75 пожаловалась мне на жар в ступнях и тоску [в сердце] 76. Я, И, сказал: «[Это болезнь] цзюэ от жара». И трижды сделал ей уколы в [точки] в середине стоп каждой [ноги], прижимая [пальцем] место укола, чтобы не дать выйти крови. Болезнь немедленно прекратилась. [Эта] болезнь наступила от сильного опьянения.

[Как-то] Цзибэй-ван позвал меня проверить пульс у его служанок. Когда дошла очередь до служанки Шу, то Шу [сказала], что она здорова. Но я, И, сказал смотрителю женских покоев: «У Шу повреждена селезенка. Ей нельзя исполнять тяжелую работу. Согласно [медицинским] канонам, весной у нее будет рвота с кровью и она умрет». Я, И, спросил вана: «Какие таланты есть у служанки Шу?» Ван ответил: «Она любит со знанием дела выполнять [свою работу] и во многом искусна и умела. За что ни возьмется, [тщательно] изучит [старые] приемы [работы] и внесет новое. В прошлом году я купил ее у [одного] человека, отдав четыре миллиона семьсот тысяч [монет] за четырех девушек, одна под стать другой». Ван спросил: «Неужели она заболела?» Я ответил: «Болезнь у Шу серьезная и относится к категории смертельных». Ван призвал Шу, чтобы посмотреть на нее. Поскольку цвет лица у нее не изменился, [ван] посчитал, что я был не прав, и не продал ее кому-нибудь из чжухоу. Наступила весна. [Однажды] Шу, держа обеими руками меч, сопровождала вана, когда он шел в туалет. [Потом] ван ушел, а Шу отстала от него. Ван приказал человеку позвать ее, и тогда [оказалось], что она лежит [без сознания] возле туалета. [У Шу] началась рвота с кровью, и она умерла. Болезнь возникла от проливного пота. Когда пот течет ручьями, по медицинским канонам, внутри [тела] развиваются серьезные [болезни и повреждается селезенка]. [При этом] волосы [остаются] блестящими и цвет [лица] яркий, а пульс не ослабленный. Это также [одна из] болезней от преград внутри [тела].

Циский чжундафу страдал из-за гнилого зуба. Я, И, сделал ему прижигание на левой [руке в точке] на канале янмин толстого [кишечника]. Тогда же приготовил горячее питьекуцань 77, чтобы он каждый день полоскал [рот] тремя шэнами [лекарства]. Через [262] пять-шесть дней болезнь закончилась. Она появилась от ветра и от того, что [чжундафу] спал с открытым ртом, [а также] от того, что он не полоскал [рот после еды].

Мэйжэнь Цзычуань-вана была беременна, но никак не могла разродиться. Пришли и позвали меня. Я, И, отправился к ней и дал выпить одну щепоть лекарства ландан из скополии. Пить его надо было с вином. Она тут же разродилась. Я снова проверил ее пульс, и он был беспокойным. Когда пульс беспокойный, значит, у нее еще осталась болезнь. [Я] сразу же дал ей выпить одну порцию сяоши. Показались сгустки крови. [Эти] сгустки крови были похожи на горошины, и их было примерно пять-шесть штук.

[Как-то] слуга секретаря циского чэнсяна сопровождал [своего хозяина] на аудиенцию, и они прибыли во дворец. Я, И, увидел, что он ест [что-то] за воротами, и издали рассмотрел, что цвет его [лица указывает] на наличие ци болезни. Я сразу сказал [об этом] евнуху, которого звали Пин. Пин любил заниматься [изучением] пульса, и этому он учился у меня. Я, И, тогда указал ему на болезнь слуги секретаря, сказав: «Это повреждение селезенки от [вредоносной] ци. К весне диафрагма будет загорожена и не будет свободного прохода [для ци]. [Больной] не сможет ни есть, ни пить. По канонам [медицины], летом начнется понос с кровью, и он умрет». Евнух Пин тогда пошел доложить об этом сяну, сказав при этом: «У слуги вашего секретаря есть болезнь, болезнь тяжелая, [он] умрет, и срок уже назначен». Господин сян спросил: «Как вы узнали об этом?» [Пин] ответил: «Когда вы прибыли ко двору на [утреннюю] аудиенцию, слуга вашего секретаря все время [что-то] жевал за воротами. Когда [Я], Пин, стоял [там] вместе с Цан-гуном, он указал [мне], Пину, [на слугу] и сказал, что от болезни, подобной этой, умирают». Сян тут же призвал секретаря и, обращаясь к нему, спросил: «Ваш слуга болен или нет?» Секретарь ответил: «Слуга не болен, в его теле [ничего] не болит». Наступила весна, и [слуга] действительно заболел. Когда пришла четвертая луна, [начался] понос с кровью, и он умер. [Я] узнал болезнь слуги по тому, что [вредоносная] ци селезенки, циркулируя [везде], перешла на уцзан. При повреждениях [уцзан признаки болезни] попеременно [проявляются в каждой соответствующей] области [на лице], и [эти области] соприкасаются, поэтому при повреждении селезенки [появилась особая] окраска [кожи лица]. Издали [цвет кожи лица] кажется мертвенно-желтым, а если [внимательно] изучить, то подобен сине-зеленому [цвету] отмершей травы. Простые лекари не знают [263] [этой болезни] и считают, что она от больших червей (аскарид). Они не понимают, что поражена селезенка. [Я узнал, что] больной умрет к весне потому, чтоци [болезни] желудка [и селезенки проявилась] в желтой [окраске лица]. Когда [кожа лица] желтая — это [проявление] ци [стихии] Земли. [Стихия] Земли не одолевает [стихию] Дерева, поэтому с приходом весны [больной] умирает 79. О том, почему с приходом лета [больные] умирают, правила для пульсов гласят: «Когда болезнь тяжелая, но [характер] пульса соответствует [сезону] и он чистый, [без вредоносной ци], то говорят, что это [болезнь] нэйгуань». При болезни нэйгуань человек не понимает, что у него болит, и на сердце у него беспокойно, но оно не болит. Если же к этому добавляется [еще] какая-то болезнь, то смерть наступает в середине весны. Когда [больной] спокоен и послушно [следует природе], то и [жизнь] продляется на один сезон. Он потому умер в четвертую луну, что когда [я] его обследовал, [то нашел, что он] спокойный и послушно [следующий природе]. [Этот] спокойный и послушно [следующий природе] человек еще [к тому же] был упитанным. Болезнь слуги возникла от неоднократного проливного пота. Он [что-то] поджаривал [и перегревался у] огня и, выходя [наружу], подвергался воздействию сильного ветра.

[Как-то] заболел Цзычуань-ван. Призвали меня, И, исследовать его пульс. [Я] сказал: «[Это болезнь] цзюэ. В верхних [частях тела] тяжесть. Голова болит, в теле жар, и это вызывает у человека беспокойство и тоску». Я тогда стал, поглаживая, [смачивать] его голову холодной водой, [а затем] сделал уколы [в точки] ножных каналов янмин слева и справа на каждой [ноге] по три раза. И болезнь тут же прекратилась. Болезнь появилась из-за того, что, когда [ван] помылся, но волосы еще не высохли, он лег спать. [Я] провел диагностику, как было [указано] выше, и [определил болезнь как] цзюэ — по тому, что [вредоносная ци] жара [пошла вспять] от головы и дошла до плеч.

[Как-то] на пир в доме Хуан Чан-цина, старшего брата циского вана Хуан-цзи, были приглашены гости. Позвали и меня, И. Когда все гости сели, но еще не подали наверх [в зал] еду, я посмотрел издали на младшего брата супруги вана Сун Цзяня и сказал ему: «У вас есть болезнь, она пришла четыре или пять дней назад. У вас в пояснице и ребрах боль, и вы не можете согнуться и разогнуться. У вас также затруднения при малом отправлении. Если срочно не лечить, то [вредоносная ци] болезни тут же войдет [внутрь тела] и будет увлажнять почки. [Надо] настигнуть ее, пока она еще не [264] поселилась в уцзан, и быстро лечить Пока недуг гостит во влаге [вокруг] почек, это то, что называется болезнью би почек». Сун Цзянь ответил «Вы правы, у меня, Цзяня, некоторое время назад появилась боль в пояснице и позвоночнике Четыре-пять дней тому назад погода была дождливая и все зятья из рода Хуан пришли увидеться со мной, Цзянем, в моем доме и стали укладывать каменный фундамент для амбара. Когда они перетаскивали [камни], [я], Цзянь, также захотел потягаться с ними. Попробовал, [однако] смог только приподнять [камень] и снова поставил его. Вечером [у меня] заболели поясница и позвоночник, [я] не мог помочиться, и до нынешнего времени мне так и не стало лучше» Болезнь Цзяня возникла от того, что он любил поднимать тяжести. Вот как я узнал о болезни Цзяня Я, И, увидел цвет [его лица] В области тайян на лице [кожа у него была] сухая. Выше области почек и ниже границы [области] поясницы [на лице были] сухие места [справа и слева в верхней части щек, размером] в четыре фэня. Поэтому [я] и узнал, что четыре-пять дней тому назад появилась [болезнь]. Я тогда приготовил слабый отвар [лекарства], с тем чтобы Цзянь принимал его. [Прошло] примерно восемнадцать дней, и больной поправился.

Как-то заболела служанка Цзибэй-вана [родом из княжества] Хань. В пояснице и спине была боль, [ее бросало] то в холод, то в жар. Все лекари считали, что это лихорадка. Я, И, изучил ее пульс и сказал «[Это болезнь] от холода внутри, месячные не приходят». Тогда [я] пропитал лекарством [ее иньские органы], и сразу же [месячные] пошли, и болезнь закончилась. Болезнь возникла от того, что она желала [близости] с мужчиной, но не могла ее получить. [Я] потому понял болезнь служанки Хань, что, когда я изучал ее пульс и прощупывал его, пульс почек был шероховатым и не связанным. Когда пульс шероховатый и не связанный, он приходит с трудом и твердый. Поэтому [я] и сказал: «Месячные не приходят». Пульс печени был напряженный и проявлялся на левом [запястье] в [области] коу. Поэтому я сказал: «Желала [близости] с мужчиной, но не могла ее получить».

В городе Линьцзы женщина из квартала Фаньли по имени Бо У тяжело заболела. Множество лекарей считали, что у нее тяжелая лихорадка, от которой она должна умереть, и что [болезнь] неизлечима. Я, И, исследовал ее пульс и сказал: «[У нее] жаоцзя». При этой болезни живот увеличивается, на коже желтизна, и [она становится] грубой, а когда проводишь [рукой по больному месту, то человек] испытывает страдания. Я [дал ей] питье, в котором была [265] одна щепоть [травы] юаньхуа. Тогда вышло несколько шэностриц, и болезнь закончилась. Через тридцать дней [здоровье ее] уже стало как прежде. Заболевание острицами произошло от холода и влажности. Когда ци холода и влажности скапливается в глубине [тела] и не распространяется, она превращается в червей. Я, И, потому понял болезнь Бо У, что, когда [я] ощупывал у нее пульс в [области] чи, [кожа там была], как канат, колючая и шероховатая, а волоски [на коже] красивые снизу доверху. [Все] это от ци червей. А свежий цвет [лица означает, что] внутри [тела] в органах цзан не было вредоносной ци и тяжелой болезни.

Когда циский сыма Чунь Юй заболел, я, И, прослушал его пульс и сказал: «[У вас], должно быть, болезнь дунфэн. Состояние при болезни дунфэн такое, что питье и пища идут вниз в глотку, и сразу [после этого возникает] понос. [Эта] болезнь получена от переедания и быстрого движения [после еды]». Сыма Чунь Юй сказал: «В доме нашего вана[меня] накормили лошадиной печенкой. [Я] поел досыта и переел, а тут смотрю — несут вино, тогда поспешно ушел оттуда и быстро домчался до [своего] дома. Тут же возник понос, и [он был] несколько десятков раз». Я, И, сказал: «Приготовьте рисовый отвар с лекарством хоци и пейте его. Пройдет семь-восемь дней, и должно наступить выздоровление». В это время рядом находился лекарь Цинь Синь, и, когда я, И, ушел, Синь обратился к стоявшему тут же дувэю Гэ: «Какая же, по мнению И, болезнь у сымаЧунь Юя?» Тот ответил: «Он считает, что это болезнь дунфэн и ее можно лечить». Синь тогда засмеялся и сказал: «Он ничего не понял. Болезнь сыма Чунь Юя такова, что по правилам [медицины] он должен умереть через девять дней». Но прошло девять дней, и он не умер. [Тогда] его домашние снова призвали меня. Я, И, отправился туда узнать [о состоянии больного]. Все полностью совпадало с [моим] диагнозом. Я тогда приготовил тот же отвар риса с лекарством хоци и предписал принимать его. Через семь-восемь дней болезнь закончилась. Я потому понял [эту болезнь], что, когда исследовал пульс и прощупывал его, он полностью соответствовал [принятым] нормам [для этой болезни]. Его болезнь [и пульс находились] в благоприятном соответствии. Поэтому больной и не умер.

Приближенный циского [ваначжунлан По Ши заболел. Я, И, исследовал его пульс и сказал: «Повреждены легкие. [Эту болезнь] нельзя лечить. Через десять дней, в деньдинхай 80 в моче появится кровь, и он умрет». Когда прошло одиннадцать дней, в моче [266] [больного появилась] кровь, и он умер. Болезнь у По Ши случилась из-за того, что он упал с лошади на камни. А вот то, почему я распознал болезнь По Ши: когда щупал его пульс, оказалось, что там имеется иньская ци легких. [Пульс] приходил рассеянный. Он приходил многими путями и не был одинаков [при вдохе и при выдохе]. [Белый] цвет [лица] также [указывал] на превосходство [сердца над легкими] 81. Я потому узнал о его падении с лошади, что когда прощупывал, то пульс был чуждый, [противоположный] иньскому. Чуждый иньскому [янский] пульс входил внутрь, в пустоту, и он побеждал пульс легких. Когда пульс легких рассеянный, [первоначальный] устойчивый цвет [лица] изменяется, [так как сердце] побеждает [легкие]. Я не точно определил срок его смерти, поскольку [мой] учитель говорил: «Когда больной [может] принимать пищу, срок [жизни] становится больше [того, который установлен правилами]. Когда он не [может] принимать пищу, то не [доживает] до срока». Этот человек любил просо шу. Просо шу — наиболее желательная [пища для] легких, поэтому срок [жизни] был продлен. Относительно причин появления крови в моче «Правила диагностики по пульсу» гласят: «Когда больной заботится [об иньском в себе] и любит иньское, это приближает смерть. Когда заботится [о янском в себе] и любит янское, это отдаляет смерть». Этот человек любил [покой] и сам по себе [был] спокойный, неторопливый, подолгу спокойно сидел и спал, прислонившись к столику. Поэтому [у него] кровь стала вытекать из нижних [частей тела].

[Как-то] заболел лекарь циского вана [по имени] Суй. Он сам расплавил пять минералов 82, чтобы принимать лекарство из них. Я, И, отправился навестить его. Суй обратился [ко мне] и сказал: «[Я], недостойный, болен и буду счастлив, если вы осмотрите [меня], Суя». Тогда я осмотрел его и сказал: «Ваша болезнь от жара внутри. В „Рассуждениях [о лекарствах]» сказано: «Когда [болезнь] от жара внутри и [наблюдается] задержка мочеиспускания, нельзя принимать лекарство из пяти минералов». Минералы эти являются лекарством, действующим весьма бурно, и вы, принимая его, потеряли способность к частому мочеиспусканию. Немедленно перестаньте его принимать. [Судя] по цвету [лица], у вас развивается опухоль". Суй [на это] сказал: «Бянь Цяо говорил, что иньские минералы служат для лечения иньских болезней, а янские минералы служат для лечения янских болезней. Ведь [лекарственные] составы из лечебных минералов бывают с иньскими и янскими [свойствами стихий] Воды и Огня. Поэтому если жар внутри [в иньских [267] частях тела], тогда готовят слабый состав из иньских минералов и лечат им. Если холод внутри, тогда готовят сильный состав из янских минералов и лечат им». Я, И, [на это] сказал: «То, о чем вы рассуждаете, весьма далеко [от истины]. Хотя Бянь Цяо и говорил подобное, но обязательным является тщательная диагностика, начиная с измерений и отмериваний, установления правил и порядка, взвешивания на весах и безмене, соединения [воедино] нормы для цвета [лица] и пульса, внешнего и внутреннего, наличия избытка и недостатка, благоприятного и неблагоприятного. [Следует] проверять, находятся ли в соответствии друг с другом у [больного] человека [ритм] дыхания в движении и покое. Тогда можно оценивать [состояние больного]. В „Рассуждениях [о лекарствах]» говорится: «Когда янские недуги находят себе место внутри, [в иньских частях тела], а иньские проявляются в их соответствиях снаружи, [в янских частях тела], нельзя усиливать [болезнь применением] сильнодействующих лекарств и острых каменных игл». Ведь когда сильнодействующие лекарства проникают внутрь, вредоносная ци проявляется [и бесчинствует], а ци скоплений еще больше уходит вглубь. В «Правилах диагностики» говорится: «Когда [ци болезни] во вторых иньских [каналах шаоинь] дает отклик снаружи, а [ци болезни] первых янских [каналов шаоян83скапливается внутри, нельзя использовать сильнодействующие лекарства». Когда эти сильнодействующие лекарства попадают [внутрь тела], они приводят в движение янскую [ци]. [Тогда] иньская [ци] повреждается и все более слабеет. Янская [ци также] повреждается, и все более [заметно] проявляется [ее избыток]. Вредоносная ци, разливаясь потоком, циркулирует, создавая серьезные затруднения [для циркуляции здоровой ци] в точках [иглоукалывания шу]. [При этом] немедленно образуются нарывы". После того как [я], И, сказал [эти слова], прошло более ста дней, и, действительно, на груди [у Суя] появился нарыв. [Затем нарыв] вошел в надключичную ямку, и [Суй] умер. Это говорит о том, что [врачи], рассуждая в целом о теле [человека, должны] обязательно иметь [знания] канонических основ. Неискусный лекарь придерживается чего-то одного и не учится. Он путается в правилах [переплетения] узоров иньского и янского.

Когда циским ваном еще был Янсюй-хоу, он сильно заболел. Все лекари считали, что у него болезнь цзюэ. Я, И, исследовал его пульс и нашел, что это болезнь би. Корень ее находился справа под ребрами и был большой, как перевернутая чашка. Из-за этого [268] человек тяжело дышал, ци текла вспять, и он не мог есть. Тогда я [приготовил] рисовый отвар с лекарством хоци и дал ему выпить. [Через] шесть дней ци пошла вниз. После этого я велел дополнительно принимать лекарственные пилюли. Примерно через шесть дней болезнь закончилась. Болезнь вана возникла от [частых посещений] внутренних [покоев]. Когда я его обследовал, то не сразу мог распознать, [нарушениями в каких] каналах цзин объясняется [это заболевание]. Только в общих [чертах] понял местонахождение болезни.

Когда-то я, И, осматривал Чэн Кай-фана из квартала Удули в Аньяне 84. Кай-фан мне говорил, что не считает себя больным, но я сказал, что он страдает от болезни, [вызванной] сильным ветром. Через три года у него перестанут действовать руки и ноги, [болезнь] сделает его немым, и сразу после наступления немоты он умрет. Теперь я слышал, что руки и ноги Кай-фана не действуют, он онемел, но пока еще не умер. Болезнь у Кай-фана появилась из-за того, что он часто пил вино и сталкивался с [вредоносной] ци сильного ветра. [Я] потому распознал болезнь Чэн Кай-фана, что, когда обследовал его, [понял, что про такой же случай] в [книгах] Майшу и Цзикэ[шу] говорится: «Когда ци органов цзан друг другу противоречат, [больной] умирает». [Я] прослушал [его пульс], и оказалось, что [ци] почек идет против [ци] легких. Каноны гласят: «Смерть через три года».

[Как-то] заболел колесничий [ванагуншэн Сян Чу из квартала Фаньли в Аньлине. Я, И, изучил его пульс и сказал: «У него грыжа мушань». Грыжа мушань находится под диафрагмой, она поднимается вверх и связывается с легкими. Болезнь эта возникла от [неумеренности при посещении] внутренних покоев. Я обратился к нему [со словами]: «Остерегайтесь занятий тяжелым физическим трудом. Если будете выполнять тяжелую физическую работу, то обязательно [начнется] рвота с кровью, и вы умрете». [Однако] Чу после этого играл в ножной мяч, и в пояснице [у него развилась болезнь] цзюэ, [последовало] обильное потоотделение, и затем началась рвота с кровью. Я, И, вновь осмотрел его и сказал: «К вечеру завтрашнего дня вы умрете». [Чу] именно тогда и умер. Его болезнь возникла от [неумеренности при посещении] внутренних покоев. [Я] потому понял болезнь Сян Чу, что, когда прощупывал пульс, обнаружил, что [пульс] у него [иньский], чуждый янскому. [Поскольку пульс был] чуждый янскому и входил в пустоту, Чу на другой день [должен был] умереть. Когда [пульс], чуждый [269] [янскому], а [болезнь находится] в ответвлениях [каналов легких, значит], это грыжа мушань.

Я, И, говорю: «Других [людей], которых я осматривал и решал вопрос о сроке их смерти и жизни, и тех, кого я лечил и прекращал их болезни, наберется много. За давностью я очень [многих] забыл, не знаю этого во всей полноте и не осмеливаюсь отвечать [на вопросы об этих случаях]».

И был задан вопрос: «У тех больных, которых вы обследовали и лечили, было много одинаковых по названию болезней, но результаты обследования отличались, некоторые умирали, а некоторые не умирали. В чем же причина?» [Я] ответил: «Названий болезней много, они похожи друг на друга, и их трудно распознать, поэтому в древности совершенномудрые создали правила для [определения видов] пульса и по ним начинали [диагностику] с измерений и отмериваний, устанавливали порядок и норму, взвешивали на весах и безмене, проверяли со шнуром и тушью, регулировали иньское и янское. [Они] разделили пульсы людей [по типам] и каждому дали имя, привели их в соответствие с небесным и земным, сверили и соединили [с тем, что] в человеке. Именно поэтому [все] сто болезней разделены [по видам], чтобы [можно было] их различать. Владеющий искусством [врачевания] различает их. Не владеющий искусством — смешивает их. При этом „Правила для пульсов» нельзя [считать всегда] достаточно эффективными. [Нужно еще] обследовать заболевшего человека, с тем чтобы [установить и] измерить [особенности его пульса], и [лишь] тогда можно различать сходные по названию [болезни] и объявить, где находится [в теле] основная [причина] недуга. Ныне я, И, стал делать записи обо всех случаях постановки диагноза у тех, кого обследовал. Что касается того, как я различаю болезни, то я [использую] методы, которые получил от учителя, и следую им успешно. Учитель умер. [Поэтому, опираясь] на ранее составленные записи по диагностике [болезней, я стал] решать вопрос о сроках жизни и смерти [больного], рассматривать, как неудачные и удачные [случаи лечения] согласуются с [тем, о чем гласят] правила для пульсов. Поэтому теперь уже я стал разбираться [во всем этом]".

И был задан вопрос: «Из-за чего те сроки, которые определены для жизни и смерти больного, в некоторых случаях не соответствовали [действительности]?» Я ответил: «Это все от неумеренности в питье и пище, радости и гневе или оттого, что не пьют лекарство как должно или не делают иглоукалывание и [270] прижигание как должно. Из-за этого не умирают точно в [установленный] срок».

И был задан вопрос: «Когда [вы], И, уже научились узнавать [сроки] смерти и жизни больного, рассуждать о лекарствах, использовать их как должно, стали ли чжухоуваны и большие сановники обращаться [к вам] или нет? А когда заболел Вэнь-ван 85, то почему не просили [вас] осмотреть и лечить его?» [Я] ответил: «Чжао-ван, Цзяоси-ван, Цзинань-ван, У-ван 86 — все [они] посылали людей, которые приезжали и звали меня, но я, И, не осмеливался отправиться [к ним]. Когда заболел Вэнь-ван, моя семья была бедна и я хотел лечить людей, но, честно говоря, боялся, что чиновники назначат меня на должность [придворного лекаря] и задержат [во дворце]. Поэтому [я] переменил место жительства, переписал на соседей свое хозяйство, чтобы не заниматься им, и отправился странствовать по стране. Когда [я] навещал опытных лекарей, то подолгу служил им. Встречаясь с искусными учителями и служа им, [я старался] выяснить у них главные особенности [болезней] и полностью разобраться, оценить и усвоить смысл медицинских книг. Я поселился во владениях Янсюй-хоу и потому служил ему. [Когда] хоу отправился ко двору на прием, я, И, последовал за ним в Чанъань. Поэтому мне довелось осматривать [и лечить] аньлинского Сян Чу и других больных [при дворе]».

И был задан вопрос: «Знали ли вы, от чего возникла такая болезнь у Вэнь-вана, что он не поправился?» Я ответил: «Болезнь Вэнь-вана [я] не наблюдал, но как-то услышал, что Вэнь-ван страдал одышкой, у него болела голова и ухудшилось зрение. Я, И, обдумал это и счел, что [Вэнь-ван] не был болен. Полагаю, что тучность и накапливание [субстанции] цзин, когда само тело бездеятельно, а кости и мышцы не поддерживают его, является причиной одышки. [Это] не подлежит лечению [средствами] медицины. В „Правилах для пульсов» сказано: «В двадцать лет ци в каналах май [в расцвете], и нужно [быстро] бегать. В тридцать лет нужно быстро ходить, в сорок лет нужно спокойно сидеть, в пятьдесят лет нужно спокойно лежать, в шестьдесят лет и старше ци нужно глубоко хранить». Вэнь-вану было еще неполных двадцать лет, когда ци в каналах май [в расцвете] и нужно [быстро] бегать, а он был медлителен — в этом отклонение от Небесного пути и [смены] четырех времен [года]. Потом я услышал, что [придворный] врач сделал ему прижигание, и тогда [болезнь] стала серьезной. Это было ошибкой при определении болезни. Я, И, обдумал [это] и [271] считаю, что [у Вэнь-вана] дух шэнь и ци[дыхания] вступили в борьбу и вредоносная ци вошла [в тело]. Он в [свои] молодые годы не смог справиться с этим, поэтому и умер. Что касается того, что называют ци[каналов май], то нужно регулировать питье и пищу, выбирать спокойные [безоблачные] дни, чтобы ехать в повозке [или] ходить пешком с чистыми устремлениями, чтобы держать в норме сухожилия, кости, мышцы и кровеносные сосуды и чтобы вытекала [избыточная] ци [по каналам май]. Поэтому, когда [человеку] двадцать лет — это называют «[возрастом] легких перемен». По правилам не следует [в этом возрасте использовать для лечения] каменные иглы и прижигание. Каменные иглы и прижигание доходят до ци и преследуют [изгоняют] ее".

И был задан вопрос: «У кого [ваш] учитель Цин получил [знания по медицине]? Был ли он известен в Ци [среди] чжухоу!» [Я, И], ответил: «Не знаю, у кого учился Цин. Семья Цина была богатой, он был искусен в медицине, но не хотел лечить болезни у людей, потому он не был известен. Цин еще предупреждал меня: „Постарайся, чтобы мои сыновья и внуки не узнали, что ты обучался у меня врачебному искусству».

И был задан вопрос: «Каким же образом учитель Цин встретился с [вами], И, полюбил [вас] и захотел обучить всему во врачебном искусстве?» [Я, И,] ответил: «[Сначала] я не знал, что учитель Цин был знатоком врачебного искусства. [Я] узнал о Цине, поскольку в молодые годы питал склонность ко всевозможным медицинским рецептам и предписаниям. Я испытал на практике рецепты [Цина], и многие из них оказывали самое наилучшее воздействие [на больных]. Я, И, прослышал о том, что Гунсунь Гуан из квартала Танли в Цзычуане искусно применяет рецепты, которые передавались [из поколения в поколение] с древних времен. Тогда я отправился к нему, чтобы с ним познакомиться. Мне удалось увидеться с ним, я ему служил и получил от него рецепты для изменения иньской и янской [ци в организме] и методы [лечения], которые передаются изустно. Я воспринял все это и записал. Я захотел до конца овладеть другими тонкими искусствами. Гунсунь Гуан сказал [мне]: „Мои рецепты этим исчерпываются. Я ничего не пожалел для вас. Я уже дряхл, и незачем [вам] больше служить [мне]. Те чудесные способы [лечения], которые я освоил в молодом возрасте, я все передал вам, [но] не надо обучать [этому других] людей». Я, И, сказал: «Очень счастлив, что мне удалось встретиться [с вами], служить [вам], ухаживать [за вами], находиться при вас[272] и получить все секретные рецепты. Никогда я не осмелюсь безрассудно передавать [их другим] людям». Прошло какое-то время. Гунсунь Гуан жил на покое, а я углублялся в анализ [книг] по искусству врачевания. [Гунсунь Гуан] заметил в моих речах тонкое [понимание медицины], выработанное в ста поколениях. Учитель Гуан обрадовался и сказал: «Вы непременно станете [известным] в стране специалистом. Все хорошие, по моему [мнению, врачи, находятся] далеко, [кроме моего] единоутробного брата, живущего в Линьцзы. По своим способностям к [врачебному] искусству я уступаю ему. Его искусство совершенно удивительно, но в мире оно никому не известно. Я уже в зрелые годы захотел овладеть его искусством, но Ян Чжун-цин 87 не согласился [меня обучать]. Он сказал: „Ты не тот человек». Мы вместе с вами отправимся к нему. Он должен узнать о вашей любви к [врачебному] искусству. Это уже старый человек, и в его семье достаток и богатство". Прошло время, но мы так и не поехали, а тут как раз прибыл сын [Чжун Цина] Ян Инь, чтобы подарить [вану] коня. При содействии учителя Гуана [Инь] привел коня в резиденцию вана, а [я], И, смог установить добрые отношения с Инем. Гуан представил [меня] Иню и сказал: «И искусен в расчетах [сроков жизни и смерти]. Вы должны относиться к нему с уважением. Он [обладает] ученостью совершенномудрых людей». Тогда было написано письмо, в котором [меня], И, рекомендовали Ян Цину. Так [я] и узнал Цина. Я с почтением служил Цину, поэтому он и ценил [меня]".

И был задан вопрос: «Были ли [среди] чиновников и народа [такие люди], которые посвящали себя изучению [ваших], И, методов [лечения], целиком и полностью овладели [вашим] искусством? Из каких уездов и деревень [были эти] люди?» [Я, И,] ответил: «В Линьцзы [был] человек [по имени] Сун И. Он стал [у меня] учиться, и я обучал его год с лишним диагностике по пяти [цветам лица]. Цзибэй-ван прислал [ко мне] учиться главных лекарей Гао Ци и Ван Юя. Я, И, обучал их больше года тому, как в верхних и нижних [частях тела располагаются] каналы цзинмай и [где] сплетаются непарные [каналы] с [каналами] ло. Объяснял, где расположены точки [для иглоукалывания], как циподнимается вверх и идет вниз, выходит и входит [в каналы], как [различить] вредоносную и здоровую [ци], [когда она] идет вспять или в правильном [направлении], как следует заточить камень и определить места [для укола] каменной иглой и для прижигания. Во время [правления] Цзычуань-вана [ко мне] послали тайцан мачжана [по имени][273] Фэн Синь [с просьбой обучить его] искусству [врача]. Я, И, обучил его приемам массажа: в [направлении], обратном [направлению течения ци], и по течению; объяснил методы лечения лекарствами; [научил] определять [каждый из] пяти вкусов 88, [а также] приемам составления рецептов [и приготовления лекарственных] отваров. [Однажды] пришел ко мне учиться Ду Синь, управляющий в семье Гаоюн-хоу, который любил [исследовать] пульс. Я, И, учил его больше двух лет [расположению] каналов цзинмай в верхней и нижней [частях тела] и диагностике по пяти [цветам лица]. Приходил учиться Тан Ань из квартала Чжаоли в Линьцзы. Я обучил его диагностике по пяти [цветам лица], [расположению] каналов цзинмай в верхней и нижней [частях тела], „Необыкновенному [искусству диагностики] по звукам» и [самому] важному в соответствии [ци] четырех времен [года] иньского и янского [каналов цзинмай]. Он еще не кончил [учение], а его уже назначили на должность придворного врача циского вана".

И был задан вопрос: «Исследуя больных и решая [вопрос] о смерти и жизни, можно ли полностью быть свободным от ошибок?» Я, И, ответил: «Когда [я], И, принимаю больного человека, то обязательно сначала прослушиваю его пульс и только [после этого начинаю] лечить. Того, у кого [пульс] слабый и [по своим признакам] противоположный [характеру болезни], нельзя лечить. [Можно] лечить только того, у кого [пульс] соответствует [характеру болезни]. Когда сердцем не [чувствуешь] тонко пульс того, кому [определяешь] срок смерти и жизни, и определяешь, можно ли его лечить, время от времени ошибаешься. Я, И, не могу полностью [избежать ошибок]»».

Я, тайшигун, скажу так.

Когда женщина, красавица она или уродина, появляется в [хоу]гуне, она вызывает зависть; когда чиновник, мудрый он или бесталанный, попадает ко двору, к нему относятся с предубеждением. Потому-то и Бянь Цяо, при всем его [врачебном] искусстве, навлек на себя несчастье, а Цан-гун, заметая следы, скрывался, и его должны были подвергнуть [телесному] наказанию. [Только когда] Ти-ин передала [императору] письмо в один чи, ее отец обрел спокойствие. Поэтому Лао-цзы и говорил: «Прекрасное [в человеке] и [его] таланты — это свойства, предвещающие несчастье» 89. Разве это сказано не о Бянь Цяо и таких, как он? Что же касается Цан-гуна, то можно сказать, что он оказался в похожем положении.

Top
 
 

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Карта сайта   "ABIRUS" Project © All rights reserved
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования